Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Теория и методика дополнительного образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Гребенникова Алла Владимировна
педагог дополнительного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы, дом детского творчества «Исток», г. Москва
E-mail: mo7ana@mail.ru
Дополнительное образование детей, реализуя свои особенности и отличия от школьного образования, интегрирует различные формы и виды досуговой деятельности детей, реализуя задачу развития и совершенствования их творческих способностей в открытом образовательном пространстве.
Значимость этой проблемы подтверждает сама жизнь, происходящие в обществе изменения и модернизации. Важность оперативного решения педагогических задач воспитания творческой, гармоничной личности в полной мере осознается государством. В Послании Президента Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года говорится: «…модернизация — это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех. кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи» [7].
Творческая деятельность личности — существенная составляющая прогресса цивилизации, ибо результатом индивидуальных творческих актов является общечеловеческое духовное и материальное богатство. Актуализация и рационализация работы с творческим потенциалом отдельной личности сыграет значительную роль в процессе совершенствования всех областей жизнедеятельности общества.
Хотя проблема развития творческих способностей обучающихся еще сравнительно молодая, наука не обошла вниманием изучение различных аспектов процесса возникновения и развития творческих способностей, творческого поведения (Дж. Гилфорд, А. Танненбаум, К. Тейлор, А. Олох, Г. Грубер, Д.Б Богоявленская, А. Маслоу, Д. Векслер, Р. Уайсберг и другие).
Ряд исследователей, изучая понятие «творческое мышление» определяют этот тип мышления как высший уровень мышления. Дж. Гилфорд выделял взаимосвязь уровня развития творческого мышления и доминанты четырех мыслительных особенностей:
·оригинальность и необычность высказанных идей;
·семантическая гибкость;
·образная адаптивная гибкость;
·семантическая спонтанная гибкость [3].
Разрабатывая педагогические аспекты изучения озвученной нами проблемы, А.В. Золотарева акцентирует внимание субъектов на принципах управления развития творческих способностей личности ребенка:
·принцип фасилитации — признание приоритета развивающейся личности ребенка и педагога перед всеми другими задачами;
·принцип диверсификации — создание более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде;
·принцип амбивалентности — координация разноплановых усилий для обеспечения с одной стороны, взаимодействия детей и педагогов, в другой стороны — сохранения индивидуальности [4].
Схематическое изображение целостной картины протекания творческого процесса как разновидности деятельности личности, предлагает В.М. Беспалов Сам предмет деятельности при этом он обозначил термином «задача» вне зависимости от того, идет ли речь о математической задаче или о создании художественных образов и произведений искусства.
1. Личностная поисково-познавательная ситуация.
2. Общественная потребность.
3. Поиск и постановка задачи.
4. Принятие задачи к личному исполнению: волевое или стихийное.
5. Перевод задачи на личный язык исследования.
6. Проверка и уточнение исходных данных.
7. Формулирование условий задачи на языке сознания.
8. Перекодирование условий задачи на язык подсознания.
9. Работа подсознания по поиску интуитивного решения. Сопровождается состоянием поисковой активности и целенаправленности психики.
10. Включение памяти и мышления в целенаправленные действия, в первую очередь ассоциативные и аналитико-синтетические.
11. Поиск дополнительной информации, сведений, подсказок и аналогий извне.
12. Срабатывание интуиции, озарение.
13. Выдача решения с помощью образов и кодов подсознания.
14. Перевод решения на язык сознания.
15. Выдача решения в форме ответа или произведения на уровень личной деятельности и социума.
Обращаясь к наследственности — одному из аспектов изучения творческих способностей личности, ученые неоднозначно относятся к ведущей роли задатков талантливости. Последние данные науки показывают, что к наследованию способностей не надо подходить слишком прямолинейно, пытаться делать выводы исходя только из непосредственных особенностей родителей. Генотип каждого человека начинает складываться примерно за 150 лет до рождения, то есть вбирает в себя наследуемую информацию от многих ветвей родственников. В генетическом законе «регрессии» говорится о том, что при наследовании признаков происходит их «усреднение», снижение их отличительной мощности на половину суммарного избытка [2].
В течение жизни происходит процесс «затухания», «забивания» многих задатков, ярко проявлявшихся в детский период, следовательно, можно говорить о регрессии наследуемых задатков. Негативный фон процесса убывания творческих способностей актуализирует разработку комплексных мер (педагогических, психологических, социальных и т. д.) по выявлению, развитию и закреплению творческих способностей ребенка.
Дополнительное образование, являющееся уникальным, особо ценным типом образования, предоставляет собой экспериментальную площадку для расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей, способствующую развитию человеческого потенциала как основание модернизации современного общества.
«..Детство и юность — это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Дух новаторства, желание делать что-либо новое, дерзость мысли — все это сегодня очень нужно нашей стране. И мы очень рассчитываем на энергию и амбиции молодых, на их желание работать сообща и вместе добиваться поставленных целей» [7].
Список литературы:
- Аладьина М.Е., Оломская С.В. Исследовательская деятельность как средство развития творческой активности учащихся // Теория и практика дополнительного образования, 2010. № 5.
- Беспалов В.М. Деятельность библиотеки в помощь развитию творческих способностей личности. М.,1997.
- Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После. 2006. № 4.
- Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2006. 450 с.
- Максимова С.В. Влияние взаимодействия родителей с детьми на проявления творческой активности детей // Внешкольник, 2010. № 4. C. 35—41.
- Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии — 2006 — № 4.
- Послание Президента Федеральному Собранию. 30 ноября 2010 года // Внешкольник, 2011. С. 2—8.
- Тимофеева О.С. Активизация творческой и познавательной деятельности через использование современных педагогических технологий // Внешкольник, 2009. № 1. С. 54—57.
- Якущенко В.В. Развитие творческих способностей обучающихся с учетом возрастных и психологических особенностей как средство подготовки их к самоопределению в условиях современной жизни [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://festival.1september.ru/articles/603925/
дипломов
Оставить комментарий