Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 июля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОИСК НРАВСТВЕННЫХ ИСТИН НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Костюченко Любовь Григорьевна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Смоленск
Е-mail:
Если вы хотите, чтобы ваши питомцы
стремились к добру, — воспитывайте тонкость,
эмоциональную чуткость юного сердца.
В.А. Сухомлинский
Одной из главных задач современной школы является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Детей надо учить нравственности, как мы учим их всему остальному — наукам, музыке, рисованию. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Формирование нравственной культуры школьников — довольно широкое и емкое понятие, но оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, оставшись наедине с собой, не было стыдно за свои поступки, не мучило угрызение совести.
Нравственность — это небезразличное, неформальное отношение к ребенку со стороны взрослых, создание условий его пониманию самого себя, своих мироощущений, ценностных ориентаций.
Альберт Лиханов в рассказе «Музыка» пишет: «У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сравняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней — вот она, тут, осталась». Особенно глубоки зарубки, полученные в детстве. Хорошо, если добро этому причина. А если нет? Обидное слово, ранящий взгляд, грубость и непонимание, ранив душу, обязательно откликнутся потом. Все в нас: и хорошее, и плохое — из детства. Поэтому у каждого человека должно быть счастливое детство, время любви и защищенности. И особая роль принадлежит в этом учителю, которому семья доверила самое ценное и хрупкое — душу ребенка.
Главная задача педагога — сделать все, чтобы ребенок, не растеряв своей неповторимости, уникальности, нашел место в этом непростом, быстро меняющемся мире, стал настоящим Человеком. Огромные возможности для решения этой задачи дает литература, которая, освещая вопросы бытия, проблемы жизни, учит пониманию и состраданию, любви и честности. Она связана с общественной и внутренней сущностью человека. Не случайно ее специфичность определена многими писателями, критиками как «человековедение».
Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки «социальному ненастью», к миру настоящих нравственных ценностей. Образование — длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне школы — дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления — это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература.
Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Важно организовать чтение произведения так, чтобы анализ был не только обучающим, но и нравственно впечатляющим, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с художественным произведением. Для этого при чтении текста следует направлять учащихся, обращать их внимание на поступки героев, мотивы таких поступков, важно создать атмосферу доверия во время обсуждения прочитанного.
В школьных учебниках литературы предусмотрена такая система: дети изучают произведения устного народного творчества, современную прозу, лирику, драму. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.
Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. Так, например, при анализе произведения А. Пушкина «Капитанская дочка» невозможно не сказать об этих понятиях. Автор выступает против лжи, предательства и вероломства. Важно установить связь этого классического произведения с нашей современностью, пробудить раздумья учеников над вопросами морали, поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность за добро и желание принести добро другим людям, рыцарство, чувство чести и собственного достоинства.
Изучая в старших классах романы Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Толстого «Война и мир», дают неограниченные возможности учащимся задуматься: «Как жить?» Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» преподносит много нравственных уроков. И один из них — умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И возникают вопросы, обращенные не к героям Л. Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?
Наши ученики ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя. Поэтому работа по оценке нравственного облика литературных героев строится на конкретном сопоставлении возможного и реального. Богатый материал для нравственного воспитания человека даёт современная литература. Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицына, К. Паустовского — это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале произведений этих писателей можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти.
В выпускном классе с огромным интересом обсуждаются темы войны, материнства, сиротства. Никто из старшеклассников не остается равнодушным при чтении романа Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом». Это произведение о великой силе духа людей в годы военного лихолетья. Мария Васильевна создала роман о пережитом в те годы. «Лик мадонны войны тёмен и некрасив, она живёт на пайковом хлебе, и не выжать ей из груди и капли молока для младенца-заморыша, которого уже теперь, едва он успел родиться, не в легенде, а в действительности распинает война голодом и холодом, на которого направляют смертоносный груз бомб». И если старшеклассники оставляют такие отзывы о прочитанном, значит уроки прошли не зря.
Из сочинений:
1.«Как я люблю такую прозу!.. Как порой ее не хватает... Такой простой, искренней, без ужимок и иносказаний, без тайных смыслов и мистификаций... Берущей твое сердце, твою душу на первых же страницах и не отпускающей их и после прочтения последней...
Война, лишения, крах надежд, потери и разлуки, страшный голод, холод — глазами хрупкой женщины, юной мамы, глазами Мадонны с пайковым хлебом... Нет, здесь нет слезовыжимания, не бойтесь... Нет надрыва, патриотического пафоса... Здесь все очень просто и прямо, без жалости к себе, без идеализирования ситуаций и героев...
Но о таких вещах, что ты в очередной раз понимаешь, КАК надо ценить то, что имеешь... КАК надо делать все возможное, чтобы сберечь мир... Очень, очень хочу, чтобы эту повесть прочитало как можно больше людей. Это всего лишь одна из историй о людях Великой Отечественной — но каждая из этих историй достойна нашего прочтения и нашего преклонения. Ведь правда?»
2.«Пока читаешь, не можешь не кричать: Так не должно быть! Не должно... Но именно такие книги, написанные без истерики, спекуляций очень простым и обыденным языком, именно такие книги бьют в цель сильнее всего. Когда в обычную жизнь, устоявшуюся жизнь, со своим «правильно»/«не правильно» врывается война и перекореживает жизни, перетасовывает людей, как карты в колоде и, вдруг, оказывается — Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а — так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош... Если вчерашний ещё «сомнительный» элемент становится человеком, ближе которого в данный момент нет, а близкие люди... даже думать о них не хочется... Война глазами хрупкой, юной и одинокой мамы...Что может быть страшнее для женщины, чем крик голодного ребенка? На какие только унижения не пойдешь ради того, чтобы накормить ребенка...
После таких книг хочется выйти на улицу, смотреть в чистое небо и говорить: «Только бы не было войны...» И благодарить, благодарить тех, кто ВЫЖИЛ...низко поклониться тем, кто навсегда УШЕЛ...Низкий вам поклон!»
3.«Повесть о матери, судьбу которой пережевывает война. О том, как молодая, наивная девушка вынуждена знакомиться с реалиями жизни. О ее удивлении, когда рушатся привычные устои. О том, что хороших и добрых людей, все-таки, больше, чем плохих. О той грани, дальше которой человеку падать нельзя.
Здесь нет «страшных откровений» о войне, здесь не рассказывается об ужасах фронтовой жизни. Просто — судьба человека. Но как же ясно и правдиво она описана! Эту книгу нужно читать, чтобы сбивать с войны ненужную романтику. Чтобы напоминать, что выигравших войну — нет, если она приносит столько страданий. Люди, цените своих близких! И чужих близких цените тоже!»
Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Весь цикл произведений, который предложен для изучения в школе, рассчитан на формирование у учащихся таких качеств как духовность и нравственность. Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов — вот идеал в преподавании уроков литературы.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро и не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. опору — и я дорасту до солнца»,— ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться — вот истинное предназначение учителя.
Список литературы:
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. — РГПИ, 1986. 125 с.
- Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М: Просвещение, 1992. 45 с.
- Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». — М., 2007. 34 с.
дипломов
Оставить комментарий