Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ХАНТОВ
Орехова Анжелика Николаевна
педагог дополнительного образования МБУОШИ «Русскинская СОШ-И» д. Русскинская, ХМАО-Югра
E-mail: oreh.anj@yandex.ru
У любого народа свои индивидуальные формы и средства воспитания молодого поколения, которые обусловлены традиционным укладом жизни, территорией проживания, природными условиями. Воспитание подрастающих детей со временем обогащается, изменяется и развивается на основе опыта предыдущих поколений. Воспитание, основа педагогической науки, имеет глубокие народные корни и народные традиции.
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания [2]. Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов формирования нации. Он писал о самом главном и самом важном для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [2]. Также Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем [2].
Семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю.В. Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья [1, с. 38].
Воспитательный процесс у хантов происходит в обыденной жизни. И основой смысл традиций, согласно В.М. Кулемзину, состоит в том, чтобы человек данной культуры знал и выполнял только эти традиции. Выполнение этого условия возможно только в замкнутом коллективе, в частности, в семье, роде, народе [5, с. 6—7]. По мнению Д.В. Гроденко, «в традиционном обществе хантов и манси любая мелочь имеет воспитательное значение. Человеческое общество в целом можно считать педагогической системой. Оно педагогизировано уже, потому что включает в себя все стороны народного быта, которые сами по себе имеют воспитательный характер. Воспитание детей в жизни хантов и манси не носило целенаправленный и методический характер, но его влияние на ребенка сильно и поучающее, хотя и стихийно» [3, с. 44].
«Дети наше счастье, наше будущее», — так говорят все люди независимо от их национальной, расовой принадлежности. По-разному народы отмечают рождение детей, есть и ряд обрядов, связанных с рождением ребенка и воспитанием. Такие обряды есть и у народов нашего края. Первоначальной основой воспитания ребенка служит семейное воспитание, которое сводилось к обучению ребенка комплексу правил поведения, а также к знанию обычаев народа. Огромную роль в семейном воспитании играла сила молодого поколения. Старшие старались внимательно относиться к младшим, воспитывали в них мужество, выдержку, стойкость.
Традиционная культура воспитания включает в себя совокупность идей и приемов по подготовке подрастающего поколения к жизни, традиции и обряды, регламентирующие его воспитание, правила кормления, рецепты детской пищи, предметы детского быта (колыбель, одежда, детские орудия труда, игрушки), детский фольклор, колыбельные и игровые песни, традиционные детские и молодежные праздники и различные формы народных состязаний, трудовые обязанности детей [1, с. 15].
В народной педагогике было непринято наказывать детей. Над ребенком никогда не было насилия: если он не хотел сделать что-то сейчас, то взрослые и не настаивали. Позже он сам спокойно делал то, о чем просили его родители. Если ругали детей, то запрещено было произносить слова проклятий в их адрес [6, с. 29].
В воспитательном процессе все опирается на трудовые традиции, ханты приучали детей к жизнестойкости и труду. Святая заповедь народа — это любовь к труду. В каждой семье трудовые традиции были направлены на сохранение и приумножение материального и духовного богатств семьи.
Основой воспитания молодого поколения хантов являлось включение детей в трудовую, хозяйственную деятельность семьи, своего рода. При этом ставились главным образом две основные задачи: подготовить ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщить его к традициям своего народа. Решение этих задач предполагало всестороннее развитие детей, привитие им разнообразных трудовых навыков, передачу молодому поколению всей суммы нравственных норм их этноса и накопленных им знаний об окружающей природе и способах существования в ней.
В.И. Прокопенко пишет в своей работе, что, чтобы выжить в суровых природно-климатических условиях постоянного проживания, надо с самого раннего возраста быть физически подготовленным. Только благодаря такому воспитанию из ребенка мог вырасти настоящий хозяин тайги, лесотундры, способный легко переносить жестокие морозы, жару и любую непогоду, которому по плечу были традиционные промыслы, огромная затрата физических сил на добывание пищи для семьи и многое другое.
Все различные виды трудовой деятельности развивали детей физически — укрепляли у них мышцы рук, плечевого пояса, ног и, кроме того, воспитывали у детей терпение, усидчивость, целеустремленность.
В основу классификации положены три признака: возрастной, половой и промысловой. Игровые средства воспитания делятся на три группы: игры, самобытные физические упражнения, прикладные состязания. Народные игры являются основным средством воспитания и развития ребенка. В игре ребенок осваивает навыки общения, взаимовыручки, трудовые навыки, развивает физические качества (оленья упряжка, прыжки через нарты). В хантыйских детских играх находят отражение ситуации из жизни взрослых. Игры детей явились своего рода тренировкой, первой ступенькой к труду. Настольные игры направлены на развитие памяти и сообразительности: «Алли», «Журавль» — «Торэх»; игры с палочками «Сохэл юх», «Тюркэмл», игры с камешками «ас кэв ентыхта» [7, с. 73].
У всех народов в педагогике сохраняется учет половых различий детей, с самого раннего возраста требования к воспитанию мальчиков и девочек различались в соответствии со статусом мужчин и женщин в семье и общественной жизни, в связи с чем бытует разделение «на мужской» и «женский» труд [11, с 92].
