Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Толерантность: история и современность
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЕННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попов Федор Евгеньевич
преподаватель филиала ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Березовском
E-mail: uralpretor2010@rambler.ru
В рамках модернизации образования в контексте Болонского процесса целью образовательного процесса ставится формирование ключевых компетенций. Среди прочих особое внимание уделяется компетенциям, призванным помочь молодым людям интегрироваться в многокультурное общество. С помощью этих инструментов, как предполагается, удастся снизить риск возникновения деструктивных проявлений и способствовать развитию толерантности. Формирование такого качества личности, как толерантность, в современных условиях становится своеобразным императивом времени.
Несмотря на частое упоминание термина толерантность, диапазон его понимания довольно широк и неоднозначен. Для целей настоящей статьи под толерантностью понимается — приоритетность поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия. Причем это явно выраженная нравственная позиция и психологическая готовность к восприятию различных социальных групп, этносов, не имеющая ничего общего с индифферентностью, терпимостью, конформизмом. Такое понимание согласуется с положениями Декларации принципов толерантности [4].
Являясь институтом гражданского общества, военно-поисковые объединения так же, как и государственные образовательные учреждения, заинтересованы в формировании у своих воспитанников такого качества личности, как толерантность. Специфика военно-поисковой деятельности предполагает широкий диапазон общения поисковиков с представителями органов государственной власти, родственниками погибших солдат, очевидцами событий.
В качестве примера приведены результаты педагогического исследования, имевшего своей целью изучение влияния военно-поисковой деятельности на формирование толерантности, проводившегося в военно-поисковом центре «Тайфун-42» в рамках реализации поисковой программы «Иностранные военнопленные в Свердловской области».
Впервые о захоронениях военнопленных на территории Свердловской области публично заговорили в начале 90-х годов, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. После рассекречивания части архивов НКВД-КГБ стала доступна база данных на умерших в плену бывших солдат и офицеров второй мировой войны. Несмотря на стремление советской стороны обеспечить международные нормы милосердия, без смертей не обходилось.
После освобождения основной части военнопленных и ликвидации лагерей воинские кладбища органы МВД передали местным Советам, которые из-за недостатка средств, а часто и по идеологическим соображениям, этим вопросом занимались мало. Кладбища оказались без присмотра, многие из них попали в зоны промышленного и гражданского строительства. Согласно сохранившимся планам и схемам, кладбища по национальному составу в основном немецкие, хотя есть и преимущественно венгерские, румынские, японские.
У поисковиков появилась возможность привести в порядок то, что сохранилось. Однако отношение к могилам военнопленных, а особенно немцев, и сегодня непростое. Кто-то считает приведение в порядок кладбищ военнопленных осквернением памяти погибших советских солдат, а кто-то понимает, что для его семьи он отец или сын, который погиб, выполняя свой долг.
Для изучения вопроса формирования толерантности средствами военно-поисковой деятельности до начала и в конце реализации поисковой программы использовались методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [5, с. 99—104] и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (авт. В.В. Бойко) [5, с. 111—120].
В исследовании были задействованы воспитанники организации в количестве 31 человека. Возрастной состав респондентов — 14—18 лет. Большинство (14 человек) учащиеся колледжей, остальные учащиеся школ (7 человек), институтов (4 человека) и рабочая молодежь (6 человек). Для целей исследования респонденты были распределены на возрастные группы: 1 группа 14—16 лет (16 человек), 2 группа 17—18 лет (15 человек). Результаты исследования представлены в таблице.
Первичная групповая оценка выявленного уровня толерантности показала, что в обеих группах средний уровень толерантности по шкале экспресс-опросника «Индекс толерантности» составляет 79,4 и 64,0 балла соответственно. Более низкий балл у второй группы объясняется тем, что ее составляют молодые люди с уже сформировавшейся позицией, основанной на негативной социальной установке окружающего общества, на происходящих в стране этнодемографических процессах. Что подтверждается значительным количеством баллов набранных в шкалах 3 «Категоричность или консерватизм в оценках других людей», 8 «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» по методике диагностики В.В. Бойко. Общая картина характеризуется тем, что большинство воспитанников обладает как толерантными, так и интолерантными чертами, проявление которых зависит от конкретной ситуации.
Период выполнения программы составил более восьми месяцев. За это время поисковикам приходилось знакомиться с историческими документами, общаться с современниками событий, производить поисковые работы на местности.
Знакомство с письмами военнопленных позволило молодым людям погрузиться в атмосферу внутреннего состояния людей, прочувствовать историческое прошлое, преломив его через свое сознание.
Военнопленный Штрайернагель жене в г. Райхельсгейм: «Твоя фотография мне сказала все, могла не писать остального. Обо мне не беспокойся, живу хорошо; у вас, очевидно, не так. Теперь мне ясно, что англичане и американцы меньше думают о вас, чем русские. То, что вы получаете на неделю, мы получаем почти, что на один день» [3, с. 154].
