Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Волкова А.В. ЦИФРОВОЙ ГЕЙМИНГ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(76). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 41-48.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦИФРОВОЙ ГЕЙМИНГ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Волкова Анна Владимировна

бакалавр филологических наук Российского Университета Дружбы Народов

РФ, г. Москва

DIGITAL GAMING AND CHILD DEVELOPMENT: A GUIDE FOR PARENTS AND EDUCATORS

 

Anna Volkova

Bachelor of Philological Sciences, Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Современная социально-культурная динамика выдвигает новые вызовы для развития коммуникативных и эмоциональных навыков у детей и подростков, в контексте которых особое место занимает гейминг. Вовлеченность в игровые процессы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое развитие молодого поколения, что требует более глубокого понимания и исследования данной сферы. Объект исследования – влияние гейминга на эмоциональное и социальное развитие детей и подростков. Предмет – методы и подходы к формированию здорового отношения к игровой деятельности. Цель исследования – выявить, как гейминг может способствовать развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, а также определить потенциальные риски и разработать рекомендации для родителей и педагогов. Методы исследования включают анализ научной литературы, опросы и интервью с родителями, детьми и специалистами, а также моделирование педагогических ситуаций. Научная новизна заключается в разработке комплексного подхода к интеграции гейминга в систему воспитания и образования с акцентом на его положительные аспекты и минимизацию рисков.

ABSTRACT

This paper explores the multifaceted role of digital gaming in the development of children and adolescents, with a particular focus on the perspectives of both parents and educators. Through a comprehensive analysis of current literature, case studies, and firsthand accounts, we examine the challenges and opportunities presented by digital gaming. The study highlights the importance of understanding and engaging in children's gaming experiences, the impact of gaming on family dynamics and communication, and the potential educational and cognitive benefits of gaming when integrated into pedagogical practices. Recommendations are provided for parents and educators on fostering healthy gaming habits, setting boundaries, and encouraging a balanced lifestyle that includes sleep, study, physical activity, social interaction, and gaming. The paper aims to contribute to the ongoing dialogue on how digital gaming can be harnessed as a positive force in children's lives, emphasizing the need for a collaborative approach between parents and educators to navigate the complexities of the digital gaming landscape.

 

Ключевые слова: гейминг, социальное и эмоциональное развитие, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, психолого-педагогические подходы, родительское руководство, адаптация в современном мире.

Keywords: Digital Gaming, Child Development, Parental Engagement, Educator Strategies, Gaming Habits, Family Dynamics, Educational Benefits, Cognitive Development, Balanced Lifestyle, Parent-Educator Collaboration.

 

В последние десятилетия цифровой гейминг стал неотъемлемой частью жизни многих детей, занимая значительное место в их ежедневных развлечениях и обучении. Это обусловлено не только широким доступом к разнообразным игровым платформам и устройствам, но и растущим признанием позитивного влияния игр на развитие когнитивных и социальных навыков.

Исследования показывают, что гейминг может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое состояние детей. С одной стороны, игры могут способствовать улучшению психического здоровья и благополучия, развивая положительные эмоции, вовлеченность, отношения, смысл и достижения, как указано в исследовании, опубликованном в Frontiers in Psychology. Это исследование подчеркивает потенциал игр в улучшении умственного благополучия через способствование развитию положительного функционирования и социального взаимодействия.

Игры стимулируют развитие многозадачности, улучшают внимание и концентрацию, а также способствуют развитию командного взаимодействия и креативного мышления. Они могут служить инструментом для обучения через игровую форму, улучшая учебные навыки и предоставляя образовательный контент в захватывающей форме.

Детей видеоигры привлекают возможностью погружения в различные миры, предоставляя уникальные испытания и возможности для самовыражения. Они позволяют детям испытывать ощущение достижений и улучшать навыки решения проблем.

С другой стороны, есть исследования, указывающие на риски, связанные с играми, включая увеличение агрессивного поведения и проблемы с вниманием у детей, которые проводят много времени за играми. Например, исследование, опубликованное на сайте Science Translated, показало, что длительное время, проведенное в играх, может повысить уровень агрессии и спровоцировать депрессию, тревожность и снижение академических успехов.

Родители и педагоги также выражают обеспокоенность по поводу возможного негативного влияния гейминга на детей. К основным опасениям относятся риск развития зависимости от игр, негативное воздействие на физическое здоровье, связанное с малоподвижным образом жизни, а также возможные проблемы с социальными навыками, особенно у детей, проводящих много времени в виртуальных мирах, что может ограничивать их общение в реальной жизни.

Одной из главных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является нахождение баланса между развлекательной и образовательной функциями видеоигр и потребностью в обеспечении здорового образа жизни детей, а также сбалансированное использование видеоигр, при котором родители и педагоги могут контролировать время, проведенное ребенком за играми, и выбирать игры, способствующие развитию положительных навыков и социального взаимодействия.

Многие взрослые сталкиваются с трудностями в определении приемлемого количества времени, которое их дети могут проводить за играми, не ущемляя при этом их интересы и необходимость в отдыхе и развлечениях. Кроме того, существует проблема в выборе контента игр, который был бы подходящим для возраста и способствовал бы положительному развитию ребенка, не содержа в себе излишней агрессии или неадекватных моделей поведения.

