Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Сперанская Г.Л. ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЛЕКТОРА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЛЕКТОРА

Сперанская Галина Леонидовна

канд. психол. наук, доцент, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск

E-mail: Flora_07@list.ru

 

Одной из важнейших форм общения преподавателя и студентов является лекция, так как именно она вносит в содержание сознания студентов новое понятийное знание. Лекция является также ситуацией непосредственного общения, при котором между лектором и его слушателями устанавливается прямой межличностный контакт, основанный на интеллектуальной и эмоциональной общности, совместном волевом напряжении. Поэтому в процессе лекционного занятия наблюдается наиболее значительное развивающее воздействие личности преподавателя как на психические процессы, так и на лич­ность студентов.

Характеризуя организацию речи лектора, отметим, что она явля­ется связной [4]. В ней раскрывается определенное целостное, более или менее комплексное содержание, частично или полностью новое для слушателя. Студенты в процессе восприятия речи лектора попадают в ситуацию специфического со-размышления с ним — последовательного раскрытия различных смысловых связей, содержания изучаемых понятий и установления их соотношений, выявления их существенных и несущественных признаков. В процессе слушания связной речи в сознании студентов возникают всё более сложные комплексные представления, охватывающие изучаемый на занятиях материал. При этом мышление студентов протекает на том уровне содержательности, сложности, абстракций и обоб­щений, которые намного превышают их собственные мыслительные возможности.

При объяснении материала преподаватель использует различные мыслительные операции, которые реализуются на понятийном и образном (представления) содержании. Важнейшей мыслительной операцией, составляющей основу для всех последующих, является анализ, который выделяет как существенные, так и несущественные признаки в содержании понятия, представления. Причем чем больше признаков выделяется в содержании понятия, тем более сложным является сопутствующий анализу синтез, и тем более многозначным является последующее оперирование этим понятием. Анализ обеспечивает операцию сравнения, а также необходим для осуществления абстрагирования, которое приводит к установ­лению новых оригинальных связей предмета при оперировании в преобразуемом понятии несущественными признаками как сущест­венными. Теоретическое обобщение, которым пользуется преподава­тель в своих рассуждениях на лекции, закладывает у слушателя основы теоретического мышления, а конкретизация — как наиболее сложная из всех мыслительных операций — непосредственно связывает абстрактное с конкретным, всеобщее с единичным и приводит при достаточном своем развитии к нахождению неожиданных решений, прогнозированию. Таким образом, информа­ционное воздействие лекции на сознание студентов является также интеллектуально насыщенным, формирует необходимый уровень обобщенности и абстрагирования в их собственном мышлении.

Восприятие устной речи, особенно лекции, является более сложной речевой и интеллектуальной активностью, чем собственное говорение или чтение. Это обусловлено тем, что устная речь, будучи необратимой, с достаточно высоким темпом (у лектора 70—120 слов в минуту), требует от слушателя устойчивого внимания [3]; её предметное содержание является новым для слушателя; она характеризуется также индивидуальными особенностями темпа, громкости, манеры изложения, к которым слушатель приспосаб­ливается. Таким образом, студенты в процессе восприятия лекции понимают и запоминают содержание излагаемого материала при однократном его предъявлении, что требует достаточного развития у них произвольности психических процессов. Поэтому студенты старших курсов более внимательны на лекциях, а студенты с низким уровнем общеобразовательной подготовки испытывают исключительные трудности при длительном восприятии связной устной речи с интеллектуально насыщенным содержанием.

Эффективность содержательного воздействия устной речи преподавателя на сознание студентов обусловлено также его индиви­дуализацией. Так, группа студентов в аудитории представляет собой собирательного «собеседника» определенного возраста, информиро­ванности, интересов, интеллектуального уровня, личностной зрелости и так далее. Исключительно важным является достигнутый слушателями к моменту общения уровень речевого развития, который является «порогом», ограничивающим поступление «информации» в сознание [3]. Устная речь в любой ситуации общения, в том числе лекционного, ориентирована на её понимание. Поэтому и речь преподавателя, адаптированная — содержательно и выразительно — к её пониманию конкретными слушателями, имеет определенный темп, громкость, структуру пауз [2].

Темп речи лектора связан с темпом ее понимания аудиторией, а замедления и ускорения темпа структурируют смысл высказывания и активизируют внимание. Важные в смысловом отношении сегменты речи акцентируются также при помощи повышения или снижения громкости, причем сами по себе её изменения также организуют внимание; общий же уровень громкости речи — желательно средний или ниже среднего — регулируется пространством общения. Паузы в речи также связаны с содержательно-смысловой дифференциацией фразы, отчего их длительность значительно варьируется; паузы членят смысловые группы во фразе и отделяют в высказывании одну фразу от другой, способствуя усвоению материала. Монотонная, с короткими паузами, речь утомляет внимание. В целом содержание и организация речи преподавателя варьируется в разных аудиториях в зависимости от численности группы, её психологических особенностей, интеллектуального и эмоционального отклика.

Особую роль в лекторской речи играет интонация, так как именно она выражает переживаемые чувства и волевые состояния. Интонация, а не соответствующие лексические значения слов, оказывает эмоционально-волевое воздействие на слушателей [1]. Лектор переживает чувства при обращении к предмету речи, в процессе рассуждения, при удачной метафоре, примере, сравнении, а также при восприятии эмоционального и интеллектуального отклика аудитории. Таким образом, сложная гамма различных чувств — по преимуществу интеллектуальных, а также нравственных и эстети­ческих, переживаемых лектором и выражаемых в интонационном рисунке устной речи, непосредственно вызывает и соответствующее переживание у аудитории.

Самостоятельность и критичность мышления, возможность нахождения разных решений в одной и той же ситуации развивается у студентов в результате убеждающего воздействия речи [5]. Лектор развертывает в общении последовательность рассуждений, ведущих к обоснованному выводу; в то же время слушатель сохраняет свободу сомневаться, устанавливать в предмете речи собственные связи и делать выводы. В противоположность убеждающему возможно и внушающее воздействие речи, при котором её содержание представлено отрывочными суждениями, объединенными не рассуж­дением, а всего лишь предметом мысли. При этом слушатель утрачивает свободу собственного выбора, так как этот выбор навязывается говорящим. Убеждающее воздействие является всегда только речевым, в то время как внушающее воздействие возможно и при использовании показа.

Отметим, что понимание лекции как сообщения информации является односторонним и допускает замену устной речи преподавателя письменной — часто плохой — речью в различных печатных и электронных источниках. Собственно, и само понятие информации требует для его использовании в психологии дополнительного уточнения, так как в различных областях науки оно означает повторяющееся, доступное учету, формализованное содержание. Содержание же общения представлено не только его предметным планом как таковым, но и субъективным переживанием его участников. Поэтому устно-речевое общение является психологически продуктивной формой взаимной активности, в которой содержание, инициируемое в сознании студентов, качественно изменяет, развивает их психические процессы, индивидуальную картину мира и личность: побуждает появление новых потребностей и формирует высшие, создает образы будущего, развивает научное мировоззрение и нравственные ценности, усложняет содержание мышления и чувств, обеспечивает владение абстрактными понятиями. При восприятии связной, содержательно насыщенной речи преподавателя у студентов развивается также внутренняя речь, которая является «идеальным оператором деятель­ности», обогащается активный словарный запас и, соответственно, усложняется содержание представлений и понятий, происходит увеличение связности речи, возрастает длительность фразы.

 

Список литературы:

  1. Артемов В.А. Психология речевой интонации (интонация и просодия). Лекции к спецкурсу. Москва,1976. — Часть II. — 87 c.
  2. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология воспитания и обучения в высшей школе. Минск: «Вышэйшая школа», 1983. — 224 с.
  3. Ерчак Н.Т. Психология профессиональной речи. Москва: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. — 196 с.
  4. Сперанская Г.Л. Содержательная организация фразы при разных типах связной речи / Зборнiк навуковых прац Акадэмii паслядыпломнай адукацыi. Мн.: АПО, 2007. — С. 240—249.
  5. Сперанская Г. Л. Психология убеждающего и внушающего устно-речевого воздействия в массовых коммуникациях / Актуальные проблемы теоретической и практической психологии в свете идей Л.С. Выготского (к 100-летию со Дня рождения ученого: 1896 — 2006) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 16—18 ноября 2006 г. / Бел. гос. пед ун-т им. М. Танка. — Минск: БГПУ, 2006. — с. 138—139.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.