Военнопленный Штромаер жене в г. Фюссгейнгайм: «Я тебе должен, открыто признаться, что мы боялись попасть в русский плен лишь потому, что министр пропаганды третьей империи Геббельс нас грубо обманывал. Два года которые я провел в плену, оставили у меня наилучшие впечатления о русском народе, который свободно и мирно трудится и не имеет к нам той ненависти, которую он вправе к нам питать. Я вернусь домой с хорошим впечатлением о России» [3, с. 154].
Из бесед с очевидцами тех событий поисковики составили общее впечатление об отношении местного населения к военнопленным.
В. Тарасюк (житель Туринского района Свердловской области): «Местные жители, даже потерявшие своих родных на войне, не проявляли какой-либо агрессивности к пленным, уж очень жалкими они выглядели. Робко, с унижением немцы выпрашивали, а чаще выменивали у местных жителей табак на какие-нибудь свои поделки» [4, с. 6].
И. Баранов (житель Туринского района Свердловской области): «Японцы оставили у нас очень хорошее впечатление. «Мы ведь приехали возместить ущерб вашей стране за прошлую войну», — говорили они. Особенно мы подружились с веселым японцем Оцкой. Не помню уже, о чем конкретно нам с ним удавалось поговорить, но понимали мы друг друга превосходно» [2, с. 2].
При проведении полевых работ, в сложных условиях заболоченной местности, занимаясь организацией совместного самостоятельного быта, молодые люди научились воспринимать индивидуальность другого человека, избегать психического напряжения и эмоционального дискомфорта.
Таким образом, практическая поисковая работа по установлению мест захоронений иностранных военнопленных предопределила включение молодых людей в систему конструктивных межличностных отношений. Проявляя инициативу, ребята-поисковики приобрели опыт социального взаимодействия и в процессе общения и общественной деятельности выработали собственную систему ценностных ориентаций в данном вопросе, оценивая эту деятельность как долг перед жертвами бывшей войны.
Таблица 1.
Среднее значение индекса толерантности в группах до и после реализации поисковой программы «Иностранные военнопленные в Свердловской области»
Группа |
Возрастная категория (лет) |
Кол-во респондентов (чел.) |
Показатель до начала реализации программы |
Показатель после реализации программы |
||||
Уровень сформиро-ванности качества,% |
Среднее значение индекса |
Уровень сформиро-ванности качества,% |
Среднее значение индекса |
|||||
1 |
14—16 |
16 |
низкий |
12,5 |
79,4 |
низкий |
0 |
96,5 |
средний |
62,5 |
средний |
56,3 |
|||||
высокий |
25,0 |
высокий |
43,7 |
|||||
2 |
17—18 |
15 |
низкий |
20,0 |
64,0 |
низкий |
6,7 |
87,6 |
средний |
73,3 |
средний |
79,9 |
|||||
высокий |
6,7 |
высокий |
13,4 |
Повторное исследование с применением тех же методик, проведенное по истечении десяти месяцев, показало следующие результаты. В первой группе явно выражено снижение числа респондентов с низким уровнем и уменьшение со средним уровнем толерантности. Наблюдается рост респондентов с высоким уровнем толерантности. И как следствие, возрастает среднее значение индекса до 96,7. Такое изменение, не в последнюю очередь, вызвано тем, что своей рефлексией, осознанно или нет, руководители организации формируют социальные установки подростков-воспитанников поискового объединения. Во второй группе также наметилось снижение показателей в графе респондентов с низким уровнем толерантности. При этом выросли показатели числа респондентов со средним и высоким уровнем толерантности. Соответственно, поднялся показатель среднего значения индекса до значения 87,6. Можно предположить, что такое изменение произошло в рамках процесса развития толерантного сознания в результате контакта субъектов, находящихся зачастую на противоположных позициях. Но готовых к признанию возможности других правил общения, что согласуется со снижением количества баллов в шкале 1 «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» и уже упомянутым шкалам 3 и 8 по методике диагностики В.В. Бойко.
Запись в полевом дневнике, сделанная поисковиком Игорем К.: «Эта работа позволит нам чувствовать себя цивилизованным народом, отдающим уважение последнему приюту жертв войны.
Нам должно быть понятно и нормальное человеческое желание родственников тех, кто умер в советском плену, побывать на могилах их родных и близких» [1, с. 46].
Таким образом, можно констатировать, что воспитанники организации в процессе выполнения поисковых работ фактически осваивали навыки не только специальной поисковой подготовки, но и социального общения, то есть овладевали основами культуры толерантного поведения.
Список литературы:
- Архив ТРМ БОО ВПМВЦ «Тайфун-42». Ф.3 (Иностранные военнопленные) Д.1 (Полевая документация).
- Архив ТРМ БОО ВПМВЦ «Тайфун-42». Ф.3 (Иностранные военнопленные) Д.5 (Воспоминания очевидцев).
- Военнопленные в СССР. 1939—1956. Документы и материалы. / Под ред. М.М. Загорулько. — М.: Логос, 2000. — 1120 с.
- Декларация принципов толерантности (Париж 16.11.1995) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 17.01.2013).
- Толерантность — поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум/Т.Н. Чекмарева, С.А. Федорова — Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011 г. — 183 с.
дипломов
Оставить комментарий