Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ
Гайнутдинова Лолита Анатольевна
преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «ДМШ» г. Канаш ЧР
В последнее десятилетие XXI века большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в обучении детей. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.
Дошкольный период является важным в формировании физического и психического здоровья. В этот период происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер. Ребенок утверждается как личность.
Эти факторы побудили взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в условиях обучения 4—5 летних детей музыке (по программе «Развитие музыкальных способностей») в студии раннего эстетического развития детей «Малыш».
Русский невролог, психиатр и психолог В.М. Бехтерев утверждал, что музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный, музыка — целитель здоровья. Раннее приобщение детей к музыке дает уникальную возможность реализовать в музыкальной школе здоровьесберегающие технологии, что создает необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, его безграничных потенциальных возможностей.
Важный элемент профессиональной компетентности педагога — создание условий для успешного обучения ребенка. Возрастные трудности ставят перед педагогом задачу правильного распределения учебного материала. Такие психологические особенности детей, как неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация, требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения двигательных упражнений, сочетания различных форм работы на занятии.
Педагог должен помнить о неразвитости долговременной памяти детей и неумении ею пользоваться. Поэтому преобладающим педагогическим приемом должно быть повторение с постепенным включением нового материала. Важно запоминание по смысловым признакам. Все понятия даются по принципу контраста: в противопоставлении и сравнении.
Принципы обучения и воспитания детей должны опираться
· на знания ребенка об окружающем мире (сказка, явления природы, животный мир, мир фантазии, окружающий мир);
· определение границ изучаемого предмета;
· максимальное включение двигательных упражнений, стимулирующих развитие интеллекта;
· обучение, сочетающееся с удовольствием;
· поддержание интереса ребенка, воздействуя на воображение и фантазию;
· активное развитие памяти;
· воздействие на восприятие, формирующее эмоциональную отзывчивость.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Поэтому задача педагога:
· систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
· определить критерии занятия со здоровьесберегающей установкой;
· подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья детей.
В основе «здоровьесберегающего обучения» находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, она базируется на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости при соблюдении санитарно-гигиенических требований. Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие. Освещение должно быть достаточным для комфортной работы глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, когда у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
·технология сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
·коррекционная технология (арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия) [1, c. 54—56].
Основными формами работы с детьми 4—5 лет в рамках предмета «развитие музыкальных способностей» являются вокально-интонационное и ритмическое развитие, слушание музыки, творческие задания.
Вокально-интонационное развитие опирается на метод вокалотерапии. Пение — это, прежде всего, правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами в конечном итоге обеспечивает успех в работе над формированием личности человека.
Ребенок имеет слуховые представления и может ими пользоваться. Чтобы ребенок научился петь, необходима связь между образными и слуховыми впечатлениями. Абстрактное понятие высоты звука становится конкретным при сравнении со звуками животных, окружающего мира. Ребенок имеет большую способность к подражанию. Педагогу следует играть и петь песню в удобном для детей темпе, прислушиваясь к подпеванию и пению детей. Педагог укрепляет и развивает «слабые» слуховые представления при помощи первичных образов и представлений, непосредственно связанных с восприятием. Дети поют вслед за педагогом, тем самым развивается непроизвольное интонирование.
Произвольное интонирование опирается на постепенное внедрение в музыкальную память слуховых представлений в виде последовательной системы мотивов-образов (система относительной сольмизации).
Звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. При таком пении голос естественно развивается и укрепляется.
Работа над дыханием ведется с помощью дыхательных упражнений с использованием игровых элементов («Ниточка», «Пение водички», «Филин», «Надуваем шарики», «Шар лопнул» и т. п.). Это четверостишия, скороговорки, потешки, загадки, попевки, считалки. С их помощью педагог следит за правильным произношением слов, естественной интонацией, живой речью с опорой на дыхание, выразительностью речи, ритмичностью.
Дикционные упражнения включают технологию артикуляционной гимнастики — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
В качестве динамических пауз целесообразна логоритмическая гимнастика — связывающая воедино слово, музыку и движение. В логоритмических упражнениях задействованы все группы мышц: шейного отдела, плечевого пояса, спины и ног. А это важно для формирования правильной осанки, координации движений, укрепления мышц всего тела.
Логоритмическая гимнастика включает в себя также упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции («Подуй на пушинку», «Мыльный пузырь», «Тяни веревочку» и т. п.), на формирование чувства музыкального темпа и т. д.
Первоначальное, интуитивное восприятие музыки проявляется в различных двигательных реакциях, связанных с образами окружающего мира. Дети отмечают метрические доли хлопками, шагают, прыгают, подчеркивают ритмическую пульсацию в движениях.
Детям нравится «пальчиковая» гимнастика, с помощью которой стимулируется развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывается быстрота реакции, эмоциональная выразительность. «Пальчиковые» игры тренируют мелкую моторику — движения пальцев и кистей рук. В них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.
Временное понятие коротких и длинных звуков осознается через звуки-образы (иголки ежа острые, короткие; собака лает быстро, коротко; кошка мяукает долго, мягко и т. п.). Освоение метроритмической структуры происходит через двигательные упражнения (шаг — , бег — , остановка — ) и речевые упражнения (стихи, прибаутки, скороговорки, загадки).
Развитие ритмической памяти ведется в игре «ритмическое эхо», с использованием игровых ситуации — «Дятел», «Обезьянки», «Белка щелкает орешки» и т. п.
Маленькие дети различают двух- и трехчастную музыку, определяют разные по характеру пьесы, различают регистры, темпы, динамику. Поэтому полезны ритмопластические упражнения, которые охватывают ритм, темп, динамику, регистр, характер, контрастность, повторность музыкального произведения. Каждое упражнение должно иметь характер-образ. Под влиянием музыки движения приобретают соответствующий ей характер. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают снять нервно-психическое напряжение, добиться эмоциональной разрядки.
Большую радость доставляет детям игра в «шумовом» оркестре, который помогает воспитанию ансамблевого навыка (умения услышать доли, ритм, динамику, темп), активизирует внимание, память, слух, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Слушание музыки — самый сложный вид музыкальной деятельности и самый развивающий. Дети учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать. Слушание музыки неотделимо от музыкотерапии, направленной на снятие напряжения, повышение эмоционального настроя ребенка, релаксации. Задача педагога — развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, фантазию в восприятии музыкальных образов.
На занятиях звучат песни, инструментальные пьесы, отрывки из классических музыкальных произведений. Дети знакомятся с разными инструментами (оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр). Музыка может иллюстрировать рассказ или сказку.
Все музыкальные показы должны быть яркими, красочными. В перечне музыкальных произведений должны быть представлены лучшие образцы детской музыки, а также произведения «золотого фонда» мировой музыкальной культуры (например, М. Глинка, А. Лядов, К. Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Кабалевский, С. Майкапар, С. Слонимский, Д. Шостакович, И.С. Бах, В. Моцарт, М. Мусоргский, Д. Верди, С. Прокофьев, Э. Григ, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Штраус, А. Вивальди и др.). Программные пьесы («Дождик», «Воробей», «Лошадка», «Медведь», «Лиса» и т. п.) можно использовать в двигательно-игровой форме. По прослушанному произведению полезно совместными усилиями педагога и детей составить рассказ.
На занятиях дети знакомятся с музыкальными сказками: «Три медведя», «Красная шапочка и волк», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят», «Машенька и медведь» и другими. С помощью сказки ребенок приобретает знания о законах жизни, о культуре поведения, о добре и зле. Процесс воспитания души, осознание своих возможностей, внутреннее ощущение гармонии и силы ребенком является основополагающими в методе сказкотерапии.
Все формы работы объединяются в одну сюжетную линию (урок-путешествие, урок-экскурсия и т. п.), раскрывая две педагогические задачи: познавательную и обучающую. Игровая ситуация должна присутствовать на всем протяжении урока. Состояние эмоционального подъема в игровых условиях способствует запоминанию, развивает внимание. Ребенок меньше отвлекается, он поглощен игрой, заинтересован, активен.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка — стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Список литературы:
1.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе [Текст] / Г.И. Панфиленко [и др.] // Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — c. 54—56.
дипломов
Оставить комментарий