Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сторож Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ТВОРЧЕСКОЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Сторож  Елена  Васильевна

канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  практической 

психологии  и  психотерапии  Ровенского  государственного  гуманитарного  университета,  г.  Ровно,  Украина

E-mailO_V@ukr.ner 

 

Реалии  современной  жизни  ставят  перед  личностью  все  новые  и  новые  социально  важные  задачи,  которые  осложняют  процесс  ее  социализации.  Общество  нуждается  в  интересных,  гибких,  полезных  и  оригинальных  подходах  к  решению  экономических,  образовательных,  культурных,  политических,  технических  и  т.  д.  вопросов.  Поэтому  научный  интерес  к  анализу  процесса  творческой  социализации  личности  охватывает  все  более  широкие  сферы  гуманитарного  знания.  Творчество  является  необходимым  условием  здоровья  и  развития  молодой  нации,  особенно  в  период  профессионального  становления,  осуществления  глобальных  научных  открытий  и  создания  художественных  шедевров  общечеловеческого  значения. 

Таким  образом,  исследование  процесса  творческой  социализации  юной  личности,  в  частности,  старшеклассников,  имеет  ряд  теоретических  заданий. 

Отмечено,  что  ведущие  психологические  концепции  и  модели  социализации  личности  сформировались  зарубежными  и  отечественными  учеными  в  русле  трех  основных  подходов:  культурантропологии,  социологии  и  психологии.  Процесс  социализации  в  рамках  культурантропологии  рассматривается  как  автоматический,  благодаря  которому  индивид  воспринимает  культуру  в  меру  своего  развития,  то  есть  он  есть  ее  пассивным  потребителем  (Ф.  Боас,  Г.  Бенедикт,  В.  Малиновский,  М.  Мид  и  др.)  [7;  10].  Социологический  подход  к  проблеме  социализации  делает  акцент  именно  на  роли  общества  в  развитии  личности,  ее  сознания  и  самосознания.  Индивиду  необходимо  приспособиться  к  социальной  среде,  усвоить  соответствующие  роли  и  закрепить  их  в  социальном  опыте  (Дж.  Дьюи,  Е.  Дюркгайм,  В.  Кукартц,  Ч.  Кули,  Дж.  Мид,  Т.  Парсонс)  [7].  Психологический  подход  проявляется  в  том,  что  ведущая  роль  отводится  целостности  решения  взаимоотношений  индивид  —  общество.  Основное  внимание  уделяется  социальной  учебе,  системе  поощрений  и  наказаний,  социальному  опыту,  деятельности,  самореализации,  самоактуализации  и  интеграции  всех  процессов  (А.  Адлер.  М.Г.  Андреева,  А.  Бандура,  Л.С.  Выготский,  Д.Б.  Эльконин,  Л.  Колберг,  К.  Левин,  А.М.  Леонтьев,  А.  Маслоу,  В.В.  Москаленко,  Г.  Олпорт,  А.В.  Петровский,  Ж.  Пиаже,  К.  Роджерс,  Дж.  Роттер,  З.  Фрейд,  Е.  Фромм,  В.Т.  Цыба  и  др.)  [1;  2;  7;  10].

Теоретический  анализ  научных  исследований  по  проблеме  социализации  личности  показал,  что  под  социализацией  понимают  процесс  усвоения,  приобретения  и  активного  воссоздания  индивидом  социального  опыта,  групповых  норм,  знаний,  ценностей,  компетентности,  системы  социальных  ролей,  связей  и  отношений  в  условиях  неопределенных  социальных  ситуаций,  что  приводит  к  систематизации,  конструированию,  интегрированию  индивидом  образа  мира,  в  результате  чего  формируется  социальная  лабильность  как  главный  результат  социализации,  в  которой  осуществляется  творческая  деятельность  человека,  его  самоопределение. 

