Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: Психология труда, инженерная психология и эргономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Галимова Р.З. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ МЕДРАБОТНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ МЕДРАБОТНИКОВ

Галимова Роза Зайнагутдиновна

старший преподаватель Нижнекамского филиала

Института экономики управления и права,

г. Казань

E-mail: galimova69@mail.ru

 

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — стрессоустойчивости [1, с. 17].

Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, иначе им грозит эмоциональное выгорание и, как следствие, снижение стрессоустойчивости [4, с. 35].

О влияния профессии на личность писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце XIX и начале XX века. В последующем психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, она периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной [6, с. 20].

В профессиях типа «человек — человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профес­сионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений [6, с. 10].

Академик А.Л. Свенцицкий говорил, что: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации …» [4, с. 7].

В природе медицинского труда, заложена эмоциогенность, причём спектр эмоций весьма разнообразен. Специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, — мишенью для раздражения и агрессии. А психика человека от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы.

Актуальностью выбранной темы является сложный характер синдрома стрессоустойчивости, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

Проблема стрессоустойчивости представляет не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррек­ционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: профессия медработника относится к системе «человек-человек», и важным профессиональным критерием для данной работы, по мнению многих авторов, таких как И.М. Юсупов, М.О. Винсент, Е.П. Ермолаева и др. является такой показатель как эмпатия.

 Мы согласны с мнением И.М. Юсупова, что именно эмпатия в профессиях системы «человек-человек» рассматривается как: фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии; фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладения в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [7, с. 45].

Также немаловажную роль в данной профессии имеет показатель склонности к стрессу. Здесь можно указать на идеалистический энтузиазм, являющийся одной из моделей Дж. Эдельвича и А. Бродски, который присущ медперсоналу особенно в начале профессиональной деятельности.

Нам импонирует позиция Е.П. Ермолаевой, которая считает, что профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Деятельность медработников связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях, поэтому личность медицинского работника, методы и стиль его работы, умение общаться с пациентами — всё это само по себе может служить лекарством. А добросовестная работа медицинского персонала повышает уверенность пациента в выздоровлении [2, с. 23].

Теоретический анализ феноменов стресса и стрессоустой­чивости показал, что в научный оборот термин «стресс» был введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Он также выделил три стадии стресса: реакция тревоги, сопротивления и истощения. Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье) и эустресс.

Если говорить о стрессоустойчивости, то нам ближе позиция Б.Х. Вартаняна, который определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных [5, с. 67].

Также мы согласны с позицией П.Б. Зильбермана, который обращает свое внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустой­чивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [3, с. 54].

Таким образом, стрессоустойчивость — это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д.

Эмпирическим исследованием было установлены основные жизненные ценности медработников. Так большинство респондентов на первое место поставили такие жизненные ценности, как служение и безопасность, а также здоровье, автономность, материальный успех, известность и свобода, непосредственно контактируя с больными людьми, данные медработники не забывают обращать внимание на свое здоровье, которое может заключаться в плановом прохождении медосмотров, обращениях к врачам и выходу на больничный лист. Также респонденты данной группы стремятся действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности, и их автономия определяется как потребность в проявлении этого качества.

С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязь между профессиональными качествами и стрессоустойчивостью медработников. Так стрессоустойчивость прямо пропорциональна коммуникативным способностям, моральной нормативности и подверженности профессиональному стрессу. Это говорит о том, что устойчивость к стрессу повышена у тех медработников, которые легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, такие медработники стараются избегать, или не быть зачинщиками конфликтных ситуаций, они обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

 

Список литературы:

  1. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. — С. 443—463.
  2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Инст-та РАН, 2008. — 352 с.
  3. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.:  Наука,1974. — С. 152.
  4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2008. — 320 с.
  5. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдеева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделеевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред.А.О. Прохорова. М.:Изд-во «Когито-Центр», 2011. — 624 с.
  6. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС — Пресс, 2003. — 333 с.
  7. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 126 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий