Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)

Наука: Психология

Секция: Психология семьи

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абенова С.У., Тынышбаева А.А. ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ДОБРАЧНЫХ И СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЗАХОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЦЕННОСТИ  И  ТРАДИЦИИ  ДОБРАЧНЫХ  И  СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ  КАЗАХОВ

  Абенова  Саулет  Уразбековна

магистрант  Евразийского  Национального  Университета  имени  Л.Н.  Гумилева

г.  Астана

E-mailsauleta_astana@mail.ru

Тынышбаева  Ане  Арзиевна

д-р  социол.  наук,  профессор  ЕНУ,

г.  Астана

 

Происходящие  социальные  и  экономические  изменения  непосредственно  затрагивают  сферу  брачно-семейных  отношений.  В  этой  ситуации  в  поддержке  особенно  нуждаются  молодые  семьи,  поскольку  семья  берет  на  себя  главную  заботу  о  здоровье  и  воспитании  детей.  Здесь  закладываются  основы  для  развития  личности,  прививаются  моральные  и  нравственные  ценности,  в  семье  личность  приобретает  навыки  ,так  необходимые  в  современной  жизни,  усваивает  ценности  и  нормы,  получает  психологическую,  экономическую  поддержку  и  защиту. 

Многоплановый  и  глубокий  социально  —  антропологический  анализ  семьи  и  брака  у  казахов  показывает  значение  традиционных  форм  заключения  брака,  свадьбы  и  свадебных  обрядов.  Казахи  придерживались  следующих  правил  бракосочетания:  женщина  не  должна  была  быть  старше  своего  мужа  более  чем  на  8  лет,  а  мужчина  —  старше  женщины  на  25  лет.  Осуждались  брачно-семейные  отношения  между  мужчинами  и  женщинами  с  большой  разницей  в  возрасте,  так  как  они  могут  иметь  несогласованность,  а,  следовательно,  трения  и  напряженность  в  силу  социально-психологических  и  психофизиологических  особенностей  супругов,  проявляющихся  в  разных  предпочтениях  и  интересах,  представлениях  о  семейных  ролях,  ценностях  и  укладе  семейной  жизни.  Как  показывает  опыт  и  эмпирические  исследования  в  области  психологии  семьи,  социально  неравные  браки,  как  правило,  непрочны  и  не  стабильны.  Тем  не  менее,  такие  браки  стали  нередкими  для  современного  Казахстана  [1,  с.  17]. 

При  заключении  брачных  союзов  еще  с  давних  времен  немаловажное  значение  имела  социальная  принадлежность  сторон.  И  в  настоящее  время  социально-экономический  фактор  указывается  одним  из  основных,  поскольку  среди  причин  развода  не  последнюю  роль  имеют  различия  в  социальном  и  материально-экономическом  статусе  партнеров.  Равенство  же  жениха  и  невесты  в  социально-экономическом  плане  (уровень  образования,  сходство  среды  социализации,  уровень  дохода)  дает  ощущение  психологического  равенства. 

Казахский  народ  имеет  множество  самобытных  традиций  и  обрядов.  Казахов  всегда  отличало  серьезное  отношение  к  проблеме  создания  семьи  и  стремление  к  тому,  чтобы  она  была  прочной.  Брачный  союз  у  казахов  считался  священным  и  должен  был  быть  нерушимым.  Свадебный  комплекс  городских  казахов  в  настоящее  время,  таким  образом,  распадается  на  ряд  обрядовых  циклов: 

1)  Сватовство.  Издревле  существующая,  незабытая,  обязательная  традиция  казахского  народа.

Отец  юноши  с  близкими  родственниками  едет  сватать  девушку.  Процесс  сватовства  был  довольно  непростым  и  интересным.  Приезд  сватов  носит  название  "куда  тусер".  Отец  девушки,  извещенный  заранее  о  приезде  сватов,  оповещает  своих  родных  и  близких.  Сватов  торжественно  принимают.  После  того  как  отец  девушки  соглашается,  обе  стороны  по  традиции  преподносят  друг  другу  полагающийся  презент.  Самый  главный  представитель  из  сватов  называется  "бас  куда"  (бас  —  главный).  В  свою  очередь  отцы  жениха  и  невесты  —  бауыздау  куда,  т.  е.  самые  близкие.

"Бас  куда"  (главный  сват)  всегда  дорог  девушке  после  замужества.  Она  будет  называть  его  "агатеке"  (дядя),  который  будет  обязан  всегда  заботиться  о  ней.  Девушка  (невестка)  всю  жизнь  почитает  его.

"Куда  тусу"  —  самый  высокочтимый,  значительный  той,  несущий  в  себе  особый  колорит  национальной  традиции.

2)  «Проводы»  проводятся  родителями  невесты  («кыз  узату  тойы»)  по  желанию  и  материальным  возможностям.  Вступление  в  брак  —  значительное  событие  в  жизни  родителей  невесты.  Радуются  —  вырастили  красивую,  умную,  достойную  дочь,  за  которую  не  будешь  краснеть,  грустят  —  жаль  выдавать  дочь  замуж,  когда  каждому  кажется,  что  она  еще  ребенок.  За  девушкой  сваты  приезжают  в  количестве  5—7  человек  (нечетное  число),  а  то  и  больше.  Среди  них  "бас  куда"  (главный  сват),  "кудалар"  (сваты)  и  друг  жениха  (здесь  как  советник,  очевидец).  В  северных  и  центральных  областях  Казахстана  за  девушкой  едут  только  мужчины.  Сваты  обычно  прибывают  вечером.  Близкие  родственники  девушки  официально  приглашают  сватов  в  тот  день  в  гости.  Девушку  по  обычаю  отправляют  вместе  со  сватами  утром  рано,  с  восходом  солнца.  Восход  солнца  —  символ  нового  дня,  новой  жизни.  Перед  отъездом  девушка  песней  прощается  (коштасу  жыры)  с  провожающими  родственниками. 

3)  Торжественная  регистрация  брака  и  религиозный  обряд  бракосочетания  («неке  кыю»)  по  желанию  молодых  и  их  родителей.

4)  Основное  торжество  («улену  тойы»).

5)  «Куда  шакыру»,  «киыт  кигызу»  -  встреча  родителей  и  родственников  невесты  (после  основного  торжества)  сначала  в  доме  родителей  жениха,  позже  у  родителей  невесты  и  обмен  подарками.

6)  Визиты  молодых  к  родителям  невесты,  а  также  к  родственникам  жениха  и  невесты,  которые  можно  отнести  к  семейно-родственным  отношениям  [6,  с.  25]. 

Важным  остается  обычай,  когда  после  рождения  ребенка  мать  роженицы  должна  посетить  ее  первой,  и  только  потом  молодую  маму  могли  навестить  другие  родственники.  Сейчас  этот  обычай  принято  называть  «суйиндир».  В  его  основе  заложен  глубокий  психологический  смысл  встречи  дочери  в  новом  социальном  статусе  и  новой  роли  матери:  подготовка  к  встрече  с  родственниками  со  стороны  мужа,  приветствие  своего  внука  или  внучки,  осуществление  моральной  и  эмоциональной  поддержки,  одобрения  и  благословения  своих  детей  и  многое  другое.  Все  действия  матери  молодой  роженицы  можно  обозначить  как  помощь  в  социально-психологической  адаптации  дочери  к  новому  этапу  семейной  жизни,  связанному  с  рождением  ребенка  [3,  с.  27]. 

Также  традицией  является  право  на  наследство  отца.  Младший  сын  после  женитьбы  не  образовывает  собственное  хозяйство,  так  как  он  является  наследником  отцовского  очага.  На  него  возлагается  и  опека  над  престарелыми  родителями.  Ранее  эта  традиция  строго  соблюдалась.  Сейчас  ее  придерживаются  в  основном  в  сельской  местности.  В  городе  же  родители  обычно  живут  отдельно  от  своих  детей  как  от  старших,  так  и  от  младших.

Психологический  анализ  традиций  и  обычаев  казахского  народа  показывает,  что  национальные  традиции  представляют  собой  особый  ценностный  смысл  —  она  соединяет  личное  с  общественным.  Приобщаясь  к  семейным  традициям,  человек  существенно  повышает  психологическая  стабильность  и  тем  самым  уровень  эмоционального  комфорта.  Став  взрослыми,  дети  повторяют  в  своей  семье  все  то,  что  было  в  семье  у  его  родителей.  На  сегодняшний  день  изменилась  психология  казахских  мужчин  и  женщин,  их  отношения,  трансформировались  и  упростились  многие  элементы  народных  традиций,  обычаи  и  обряды,  а  некоторые  и  вовсе  исчезли. 

Для  сельской  казахской  семьи  структура  остается  все  еще  традиционной  —  это  дедушки,  бабушки,  братья,  сестры,  а  также  множество  других  родственников.  Такая  семья  существует  как  относительно  долговременная  группа  с  постоянным  местом  проживания,  организуя  тем  самым  общество  со  сложной  и  многоуровневой  системой  родственных  связей,  влияя  на  различные  формы  психологической  жизни  человека.  Совсем  иное  образование  представляет  собой  современная  городская  семья,  состоящая  обычно  только  из  родителей  и  детей,  иногда  бывает  из  одного-  двух  человек.  Современные  городские  семьи  формируются  в  ритме  городской  жизни,  как  ее  малые  элементы  и  совершенно  противоположны  традиционным  семьям.  Если  в  сельских  семьях  традиции  усваиваются  еще  с  раннего  детства,  то  в  городских  семьях  у  детей  формируются  неполные  представления  о  традициях  и  ценностях  семьи  [4,  с.  5]. 

Урбанизация  населения  в  крупные  города  Казахстана  делает  невозможным  сохранение  большой  семьи  в  силу  экономических  трудностей,  с  которыми  сталкивается  она,  а  также  вследствие  жилищной  проблемы  в  городах.  Таким  образом,  индустриализация  и  урбанизация  обусловливает  все  более  частое  отделение  супругов  и  тем  самым  все  более  часто  образование  «малой  семьи»,  к  утрате  преемственности  [5,  с.  43].

Раздельное  проживание  родственников  разных  поколений-  процесс  нуклеаризации  семьи  вызывает  изменения  в  переоценке  ценностей  [2,  с.  33].  Ценности,  приобретаемые  в  семье,  обеспечивают  человеку  психологический  комфорт.  Трансформация  института  казахстанской  семьи  характеризуется  активной  переоценкой  семейных  ценностей.  Семья  все  меньше  справляется  со  своими  сущностными  функциями.  Налицо  имеет  место  снижение  ценности  семьи,  под  влиянием  социально-экономических  изменений  структура  домов  изменились  в  сторону  уменьшенного  размера  семьи[7,  с.  15].  Увеличивается  доля  людей,  сознательно  выбравших  одиночество  в  качестве  приемлемого  стиля  жизни.

Таким  образом,  под  влиянием  социально-  экономических  изменений  формируются  новые  типы  семейных  отношений.  Происходящая  урбанизация  не  позволяет  придерживаться  традиционных  ценностей.  На  современном  этапе  семья  приобретает  все  новые  характерные  ей  черты. 

 

Список  литературы:

  1. Аргынбаев  Х.А.  Семья  и  брак  у  казахов:  Автореф.дис…..доктора  ист.наук.  —  Алма-Ата,  1975.  —  130  с.
  2. Аргынбаев  Х.А.Свадьба  и  свадебные  обряды  у  казахов  в  прошлом  и  настоящем//  Советская  этнография.  —  1974.  —  56  с.
  3. Волков  Ю.Г.,  Мостовая  И.В.  Социология:  Учебник  для  вузо  /  Под  ред.  проф.  В.И.  Добренькова.  —  М.:  Гардарика,  1998.  —  244  с.
  4. Давлетова  А.Д.,  Шабельников  В.К.  Личность  в  структуре  многодетной  семьи  //  Семья  в  России.—  2004,  —№  4.  —С.  46—57. 
  5. Джуманова  Г.,  Кудышева  Б.  Самопознание  в  контексте  казахской  традиционной  культуры.  —  Алматы  2008.  —  5  с.
  6. Зидер  Р.  Социальная  история  семьи  в  Западной  и  Центральной  Европе.  М:  ВЛАДОС,1997.  —  254  с.
  7. Тынышбаева  А.А.  Приоритетные  направления  государственной  социальной  политики  по  улучшению  положения  детей  и  семьи  в  Казахстане  Гражданское  общество  и  социальный  прогресс  в  XXI  веке:  Материалы  второго  конгресса  социологов  тюркоязычных  стран  и  третьего  конгресса  социологов  Казахстана.  —  Алматы,  2008.  —  577  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.