Исследуя  основные  подходы  к  проблемам  творческого  мышления  мы  обнаружили,  что  понятие  «творческое  мышление»  выступает  синонимом  продуктивного,  креативного,  латерального,  конструктивного,  эвристического  мышления  (Д.Б.  Богоявленска,  Е.  де  Боно,  А.Б.  Брушлинский,  Ф.  Вильямс,  Дж.  Гилфорд,  Л.Я.  Дорфман,  Л.Б.  Ермолаева-Томина,  З.И.  Калмыкова,  Е.И.  Кульчицкая,  А.М.  Матюшкин,  В.А.  Моляко,  В.В.  Рагозина,  П.  Торренс,  Е.Е.  Туник  и  др.)  [2;  5;  6;  8;  9],  под  творческим  мышлением  понимают  создание  субъективно  нового  продукта,  открытие  или  прогнозирование  чего-то  существенно  нового  через  познание  и  поиск  необходимых  и  нестандартных  способов  действий,  через  установление  разнообразных  связей,  комбинаций,  аналогий,  реконструкций  из  многих  возможностей,  синтезируя  и  связывая  элементы  новым  оригинальным  путем  [1—6;  8—12]. 

С  учетом  возрастных  особенностей  старшеклассников  выделены  ключевые  составляющие  их  социализации:  социальное  признание,  социальный  статус,  социальная  адаптация,  фрустрация,  приобретенные  характеристики  (Г.С.  Абрамова,  Л.И.  Божович,  М.И.  Боришевский,  О.З.  Лютак,  И.Г.  Малкина-Пых,  С.Д.  Максименко,  А.А.  Реан,  Ю.М.  Швалб).  Старший  школьный  возраст  —  это  второй  сенситивный  период  развития  творческого  мышления  личности,  которое  характеризуется  чрезвычайной  интенсивностью  усвоения  информации  и  ее  использования  (В.Н.  Дружинин,  Г.С.  Костюк,  В.А.  Моляко,  В.В.  Рыбалка,  В.А.  Роменець)  [5;  6;  8;  9].

Важно  обратить  внимание  на  содержание  и  исследование  взаимосвязи  процессов  социализации  и  творческого  мышления.  В  социально  психологической  литературе  можно  встретить  разные  взгляды  на  процесс  социализации,  который  может  иметь  две  стороны  (пассивную  и  активную).  Пассивная  сторона  предусматривает  приспособление  индивида  к  среде,  к  жизни  как  к  уже  поставленной  обществом  задаче,  то  есть  подчинение  под  уже  имеющиеся  условия;  активная  сторона  предусматривает  творческое  активное  изменение  среды,  проявление  творческого  поведения  с  отношением  к  жизни  как  к  творческой  задаче  и  подчинение  окружения  своим  потребностям  (Г.  Алдер,  Г.А.  Балл,  Г.С.  Батищев,  Н.Ф.  Голованова,  В.Н.  Дружинин,  Л.С.  Смолинчук,  В.Т.  Цыба,  В.С.  Юркевич)  [1;  2;  5].  Другую  важную  особенность  взаимосвязи  двух  процессов  —  социализации  и  творческого  мышления  —  в  научной  литературе  представлено  в  таких  понятиях  как  «социальное  творчество»,  «социальная  креативность»,  «социальная  одаренность»,  которая  является  высшей  формой  социальной  активности  личности  или  общества,  специфическим  видом  творчества  и  выражается  в  способности  индивида  к  генерализации  идей  в  плоскости  социальной  проблематики,  в  процессе  разнообразных  социальных  взаимодействий,  в  возможности  осуществлять  существенные  превращения  в  объекте  активности  (его  модели)  с  целью  их  активного  познания  и  реструктуризации  (Т.Н.  Балабанова,  Е.И.  Власова,  Л.Б.  Ермолаева-Томина,  Е.  Ландау,  Е.И.  Николаева,  Е.И.  Кульчицкая,  Л.В.  Попова,  Г.О.  СеменоваО.Ю.  Тургенева)  [4;  6;  8;  10].

Научный  анализ  раскрывает  также  взаимосвязь  процессов  социализации  и  творческого  мышления,  который  отображается  в  понятиях  «творческая  адаптация»,  «жизнетворческая  адаптированность».  Сущность  процесса  творческой  адаптации  заключается  в  самоизменениях  и  изменениях,  перестройках  социальных  ситуаций  на  основе  незащитных  адаптивных  механизмов  и  создания  условий  для  новой  целеустремленной,  производительной,  творческой  деятельности,  которая  принимается  и  положительно  оценивается  социумом;  то  есть  новая  скорая  и  оригинальная  адаптация  к  быстротекущему  окружающему  миру  (А.А.  Налчаджян,  К.  Роджерс,  В.М.  Ямницкий)  [10;  12].

Анализ  новейших  исследований  взаимосвязи  двух  процессов:  социализации  и  творческого  мышления  позволил  выделить  понятие  «творческой  социализации»,  которое  недавно  появилось  в  отечественных  (Е.А.  Турина)  и  зарубежных  (Л.В.  Коломийченко)  исследованиях.  Суть  процесса  творческой  социализации  выражается  в  наивысшей  ступени  социализации  человека  в  среде  —  активное  вхождение  человека  в  свет  общества  путем  творческого  изменяющегося  действия  ради  позитивного  изменения  в  процессе  освоения  традиций,  норм  и  ценностей  культуры  [10;  11].

Таким  образом,  обобщая  проведенный  теоретический  анализ  и  опираясь  на  взгляды  современных  ученых  относительно  сущности  социализации  и  творческого  мышления,  в  частности,  основываясь  на:  адаптивной  концепции  социализации  (Дж.  Дьюи,  В.  Кукартц);  гуманистической  концепции  социализации  (А.  Маслоу,  Г.  Олпорт,  Дж.  Роджерс);  культурно-деятельной  концепции  социализации  (Г.М.  Андреева,  Л.С.  Выготский,  В.В.  Москаленко,  В.Т.  Цыба);  исследованиях  процессов  социально-психологической  адаптации  и  творчества  (А.А.  Налчаджян);  интегративном  подходе  исследования  жизнетворчества  личности  (В.М.  Ямницкий);  концепции  творческой  деятельности  (В.О.  Моляко);  подходах  к  исследованию  творческой  социализации  (Л.В.  Коломийченко,  Е.А.  Турина);  возрастных  особенностей  старшеклассников  —  сенситивный  период  развития  творческого  мышления,  стремление  к  социальному  признанию,  проявление  высокого  социального  статуса,  стремление  к  успешной  социальной  адаптации,  конструктивное  решение  фрустрационных  ситуаций,  формирование  новых  черт  характера  (Г.С.  Костюк,  В.В.  Рыбалка,  В.А.  Роменець)  —  нами  была  разработана  теоретическая  модель  как  инструмент  исследования  психологических  особенностей  творческой  социализации  старшеклассников  [1;  7;  9—12]  (рис.  1).

Моделью  предусмотрено,  что  в  результате  взаимосвязи  социально  психологических  (составляющих  социализации:  социально-психологической  адаптации,  фрустрации,  социального  статуса,  социального  признания,  приобретенных  творческих  характеристик),  психологических  (составляющих  творческого  мышления:  образного  и  вербального  творческого  мышления,  оригинальности  тематической),  социально  демографических  (пол,  возраст)  и  социальных  (тип  учебного  заведения)  характеристик  выделяются  разные  типы  творческой  социализации  старшеклассников:  низкий  уровень  социализации  и  творческого  мышления;  высокий  уровень  социализации  и  низкий  уровень  творческого  мышления;  низкий  уровень  социализации  и  высокий  уровень  творческого  мышления;  средний  уровень  социализации  и  творческого  мышления;  высокий  уровень  социализации  и  творческого  мышления,  что  позволяет  обнаружить  и  обосновать  психологические  особенности  творческой  социализации  старшеклассников  (социальное  признание,  социальный  статус,  приобретенные  творческие  характеристики,  социальная  адаптация,  фрустрация,  вербальное  творческое  мышление,  образное  творческое  мышление,  оригинальность  тематическая).

 

 

Рисунок  1.  Модель  психологических  особенностей  творческой  социализации  старшеклассников

 

Согласно  отмеченной  модели  при  высоком  уровне  развития  составляющих  социализации  и  творческого  мышления  процесс  творческой  социализации  характеризуется  тем,  что  старшеклассник  адекватно,  быстро  реагирует  на  разнообразные  изменения  социальной  среды,  гибко  проявляет  себя,  предлагая  именно  тот  творческий  продукт,  который  необходимый  и  ценный  для  общества,  к  какому  он  принадлежит,  и  таким  образом  взаимодействует  с  ним  через  призму  собственной  творческой  самореализации. 

Отмечены  теоретически-методологические  подходы  к  пониманию  сущности  творческой  социализации  старшеклассников  были  реализованы  на  последующих  этапах  эмпирического  исследования.

Таким  образом,  в  статье,  был  осуществлен  теоретически-методологический  анализ  творческой  социализации  старшеклассников.  Теоретически  обоснованно,  что  содержание  и  структура  творческой  социализации  личности  базируются  на  ее  возрастных  особенностях  и  взаимосвязи  составляющих  социализации  и  творческого  мышления  и  проявляется  в:  социальном  творчестве,  социальной  креативности  как  высших  формах  социальной  активности  личности  или  общества;  творческой  адаптации  как  процессе  изменений,  перестройке  социальных  ситуаций  на  основе  незащитных  адаптивных  механизмов;  творческой  социализации  как  наивысшей  ступени  социализации  человека  в  среде.

Установлено,  что  творческая  социализация  старшеклассников  —  это  процесс  стойкой,  общей  адаптированости  на  основе  активизации  незащитных  адаптационных  механизмов  психики,  что  приводит  к  систематизации,  конструированию,  интегрированию  старшеклассником  образа  мира,  структурным  компонентом  которого  является  представление  о  самом  себе  как  части  этого  мира,  который  тесно  связан  с  детерминирующими  составляющими  творческого  мышления,  что  проявляется  в  мастерстве,  изобретательности  и  творении  новых  и  полезных  продуктов  деятельности,  а  также  в  социальной  лабильности,  в  которой  осуществляется  творчество  старшеклассника,  его  самоопределение.

Осуществленное  исследование  открывает  перспективы  для  последующей  разработки  и  изучения  проблемы  творческой  социализации  личности  в  разных  возрастных  категориях  и  любых  социальных  сферах  жизни  человека.  Автор  видит  их  в  разработке  модели  психологического  консультирования  творческой  молодежи,  а  также  в  создании  программы  подготовки  школьных  психологов  к  предоставлению  психологической  помощи  детям  разных  вековых  категорий  по  проблеме  творческой  социализации  в  современном  информационном  обществе.

 

Список  литературы:

1.Авер’янова  Г.  М.  Особливості  соціалізації  молоді  в  умовах  трансформації  суспільства  /  Г.М.  Авер’янова,  Н.М.  Дембицька,  В.В.  Москаленко.  —  К.  :  ППП,  2005.  —  307  с.

2.Алдер  Г.  CQ,  или  Мускулы  творческого  интеллекта  /  Гарри  Алдер  ;  пер.  с  англ.  С.  Потапенко.  —  М.  :  ФАИР-ПРЕСС,  2004.  —  496  с.

3.Богоявленская  Д.Б.  Психология  творческих  способностей  :  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений  /  Д.Б.  Богоявленская.  —  М.  :  Академия,  2002.  —  320  с.

4.Власова  Е.И.  Социальная  креативность  в  структуре  интеллекта  социально  одаренной  личности  /  Е.И.  Власова  //  Психология  одаренности.  —  К.,  1996.  —  С.  82—91.

5.Дружинин  В.Н.  Психология  общих  способностей  /  В.Н.  Дружинин.  —  СПб.:  Питер,  1999.  —  368  с.

6.Ермолаева-Томина  Л.Б.  Психология  художественного  творчества  :  учебн.  пособ.  для  вузов  /  Л.Б.  Ермолаева-Томина.  —  М.  :  Академический  Проект,  2003.  —  304  с.

7.Кобазева  Ю.А.  Динамика  процесса  социализации  при  переходе  от  младшего  к  старшему  подростковому  возрасту  :  дис.  …  канд.  психол.  наук  :  19.00.13  /  Юлия  Александровна  Кобазева.  —  М.,  2005  .  —  172  с.

8.Кульчицька  О.І.  Соціальне  середовище  у  розвитку  обдарованості  /  О.І.  Кульчицька  //  Обдарована  дитина.  —  2007.  —  №  1.  —  С.  25—31.

9.Моляко  В.  А.  Творческая  конструктология  (пролегомены)  /  В.  А.  Моляко.  —  К.  :  Освіта  України,  2007.  —  388  с.

10.Сторож  О.В.  Психологічні  особливості  творчої  соціалізації  старшокласників  :  дис.  …канд..  психол.  наук.  :  19.00.01/  Олена  Василівна  Сторож.  —  К.,  2011.  —  358  с.

11.Туріна  О.А.  Культуротворчі  чинники  творчої  соціалізації  особи  /  О.А.  Туріна  //  Вісник  Книжкової  палати.  —  2011.  —  №  1.  —  С.  35—40.

12.Ямницький  В.М.  Психологія  життєтворчої  активності  особистості:  теорія  та  експеримент  :  монографія  /  В.М.  Ямницький.  —  Одеса  :  ПНЦ  АПН  України  —  Черкасов  М.  П.,  2006.  —  362  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий