Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 11 декабря 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Толерантность: история и современность
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Янковская Ольга Викторовна
канд. филол. наук, доцент кафедры НХТ, ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан
THE QUESTION OF EDUCATION OF ETHNIC TOLERANCE AT YOUTH AGE
Jankovskaja OlgaVictorovna
candidate of Philological Sciences, assistant professor of NHT, VPO “KSU them. N.F. Katanov”, Russia Abakan
АННОТАЦИЯ
В статье затрагиваются проблемы этнотолерантного воспитания лиц юношеского возраста, приводятся разработки передовых ученых-педагогов, посвященные различным аспектам формирования этнотолерантности, с акцентом на методы, актуальные для учащихся указанной возрастной группы. Материалы статьи будут полезны как классным руководителям общеобразовательных школ, так и кураторам младших курсов колледжей и высших учебных заведений.
ABSTRACT
The paper addresses the problems of education of ethnic tolerant persons of youth age, the development of the problem by some scientists and educators which is devoted to various aspects of ethnic tolerance formation is given, with an emphasis on methods relevant to students in this age group. The article can be useful for teachers and tutors of the secondary school and junior courses’ curators in colleges and universities.
Ключевые слова: толерантность; этнотолерантность; ценности; культура.
Keywords: tolerance; ethnic tolerance, values, culture.
В условиях всесторонней нестабильности современного мира проблема этнической толерантности как никогда ранее важна и остро встает перед представителями различных областей не только науки, но и практики, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. Так, в Москве сегодня живут представители 150-ти национальностей; каждый десятый житель столицы — нерусский, а в Республике Хакасия, по данным переписи населения 2002 года, проживают представители свыше 100 национальностей.
Актуальность изучения развития этнотолерантности в юношеском возрасте обусловлена тем, что именно в этот жизненный период человек присваивает социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к нравственному отношению к людям, к самому себе, а также усваивает нормы поведения в обществе.
Безусловно, говоря об этнотолерантности, нам необходимо привести критерии, ее определяющие. По мнению А. Асмолова, она характеризуется уважением к языкам, стремлением изучать свою и чужую национальные культуры; наличием четкой позиции по поводу того, что «не существует плохих народов, могут встречаться только плохие люди»; деликатным отношением к людям другой нации; «отсутствием любого вида подавления (насилия); предоставлением возможности (при наличии желания) объяснять свои обычаи и веру, без насаждения с любой стороны» и т. д. [1, с. 203].
Процесс формирования этнотолерантности включает два этапа: мотивационный и познавательный. Цель первого — создание положительного эмоционального настроя, направленного на общечеловеческие ценности.
На познавательном этапе решаются следующие задачи: знакомство юношей и девушек с общечеловеческими ценностями; совместный анализ материалов СМИ, демонстрирующих реальные этнические проблемы в обществе, и поиск возможных путей решения этих проблем с точки зрения общечеловеческих ценностей; развитие способности ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения народов; приведение воспитуемых к осознанию необходимости выработки у себя качеств, важных для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей [2].
Психологом М.И. Рожковой и доктором педагогических наук Л.В. Байбородовой выделены методы формирования этнотолерантных установок для каждой сферы человеческой личности в юношеском возрасте. Так, при воздействии на интеллектуальную сферу (формируем знания о ценностях этнотолерантности) используются методы убеждения и самоубеждения, влияние на эмоциональную сферу предполагает задействовать методы внушения и самовнушения. Методами воздействия на мотивационную сферу являются стимулирование и мотивация, в результате применения которых должно сформироваться терпимое отношение к людям. Метод воздействия на волевую сферу (метод развития инициативы, настойчивости) предполагает развитие у юношей и девушек уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности и владеть собой, формирование принципиальности в отстаивании нравственных идеалов и т. д. В сфере саморегуляции, где в качестве оценивающего выступает сам воспитуемый, необходимо формировать нравственную правомерность выбора. К методам воздействия на данную сферу можно отнести, например, метод коррекции, направленный на то, чтобы создать условия, при которых юноши и девушки сами внесут изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Метод воспитывающих ситуаций и метод социальной пробы, использующиеся в предметно-практической сфере, призваны развивать способность совершать нравственные поступки и умение оценивать собственное и чужое поведение с точки зрения морали. Экзистенциальная сфера, характеризующаяся умением человека управлять своими отношениями с другими людьми, развивающая стремление к самосовершенствованию и сознательное отношение к своим действиям, формирует этнотолерантные установки с помощью метода самовоспитания и метода дилемм. Первым в данном случае является рефлексия — размышления юноши или девушки о происходящем в его сознании. Второй — это совместное обсуждение воспитуемыми проблемных с моральной точки зрения ситуаций, где каждый должен приводить свои доводы «за» и «против». Дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни конкретных учащихся; 2) быть им понятна; 3) быть незаконченной; 4) включать как минимум два вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор варианты ответов. Такие «дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях» [3, с. 127].
Кандидат педагогических наук П.В. Степанов предлагает алгоритм педагогической деятельности по развитию толерантных установок у юношества, выявляя необходимые для этого условия.
1. Организация встреч с иными культурами в специально подготовленной среде, которая является привлекательной и ценной для юношей и девушек. Такие встречи могут быть организованы двумя способами: во время самостоятельных туристско-краеведческих экспедиций (т. е. в естественных условиях, «лицом к лицу»); в специальных игровых ситуациях, смоделированных руководителем, где уже они сами берут на себя роль представителей различных культур.
2. Проблематизация отношений воспитуемых к представителям иных культур, для чего создается (искусственно) проблемная ситуация, разрешая которую, ребята могут осознать и преодолеть свои предрассудки по отношению к другим народам и культурам.
3. Организация проблемных дискуссий — условие, дающее юношам и девушкам возможность обсудить свое отношение к иным культурам и, поскольку мнение сверстников все еще очень важно для них, это может стать толчком для изменения их собственной точки зрения. Воспитатель же обязан позаботиться о создании в группе атмосферы уважения и толерантности.
4. Организация процесса рефлексии юношей и девушек, направленного на выявление и осмысление ими собственного отношения к представителям иных культур. Понимание своей позиции, в свою очередь, даст молодым людям возможность целенаправленно и осознанно заняться самовоспитанием.
5. Дополнительное условие формирования толерантности у юношей и девушек — оказание «помощи друг другу в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит им научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссное решение, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадёт с мнением сверстника или педагога. Это позволит ему быть активным участником во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии» [4, с. 34].
Итак, проблеме этнической толерантности на современном этапе посвящено немало работ, но, несмотря на это, малоизученным остается вопрос воспитания у подрастающего поколения этнотолерантного отношения к другим народам и культурам. Наиболее сензитивен для формирования этнотолерантности юношеский возраст, поскольку он характеризуется активными поисками своего места в жизни, выработкой мировоззренческих установок, социальной ориентацией личности.
Список литературы:
1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал, 2001. — 285 с.
2.Бондырева С.К. Толерантность: введение в проблему. М.: МПСИ, 2003. — 240 с.
3.Пчелинцева И. Толерантность и школьник. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. — 143 с.
4.Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. — 2003. — № 3. — С. 33—35.
дипломов
Оставить комментарий