Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2021 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зеленая Н.А. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 11(50). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 45-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

Зеленая Надежда Александровна

преподаватель, КГБ ПОУ «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)»,

РФ, г. Новоалтайск

METHODOLOGY OF the development of FIGURATIVE thinking OF STUDENTS OF ART SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF PLENARY PRACTICE

 

Nadezhda Zelenaya

teacher, «Novoaltaisk state art school (technical school)»,

Russia, Novoaltaisk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается методика развития образного мышления студентов третьего курса художественного училища в процессе прохождения пленэрной практики. Особое внимание уделяется исследованию конкретных упражнений, направленных на развитие образного мышления.

ABSTRACT

The article discusses the methodology for the development of figurative thinking third-year students of an art school in the process of passing the plenary practice. Particular attention is paid to the study of specific exercises aimed at the development of imaginative thinking.

 

Ключевые слова: образное мышление, пленэр, пейзаж.

Keywords: figurative thinking, plein air, landscape.

 

Развитию образного мышления способствует выполнение живописных эскизов и этюдов с натуры, основной задачей которых является поиск образно-выразительных средств. Большое внимание отводится выбору выразительных элементов изображения, компоновке пейзажа и целостности цветовых и тональных пятен.

1. Считаем, что первоначально, перед практическими упражнениями необходима педагогическая беседа преподавателя с учениками. В процессе бесед ученикам сообщаются теоретические знания об особенностях пейзажной живописи, эти знания должны выдаваться не от случая к случаю, а систематически, в процессе всего учебного года, а не только на летней пленэрной практике, так как некоторые этюды целесообразно выполнять в течение года. Непосредственно перед выполнением каждого практического упражнения учащимся так же необходимо давать установку на конкретное задание, объяснять цель его выполнения и способы.

Теоретические беседы раскрывают закономерности цветовосприятия и его свойства, знакомят с особенностями построения композиции пейзажа, принципами построения цветового и тонового единства, методами работы над живописным изображением и так далее. Учащимся необходимо рассказать о том, какие способы и приемы нужно использовать для достижения образной выразительности, какими средствами передать то или иное настроение и состояние пейзажа в этюде. Нужно объяснить, что этюд пишется не для того чтобы скопировать пейзаж, а для того, чтобы передать образ - отказаться от лишнего и выделить главное.

2. Кратковременно-тренировочные упражнения - пейзажные этюды, так же считаем целесообразным задавать в течение всего учебного года, ввиду того, что, например, для понимания создания образа в этюде нужно практически пронаблюдать один и тот же пейзаж в различное время года: как он изменяется в зависимости от, например, преобладания определенных цветов (зимой – белого, весной – зеленовато-холодных оттенков, летом – контрастного разноцветия, осенью – красно-земляных цветов).

Нами была разработана серия упражнений, направленная на развитие образного мышления учащихся.

1) Первое упражнение. Этюды пейзажа, выполненные в разное время суток на основе одного пейзажного мотива:

а) утренний этюд – это мягкое, рассеянное освещение, холодный колорит, прозрачность и легкость отношений;

б) изображение солнечного дня характеризуется усилением контрастов между светом и тенью, выраженным контрастом теплохолодности;

в) вечерний этюд при закате солнца - освещение яркое, объединяющее все объекты, контраст между светом и тенью тоновой и цветовой;

г) сумерки в этюде будут изображаться средствами затемнения и отсутствием тональных и цветовых контрастов;

д) ночной этюд характеризуется сильным тональным сближением в сторону утемнения, цвета почти неразличимы, единственным светлым акцентом может стать луна или свет в окне.

Задачи: передать образ пейзажного мотива в конкретное время суток с помощью определения колорита и единства тона и цвета в этюде. Вид деятельности: работа с натуры. Материалы: картон формата около 15х20 см, масляные краски, кисти. Время выполнения 30 минут.

В этом упражнении необходимо закрепить умения: самостоятельного выбора мотива, сюжета, точки зрения; выявления общего состояния в пейзаже с учетом особенностей мотива и его характерных черт; выявления и передачи определенных тональных отношений (средствами высветления или утемнения) в разное время суток, при различном освещении и атмосферном состоянии; передачи единства цветового и тонального состояния освещенности в пейзаже; сравнения цвета натурного мотива по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб; аконстантного видения цвета предметов и объектов пленэра, его теплохолодности, которая зависит от освещения и среды; целенаправленного ограничения цветовой палитры, необходимого для отображения данного времени суток.

2) Второе упражнение. Этюды пейзажа, выполненные в разных погодных условиях на основе одного пейзажного мотива:

а) холодное туманное утро будет характеризоваться сближенностью тональных отношений в сторону высветления;

б) дневное облачное небо – главным в композиции этого пейзажа станут облака, их характер, величина и наличие движения;

в) этюд в пасмурный день будет усреднен по тону, без резких тональных и цветовых контрастов, теней почти не будет, а предметы первого плана преимущественно сохранят свой цвет;

г) дождливый день – тональные и цветовые отношения будут «смазанными», сближенными;

д) порывы ветра – этюд приобретет динамический характер, все объекты будут изображены в движении.

Задачи: грамотно подобрать формат для выбранного мотива и расположить объекты пейзажа в нем, определить главное в пейзаже, показать глубину пространства, плановость с помощью воздушной и линейной перспектив. Вид деятельности: работа с натуры. Материалы: картон формата около 15х20 см, масляные краски, кисти. Время выполнения 30 минут.

В этом упражнении необходимо закрепить умения: грамотного подбора формата в зависимости от пейзажного мотива; соблюдения законов композиции в учебном этюде; создавать выразительные цветотональные отношения в пейзаже; выявления и передачи в натурном мотиве основных признаков линейной и воздушной перспективы для передачи плановости.

3) Третье упражнение. Этюды пейзажа, выполненные в разное время года на основе одного натурного мотива:

а) золотая осень – характеризуется наличием теплых оттенков в пейзаже, большим тональным разбегом от светлой желтой листвы до темных коричневых стволов деревьев;

б) зимний пейзаж – большое количество светлых оттенков, изменение цвета снега в зависимости от характера освещения;

в) весенние ритмы – преобладание холодных, сложных оттенков земли и зелени;

г) лето – буйство красок, контрасты как цветовые, так и тональные.

Задачи: последовательно вести работу над этюдом разными материалами, средствами и живописными приемами, грамотно закончить этюд. Вид деятельности: работа с натуры. Материалы: картон формата около 15х20 см, масляные краски, кисти. Время выполнения 30 минут.

В этом упражнении необходимо закрепить умения: последовательного выполнения живописного этюда масляными красками от подготовительного рисунка до обобщения и расставления акцентов; использования различных средств, таких как мастихин, черенок кисти и другие, и живописных приемов работы маслом.

При выполнении несложных этюдов подобного рода желательно совсем отказаться от детализации и излишней загруженности переднего плана.

Так как учебная практика «Пленэр» у третьего курса последняя в процессе обучения в художественном училище и студенты уже имеют определенный необходимый базовый набор знаний, умений и навыков в пейзажной живописи, тематика пейзажного мотива не имеет ограничений - композиция этюда может включать в себя архитектуру и стаффаж.

3. Серия поисковых упражнений – эскизы, задается непосредственно перед длительно-творческим заданием. В форэскизах необходимо провести поиск наиболее выразительного пейзажного мотива с целью передачи художественного образа. Эскизы выполняются на основе предварительных этюдов (выбирается наиболее выразительный этюд и выполняется серия поисковых форэскизов) или на основе натурного мотива на занятиях во время прохождения пленэрной практики. Вид деятельности: работа с натуры. Материалы: картон формата около 10х15 см, масляные краски, кисти. Время выполнения 1 академический час.

Эскиз может выполняться как с одного места, так и с изменением местоположения наблюдающего. Идет поиск наиболее выразительного формата для выбранного пейзажного мотива. Ищется грамотная композиция в формате, например, больше неба или земли, выявляется композиционный и смысловой центр. В цветовых форэскизах необходимо определить основные тональные и цветовые массы, построить колорит, ограничив палитру. Следует совершенно отказаться от детализации, решать только основные отношения.

Помимо выполнения классических цветовых эскизов на поиск композиции и колорита так же выполняется упражнение на тональный поиск и для передачи общего цветового впечатления в монохромной гамме. В задании используются ахроматические цвета с добавлением одного основополагающего хроматического в конкретном мотиве.

4. Длительно-творческое задание – длительный этюд пейзажа, выполняется на основе выбранного самого удачного форэскиза. В этом задании студенты применяют те знания и умения, которые отработали в подготовительных упражнениях. Работа над длительным этюдом проходит в течение нескольких учебных дней.

Задачи: передать образ пейзажного мотива, выразить настроение и состояние через: построение цветового колорита; единство тона и цвета; построение композиции пейзажа в выбранном формате с выделением главного; передачу плановости с помощью линейной, воздушной и световой перспектив; использование различных средств и приемов ведения работы; последовательное ведение живописи на изобразительной плоскости. 

Выполнение перечисленных кратковременно-тренировочных и поисковых упражнений, направленных на освоение знаний об основах цветоведения и композиции, а также приемов и средств создания выразительного живописного образа эффективно повышают уровень развития образного мышления.

 

Список литературы:

  1. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит. Искусству: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
  2. Рабилова З.Ж. Активизация профессионально-творческой деятельности студентов педагогических ВУЗов в процессе прохождения пленэрной практики: дис. … канд. пед. наук. – О., 2015. 84-106 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.