Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 июня 2012 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГЕ
Корнеенков Сергей Семенович
канд. психол. наук, доцент ДВФУ ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
Интересно, глубоко и очень полно эволюция природы и сознания человека представлена в работах Шри Ауробиндо Гхош, который имел огромный личный практический опыт внутреннего самопознания и с безупречной логикой описал его. Возможно, до настоящего времени это самый трезвый естествоиспытатель в высшем смысле этого слова, поэтому его видение эволюции природы и человека находит все больше единомышленников. Учение Шри Ауробиндо, пишет Мать, «…самое полное, и оно дает самые исчерпывающие и самые удовлетворительные ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека» [3, с. 519]. В интегральной йоге представлен подробнейший и тончайший анализ эволюции сознания человека. Ничего подобного в старых системах йоги не было, его йога – духовное открытие [9, с. 256]. Шри Ауробиндо назвал свою йогу интегральной, или совершенной йогой потому, что она охватывает собой не только статический аспект Божества, но и динамический, который понять намного труднее. Динамическая сторона Высшего Сознания – это энергия творения, она принадлежит Маха Шакти или Божественной Матери. Его йога учит поднятию сознания и опусканию света более высоких миров в низшие сферы сознания и объединения обоих – высшего и низшего. Значение слова «йога» в истинном его смысле есть «единение» – объединение обыденного (внешнего) сознания с истинным Я – Божеством внутри нас.
Цель статьи: рассмотреть эволюцию сознания человека в интегральной йоге Шри Ауробиндо. Восточная психология в ее лучшем исполнении представлена йогической литературой. Литературы по йоге огромное множество, что дает возможность западному исследователю, в том числе психологам и психотерапевтам, по-своему интерпретировать теорию и практику йоги и создавать «свои» направления мысли, что во многом или полностью искажает учение йоги. Ум любую идею всегда понимает по-своему. Сама йога написана не от ума, но от Высшего Сознания, что давалось йогину как откровение. Таким же образом была написана и интегральная йога Шри Ауробиндо, это откровение Божественного Сознания.
Что такое йога? По определению Шри Ауробиндо, «йога – это не совокупность идей, но внутренний духовный опыт» [8, с. 9]. Это не область интеллектуальных споров и диссертаций. Понимание йоги нельзя постичь путем логических рассуждений и интеллектуальных дискуссий, это не сфера ума. Люди могут спорить вечно, и им никогда не убедить друг друга. Создатель «Йога-сутр» Патанджали говорит, что йога – это «способность направлять поток ума так, чтобы он не рассеивался и не прерывался» [2, с. 37]. Йога – одно из шести основных направлений индийской философии, и означает «видение», «взгляд», «точка зрения», «особый способ видения». Своими корнями йога уходит в Веды, древнейшие тексты индийской культуры. За века возникло много интерпретаций слова «йога». Одно из толкований этого термина – «объединение», «соединение». Йога представляет образ действия, когда внимание целиком и полностью сконцентрировано на том, чем мы занимаемся в данный момент. Это может быть внешняя или внутренняя деятельность. Йога – это стремление к такому состоянию, когда вы присутствуете в каждом своем действии, отмечает Т.К. Дешикачар [2, с. 34]. По сей день йога ошибочно связывается с какой-то формой физической дисциплины. Это совсем не так. Саи Баба поясняет: «Йога означает Ананду (блаженство)... Йога – это единство индивидуума с Богом. Йога означает конец двойственности. Йога учит, что джива (индивидуальная душа) и Брахман не раздельны, но едины» [1, с. 197]. Йога приближает ум к осознанию существования силы, которая могущественнее нас. Заниматься йогой – значит искать свой путь, а не исповедовать определенные религиозные идеи. Йога – это концентрация на своих действиях, практика беспристрастного самонаблюдения.
Шри Йогананда считает, что «йога – это и искусство, и наука. Наукой она является потому, что предлагает практические методы управления телом и умом, которые делают возможной глубокую медитацию. А искусством она является потому, что без интуитивной и сенситивной практики принесет лишь поверхностные результаты» [6, с. 140]. Йога представляет систему научных методов по воссоединению Души с Духом. «Мы пришли от Бога и должны вновь вознестись к нему», – говорит Шри Йогананда [5]. Высшее учение йоги выходит за пределы техник. Достигшие высокого уровня познания йоги не только настраивают свой ум на Божественное, но и соединяются с ним, выходят за пределы материи в небытие.
Практическая йога может начинаться с внешней или внутренней концентрации, медитации или с асан (позы, физические упражнения), или с пранаямы (дыхательные упражнения). Йога как система рассчитана на осознание человеком своей божественной сути, на соединение с Абсолютом, что приводит к прекращению страдания и перевоплощений. Занятия йогой приводит к улучшению психосоматического здоровья, проявлению парапсихических способностей, в том числе и способности к исцелению других людей. Поэтому йогу принимают и как универсальную психотерапевтическую систему, и как духовную практику по раскрытию сознания.
Любая йога стремится привести в систему деятельность самосовершенствования при помощи выявления потенций, скрытых в глубинной сути человека, его существе. Вся природа пытается соединиться со своей собственной божественной реальностью. В образе человека жизнь создает существа, снабженные волей для самостоятельной деятельности, при помощи которой обозначенные цели могут быть достигнуты более энергично и быстро. Йога как средство позволяет сжать эволюцию индивида до одной жизни. Йогические методы – это сознательное управление психическими процессами, они созданы на основе знаний, подтвержденных правильно поставленным экспериментом, повторяющимися результатами [7, с. 5]. Все методы, собранные под именем йога, представляют особые психологические процессы, в основе которых лежит истина природы, находящаяся в каждом индивиде в скрытом состоянии. Как указывает Шри Ауробиндо, в прошлом, да еще и сейчас, йогин часто отходит от обычной жизни и утрачивает способность понимать ее. Если он достигает Бога, то теряет связь с земной внешней жизнью, другими людьми, если же он все свои усилия направляет вовне, то теряет Бога. Необходим синтез, который позволяет соблюдать идеал совершенной гармонии между внутренним и внешним устремлениями. Синтез йоги ставит перед собой цель – воссоединить Бога и природу в совершенной человеческой жизни. Человек есть символ высшего бытия, где для Высшего Сознания есть возможность проявить себя в форме низшего, а для низшего существует возможность преобразить себя и приобрести природу Высшего.
Самопроявление природы в человеке, или эволюция, – это то, что прочно заложено в нас природой и требует своего проявления в жизни тела. В человеческом теле природа заложила гармонию двух низших элементов деятельности: это материя, наш фундамент и главное условие проявления всех наших энергий, и второе – жизненная энергия, средство нашего существования в материальном теле. Это равновесие проявляется между физическим телом и нервной системой, проводником жизненности. Низшее равновесие представляет основу и первейшее средство внешних действий, поэтому уход от физической (внешней, социальной) жизни рассматривается как бегство от божественной мудрости и отказ от целей земного воплощения. Поэтому интегральная йога не игнорирует тело, скорее наоборот, совершенство телесной жизни – основа раскрытия сознания. Величайшие трудности, создаваемые физическим телом, есть наилучшие возможности духовного развития. Жизненная и нервная энергия, материальный ум сосуществуют для обоюдной пользы и стремятся к реализации своих божественных возможностей. Цель интегральной йоги – не в умерщвлении тела и нервной энергии, но в их очищении, преображении, управлении ими и использовании.
Умственная жизнь – не всеобщее достояние, в действительности она развита только у отдельных индивидов. У большинства же людей она либо не развита вообще, либо спит и нелегко пробуждается к активности. Природа совершает эволюцию умственной жизни в человеке. Здоровое, крепкое, долгоживущее тело чаще встречается у людей, отвергающих мыслительные усилия, которые сопровождаются тревогами и напряжением сознания, стрессами. Им для внешней и социальной жизни достаточно материального ума. Цивилизованный человек только пытается установить равновесие между телом и активным умом (интеллектом), поэтому так часто у гениальных людей наблюдаются неполадки с физическим телом и нервной системой. Это дало повод психиатрам, в частности Ч. Ломброзо, установить взаимосвязь между психическими расстройствами и гениальностью [4]. В его книге приводятся многочисленные примеры, когда у известных ученых, поэтов, художников, юмористов ярко проявлялись симптомы помешательства. В то же время у простых людей, подверженных заболеванию, нередко отрываются те или иные ярко выраженные способности. Напрашивается ошибочный вывод, что психические нарушения способствуют проявлению таланта и паранормальных способностей, гениальности. На самом же деле, именно высокое напряжение сознания может привести к временным, частичным или устойчивым неполадкам в нейрофизиологических системах мозга. Для безопасного повышения сознания необходима физическая и психическая чистота, о чем говорится во всех йогических учениях.
Фундаментом индийской философии является утверждение о существовании жизни более высокой, чем умственная жизнь. Ум, как и тело, есть лишь инструменты к более высокой жизни и более высоким состояниям. Что это за состояния? Эти состояния не свойственны нашему бодрствующему состоянию сознания и, как отмечает Шри Ауробиндо, трудно отыскать в современном языке адекватные слова, но они пребывают в нас в надсознательном плане, к которому человек может возвыситься. Наши умственные знания есть лишь частичное отражение от истины скрытого источника, искаженное божественное сознание. Эволюцию на Земле, вершиной которой является человек, можно рассматривать как постепенное проявление универсума. Эволюция – это движение от материи к Высшему Разуму [10, с. 50]. Высший Разум использует ум для разделения, которое необходимо для творения, это и есть способность проявления Единого в Множестве и Множества в Едином. Но Единое никогда не забывается и не теряется в своем Множестве, которое никогда не доминирует над вечным Единством [10, с. 50]. Инволюция или нисхождение Высшего Разума происходит с целью создания материального универсума.
Существует точка зрения, что развитие человека – это постоянное развитие ума. Есть и противоположное утверждение, что развитие ума не может продолжаться бесконечно. Для развития ума базисом является материя, физическая жизнь – условием. Для ума нет никакой возможности действовать отдельно от тела и превзойти физическую природу. Это определяет границы эволюции. Поэтому, если человек хочет окончательно освободиться, то необходимо освободиться от ума и весь его труд уничтожить. По утверждению Шри Ауробиндо, ни первое, ни второе утверждение не соответствует действительности. Ум – это дар Бога, его необходимо развивать, учиться им правильно пользоваться, уму предназначено высокое применение. Если посмотреть ступени эволюции природы, то первая ступень – это телесная жизнь, вторая – ментальная жизнь, при помощи которой телесное возвышается и развивается до большей полноты, и третья – божественная жизнь, где ум достигает Всевышнего. Нет необходимости разрушать предыдущие уровни жизни – телесную и ментальную, чтобы достигнуть божественного уровня. Наоборот, с достижением божественного уровня Высшее Я с необходимостью возвращается в ментальное и телесное, чтобы реализовать их высшие способности. Эволюция природы представляет прогрессирующее самопроявление жизни в трех видах или ступенях: телесная жизнь, ментальное существование и духовное бытие. Цель природы – сохранение и улучшение физического тела, полнота ментального. Но если Высший Разум существует, если он спускается, то все возможно. Цель человека – открытие и выявление в совершенном теле и просветленном уме трансцендентной активности Духа [10, с. 17]. Перед человеком стоит выбор между тремя видами жизни: обычным материальным существованием, ментальной активностью и раскрытием духовного блаженства. Но он может сочетать все три вида существования и творить в самом себе полноценное Божество – совершенного человека. Каждой форме жизни присущ свой определенный характер жизни или своя энергия. Человек может искать свое личное благо в любой из этих форм и в ее видах активности, отождествлять себя с безликой общностью и жить ее интересами, приводить в гармонию личную и коллективную цели. Правильное отношение индивида к общности состоит не в эгоистическом преследовании своих интересов, физического, умственного развития или духовного спасения, но в том, чтобы реализовать в себе лучшие возможности и проявить их вовне, в своем окружении, чтобы другие индивиды также смогли быстро приблизиться к обретению своих высших способностей.
Цель материальной жизни– выполнение жизненной цели природы. Цель человека этого уровня сводится к тому, чтобы жить с наибольшим уровнем комфорта, наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, продолжать свой род, заниматься семьей. Он обеспечивает сохранность и продление созданных природой достижений прошлого и с усердием противостоит всем переменам, раскрывающим будущее. Для материального человека прогрессивный мыслитель есть нечто заумное и неудобное, которое необходимо всячески сдерживать. Материальный человек допускает столько духовности, сколько ему было навязано прошлыми религиями, он доверяет священнику ровно настолько, насколько тот может обеспечить его безопасной духовной пищей. Для тех же, кто ищет свободы, духовного опыта, отстаивает свои права, материальный человек подготовил жизнь вне общества. Чтобы качественно изменить такого человека, необходимо преодолеть колоссальное сопротивление его ума.
Человеку ментальной жизнитрудно согласовать свои действия с сопротивляющейся материальной активностью. Но значительно труднее духовной жизни пребывать в материальном мире, наполненном всеми видами лжи и иллюзий, победоносным эгоизмом и грехом. Поэтому человеку духовной жизни легко склониться к тому, чтобы удалиться от материальной жизни, он видит вечное и божественное либо на небесах, либо вообще за пределами бытия. От этого ухода материальная жизнь наполняется еще большим самодовольством. Духовная жизнь должна не удаляться от материальной жизни, а пользоваться ею, и изменять ее по своему образу и подобию. Кроме великих отшельников, достигших собственного освобождения, известны и великие Учителя, которые освобождали или помогали освободиться другим. Их усилия, как правило, концентрировались не в ментальном или моральном изменении человечества, но в области сознания. Все они силой своего сознания ускорили эволюционное движение природы. Школы индийской йоги видели свою цель в индивидуальном совершенстве и удалялись от активности во внешнем мире. Учитель передавал свои знания только небольшому числу учеников, в то время как все остальные оставались в неведении. Так продолжалось веками и тысячелетиями, пока материальная жизнь не утратила божественного импульса роста, хотя и сохранила свою чистоту.
Во всех своих работах Шри Ауробиндо постоянно подчеркивает мысль, что «индивид живет не сам по себе, но в сообществе, и что индивидуальное совершенствование и освобождение не исчерпывают полноту божественного замысла в его отношении к миру» [10, с. 25]. Полное пользование свободой невозможно без освобождения всего человечества. Истинная польза нашей жизни заключается в том, чтобы реализовать в себе образ Бога и помочь в этом другим.
Список литературы:
- Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Сатья Саи говорит. Т. XXVΙ. Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. – М.: 2005. – 416 с.
- Дешикачар Т.К. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. – К.:М.:2003. – 272 с.
- Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. – СПб., 1999. – 626 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.– М.:2006.– 400 с.
- Парамаханса Йогананда. Вечный поиск.– М.:2004. – 608 с.
- Свами Криянанда. Сущность самореализации. Мудрость Парамхансы Йогананды, записано и отредактировано Свами Криянандой. – М.:2004. – 240 с.
- Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. – СПб.:1992. – 666 с.
- Шри Ауробиндо. Письма о йоге. – М.:2005. Кн. 1. Ч. 2. – 272 с.
- Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий. – СПб.: 1998. – 571 с.
- Шри Ауробиндо. Супраментальное проявление на Земле. – Киев, 1993. – 192 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий