Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 июля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАКТИКУМА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ФГОС СПО
Игнатенко Елена Евгеньевна
преподаватель методики изобразительной деятельности, МХК, истории изобразительного искусства, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования педагогический колледж № 8,
г. Санкт-Петербург
E-mail: elena31012@mail.ru
В настоящее время система образования находится на новом этапе развития, этому способствуют социально-экономические перемены современного общества. Образовательным учреждениям необходимо решать множество сложных проблем:
· обеспечение современного качества среднего профессионального образования;
· повышение ответственности педагогических коллективов за полноценную подготовку педагогических кадров в условиях новых ФГОС СПО.
Важнейшими ключевыми задачами современного образования являются разностороннее развитие творческого потенциала человека, формирование целостного и обогащенного опыта, развитие компетенций, обеспечивающих адаптационные и конкурентные возможности личности. В данном аспекте формирование творчества, креативных способностей, умений и навыков творческой деятельности, индивидуальных проявлений, «мотивации к творчеству» будущих педагогических кадров была и остается одной из приоритетно актуальных проблем.
Для современных исследований, образовательных стандартов и программ характерно обоснование развития творчества в продуктивных видах деятельности, переосмысление роли культуры, искусства в развитии человека ХХI века, понимание искусства как ценности, активно осваиваемой и созидаемой человеком, выделение новых ориентиров в развитии и образовании — формирования эстетического опыта личности и обеспечения становления на его основе эстетического отношения к действительности, становления эстетической картины мира, активизации творческих проявлений и возможностей, которые нашли отражение в трудах Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, И.А. Лыковой, Л.А. Парамоновой, Е.М. Торшилова, Р.М. Чумичевой [2, 143 с.].
Несмотря на то, что в ряде нормативных документов и инициатив, акценты сделаны на «негуманитарные» направления, духовно-нравственное развитие, социализацию, проблемы инклюзивного воспитания и образования, проблематика приобщения к художественной культуре, формирования эстетического вкуса, потребностей во многом созвучна, перекликается и интегрируется в данные ракурсы.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделены задачи приобщения учащихся к национальной и мировой художественной культуре, проводится мысль о тесной взаимосвязи «этики» и «эстетики». В данном аспекте, может быть, рассмотрена проблема познания национального и мирового художественного наследия и формирования целостного и полноценного эстетического опыта, формирования ценностных ориентиров, также о «социальной» востребованности данного ракурса проблемы: увлеченности общественности художественными проектами, представленными в средствах СМИ, наличие значимого числа медиа ресурсов.
Проблемный анализ современных исследований, разработок и педагогической практики, позволил выделить ряд проблем и противоречий, требующих доработки в процессе приобщения учащихся к эстетической деятельности:
·фрагментарность процесса приобщения молодых специалистов к прикладному искусству, непонимание интегративных возможностей данной основы в практике современных ОУ;
·сохранение и иногда доминирование в педагогической практике «знаниевого» подхода в определении целей, содержания и отборе методов приобщения к искусству, недооценка необходимости развития эстетических и творческих способностей и восприятия;
·ориентировка на традиционное содержание (демонстрация на примере народных промыслов) с отрывом от современных запросов, предпочтений, установок, субкультуры современного общества;
·разрыв разделов, условно называемых «освоение искусства» (декоративно-прикладного и оформительского искусства) и «развитие изобразительной деятельности» (декоративной деятельности), что не способствует формированию целостной эстетической картины современного мира, эстетического отношения;
·недооценка необходимости использования (в продуманном и целесообразном сочетании) разных форм детской деятельности; преимущественное использование занятий, что значительно снижает интерес к искусству и не соответствует возможностям;
·преобладание методов и приемов «аналитического» характера, что может разрушить целостное эмоциональное переживание художественного образа;неориентированность в процессе организации на развитие творчества; преобладание методов, направленных на воспроизведение (репродукцию), а не на поиск собственных творческих способов;
·недостаточно осмыслены возможности социокультурного пространства (музеев, выставок, пространства такого города, как Санкт-Петербург) как основы для формирования вкуса, обогащения опыта эстетического восприятия мира у молодого поколения;
·к проблемам и противоречиям «компетентностного» плана можно отнести неготовность педагогов к организации художественной деятельности в соответствии с современными идеями художественно-творческого развития, неориентированность в современных разработках, незаинтересованность в изменении сложившейся практики [3, с. 138].
