Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 августа 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Дюжева Марина Борисовна
канд. эконом. наук., доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск
E-mail: Dyzgeva@mail.ru
Дюжева Алена Андреевна
педагог дополнительного образования «Центра детского технического творчества», г. Омск
E-mail: Dyzgeva@mail.ru
Тарасова Татьяна Николаевна
ст. преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» ,г. Омск
MENTORSHIP AS A METHOD OF FAMILY WELL-BEING FORMING
Marina B. Dyuzheva
phD in Economics, associate professor of «Management, marketing and commerce» dpt of Omsk State Transport University, Omsk
Alain А. Dyuzheva
teacher of additional education «Center of children's technical creativity»
Tatiana T. Tarasova
senior lecturer of «Management and marketing» dpt of Omsk institute (branch) of Plekhanov Rusiian University of Economics, Omsk
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является анализ российского опыта в области домашнего наставничества, который может быть применим в современных социальных условиях при формировании семейного благополучия. Основными методами исследования являются: анализ и сравнение. Статья представляет собой незначительную часть проведенного исследования, результатом которого является устойчивое представление о возможности формирования благополучия семьи даже при условии ее неполного состава.
ABSTRACT
The purpose of the article is an analysis of the Russian experience in the field of home-tutoring, which can be applied to the family well-being forming in the modern social conditions. The basic research methods are analysis and comparison. The article is a small part of the research, the result of which is a stable view of the possibility of the well-being family forming even single-parent.
Ключевые слова: наставничество; домашний наставник; благополучная семья.
Keywords: mentorship; home mentor; well-being family.
Сегодня наставничество является весьма востребованным методом передачи знаний, умений, навыков. Вопросы и проблемы наставничества рассматриваются различными специалистами, среди которых педагоги, психологи, менеджеры, предприниматели, юристы и др.
Наставничество родилось вместе с человечеством, ведь история человечества — это всегда передача опыта одного поколения другому. С древнейших времен в воспитании человека незаменимую роль играли учителя, преподаватели, старшие товарищи, т. е. наставники.
В Древней Греции, еще в архаичные времена, образование носило военный характер и было направленно на подготовку прежде всего воинов, в которых нуждалось государство. У детей из благородных семей были наставники, которые обучали их многим полезным для дальнейшей службы искусствам.
Легенды и мифы древней Греции описывают легендарного героя Ахиллеса, у которого было два наставника: Хирон и Феникс. Кентавр Хирон научил Ахиллеса спорту, военным навыкам, среди которых — метание копья, охота, верховая езда, помимо этого были переданы умения игры на лире, медицинские знания. Феникс с детства воспитывал Ахиллеса и учил его двум основным искусствам: военному и риторическому, которые в те времена считались искусствами первой необходимости.
Мудрый кентавр Хирон заслуживает особого внимания, поскольку он является легендарным образом наставника, который участвовал в обучении и дал образование многим античным героям. Так, Ясона перед его путешествием он снабдил небесным глобусом, чтобы тот мог ориентироваться по звездам, Асклепию и Патроклу преподал медицинскую науку, Актеона научил охотничьему ремеслу. Античная культура сохранила до наших дней образ идеального учителя — всесторонне развитого мудрого Хирона, благодаря которому мир узнал о выдающихся учениках.
Черты образа кентавра Хирона присущи большинству наставников на протяжении всей истории человечества. Кентавр Хирон — это одновременно идеальный образ и архетип, сочетающий в себе важнейшие черты наставника: мудрость, внимание к ученику, ответственность перед ним и собой [3]. Следует отметить, что наставническая форма воспитания в семье была широко применима в дореволюционной России.
Домашний наставник — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей в семье. В дореволюционной России для получения права преподавания необходимо было сдать установленные экзамены в университете, педагогическом институте, гимназии или уездном училище. Звание давало право преподавать не только непосредственно в семье, но и в частных пансионах, в младших классах городских училищ. Домашние наставники считались состоящими на службе, а проработавшие 25 лет получали право на выплату пожизненного пособия [9].
