Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЗОЖ»
Тронева Любовь Федоровна
преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ, «Обильненская СОШ», с. Обильное, Сарпинский район, Республика Калмыкия
E-mail: tlf-25@yandex.ru
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. В то же время единого определения здоровья до сих пор не существует, различные исследователи предлагают разные его определения. Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. В древности Алкмеон определял здоровье следующим образом: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [8, c. 2—10]. Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
Согласно К. Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания» [10, c. 158]. С этим связано представление о здоровье как о реализации личности адекватным образом. Так, Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя [7, c. 352]. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна. Специфические определения понятия «здоровье» существуют также в психоанализе.
С нашей точки зрения, наиболее грамотным и адекватным является определение здоровья, принятое в Уставе ВОЗ, вступившем в силу в 1948 году, с поправками 1977, 1984, 1994 и 2005 гг. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному, в отечественной традиции представленная, например, в работах А.Я. Иванюшкина [2, c. 49—58; c. 29—33]:
1.Соматический признак — гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, отсутствие болезней.
2.Социальный признак — определяет меру социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
3.Личностный — реализация личностных качеств человека, наличие и эффективность определенной стратегии жизни.
Г.А. Кураев, С.К. Сергеев и Ю.В. Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т. д. [5 c. 7—17], это предполагает, что человек агрессивное существо, вокруг которого не менее агрессивная природа.
Таким образом, многие исследователи отмечают, что здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Н.В. Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья, которые имеют прикладное значение [9, с. 364—366]. Одним из них является подход «от противного», в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. В то же время различные авторы критикуют подобное понимание здоровья, выдвигая следующие аргументы:
1.определение понятия через отрицание не может считаться полным, поэтому такое определение логически ошибочно (должно быть определено, что такое болезнь, если здоровье = неболезнь);
2.данный подход субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, в то же время могут быть неизвестные болезни;
3.такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику. Ю.П. Лисицын отмечает: «Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это — возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить».
Второй подход характеризуется Н.В. Яковлевой [9, с. 364—366] как комплексно-аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности отдельного признака, характеризующей здоровье человека.
Общепризнано, что здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.
Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено, поэтому необходимы меры по формированию установок на здоровый образ жизни.
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, норм общения и поведения.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи [4, c. 11—21].
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно определить как «сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал» [1, с. 10—11]. Также ЗОЖ определяется как «гармоническое сочетание и оптимальное соответствие разных способов жизнедеятельности людей: производственной, потребительской, культурно-психологической, социально-биологической и др.» [3, с. 136—137].
ЗОЖ — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.
В связи с этим можно выделить следующие направления формирования установок ЗОЖ у старшеклассников:
1.Формирование рационального режима труда и отдыха.
2.Профилактика злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами и ПАВ.
3.Развитие привычки к занятиям спортом.
4.Формирование устойчивых гигиенических навыков.
5.Развитие навыков рационального питания.
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой, поэтому в системе образования, включая старшую школу, ведется планомерное преподавание основ ЗОЖ.
Список литературы:
- Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни — цель обучения в системе физкультурного образования / М.В.Акилов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — с. 10—11.
- Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Валеология. — 1982. — № 1. — с. 49—58; № 4. — с. 29—33.
- Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. — М.: Медицина, 1977. — с. 136 — 137.
- Илларионов А. Создание единого здоровьесберегающего пространства/ А. Илларионов//Здоровье всех от А до Я. — 2007. — № 2. — с. 11—21.
- Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996, № 1, с. 7—17.
- Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986
- Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. — 352 с.
- Селевко О проблеме здоровья/О. Селевко, Н.Ю. Синягина// Здоровье всех от А до Я. — 2007. — № 1. — с. 2—10.
- Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т. 4. Вып. 2. С 364—366.
- Ясперс К. Общая психопатология. — М.: Практика, 1997. — с 158.
дипломов
Оставить комментарий