Для решения данных противоречий требуется:
·разработка технологии эстетического развития учащихся, основанной на идеях интегративного подхода, включающих дополнения в соответствии с современными реалиями и запросами, технологические компоненты (сочетание и разработка новых инновационных методов, приемов, средств, форм развития эстетической деятельности и опыта);
·разработка рационального механизма взаимодействия заинтересованных субъектов педагогического процесса (педагогов изобразительной деятельности и музейных педагогов);
·создание в аспекте современных приоритетов педагогических условий художественно-эстетического развития учащихся, учитывающего потенциал Санкт-Петербурга и художественные традиции города, определение моделей педагогического сопровождения процесса эстетического развития учащихся).
Стратегическими основами для ФГОС СПО являются:
·Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр — 271;
·План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507 — р;
·Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2010 — 2020 гг. «Петербургская Школа 2020»;
·Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными положениями, лежащими в основе разработки практикума по изобразительной деятельности, являются:
·культурологическая и духовно-нравственная направленность данной проблемы (технологии), поскольку искусство, в котором в концентрированном виде переданы разнообразные идеалы, ценности, идеи человечества (разных эпох, культур), может рассматриваться как неотъемлемая части духовной и материальной культуры;
·изучение основ изобразительной грамоты как смыслообрузующей основы педагогической технологии, позволяющей интегрировать различные направления развития и образования (красота природы, быта, окружающего пространства; искусство и творческая деятельность); художественно-эстетического (освоение творческой деятельности), социально-личностного (становление уважительного отношения, нравственных норм и правил) развития в единстве;
·ориентированность на современные концептуальные идеи, психолого-педагогические данные, социальные и педагогические реалии (учет субкультуры современных учащихся);
·ориентированности целей и задач на формирование эстетического отношения к действительности и художественно-творческого развития, подразумевающего освоение человеческих (национальных и мировых) эстетических ценностей, эмоционально-эстетический отклик на проявление прекрасного в искусстве и в действительности, освоение начальных оценок и суждений (ценностных установок), творческую трансформацию опыта;
·расширение кругозора и осваиваемого «горизонта» за счет создания обогащенного эстетического опыта, так и образовательно-коммуникативной (включение новых методов и приемов, средств (музейной педагогики, образовательных медиа ресурсов) с учетом потенциала Санкт-Петербурга (традиций художественной культуры, социокультурных возможностей);
·вариативности используемых средств, методов и приемов с целью наиболее полного представления эстетических свойств и качеств окружающего мира;
·признание права на собственное видение и понимание проявлений красоты (в природе, в художественном образе произведений), творческое самовыражение;
·включенности в данный процесс разных заинтересованных субъектов и налаживание разнообразных социальных контактов.
В связи с современными требованиями проектирование образовательного процесса в системе СПО в соответствии с новыми ФГОС, на основе идей интеграции, по принципу тематического объединения должно соответствовать следующим качественным показателям:
·повышение качества педагогического процесса за счет применения современного учебно-методического комплекса (технологии художественно-творческого развития средствами творческой деятельности, включающей целевые и содержательные характеристики процесса, планирование, этапность художественно - творческого развития, новые (соответствующие ФГОС) механизмы мониторинга достижений учащихся, рекомендации, соответствующие ФГОС СПО.
·повышение качества художественно-творческого развития, образования и воспитания учащихся (на основе интеграции художественно-эстетического, социально-личностного и познавательного направлений).
·повышение профессиональной компетентности педагогов за счет освоения современных технологий (новых форм организации творческой деятельности в соответствии с ФГОС), развития аналитических и проектных умений, формирования мотивов профессиональной деятельности и ориентиров личных достижений (педагогического творчества), становление будущего специалиста [1, 288 с.].
Новые ФГОС предъявляют следующие требования к разработке практикума по изобразительному искусству в разделе ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»:
·Обновление и совершенствование качества образования;
·Повышение уровня художественно-эстетического и творческого развития учащихся, обеспечение высокого уровня «личных достижений» в соответствии с ФГОС;
·Проектирование образовательного процесса СПО в соответствии с ФГОС на основе идей интеграции, по принципу тематического объединения;
·Проектирование и апробация в соответствии с ФГОС исследовательской педагогической технологии художественно-эстетического творческого развития учащихся, основанной на интеграции разных образовательных областей и использовании проектной и исследовательской видов деятельности, на проявлении творчества в учёбе;
·Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по поиску новых интересных форм организации педагогического процесса;
·Организация методического обеспечения и методического сопровождения дистанционного процесса обучения.
Для обеспечения продуктивного педагогического процесса по практикуму изобразительной деятельности в разделе «Организация различных видов деятельности и общения детей» новых ФГОС с учётом интеграции разработан учебно-методический комплекс по циклу основных видов изобразительной деятельности с методикой обучения, соответствующий современным требованиям, который имеет следующие компоненты:
1.Нормативную и учебно-методическую документацию:
·стандарт ФГОС по разделу «Организация различных видов деятельности и общения детей»;
·рабочий учебный план (минимальный объем времени на дисциплину: с указанием максимальной, аудиторной (теоретические и практические занятия) нагрузки, самостоятельной работы;
·рабочие учебные программы, включающие пояснительную записку, описание роли дисциплины в подготовке специалиста, связь с другими учебными дисциплинами, обоснование структуры, требования к знаниям и умениям студентов, методические указания по изучению учебной дисциплины; тематические планы учебных дисциплин; содержание учебной дисциплины, номер и название раздела, содержание учебного материала, практические занятия, виды самостоятельной работы студентов, список учебно-методической литературы;
·технологические карты;
·программы промежуточной и итоговой аттестации студентов.
2.Средства обучения:
·учебно-методическую литературу, конспекты лекций;
·методическую литературу, методические пособия, рекомендации, методические разработки;
·дидактическое обеспечение, изобразительные пособия, плакаты, фотографии, натуральные пособия (для натурного рисования);
·технические средства, аудиовизуальные средства (видеофрагменты с использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР), презентации по темам, мультимедийные продукты, технические средства программированного обучения с применением ЭОР [1, 311 с.].
3.Средства контроля:
·средства контроля на бумажном и электронном носителе для дистанционного обучения (программы повторения по всем курсам, требования к ЗУН, методические краткие программы повторения для дистанционного обучения с применением интернет ресурсов, методические разработки для выполнения практических работ с использованием обучающих программ интернет ресурсов, тесты по всем дисциплинам с использованием ЭОР [5];
·технические средства контроля (компьютерные контролирующие программы, тесты, викторины);
·использование в учебном процессе ЭОР по разделам, открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Технологическая площадка федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, что очень удобно для преподавателей. Он обеспечивает надежное хранение образовательных ресурсов, безотказное функционирование сервисов и приложений. Площадка ФЦИОР используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями всех уровней [6]. Процесс разработки и создания УМК в настоящий момент постоянно дополняется новыми методическими материалами и приводится в соответствие с современными требованиями ФГОС. Таким образом, учёт перечисленных в статье задач обеспечит современный уровень преподавания в условиях перехода к новым ФГОС, таких узкопрофильных междисциплинарных курсов, как практикум по изобразительному искусству. Область искусства в особенности требует от будущих специалистов творческого, креативного подхода к педагогической деятельности. В конце хочется привести слова академика А. Муратова: «Творить — это, прежде всего, что-то делать, кто не умеет делать, не сможет творить».
Список литературы:
- Горвицин Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 1998. 456 c.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия 1999. 251 с.
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: Педагогическое общество России, 2005. 357 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 312 с.
дипломов
Оставить комментарий