Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II-III Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2017 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Копылова Л.В. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК ФОРМА РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-84.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК ФОРМА РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Копылова Людмила Викторовна

преподаватель «Солнечной школы искусств»,

РФ, ХМАО – ЮГРА, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

Специальная методика по развитию навыка чтения с листа, совершенствует такие составляющие навыка, как: графическое, ритмическое, высотное восприятие и двигательное воплощение. Это позволяет обеспечить индивидуальное познание навыка учеником, развитие и расширение, его музыкального кругозора.

 

Ключевые слова: музыкальная педагогика; чтение с листа.

 

Хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был – солистом, дирижером, оркестрантом, ансамблистом, педагогом или участником самодеятель­ности. Умение читать с листа, помогает музыканту свободно подбирать концертный и педагогический репертуар, расширять кругозор, познавать произведения, получать о них наиболее полное представление.

В условиях музыкальной школы, где учатся дети разной степени одаренности, нельзя уповать на то, что они сами будут легко ориентироваться в нотном тексте. Поэтому важно обратить внимание на воспитания навыка – чтения с листа. Для этого необходима специальная методика.

Читать с листа, можно научить любого ученика, так утверждают педагоги – исследователи. Но мы, часто сталкиваемся с тем, что уже даже в первом классе, еще не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Очевидно, существуют причины и условия, от которых зависит развитие этого навыка. Таким образом, тема: «Чтение с листа как форма работы младшего школьника в классе специального фортепиано» - является актуальной, а ее исследование необходимым. Новизна данной работы в том, что мы адаптировали опыт работы педагогов – исследователей, их методы работы по чтению с листа, к своей методике, с учениками младших классов. Цель работы - обосновать влияние методики на развитие навыка чтения с листа младшего школьника. Объект исследования – методика по чтению с листа. Предмет исследования - навык чтение с листа. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что занимаясь чтением с листа с младшего школьного возраста, по специальной методике, мы будем развивать данный навык, что позволит каждому ученику, индиви­дуально, ориентироваться в читаемых произведениях по нотам. Задачи исследования:

  • проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования;
  • изучить психолого – педагогические особенности младших школьников;
  • рассмотреть особенности методик, направленных на развитие навыка – чтения с листа;
  • теоретически обосновать влияние методов на развитие чтения с листа младших школьников.

В процессе теоретического исследования, были использованы методы: словесного пояснения, сравнения, обобщения.

Музыканты – педагоги, к данной теме, проявляли большой интерес. В книге «За вторым роялем» - Наталии Корыхаловой, данной теме посвящена целая глава. В ней, она рассказывает, для чего ученику, необходимо умение – читать с листа. Сравнивает современных выпускников – музыкантов с музыкантами прошлых веков. Автор допускает, что научить читать с листа, можно каждого, но результаты обучения, будут разными, в зависимости от дарования ученика. Показывает навык – чтения с листа, как комплекс, имеющий две стороны: восприятие нотного текста и его двигательную реализацию. Знакомит нас с полезными советами и упражнениями в слепой игре. Дает советы, как помочь ученику овладеть этим навыком, раскрывает методику последовательных действий при чтении с листа на уроке.

Книга Фаины Брянской «Формирование и развитие навыка игры с листа», знакомит нас с ее методикой. Она подробно разбирает такие вопросы как: игра с листа, как навык; формирование навыка игры с листа; освоение нотной графики, ритмической, высотной. Рассматри­вает развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста, а так же формирование двигательных умений необходимых для чтения с листа. По мнению автора, ее методика проста и эффективна, и может превратить чтение с листа в настоящее искусство, принести удовольствие маленькому музыканту.

«Фортепиано – интенсивный курс» - Смирновой Т.И. В основе интенсивного курса, лежит принцип одновременного развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано. Автор излагает свои подходы к обучению технике чтения с листа, развитию гармонического слуха, чувства ритма для учащихся младших классов. Обучение по ее методики - графическому восприятию нотной записи и развитию внутренней пульсации, открывает внутренние возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа. Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счета вслух и не только позволяет легко играть классические произведения, но и открывает возможность с первых лет обучения играть джазовую и эстрадную музыку.

«Музыкальная педагогика» - Крюковой В.В. В данной книге, автор освещает статью И.Толкачевой «Навык чтения нот с листа». Автор статьи преподаватель по классу скрипке. Она поднимает вопросы, которые актуальны для каждого преподавателя, не зависимо от специализации. В статье, автор подробно разбирает три основные причины, которые затрудняют чтение с листа. Так, по мнению автора, ученики не умеют правильно группировать ноты, то есть считать. Вторая причина - это знаки альтерации, многие ученики, не проходят с педагогами все тональности, отсюда возникают проблемы. Третья причина – связана с аппликатурой, преподаватель должен воспитывать у ученика, требовательное отношение к изучаемым позициям. С первого года обучения, педагогам необходимо обращать внимание на прочное усвоение каждого нового навыка. Проходить навыки в строгой последовательности, тогда чтение нот с листа не будет вызывать трудностей, оно явится как бы подведением итогов усвоения пройденного [3, 272 с.].

В учебных планах школ искусств, предписывается посвящать чтению с листа часть фортепианного урока или отводить для этого специальное время. Несмотря на принимаемые меры, нельзя сказать, что выпускники хорошо читают с листа. Основная масса учащихся, читают с листа слабо. Более того, они уступают в этом отношении музыкантам прошлых веков. Одной из причин такого положения, можно считать, то, что с течением времени изменилась модель музыканта. В эпоху клавирного исполнительства учили музицировать. Музыканты хорошо разбирались в структуре музыкальной речи, без затруднения читали с листа, импровизировали, сочиняли: И.С. Бах, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф. Лист и их современники. Ежедневный труд по читке с листа, транспонированию, импровизации присутствовал у музыкантов прошлых веков. В дальнейшем, по мере развития виртуозного исполнительства и все большего разделения функций между композитором и исполнителем, акценты в обучении сместились. Все больше времени уходит на выработку технического мастерства, на отработку выносимых на концертную эстраду сочинений. Для концертирующего музыканта, следует так работать, но того же требуют и в музыкальных школах. Чтобы закрепить произведение наизусть, ученик бесконечно повторяет его. На чтение с листа, времени не остается. Исполнительские конкурсы, в больших количествах, требуют от учеников, еще большей отдачи, что не способ­ствует занятиям читкой с листа. У учащихся, появляется возможность знакомиться с произведениями, минуя нотный текст, слушая музыку через звукозапись, а не познавать ее самостоятельно, за роялем [4, 492].

Научить читать с листа, можно каждого, но результаты обучения, всегда будут разными, в зависимости от возможностей учеников. Успехов могут ожидать, те учащиеся, которые имеют такие характе­ристики интеллекта, как: сообразительность, умение концентрировать внимание, развитый внутренний слух, хорошая двигательная реакция. А так же, такие черты личности, как: любознательность, артистизм, смелость. Все эти качества, являются предпосылками эффективности занятий чтением с листа, они развиваются в процессе самих занятий. Мы работаем с младшим школьником, возраст от 7 до 10 лет. Данный возраст, содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. От доминирования наглядно действенного и элементарного образа мышления, до понятийного уровня развития, от бедного логикой размышления, до словесно – логического мышления на уровне конкретных понятий [2, 174]. В этом возрасте, происходит художественно-эстетическое развитие детей. Они интересуются музыкой, рисованием, пением. На основе соответствующей деятельности и восприятия, у них формируется эстетическое чувство. Важно, чтобы рядом с ребенком, оказался педагог, который смог бы заинтересовать, увлечь познанием музыкальных произведений.

Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором, подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускаются остановки движения, для более полного изучения текста. Относительная простота разбора заключается в том, что задачи, которые возникают перед пианистом, как бы рассредоточены во времени, в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно на различные элементы текста. Под игрой с листа, подразумевается исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере. Исполнение должно быть непрерывным, осмысленным по фразировке, выполненным по всем авторским указаниям. Игра с листа требует напряженной синтези­рующей деятельности.

Развитый навык чтение с листа, представляет собой сложную, высокоорганизованную, динамическую функциональную систему, основанную на тесном взаимодействии зрения, слуха, моторики. А так же систему, действие которой осуществляются при активном внимании, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя [1, 7 с.]. В комплексном навыке чтения с листа, можно выделить две стороны: восприятие нотного текста и его двигательную реализацию. Каждый из этих навыков, распадается на несколько составляющих, что позволяет по отдельности не только рассмотреть их, но и работать над их формированием и совершенствованием.

Восприятие нотного текста. Какие трудности поджидают читающего при восприятии нотного текста? Это - ноты на добавочных линейках, случайные знаки, игра в тональностях с большим коли­чеством ключевых знаков, частая смена ключей, мелизмы, многозвучные аккорды, пассажи сложной интервальной структуры, прихотливые ритмы, фактура полифонического типа.

С первого урока, необходимо учить ребенка смотреть при чтении с листа – вперед, видеть графически. Видеть графически, значит добиваться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота. Научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. С первого урока, дети знакомятся с записью нот сразу на десяти линейках и первой дополнительной. Научить графическому восприятию нотной записи помогут следую­щие упражнения [5, 26 с.].

Упражнение 1. «Бусы». Закрепить понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющая нота», «нота на линейке», «нота между линеек», «через клавишу». Записать с ребенком 4-6 примеров: ноты от «до» подряд вверх, подряд вниз, с чередованием движений верх и вниз, на одном месте, через клавишу. Пояснить, что ноты записываются в вертикальном направлении, а играются на клавиатуре горизонтально. Ребенок играет, смотря на запись, название нот, не произносит. Затем усложнить задание, не только играть по нотам, но и произносить их название. Рекомендовать использовать любой сборник по «Сольфеджио», задавая, по 10 номеров. Объем домашнего задания должен быть большим, так как задача не заучивать номера, а сыграть их, как можно больше.

Пианисту необходим навык вертикального чтения. Для скрипачей, духовиков, вокалистов, которые имеют дело с записью музыки на одной строчке, процесс чтения не представляет сложности. Подобно восприятию словесного текста, глаз легко охватывает целую строчку, поэтому и скрипач и певец легко прочитывает нотную строчку. Пианист должен охватить сразу две строчки, для этого нужен навык вертикального чтения.

Упражнение 2. «Двойные бусы». Записать - терции. Движение вверх, вниз, на одном месте. Сразу пояснить, что терции, играть 1‑3 пальцем, 2-4, 3-5. Приготовить руку ученика, для игры повторяю­щихся терций, проверить, хорошо ли расслабляется рука при снятии. Все внимание ученика, направить на нотную запись, рука должна играть вслепую, то есть свою руку, ребенок видит рассеянным зрением. Предложить ученику выбрать нижнюю и верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением. Первый раз упражнение выполнить, молча, второй раз, ученик должен напеть верхний или нижний голос [5, 29 с.].

Упражнение 3. «Двойные бусы». Играть кварты, квинты, сексты - 1-4, 1-5 пальцем. Следить, чтобы при игре, ученик смотрел только в ноты. Следить за постановкой и движением руки ученика. Предложить петь тот голос ученику, по которому он зрительно ориентируется. Заодно, можно выучить с учениками интервалы, без уточнения их разно­видностей [5, 30 c.].

Упражнение 4. «Двойные бусы». Записать в нотную тетрадь. Терции, кварты, квинты, сексты, где нижний голос стоит на месте, верхний движется вверх, и наоборот, где движение голосов идет параллельно, где стоит на месте. Дать ученику сыграть и проанализировать движение голосов.

Упражнение 5. «Тройные бусы» из трех нот. Записать в тетради. Тройные бусы впоследствии дадут свободу в чтении аккордов с листа. Задача, проследить, как меняется аккорд, какая нота движется, а какая остается, проследить голосоведение, выделить мелодическую линию в аккордах, если у ребенка маленькая рука, то можно играть двумя руками [5, 31 с.].

Данные упражнения, помогут учащимся, быстрее разобрать нотный материал. Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками. В момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот свое­образный анализ и синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. Чтобы избежать задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым запасом времени, то есть смотреть немного вперед играемого листа. Умение смотреть вперед – самый необхо­димый навык чтения нот с листа, и воспитывать его надо с первого года обучения. Скорость восприятия играемого текста, зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы педагога.

На первом году обучения, ученик встречается с элементарной группировкой нот. От непоследовательного прохождения навыков, непрочного усвоения каждой новой длительности, от завышенного репертуара, неосознанного прочтения нот, от неумения смотреть вперед. В результате воспитывается слабая основа для чтения нот с листа в дальнейшем. Активную работу по развитию метро – ритмического чувства ребенка, надо начинать с первых занятий. На 3-4 уроке показать ученику ритмическую запись и начать выполнять серию упражнений. Цель этих упражнений – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, подготовить ребенка к исполнению современных и джазовых произведений. Работать над ритмическими схемами предлагается так:

  • брать маленький блок и отрабатывать до автоматизма, левая рука стучит пульс, правая ритм и наоборот. Записать блоки, можно в любом размере на 5/4 и на 9/4. Ведь пока нет тактов, нет и размеров. Ребенок учится свободно переходить с размера на размер и готовить себя к исполнению пьес, которые встретятся позже, особенно в джазовой музыке [5, 16 c.].
  • из блоков, можно составлять длинные и разнообразные схемы, писать блоки на карточках, и ребенок будет сам раскладывать в разных комбинациях и стучать. Можно нарисовать схемы в виде паровозика с вагонами, ребенок сам будет расставлять вагоны в разной последовательности.

После выполнения простых упражнений, можно дать обще­принятую схему длительностей. Необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое восприятие записи. Познакомить учеников с более сложными ритмическими фигурами, включая триоли, дуоли, синкопированные ритмы и паузы. Сложные ритмические схемы, необходимо давать с пульсом, простые – без пульса. Упражнения должны быть постоянным домашним заданием. Размер, такт, тактовая черта, объяснить на первых уроках, так как, они есть в нотной записи. Работа над упражнениями должна вестись параллельно с игрой песен и пьес. Их ритм, проще упражнений и не вызывает сложностей у ребят. Основная задача упражнений – выработать у школьников прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метра - ритма. Это даст легкость в чтении с листа [5, 21 с.]. Все сказанное относиться к восприятию нотного текста.

Второй составляющей навыка чтения с листа, является двигательное воплощение того, что играющий вычитывает в нотной записи. Владение основными техническими формулами, уверенная осязательная ориентировка на клавиатуре, умение применить при чтении рациональную аппликатуру. Чем больше в техническом арсенале пианиста, по выражению Ф. Листа «основных формул», являющихся ключом ко всему, тем с большей легкостью будет он играть с листа, используя их в качестве готового материала [4, 504 с.]. Владея гаммами, арпеджио, кадансовыми оборотами в аккордовом изложении, основными типами гармонических фигураций, ритмо­формулами, пианист с легкостью будет читать текст с листа. Осязательная ориентировка на клавиатуре предполагает способность играть, не глядя на руки, что требует точного представления топографии клавиатуры. Приучать к такой манере исполнения надо с первых шагов фортепианного обучения. Надо напоминать ученику, что играть следует почти, не отрывая глаз от нотной страницы, а при игре наизусть научиться смотреть не на руки, а перед собой. Ф.Э. Бах, давал совет, что время от времени, можно играть без света, в темноте. Игра без освещения, развязывает воображение, дает волю фантазии, позволяет не отвлекаться уже ничем [4, 504 с.]. Чтобы научиться играть, не глядя на руки, полезно играть произведения с позиционным типом изложения. Полагаясь только на тактильные ощущения, нетрудно играть гаммы, арпеджио трезвучий, аккорды, этюды с однотипными техническими формулами.

При чтении с листа, важно уметь подобрать нужную аппликатуру. Чтобы хорошо читать с листа, нужно, при прочих равных условиях, с одной стороны, владеть типовыми аппликатурными формулами, с другой – уметь моментально озвучить нотный рисунок, который не укладывается в привычную пальцевую формулу [3, 272 с.]. Мы рассмотрели двигательную составляющую навыка чтения с листа.

Какова целесообразная последовательность действий при чтении с листа на уроке. Начинать надо с рассмотрения текста, под руководством педагога. Обсудить название пьесы, ее жанр, темп, размер, тональность. Разобрать форму произведения, тип фактуры, динамический план, артикуляционные приемы. Выявить границы фраз, их интонационный рельеф. Опознать уже знакомые ученику элементы текста, опора на которые облегчит процесс чтения с листа. Особое внимание обратить на моменты изменений: на смену ключей, регистров, фактуры, на модуляции, на связки – переходы. Выбрать единую пульсацию. Рассмотрев все и обдумав, можно приступать к игре. Необходимо помочь ученику снять мышечное напряжение, принять свободную, нескованную позу, сесть удобно за инструмент. Читать произведение с листа желательно не менее трех раз. После первого раза, педагог анализирует его игру с учеником. Далее, произведение играть еще два раза. Как показывает практика, удачными бывают первое и последнее проигрывания. Первое – потому что оно производится с максимальной концентрацией сил и внимания. Последнее – оттого, что после двух повторений, пьеса оказывается более или менее знакомой. Среди многообразия музыкально – технических навыков, приобретенных учеником в процессе игры на фортепиано, большое значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок музыкальное произведение.

Мы представили некоторые существующие методы работы по чтению с листа, целесообразные упражнения, методические советы музыкантов – педагогов. Таким образом, мы обосновали влияние методики на развитие навыка чтения с листа младшего школьника, что явилось целью данной работы.

Какой репертуар необходимо использовать для чтения с листа? Начать чтение с листа, можно с одноголосных мелодий, затем перейти к пьесам, изложенным по принципу чередования рук. Следующий шаг – игра пьес, этюдов, в унисон. Также можно использовать музыкальный материал, где на фоне кварт и квинт, звучит мелодия. Далее перейти к чтению несложных канонов, мелодий с простейшим аккомпанементом. Данный материал можно найти в хрестоматиях, школах игры для начинающих пианистов. Также удобным материалом могут быть этюды. Читая с листа этюды, можно выбрать удобный темп для себя, так как здесь нет художественного образа. Этюды удобны для чтения с листа, так как основаны на повторении однотипных технических формул. Навык чтение с листа, хорошо развивается в ансамблевой игре, особенно с более сильным партнером, с педагогом. Опытный педагог, ведет более слабого ученика, обеспечивает единство темпа и непрерывность исполнения. Хорошим материалом, может быть музыка эпохи барокко, в силу характерной для нее позиционности изложения, позволяющая играть, не глядя на руки. Репертуар по чтению с листа, должен быть интересным. Интерес – это мощный стимул, который обострит внимание, мобилизует духовные и физические силы играющего, что позволит превратить чтение с листа в настоящее искусство. Классическая, современная, джазовая музыка, расширит кругозор младшего школьника.

 

Список литературы:

  1. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Издательство дом «Классика -21», 2008. – 68 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр., перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н./Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
  4. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. – СПб: Композитор. Санкт- Петербург», 2006. – 552 с.
  5. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподава­телей, детей, родителей. Методические рекомендации. – М.: Издательство «ЦСДК», - 1994. – 56 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.