С самого детства в игровой форме девочки подражали своим матерям, сестрам, а мальчики — братьям и отцам, девочки воспроизводили в игре женскую работу, мальчишки — мужскую. Девочки учились вести домашнее хозяйство, помогали выделывать шкуры, шить изделия, где требовались усидчивость и терпение, а главное, приучались к трудолюбию. Учились шить, украшать одежду красивым орнаментом из бисера и меха, также девочка приобретала навыки по выделке шкур, кройке и шитью одежды и обуви. Все необходимые принадлежности для рукоделия — это шкура (состав для выделки), нитки (сухожилия), изготавливались женщинами.
Ребенок уже в раннем возрасте улавливал характерные особенности животных и учился их различать. В более старшем возрасте дети принимали участие в ролевых играх, в которых отражалась промысловая деятельность взрослых. Такие игры развивали ловкость, быстроту, сноровку и смекалку.
Мальчики учились делать различные рыболовные снасти (деревянные мордушки), изготавливать самые простые орудия лова для зверей (лук и стрелы, слопцы на глухарей), делать традиционные нарты, обласки — лодки. Помогали старшим братьям делать жерди для чума, домашнюю утварь из дерева, бересты. Вместе с отцом охотились на птицу, белку, ловили рыбу, а также ухаживали и следили за оленями, особенно в летнее время, когда для оленей поддерживают дымокур.
Значительная часть нравственных устоев общества внедряется в мировоззрение народа через систему народной педагогики. Правила поведения впитываются в сознание ребенка опосредованно, невербальным путем. Основой обучения и воспитания в семье было не прямое слово, указывающее «нужно делать так», а система установок: «нельзя делать так!», «если поступишь не так, как надо, то навредишь и себе, и другому» [6, с. 28].
В традиционной хантыйской семье, обществе очень четко присматривается распределение пространства между мужчиной, женщиной и другими родственниками. Правила поведения предписывали обязательное соблюдение оппозиций: почетный — менее почетный, вверх —низ, подразумеваемая под этим — йиммэн «священный».
В традиционной жизни очень четко были определены взаимоотношения мужчины и женщины в семье. Правила предписывали женщине определенный порядок поведения со свекром, деверем, мальчиками в семье. Эти отношения регулировались соблюдением обряда «избегания» друг друга — «имэлта», женщина закрывала платком лицо мужчин, на пример от брата, братика мужа (только от родственников со стороны мужа). В правилах избегания заложено глубоко нравственное содержание: с помощью их осуществлялось регулирование брачных отношений — предотвращались кровосмесительные браки и случайные связи.
В семейном воспитании большое значение также придавалось усвоению детьми порядка, включая его внешнее выражение, например, застольный этикет. Этикет — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. Застольный этикет хантов неотделим от жизни. У хантов не было специального свода этических норм, а нравственные законы, моральные принципы реализовались через нормы обычного права, систему запретов, табуирование. Лапина М.А в своей книге пишет что, этическая система хантов основывается на двух «китах»: религиозно-нравственных установках и системе запретов [6, с. 92].
В хантыйском застольном этикете можно выделить следующие моменты: 1) стол — пэсан, типы столов (пиров), 2) распределение ролей, 3) рассаживание, 4) последовательность подачи пищи, 5) прием пищи, 6) принятие спиртных напитков, 7) выход из-за стола и возвращение к нему, 8) речевой этикет. За стол садятся в следующем порядке: ближе к священному углу садится хозяин, рядом сыновья и дочери, не достигшие совершеннолетия, со стороны входа (восточной) садится хозяйка, её старшие дочери. Существует традиция — человек, закончивший чаепитие, переворачивает чашку на бок. Чай и другие блюда подают сначала мужчинам, затем женщинам, а когда в доме гости, то обязательно первым гостям. Гостей всегда приглашают к столу, свои домашние за стол садятся сами (там же).
Воспитание, основанное на традициях, — одно из наиболее действенных средств в формировании личности молодого человека. Оно, как правило, оставляет в сознании глубокий след, рождает стремление беречь неоценимое наследие народа, активно развивать его.
Список литературы:
- Бугаева А.Л., Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. — 190 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. «Академия», 2000. — 176 с.
- Гроденко Д.В. Самобытность традиционной педагогической культуры ханты и манси //Западная Сибирь: история и современность: выпуск /МУ. БИС; НГПИ. — Екатеринбург: ФГУ ИПП Урал. Рабочий, 1999.— с. 44—47.
- Кулемзин В.М. Отношение человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционных и современных культурах Сибири: Учебное методическое пособие к курсу «этнографическое краеведение».— М.: ИКАР, 1997. — 48 с.
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. — 136 с.
- Лапина М.А. Этика и этикет хантов. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — 114 с.
- Лапина М.А. Этические традиции в воспитании детей обско-угорских народов.// Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сбор. Ст. № 5. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.— 104 с.
- Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. — 296 с.: ил.
- Прокопенко В.И., Прокопенко В.В. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: Учеб пособие / Урал. Отд-ние Российской академии образования; Урал. Гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 140 с.
- Путешествие по обскому северу. /Под ред. с. Г. Пархимовича. — Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. — 240 с.
- Решетникова Р.Г. О традиционном воспитании девочек у разных народов.// Языки и культура народов ханты и манси: материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч. 1.: Этнология, социология, экономика. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 234 с.
дипломов
Оставить комментарий