Одним из выдающихся наставников того периода является В.А. Жуковский. Жизнь и творчество В.А. Жуковского достаточно хорошо исследованы историками, но практически ничего нет о его наставнической деятельности. В 1826 году В.А. Жуковского пригласили ко Двору в качестве наставника для старшего сына императора Николая I, наследника престола великого князя Александра Николаевича. К воспитанию и образованию наследников в царской семье относились с особой серьезностью, так как наследник должен получить знания, соответствующие его высокому предназначению, поэтому неудивительно, что выбор императора пал на Жуковского — поэта, просветителя, одного из образованнейших людей того времени. Следует отметить, что чуть ранее Василий Андреевич обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну, супругу Николая I и мать юного наследника, и состоял у нее чтецом. К новому назначению поэт отнесся с исключительной серьезностью, разработав «План учения», включавший множество самых разнообразных предметов — русский язык, историю, естествознание, геологию, иностранные языки, комплекс эстетических дисциплин, несколько видов спорта, предназначенных для укрепления здоровья и гармоничного развития наследника. Этот план был рассчитан на двенадцать лет и состоял из последовательных этапов, при этом реализация каждого этапа должна обеспечить воспитание всесторонне развитой личности, способной управлять государством. В.А. Жуковский полагал, что монарх должен быть не столько учёным мужем, сколько просвещенным правителем и использовать эту просвещенность во благо своей страны и народа, поэтому важнейшей целью плана он считал нравственное воспитание наследника.
Воспитанник Александр II всегда с большой теплотой, любовью вспоминал детские годы и своих наставников. После смерти В.А. Жуковского по указу Александра II был установлен мраморный бюст поэту в Царском Селе, вблизи Александровского дворца, в котором прошло детство императора-реформатора и где в течение почти двух десятилетий часто бывал В.А. Жуковский [10].
Современные социальные условия предъявляют повышенные требования не только к воспитанию ребенка в семье, но и к самой семье. Более 70 % респондентов (участников нашего исследования), чьё детство пришлось на период с 60-х по начало 90-х гг., отметили, что воспитывались в полной семье с родными мамой и папой. Однако пореформенное поколение — молодые люди, родившиеся в конце 80-х — начале 90-х прошлого столетия — испытали стрессы периода социальных изменений, среди которых падение жизненного уровня, реформы в совокупности с долговременными тенденциями, и им пришлось столкнуться с нарушенными стандартами семьи, где в прошлом ключевую роль играла фигура отца, а в создавшихся условиях эта роль перешла к матери (этот показатель снизился на 10 %). Современная супружеская пара в основном имеет одного ребёнка — 57,6 %, двоих имеют 35,9 %, троих — 6,4 %. Согласно данным исследования, более трети населения РФ в возрасте до 45 лет один или несколько раз прошли через процедуру развода. В большинстве случаев после развода ребёнок или дети оставались с матерью.
Одна из основных проблем при разводе — это участие родителя, ушедшего из семьи (как правило, отца) в воспитании ребенка. Примерно половина отцов видится с ребенком 3—4 раза в неделю, а другая половина не видится с ним вообще. Примерно 45 % пап не могут себе позволить видеться с ребёнком ежедневно, встречаясь с ним не чаще 3 раз в месяц; 42 % отцов ссылается на занятость, именно эта причина мешает частым встречам с ребёнком; у 45 % отцов ребёнок удален от них географически, что затрудняет частые встречи и 35 % мужчин утверждают, что неприязненные отношения между ними и бывшими супругами отражаются на частоте встреч с детьми. Как показало исследование, после ухода из семьи 75 % мужчин практически никак не поддерживают собственного ребёнка и только 25 % поддерживают его примерно наполовину [5].
Наставничество в семье как метод и форма передачи традиций, обычаев, нравов не только отдельно взятой семьи, но и общества, в котором эта семья формируется, развивается, стало особенно актуально в наше время в связи с приобретением ключевого значения такого понятия, как «благополучная семья».
По мнению В.С. Безруковой, благополучная семья - это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, где поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, где поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному самообеспечению, к деторождению и детовоспитанию; это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны, но в целом включает в себя базисные качества (наличие работы, удовлетворяющей членов семьи; достаточный доход; наличие квартиры; удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей); качества поведения (трудовая и экономическая активность; активность в сфере культуры и образования; активность в поддержании и улучшении здоровья; общественная активность); качества семейного сообщества (духовно-нравственный потенциал, образовательный потенциал, психологический потенциал) [1].
Не будем оспаривать или подвергать сомнению представленное выше понятие «благополучная семья», но нам необходимо сделать пояснение, почему в данной работе приводятся результаты опроса разведенных супружеских пар, иначе данная работа является противоречивой. В нашем представлении благополучная семья может быть не всегда полной, главное, это семья, где добровольно и качественно на основе общепринятых моральных устоев, ценностей выполняются взаимные обязательства всех членов семьи в отношении друг друга и окружения. Само состояние благополучия достигается не один год. Это не только способность обеспечить первоочередные потребности всех членов семьи, такие, как продукты питания, одежда, обувь и т. д., но и длительный процесс обучения общению и взаимопониманию. Следует также сделать оговорку, что благополучие является более сложной и комплексной категорией, чем представляется в обывательском понимании. К сожалению, нередки примеры того, как в благополучной с виду семье неожиданностью для всех становятся несовместимые с благополучием ситуации: наркомания или иные формы зависимостей, уход из дома или даже самоубийство детей и подростков. Есть и иные примеры того, насколько позитивной и уважительной может быть атмосфера в семье, не попадающей под общепринятое определение благополучной семьи. Таким образом, получается, что благополучие, и семейное в том числе, — это не набор благ, а, прежде всего, состояние гармонии, в котором пребывает человек, положительная динамика этого состояния или его стабильность. Разумеется, все факторы благополучия, как материальные, так и духовные, находятся в тесной зависимости, тем не менее, хотелось бы акцентировать внимание именно на психологическом, душевном комфорте ребёнка как члена семьи. В достижении этого состояния большое значение имеет чувство уверенности и надёжности, которое может дать ребёнку взрослый наставник вне зависимости от того, кто выступит в его роли — родитель, учитель, тренер, сосед и т. п.
Дети, несомненно, сплачивают семью, делают ее полной, но даже с ними нужно уметь общаться и договариваться. Пока малыш растет, мужу и жене необходимо идти друг другу на встречу, многое прощать, многое терпеть или просто не обращать внимание. Совместные хозяйственные дела, совместное ведение быта, совместное воспитание детей — вместе абсолютно все, только в этом случае достижение благостности в маленьком мире одной семьи может стать реальным.
Сделать так, чтобы все были счастливы — это тяжелый ежедневный труд, к которому готовы, к сожалению, не все супружеские пары [6].
Отметим, что формирование неполной семьи, но благополучной как никогда значимо в современном российском обществе. Востребованным становится и наставничество как метод, форма воспитания в семье. Как уже отмечалось выше, история семейного наставничества накопила положительный опыт в решении ряда семейных проблем.
Великая отечественная война и ее послевоенный период способствовала формированию и развитию добровольного наставнического движения, когда совершенно посторонние люди принимали активное участие в жизни той или иной семьи, человека, ребенка.
В послевоенный период значительный вклад в развитие наставнического движения внес В.А. Сухомлинский, он говорил: «Передача опыта — это передача идеи. Заимствование опыта – это индивидуальное творчество на основе идеи» [8].
К середине 1980 года в стране было 2,6 млн. наставников, среди них свыше 5000 Героев Социалистического Труда. К середине 1982 года их уже насчитывалось 3 млн. человек [7].
Перестроечный период негативно отразился не только на экономике страны, но и на каждой российской семье. Наставничество как движение, как институт были забыты до недавнего времени, и только в начале XXI века оно стало вновь востребованным и актуальным не только на предприятиях, организациях, учреждениях, но и в семье.
В настоящий период общество характеризуется особым вниманием к молодёжи и детям, в том числе и к воспитанию в семье. Это обусловлено постепенной сменой моральных устоев и норм, их трансформацией (речь идёт о легализации и пропаганде гомосексуализма, доступном сексе, нечётком определении границ прав ребёнка и проч.). Всё это на фоне агрессивного информационного поля, в котором пребывают дети и подростки и в котором происходит становление личности, может быть крайне опасным для основ благополучной семьи. В этой связи необходимо создавать условия, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в выборе собственной позиции, что возможно только при наличии примеров позитивного поведения, принимаемых ребёнком в качестве эталона.
Наставником в семье может быть родитель (родители), авторитетные и уважаемые родственники, знакомые, друзья, соседи, представители духовенства и др., то есть та категория людей, которая для отдельно взятой семьи является авторитетом.
Авторитету в семье посвящены труды таких авторов, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.
А.С. Макаренко видел роль родительского авторитета в личном примере родителей. «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного» [4, с. 205].
И если даже эта семья неполная и в семье только мама и ребенок, то семейный авторитетный наставник-мужчина способен оказать поддержку семье и решить ряд вопросов, связанных с ролью и значением мужчины в доме, в семье. При отсутствии мамы в семье семейный наставник-женщина способна решить ряд соответствующих данной роли вопросов. Единственное условие подобного наставничества — это высокий уровень профессионализма, морали, нравственности, порядочности человека, его искреннее желание оказать практическую помощь семье.
Следует отметить несколько правил, которых должен придерживаться наставник в отношениях с семьей. Конфиденциальность — личная информация, полученная в процессе взаимодействия, за пределы этой семьи не выносится. Уважение и безоценочность — можно оценивать поступок ребенка, родителя, но не его самого как личность. Собственный выбор — ребенок, родитель сам выбирает, будет ли он работать с наставником, и определяет степень доверия в разговорах с ним. Личный пример — наставник, должен, безусловно, разделять имеющиеся в семье ценности и транслировать их в собственных поступках, т. к. только такая форма воспитания является единственно эффективной.
Работа наставника в семье может приносить следующие результаты: эмоциональное и духовное оздоровление семьи; профессиональный рост членов семьи; выявление и развитие творческих способностей детей; использование новых форм и средств социального воспитания.
Следует отметить, что сегодня актуальным является и наставничество для детей сирот и опекаемых, так называемое наставничество гостевой семьи.
Гостевая семья (наставничество) — это форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. Ребенка берут на выходные, каникулы или праздничные дни в семью. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения. Это шанс дать ему побыть частью дружной семьи, вовлекая его в совместный труд и отдых. И, конечно же, это возможность общения с взрослыми, детьми и другими членами семьи. Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в воспитательном учреждении, и в будущей жизни [2].
Но об этой форме наставничества — в следующей статье.
Список литературы:
1.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://didacts.ru (дата обращения — 15.08.2013).
2.Гостевая семья (наставничество) Восточный благотворительный фонд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://vostfond.ru (дата обращения — 15.08.2013).
3.Истоки наставничества. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://uspeshnye.ru (дата обращения — 15.08.2013).
4.Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 575 с.
5.Портрет российской семьи XXI века в цифрах и тенденциях. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://newsland.com (дата обращения — 15.08.2013).
6.Русское радио. Благополучная семья. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://rusradio.ru (дата обращения — 15.08.2013).
7.Сахин Б.С. Наставничество как форма предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Дисс. канд. юр. Наук. М., 1985. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.dslib.net (дата обращения — 15.08.2013).
8.Уманцева Л.В. О гражданственности и патриотизме в воспитании молодежи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.t21.rgups.ru (дата обращения — 15.08.2013).
9.Финансово-экономический консалтинг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.az-customs.net (дата обращения — 15.08.2013).
10.Яровой Л., В.А. Жуковский — наставник в императорской семье. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://kultprivet.ru/index.php (дата обращения — 15.08.2013).
дипломов
Оставить комментарий