Влияние гейминга на семейную динамику и коммуникацию разнится: видеоигры могут как способствовать совместным досугу и укреплению семейных связей, так и приводить к конфликтам и недопониманию между детьми и взрослыми. Проблемы в коммуникации могут возникать из-за различий во взглядах на ценность и место гейминга в жизни ребенка. Для многих взрослых вызовом является поиск способов конструктивного обсуждения и установления правил использования видеоигр, которые учитывали бы интересы и потребности всех членов семьи.

Важным аспектом является разработка совместных подходов и правил, позволяющих интегрировать гейминг в семейную жизнь таким образом, чтобы это способствовало развитию навыков, обучению и укреплению семейных отношений. Родители и педагоги должны стремиться к открытому диалогу с детьми о том, как видеоигры влияют на их жизнь, учебу и отношения с окружающими, а также о том, как можно использовать гейминг для достижения положительных целей.

В контексте современных дискуссий о влиянии видеоигр на детей и подростков, особое внимание должно уделяться вопросу формирования здоровых игровых привычек. Оптимальное сочетание сна, учебы, спорта, общения и игры может служить фундаментом для гармоничного развития личности ребенка, предотвращая развитие игровой зависимости и способствуя его всестороннему развитию. Данная модель подразумевает не просто ограничение времени, проведенного за играми, но и активное включение в повседневную жизнь детей различных видов деятельности, способствующих их физическому, интеллектуальному и социальному развитию.

Также важен сбалансированный подход к игровому времени. Установление четких границ и регламентов помогает детям лучше ориентироваться в своем распорядке дня, обеспечивая достаточное время для отдыха, учебы и личностного развития. Родителям и педагогам следует активно участвовать в процессе выбора игр, обращая внимание не только на их развлекательные функции, но и на потенциальные образовательные и развивающие возможности. Также крайне важно поощрять детей к участию в физических упражнениях и спорте, что способствует улучшению физического здоровья и общего самочувствия.

Общение со сверстниками и членами семьи играет не менее важную роль в развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта. В этом контексте видеоигры могут служить как средством для социального взаимодействия, так и поводом для диалога с родителями о различных аспектах жизни и интересах. Взаимодействие с ребенком на тему его увлечений может способствовать укреплению семейных связей и обеспечению эффективной поддержки в процессе его развития.

Одним из ключевых аспектов формирования здорового отношения к видеоиграм у детей является активное участие родителей в игровом процессе и поддержка их интересов. Понимание того, что представляют собой современные видеоигры, какие у них цели и задачи, позволяет родителям лучше осознавать потребности и интересы своих детей, а также способствует построению доверительных отношений.

Вовлеченность родителей и педагогов в игровой мир ребенка означает не столько необходимость проводить много времени за играми вместе с ним, сколько попытку понять и поддержать его увлечение. Это может выражаться в обсуждении пройденных уровней, персонажей, сюжетных линий и достижений в играх. Такой подход позволяет взрослым не только узнать больше о предпочтениях и интересах своего ребенка, но и обсудить с ним важные жизненные ценности и навыки, такие как умение работать в команде, решать конфликты и принимать решения.

Построение положительного диалога вокруг игровой деятельности включает в себя открытость к обсуждению и критическому анализу содержания игр, а также выражение интереса к игровому процессу и достижениям ребенка. Это способствует формированию критического мышления у детей, помогает им различать реальность и виртуальный мир, а также обучает их умению аргументированно выражать свою точку зрения.

Также важно обучить ребёнка принципам безопасного и ответственного использования интернета и видеоигр, чтобы обеспечить необходимую поддержку и защиту ребёнка. Родительская и педагогическая поддержка и участие должны выходить за рамки простого контроля и ограничений, превращаясь в совместную деятельность, направленную на развитие полезных навыков и умений, включая управление временем, саморегуляцию и эмпатию.

Мой профессиональные кейсы успеха, демонстрирующие, как семьи справляются с вызовами, связанными с играми, выделяют важность совместного времени, проведенного в играх, и обсуждения с ребенком того, как игры могут быть интегрированы в здоровый образ жизни. Интервью с родителями и детьми выявляют эффективные стратегии регулирования игрового времени, которые включают установление четких правил и границ, обеспечение баланса между играми и другими жизненными аспектами, такими как учеба, спорт и общение, а также поощрение интересов за пределами цифрового мира.

Родительское и педагогическое вовлечение и поддержка являются неотъемлемой частью процесса формирования здорового отношения к играм. Они способствуют не только предотвращению возможных негативных последствий чрезмерного увлечения играми, но и обогащению отношений в семье и образовательном учреждении, делая их более открытыми, доверительными и поддерживающими.

В ходе написания данной статьи были рассмотрены разнообразные аспекты взаимодействия детей и подростков с видеоиграми, а также роль родительского и педагогического участия и поддержки в формировании здорового отношения к геймингу. Основываясь на анализе представленных данных были выявлены ключевые факторы, способствующие положительному влиянию игр на развитие детей, в том числе улучшение когнитивных функций, социальных навыков и эмоционального интеллекта.

Однако не менее важно отметить и потенциальные риски, связанные с чрезмерным увлечением видеоиграми, включая возможность развития зависимости, негативное влияние на физическое здоровье и социальную изоляцию. В этом контексте родительская поддержка и правильно организованное взаимодействие с ребенком играют ключевую роль в предотвращении возможных негативных последствий и способствуют формированию здоровых игровых привычек.

Рекомендации для родителей и педагогов:

  1. Активное участие в игровой деятельности ребенка, включая выбор игр и обсуждение игрового контента.
  2. Установление четких правил и границ в отношении времени, проведенного за играми, с учетом необходимости сбалансированного распределения времени между играми, учебой, спортом и общением.
  3. Поощрение и поддержка интересов и увлечений ребенка вне мира видеоигр, способствующих его всестороннему развитию.
  4. Обучение детей принципам безопасного и ответственного использования интернета и цифровых технологий.

Дальнейшие исследования в области гейминга и педагогики могут быть направлены на изучение долгосрочного влияния видеоигр на развитие детей и подростков, а также на разработку эффективных методов и инструментов для родителей, помогающих в формировании здорового отношения к играм. Важным направлением является также изучение влияния новых технологий и трендов в игровой индустрии на психологическое и социальное развитие молодого поколения.

 

Список литературы:

  1. Андерсон М., Цзян Ц. Подростки, социальные сети и технологии // Pew Research Center, 31 мая 2018 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: URL: https://www.pewresearch.org/ (дата обращения: 21.01.2024).
  2. Браак С. ван ден, Томас М., Воутерсен Э. Не мыться, не есть. Играть! // De Groene Amsterdammer, 9 октября 2019 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: URL:  https://www.groene.nl/(дата обращения: 23.01.2024).
  3. Буист Хенк-Ян. Чем отличаются VR, AR, MR и XR? У нас, похоже, разные реальности; что что делает? [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  www2.computerworld.nl, 7 января 2019 URL: https://www.computerworld.com/nl/(дата обращения: 03.02.2024).
  4. Валкенбург, Патти и Калверт, Сандра. СМИ и развивающееся воображение ребенка // Handbook of children and the media. Sage Publications, 2011. Рр.157–170. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://sk.sagepub.com/reference/hdbk_childmediaculture/n11.xml?PageNum=174 (дата обращения: 04.02.2024).
  5. Гранич И., Лобел А., Энгельс, Рутгер К.М.Е. Преимущества игры в видеоигры // American Psychologist. – 2014. – Vol. 69 (1). – Pp. 66–78. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://psycnet.apa.org/journals/amp/69/4 (дата обращения: 06.02.2024).
  6. Кён С., Глейх Т. Игра в Super Mario вызывает структурную пластичность мозга: изменения серого вещества в результате тренировки с коммерческой видеоигрой // Molecular Psychiatry  – 2013. – Vol. 19 (2).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:  https://www.nature.com/mp/volumes/19 (дата обращения: 07.02.2024).
  7. Кнер Ю., Якобс Р., Фергюсон К. Можно было просто спросить: восприятие мотивации к игре в насильственные видеоигры // Studies in media and communication. – 2018. – Vol. 6 (2).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://redfame.com/journal/index.php/smc (дата обращения: 01.02.2024).
  8. Коуэрт Р., Домахиди Э., Фестл Р., Квандт Т. Социальные игры, одинокая жизнь? Влияние игры в цифровые игры на социальные круги подростков // Computers in Human Behaviour – 2014. – Vol. 36. Рр. 385–390 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.sciencedirect.com/journal/computers-in-human-behavior (дата обращения: 12.01.2024).
  9. Тичон Дженнифер Г., Торнквист Д. Видеоигры: Развитие устойчивости, компетентности и мастерства // Integrating technology in positive psychology practice, IGI Global, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: https://www.researchgate.net/publication/299445330_Integrating_Technology_in_Positive_Psychology_Practice (дата обращения: 23.01.2024).
  10. Фергюсон К. Делают ли Angry Birds детей злыми? Мета-анализ влияния видеоигр на агрессию детей и подростков, психическое здоровье, прообщественное поведение и учебные достижения // Perspectives on Psychological Science – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://journals.sagepub.com/home/pps (дата обращения: 24.01.2024).
  11. Фростлинг-Хеннингссон М. Игры от первого лица как способ связи с людьми: «Братья по крови» // Cyber Psychology & Behavior – 2009. – Vol. 12 (5), [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.liebertpub.com/toc/cyber/19/12 (дата обращения: 26.01.2024).
  12. Элсон М., Бройер И., ван Лой Я., Кнер Ю., Квандт Т. Сравнение яблок и апельсинов? Доказательства того, что темп действия является помехой в исследованиях насилия в цифровых играх // Psychology in popular media and culture – 2014. – Vol.  4 (2). – Рр. 112–125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://phys.org/journals/psychology-of-popular-media-culture/(дата обращения: 28.01.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий