Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Начальное образование: теория, практика и тенденции развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ахтырская Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методик начального образования Балашовского института Саратовского государственного университета, РФ, г. Балашов
.
THE INTERACTION OF ARTS IN THE COURSE OF PRIMARY LITERARY EDUCATION
Yelena Akhtyrskaya
candidate of pedagogical sciences, an associate professor of the chair of pedagogy and methods of primary education at the Balashov institute of Saratov state university, an associate professor, Russia, Balashov
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи познакомить с особенностями взаимодействия и противодействия искусств на примере взаимодействия музыки-литературы-изобразительного искусства. Рассмотреть роль урочной и внеурочной работы по литературному чтению в формировании основ взаимодействия искусств в начальной школе. Сделать выводы о недопустимости противодействия данных видов искусств в формировании грамотного читателя.
ABSTRACT
The purpose of this article is to familiarize with the peculiarities of the interaction and counteraction of arts using the example of the interaction of music-literature-art; consider the role of curricular and extracurricular work in literary reading in the formation of the basics of the interaction of arts in a primary school; make conclusions about the impermissibility of the counteraction of theses kinds of arts in the formation of a literate reader.
Ключевые слова: основы взаимодействия искусств; компетентный читатель; взаимодействие искусств; противодействие искусств.
Keywords: basics of the interaction of arts; competent reader; interaction of arts; counteraction of arts.
Современный человек живет в мире искусства, в связи с этим в разных видах и формах искусство оказывает на человека определенное воздействие, а иногда вызывает и противодействие. При этом подготовленный человек получает от общения с искусством огромное наслаждение, неподготовленный – многого не воспринимает и порой испытывает разочарование в собственных ожиданиях. В настоящее время литература рассматривается как вид искусства и уже на уроках литературного чтения в начальной школе и во внеурочной деятельности по данному учебному предмету у педагога появилась возможность сделать так, чтобы отношения противодействия никогда не испытал компетентный читатель. Почему это важно? Именно в младшем школьном возрасте под руководством мудрого педагога, умеющего вовремя и профессионально оказать помощь, происходит формирование «грамотного читателя» (термин Н.Н. Светловской), который в дальнейшем сможет самостоятельно находить необходимую информацию при помощи книг (различных видов и форматов). Невозможно добиться этой цели, лишь работая над техникой чтения, выразительностью, правильностью (даже если вы, учитель, являетесь прекрасным образцом для подражания все равно этого не достаточно). Нужно добиться того, чтобы ребенок сам захотел общаться с книгой, сам стремился «добывать» (термин Н.Н. Светловской) знания при помощи книг. Как это сделать? Однозначный ответ здесь невозможен. Однако стоит порассуждать над следующей проблемой: Как добиться взаимодействия (а не противодействия) основ искусств в курсе начального литературного образования.
Еще даже не научившись читать, ребенок начинает «общаться» с книгой (дома, в детском саду, а затем на первых уроках обучения грамоте). Он просматривает ее, обращает внимание на иллюстрации, которые должны помочь ему понять, о чем говорится в книге. И здесь первая «ловушка», в которую может попасть маленький неподготовленный читатель. Всегда ли иллюстрации способствуют созданию художественных образов? К сожалению, все чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что иллюстрации не выполняют свою прямую функцию, более того, порой они мешают формированию художественного вкуса у ребенка и формированию воссоздающего воображения. Между тем, Н.Н. Светловская четко выделяет требования, предъявляемые к иллюстрациям, помещенным в детских книгах, и об этом должен помнить каждый учитель начальных классов [2, с. 34].
Рассмотрев иллюстрации, выяснив кто художник-иллюстратор (это важно), дайте ребенку возможность встать на его место и создать собственные рисунки-иллюстрации, тем самым выразить свое понимание прочитанного при помощи изобразительного искусства (дети любят рисовать и делают это с большой охотой). Необязательно требовать от младшего школьника создавать иллюстрации ко всему художественному произведению. Предоставьте ему право выбора, пусть он сам решит, что это будет: один эпизод (наиболее запомнившийся), или несколько. Самое главное – не прервать работу на этом этапе. Дайте ребенку возможность рассказать о том, что он изобразил, т. е. нарисовать иллюстрацию, но уже при помощи слов. Можно с полной уверенностью заявить о том, что он сделает это с большей охотой, чем просто перескажет прочитанное произведение, или ответит на заданные вопросы в конце текста. При этом он дважды осмыслит содержание: первый раз – рисуя, второй – рассказывая. Как показывает школьная практика, такая работа посильна любому обучающемуся в начальной школе (с различной степенью подготовленности и с учетом индивидуальных возможностей). Более того, она способствует развитию речи, памяти, образного мышления; формирует личностное отношение к миру искусства. Конечно же, детский рисунок еще нельзя сравнить с иллюстрацией художника. Тем не менее, это отображение того, что видит ребенок, прочитывая книгу; это результат осмысления художественных образов и первые шаги на пути освоения и осмысления различных видов искусств.
Работая с иллюстрациями в книге, педагогу следует познакомить младших школьников с тем, что иллюстрации могут быть сюжетно-повествовательными (последовательное развертывание сюжета) и метафорическими (символическое изображение предмета). Учащиеся начальной школы встречаются с этими типами иллюстраций как на страницах учебников (по литературному чтению в рамках всех рекомендованных программ), так и в детских книгах. Необходимо обратить внимание детей на то, что сюжетно-повествовательные иллюстрации более подробно знакомят нас с образами-персонажами, обстановкой; символико-метафорические, в свою очередь, помогают от зримого образа книжных рисунков прийти к пониманию особенностей языка и стиля произведения, которые свойственны писателю.
Из выше сказанного следует, что взаимодействие курса начального литературного образования и изобразительного искусства вполне очевидно и не требует особых доказательств. Необходимо лишь обратить внимание на то, что эти отношения могут вступить и в противодействие. В том случае, если учителем изначально выбрана книга (отдельное произведение) с недоброкачественными иллюстрациями и в том случае, когда подобная работа «навязывается» ребенку (нельзя забывать о том, что творцом по «указке» стать невозможно) наступает противодействие данных видов искусств.
Особое внимание необходимо уделить следующей проблеме, как поступить с «некачественными» иллюстрациями, с которыми обучающиеся сталкиваются на страницах учебных книг по литературному чтению и во внеурочной деятельности (в процессе самостоятельного чтения и рассматривания разных форматов и видов книг). Как поступить педагогу, когда иллюстрации не помогают понять текст, а, наоборот, затрудняют понимание? Может быть, перевернуть страницу и не обратить внимание? Ни в коем случае! Ведь тогда наверняка ребенок обратит внимание, запомнит! Не стоит говорить начинающему читателю и о недостатках, не нужно его разочаровывать! Предложите ему лучше проиллюстрировать это произведение самостоятельно, и, таким образом, проблема будет решена.
Изучение литературы не может не соприкасаться с музыкой: и литература и музыка изображают внутренний мир человека, его чувства, эмоции, мысли, настроение. Л.Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». В начальной школе на уроках литературного чтения обучающиеся знакомятся с различными родами литературы, в том числе и с лирикой, на примере лирических стихотворений писателей-классиков. В центре лирического стихотворения всегда находится внутреннее состояние лирического героя. Для того чтобы полноценно воспринимать стихотворение, ребенок должен «пережить состояние лирического героя». Это довольно сложно для младшего школьника, поэтому учителю необходимо настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, которые близки к тем, которые создал автор и здесь не обойтись без помощи музыки. Таким образом, можно говорить о том, что взаимодействуют следующие виды искусства: литература-изобразительное искусство-музыка. Более того, в курсе начального литературного образования они дополняют друг друга и помогают понять язык автора, раскрыть все изобразительно-выразительные средства, используемые им в художественном произведении. Можно говорить и о том, что при правильной организации урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению, при соблюдении технологии подготовки компетентного грамотного читателя, эти отношения всегда вступают в отношения взаимодействия. Если же вдруг отношения вызывают противодействие, то педагогу следует мгновенно обратить на это внимание, так как в методической системе (технологии подготовки грамотного читателя) произошел сбой, а учителем выполнен какой-то неверный шаг.
Проблема взаимодействия искусства в курсе начального литературного образования тесно взаимосвязана с принципом наглядности. Как известно, впервые научное обоснование принципа наглядности было изложено в трудах Я.А. Коменского. Он рекомендует всем преподавателям установить порядок, заимствованный у природы, а значит необходимо обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.
Особо следует выделить внутреннюю наглядность. И.А. Зимняя определяет внутреннюю наглядность как наглядность, базирующуюся на воспроизведении образов представления (зрительного или слухового). Как правило, выделяют три ее разновидности: внутреннюю наглядность представления памяти, внутреннюю наглядность воссоздающего воображения и внутреннюю наглядность творческого воображения. Почему именно внутреннюю наглядность мы рассматриваем применительно к данной теме? Покажем это на простом примере. Ребенок работает с детской книгой (художественным произведением) на уроке или во внеурочное время. Эта работа начинается с того, что младший школьник обращается к внутренней памяти и пытается ответить на следующие вопросы: Читал ли я эту книгу (произведение)? О чем она? Кто автор? Читал ли я другие книги этого автора? Учитель приходит ему на помощь, подготовив заранее выставку книг, презентацию (для того, чтобы вызвать внутренние представления). Затем ребенок просматривает книгу, работает с иллюстрациями (внутренняя наглядность воссоздающего воображения) и, создавая словесные или графические иллюстрации, ребенок пользуется внутренней наглядностью творческого воображения. Как мы видим, именно внутренняя наглядность может оказать огромную помощь в формировании грамотного читателя, в работе с детской книгой. Использование внутренней наглядности в курсе начального литературного образования пробуждает творческую активность школьников, служит познанию изобразительно-выразительных возможностей слова, способствует осмысленному усвоению материала и восприятию литературы как искусства слова.
Список литературы:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 244 с.
дипломов
Оставить комментарий