Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тарасова Л.Н. РОЛЬ ЭМПАТИИ В МОТИВАЦИИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  ЭМПАТИИ  В  МОТИВАЦИИ  ПРОСОЦИАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Тарасова  Лидия  Николаевна

канд.  филос.  наук,  профессор  кафедры  психологии  Мордовского  государственного  университета  им.  Н.П.  Огарева,  г.  Саранск

E-mail: 

 

THE  ROLE  OF  MOTIVATION  EMPATHY  INPROSOCIAL  BEHAVIOR

Lidia  Tarasova

candidate  of  Science,  professor  of  Psychology  Mordovia  State  University.  NP  ,  Saransk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  представлен  анализ  философских  и  психологических  подходов  о  роли  эмпатии  в  мотивации  просоциального  поведения.  Показано,  что  на  современном  этапе,  с  позиции  западных  исследователей  эмпатия,  в  чистом  виде,  не  мотивирует  просоциальное  поведение.

ABSTRACT

The  paper  presents  an  analysis  of  the  philosophical  and  psychological  approaches  of  the  role  of  empathy  in  motivating  prosocial  behavior.  It  is  shown  that  at  the  present  stage,  from  the  perspective  of  Western  researchers  empathy,  alone,  does  not  encourage  pro-social  behavior.

 

Ключевые  слова:  эмпатия;  просоциальное  поведение;  просоциальная  мотивация.

Keywords:  empathy,  prosocial  behavior,  prosocial  motivation.

 

Анализ  феномена  просоциального  поведения  личности  обнаруживает  огромный  пласт  факторов,  причин,  условий  обуславливающих  его  развитие  и  реализацию  личностью,  а  также  своеобразие  структуры  и  моделей  данного  вида  поведения.  Что  на  наш  взгляд,  подчеркивает  его  многоаспектность  и  полиморфность.  Поэтому  для  качественного  осмысления  изучаемого  феномена,  считаем  необходимым,  начать  анализ  с  описания  основных  компонентов  структуры  просоциального  поведения.  Заметим,  что  в  выделенных  и  изученных  психологической  наукой  видах  человеческого  поведения,  от  обрядового  до  экономического,  ясно  прослеживается  трехкомпонентная  структура,  включающая  в  себя  когнитивный,  аффективный  и  практический  блоки,  поэтому  мы  также  будем  придерживаться  классической  схемы  анализа.

Осмысление  эмоционального  (аффективного)  компонента  просоциального  поведения  личности,  эмпирический  поиск  его  составляющих,  привел  таких  исследователей  как  Айзенберг  Н.,  Батсон  Д.,  Гаврилова  Т.П.,  Джус  К.Я.,  Калинский  Л.П.,  Карягина  Т.Д.,  Кок  Дж.,  Шварц  С.  и  др.  к  выводу  о  том,  что  эмоциональной  основой  просоциального  поведения  можно  считать  эмпатию.  Заметим,  что  хотя  эмпатийная  составляющая  является  важным  компонентом  эмоционального  блока  просоциального  поведения  личности,  однако,  как  замечает  Карягина  Т.Д.,  [3],  сама  трактовка  феномена  в  современной  академической  науке  обнаруживает  неопределенность  термина,  противоречивость  подходов  и  концептуализаций. 

Исходным  ориентиром  анализа  феномена  эмпатии  в  философском  контексте  можно  считать  теорию  вчувствования  Т.  Липпса,  трактовка  эмпатии  в  которой  исходит  из  понимания  ее  как  психологического  обоснования  умозаключения.  Гаврилова  Т.П.  проанализировав  понимание  эмпатии  в  философских  подходах  Гуссерля,  Смита,  Спенсера,  Шопенгауэра,  выделила  следующие  аспекты  их  рассмотрения:  а)  вчувствование  как  форма  познания;  б)  симпатия  как  свойство  человека;  в)  роль  собственного  опыта  в  акте  симпатии/вчувствования;  г)  наличие  различных  форм  симпатии  /вчувствования;  д)  связь  симпатии  с  альтруизмом  [1].  Интересным  представляется  момент,  что  в  философских  работах  была  подчеркнута  связь  между  эмпатией  и  просоциальным  поведением,  где  эмпатия  выступает  мотиватором  последнего.

Пузыревский  В.Ю,  анализируя  современный  философский  контекст  изучения  эмпатии  представленный  в  работах  Басина  Е.Я.,  Борисова  Е.В.,  Ветлизена  А.Дж.,  Кёглера  Х.Г.,  Кубановой  О.Ю.  и  д.р.,  отмечает,  что  актуализация  интереса  философии  к  проблемам  эмпатии  на  современном  этапе,  обусловлена  попыткой  философов  найти  допредикативные  основания  понимания  и  отчуждения,  эмоционально-познавательного  отношения  к  миру  и  техники  [4].

На  современном  этапе  психологической  мысли,  отмечает  Дж.  Иган,  существует  три  уровня  понимания  эмпатии.  Самый  глубокий  уровень  —  это  «способ  бытия»,  второй  эмпатия  —  как  способ  профессионального  присутствия,  способ  профессионального  контакта  с  клиентами,  внутренняя  жизнь  которых  сложна  и  многообразна,  наконец,  эмпатия  —  это  коммуникативный  навык.  Существует  также  и  третья  точка  зрения  на  эмпатию,  как  на  навык  коммуникации,  —  способность  сообщать  о  собственных  переживаниях  (эмоциональная  эмпатия)  и/или  понимании  клиента,  возникающего  в  результате  ролевого  отождествления  с  клиентом  (эмпатии  перевоплощения)  [2].

Необходимо  отметить,  что  изучение  роли  эмпатии  в  мотивации  просоциального  поведения  привело  многих  западных  исследователей  к  идее  того,  что  эмпатия  «в  чистом  виде»  не  влияет  на  просоциальное  поведение.  Ее  влияние  обнаруживается  косвенно,  т.  е.  через  вызываемые  ею  иные  эмоциональные  состояния.  Согласно  данным  эмпирических  исследований  эмпатия  в  чистом  виде  не  мотивирует  просоциальные  действия,  она  способна  актуализировать  другие  эмоциональные  состояния,  которые,  в  конечном  счете,  и  приводят  к  просоциальным  действиям.  Так  Hoffman  M.L.  в  свое  работе  “The  development  of  empathy”,  определяя  эмпатию  как  аффективный  ответ,  относящийся  скорее  к  ситуации  другого  человека,  чем  к  нашей  собственной,  говорит  о  том,  что  эмпатия  это  результат  развития  личности,  начиная  с  младенчества,  итогом  которого  является  ясное  ощущение  чувств  другого  человека,  как  отличных  от  своих  собственных  [7,  с.  46].  Воспринимаемое  же  страдание  может  вызвать  «эмпатическое  страдание»  или  «сочувствующее  страдание»  (sympathetic  distress),  последнее  и  является  основой  альтруистической  мотивации,  приводящей  к  просоциальному  поведению.

Vignemont  и  Singer’s  также  предлагают  отличать  эмпатию  от  сочувствия  (sympathy)  и  сострадания  (compassion)  [6,  с.  83].  Указывая,  что  во  все  трех  случаях  мы  занимаем  позицию  другого  субъекта,  но  при  эмпатии  мы  разделяем  чувство  другого,  а  при  сочувствии  и  сострадании  это  условие  не  обязательно.  Например,  если  кто-то  эмпатизирует  человеку,  который  испытывает  грусть,  то  он  тоже  сам  испытывает  грусть,  когда  же  он  сочувствует  или  сострадает,  то  он  испытывает  жалость,  заботу  по  отношению  к  грустящему  человеку,  но  сам  не  грустит.  Проведя  эмпирические  исследования  Vignemont  и  Singer’s  сделали  вывод  о  том,  что  эмпатия  сама  по  себе  не  является  необходимым  условием  для  возникновения  просоциальной  мотивации,  в  виде  желания  увеличить  благополучие  другого  или  облегчить  страдание,  в  то  время  как  сочувствие  и  сострадание  непосредственно  связаны  с  просоциальной  мотивацией,  поведением  или  намерениями.  Они  приводят  пример,  что  эмпатией  может  злоупотреблять  садист,  который  использует  ее  для  нахождения  слабых  сторон  жертвы,  не  испытывая  при  этом  ни  сочувствия  ни  сострадания  [6,  с.  84].  Так  же  авторы  проводят  различия  между  эмпатией  и  эмоциональной  зараженностью,  при  которой  субъект  разделяет  эмоции  другого  человека,  но  не  отдает  себе  отчет,  что  они  вызваны  эмоциями  другого.  Например,  младенцы  плачут  в  ответ  на  плач  другого  младенца,  задолго  до  формирования  самосознания.  Эти  реакции  могут  предшествовать  развитию  эмпатии,  но  не  являются  эмпатийными  ответами  сами  по  себе,  т.к.  не  осознаваемы. 

Singer  T.,  Seymour  B.,  Stephan  K.E.,  O’Doherty  J.P.,  Dolan  R.J.  и  Frith  C.D.  определяя  эмпатию  как  а)  аффективное  состояние,  которое  б)  изоморфно  аффективному  состоянию  другого  человека  и  в)  вызвано  наблюдением  или  воображением  аффективного  состояния  другого  и  г)  осознается  субъектом,  как  мотивированное  аффективным  состоянием  другого,  отмечают,  что  следует  отличать  эмпатию  от  когнитивных  представлений,  утверждая,  что  эмпатия  это  только  аффективный  процесс  [8,  с.  860].  Это  различие  особенно  заметно  в  эмпирических  исследованиях  психопатов,  у  которых  не  ослаблена  способность  понимать  мотивы,  намерения,  установки  других,  но  полностью  отсутствует  к  вовлеченной  эмпатии,  которая  позволяет  здоровым  людям  предвосхищать  и  оценивать  страдания  другого,  т.  е.  готовность  к  просоциальному  поведению. 

Подводя  итог  можно  заметить,  что  для  психологического  вектора  трактовки  роли  эмпатии  в  мотивации  просоциального  поведения  личности  характерно  разнообразие  точек  зрения.  Работы,  посвященные  эмпатии,  изобилуют  множеством  определений  и  подходов,  моделей  эмпатического  процесса.

 

Список  литературы:

1.Гаврилова  Т.П.  Понятие  эмпатии  в  зарубежной  психологии/Т.П.  Гаврилова  //  Вопросы  психологии.  —  1975.  —  №  2.  —  С.  147—158.

2.Иган  Дж.  Базисная  эмпатия  как  коммуникативный  навык  //  Журнал  практической  психологии  и  психоанализа.  —  2001,  —  №  1.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.psyjournal.ru  (дата  обращения  4.10.2013).

3.Карягина  Т.Д.  Философские  и  научные  контексты  проблемы  эмпатии  /  Т.Д.  Карягина  //  Московский  психотерапевтический  журнал.  —  2009.  —  №  4.  —  С.  50—74.

4.Пузыревский  В.Ю.  Феномен  эмпатии  в  контексте  современной  западной  философии/  В.Ю.  Пузыревский//  Сибирь.  Философия.  Образование.  Альманах.  —  2002.  —  №  6.  —  С.  103—118.

5.Тарасова  Л.Н.  Ценностные  факторы  смыслообразования  /  Л.Н.  Тарасова,  С.И.  Соболев.  Саранск:  Изд-во  Мордов.  ун-та.  2007.  —  160  с.

6.Hein  G.  Neuroscience  Meets  Social  Psychology:  An  Integrative  Approach  to  Human  Empathy  and  Prosocial  Behavior  /Hein  G.  and  Singer  Т.//  Prosocial  Motives,  Emotions,  and  Behavior:  The  Better  Angels  of  Our  Nature.-American  Psychological  Association.  2010.  —  Р.  78—106.

7.Hoffman  M.L.  The  development  of  empathy./  In  J.P.  Rushton,  &  R.M.  Sorrentino  (Eds.)//  Altruism  and  helping  behavior:  Social,  personality,  and  developmental  Perspectives.  Hillsdale,  NJ:  Erlbaum.  1981.  —  Р.  41—63.

8.Singer  T.  Empathic  neural  responses  are  modulated  by  the  perceived  fairness  of  others/  Singer  T.,  Seymour  B.,  O’Doherty  J.  P.,  Stephan  K.  E.,  Dolan  R.  J.,  &  Frith  C.  D.//  Neuroscience  and  Biobehavioral  Reviews.-2006.-Р.  855-873.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий