Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 июня 2023 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ясенева Е.В. ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(68). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 75-78.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Ясенева Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы, МБОУ Лицей,

РФ, г. Бирск

 

Ориентация на творчество является ведущей установкой со­временного воспитания и образования. Театр - это особый вид искус­ства, синтез множества искусств. Поэтому специфика театрального творчества, где объектом исследования и изображения является чело­век, создает особые предпосылки для воспитания социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является желательным результатом школьного процесса.

В то время как литература, музыка, пение, рисование, лепка находят себе правильную и заслуженную оценку со стороны педагоги­ки, драматическое творчество детей еще не получило сколько-нибудь всеобщего признания со стороны работников школы, где у драматиче­ского искусства еще нет устойчивого положения. А ведь педагогам надо помнить, какое значение имеет в жизни ребенка игра. Согласно новейшим исследованиям игры являются естественной школой физи­ческого, умственного и нравственного развития, настоящей школой жизни. В играх проявляется и одна из центральных особенностей ребенка: его страсть к перевоплощению.

Современная педагогическая мысль вводит на место узкого понятия школьного театра новый термин - драматизация. Если основ­ной сущностью драматического искусства является действие, воспро­изведение того или иного образа, сюжета через материал живой личности человека (актера), то под драматизацией в школе следует понимать все виды воспроизведения в лицах - от драматических игр до подлинного художественно-сценического действия, с одной сторо­ны, и от импровизации до разыгрывания готовой пьесы - с другой.

Таким образом, драматизация определенно подразумевает не только то, что обыкновенно связывается с представлением о школьном театре, но и такие воспроизведения, которые происходят непреднаме­ренно, без всякой подготовки, в которых дети-участники могут сво­бодно, творчески передавать данный текст, которые происходят где угодно (в свободном от парт уголке класса, во дворе, в коридоре, на лужайке, в лесу и т.д.) и без помощи технических средств.

Драматизация как особый вид эстетического воспитания раз­вивает способность воспринимать жизнь в действии и через действие. Она является лучшей школой эстетического воспитания, органически объединяет рисование, живопись, пластику, музыку, вы­разительное слово и драматическое искусство; творчески упражняет и развивает самые разно­образные способности и функции: речь, интонацию, воображение, па­мять, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и худо­жественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д.

Драматическое искусство в школе формирует эмоциональную сферу, тем самым обогащая и утончая личность, воспитывая в ребенке способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация как метод преподавания дает детям активное, действенное восприятие знаний, соответственное их природе. Живой и яркий образ, глубокое и эмоциональное переживание она ставит на место сухого усвоения, при­влекает к работе всю личность ребенка; ум, чувства, воображение, во­ля участвуют в сложном творческом процессе драматического воспро­изведения.

Первой ступенью работ по драматизации должны быть просто игры с драматическими элементами. И только после накопления из­вестного драматического опыта - инсценировка и разыгрывание гото­вых пьес.

Так, в МБОУ Лицей г. Бирска уже более 20 лет действует драма­тический кружок, в котором учащиеся 8-11 классов занимаются по своему желанию.  Драматический кружок лицеисты с гордостью называют театром «Лицедей». В работе кружка выдвигается на первый план не результат, а сам процесс работы. Лицейские «акте­ры» сами выбирают сюжет, готовят оборудование сцены, костюмы, реквизит, ставят танцы и подбирают музыку. Роль руководителя при этом - не навязывание своего понимания пьесы, своей трактовки дей­ствующих лиц, а лишь общее руководство детской работой и - в слу­чае необходимости - косвенная помощь. Разбор характеров дейст­вующих лиц, их внутреннего мира, чувств, переживаний, сущности и значения драматических положений, кроме того, выбор самой пьесы, установление особенно­стей быта, духа и стиля эпохи и т.д. - все это должно быть делом са­мой детской группы. В работе драматического кружка принимают уча­стие не избранные и талантливые, но по мере сил и способностей мно­гие дети лицея. Такая соборность помогает сплотить ребят из разных классов, сформировать у них отношение к искусству, раскрыть внутреннюю свободу в противовес замкнутости и зажиму, которые свойственны ребятам в подростковом и юношеском возрасте.

Никакого натаскивания ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене, никакого обучения «игре под артиста» - это задачи лицейского драматического кружка. Важно, чтобы для ребенка существовала только его игра, только его переживания и эмоции, его иллюзия актера. Всегда поощряется импровизация, которая помогает ребятам быть свободными, чувствовать в себе уверенность, не бояться сцены и зрителя. Их драматическая игра должна оставаться только игрой. Игра же настоящего актера - зрелище. Это существенное раз­личие, и не следует требовать от учеников настоящего зрелища, про­фессионального актерского мастерства, главное - их желание просто участвовать.

Для полноценного восприятия и осмысления содержания пьесы или отрывка из произведения необходим минимальный культурный фонд у обучающихся. Поэтому занятия лицейского драматического кружка включают, наряду с работой над произведением, еще и беседы о театральном искусстве: зарождение театра в Древней Греции и в Древнем Китае, появление и развитие театра в России, знакомство с творчеством русских и зарубежным драматургов. Посещение театров и художественных выставок, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов – все это развивает зрительскую культуру лицеистов, помогает им погрузится в текст инсценированного произведения, уделить внимание комментариям историко-культурного и языкового характера.

Постановка большого эпического произведения в лицее, да и вообще в школе, невыполнима, потому что требует огромного творче­ского труда и времени. Поэтому ребятами, посещающими кружок, инсценируются или небольшие рассказы, особенно когда в центре его одно событие, например, «Хамелеон», «Выигрышный билет» А.П.Чехова, или разыгрываются лишь эпизоды, например, сцены из произведений В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Н.В.Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души», Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Успешность инсценирования будет лишь тогда, когда учащие­ся изучат произведение на уроках литературы, разберутся в сюжетных линиях и в образах, в динамизме конфликтов произведения. Инсцениро­вание обостряет внимание к художественному тексту, возбуждает во­ображение и сопереживание у лицеистов.

В репертуар драматического кружка включаются не только произведения русской и зарубежной литературы, но и «сце­ны» из лицейской жизни, которые совпадают с интересами учащихся или бывают приурочены к определенным праздникам и датам.

Привлечение учеников к созданию сценария позволяет раскрыть литературные творческие способности. Сочиняя практически всей театральной «командой», ребята развивают в себе коммуникативные функции, преодолевают различные трудности, возникающие в общении, усваивают единые для людей социально-культурные ценности. Работа по созданию школьного спектакля выходит на образовательный уровень – сотворчество, в процессе которого для учителя и ученика создаются благоприятные условия и возникают прекрасные возможности для развития творческих способностей, креативности.

Участие в лицейском драматическом кружке расширяет у ре­бят художественный кругозор, развивает вкусовые предпочтения, формирует адекватную оценку их собственных возможностей, требует от них умения ориентироваться в мире искусства.

Несомненно, детское драматическое творчество должно занять видное место в жизни школы с тем содержанием и с теми формами, которые близки детской душе.

 

Список литературы:

  1. Вербицкая А.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
  2. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М., 1995.
  3. Никитина А.Б. Дети – театр – образование. – М., 2008.
  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М., 2004.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.