Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Обскова Н.И. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Якушева Светлана Дмитриевна

канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики, ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ), г. Москва

E-mail: jawa57@mail.ru

Обскова Наталья Ивановна

студентка 6 курса, факультет теории и методики

дошкольного образования МГПИ

музыкальный руководитель, ГБОУ детский сад № 2443, г. Москва

E-mail: obskova.n@yndex.ru

 

В современной системе образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего творческим мышлением, личной культурой и мастерством.

Педагогическое мастерство не мыслится без вдохновения, которое в свою очередь сродни искусству.

Искусство — вид духовного освоения действительности человеком, цель которого — формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий его мир и самого себя по законам красоты. Искусство не может существовать вне культуры, одним из направлений которого является музыкальная культура.

Проблема развития музыкальной культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Платон, А. Швейцер, В. Шестаков, А. Шопенгауер); психологов (Л.С.Выготский, Е.В.Назайкинский, Б.М. Неменский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн,  Г.С. Тарасов, Б.М.Теплов, П.М. Якобсон); музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М.М.Берлянчик, Е.В. Боякова, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, И.В. Груздова, А.И.Демченко, Е.А. Дубровская, М.Б. Зацепина, Д.Б.Кабалевский, Л.Н. Комисарова, К.В. Тарсова, Б.Л. Яворский); музыковедов (Б.В. Асафьев, В. Васина-Гроссман, Г.Г. Коломиец, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова).

Образованность, интеллект, духовность и культура, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами развития личности современного профессионала.

Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в контексте развития нашего Отечества. Необходимо приумножение интеллектуального, нравственного потенциала культуры народа. Без качественного сдвига в сфере образования и воспитания вряд ли состоится это развитие, ибо образование — это не что иное, как передача культуры от одного поколения другому [8, с. 6].

В связи с этим выбор темы исследования «Музыкальная культура в развитии личности педагога-мастера» был неслучайным.

Для исследования психолого-педагогических аспектов развития музыкальной культуры в становлении профессионального мастерства педагога необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «музыкальная культура», «музыкальное искусство», а так же рассмотреть понятия «личность» и «становление».

Культура столь же емкое и сложное образование как сама жизнь, поэтому в рамках исследований можно встретить самые разнообразные представления о культуре.

Гегель утверждал, что культура — это созданная человеком «вторая природа».

В толковом словаре В.И. Даля понятие культура трактуется как обработка и уход, возделывание, возделка; это образование — умственное и нравственное.

В.И. Максакова утверждает, что разнообразные культуроведческие концепции сходятся в том, что культура отличает человека от других живых существ. Именно в культуре происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Культура позволяет индивидам более или менее одинаково постигать окружающий мир, совершать понятные другим поступки и адекватно относиться друг к другу [9, с. 50].

Существует тенденция понимать под культурой все содержание жизни, которое характерно для человечества в целом, конкретных сообществ людей (народов и стран, производственных и неформальных объединений и пр.), для каждого человека — взрослого и ребенка [9, с. 51].

Культура выявляет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития.

Законы развития культуры, это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в сфере общества. По мнению ряда авторитетных ученых (Л.Н. Коган и др.) их несколько.

Закон единства и разнообразия культуры гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества.

Закон преемственности и развития культуры является важнейшим в содержании культурологи. Культура — это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры. Преемственность — основа развития культуры.

Закон прерывности и непрерывности развития культуры  гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций) происходит изменение типов культуры — они уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому прерывность носит относительный характер, а непрерывность — абсолютный.

Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового общества.

В настоящее время принято выделять следующие «аспекты» культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

Вгенетическом аспекте культура предстает как продукт общества; гносеологическом(познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых материальных и духовных ценностей; аксиологическом аспекте культура — это явление, отражающее духовную природу человека в совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм; гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей; нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире; социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта, а также как состояние и развитие того или иного способа производства [8].

В аксиологическом аспекте культура есть совокупность, система материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура вбирает разные способы жизнедеятельности и имеет материальные, духовные, и художественные проявления [7, с. 8—9].

Духовная культура — это идеи, мысли, переживания, выраженные в знаковой форме, закрепляющей определенные значения, которые передаются людям.

По словам Дэвида Мацумото «культура» — это сложное понятие, коренящееся в многочисленных аспектах человеческой жизни. Некоторые аспекты предполагают материальные объекты, такие как пища и одежда; другие относятся к общественным и структурным сущностям, таким как организация власти и структура социума; третьи касаются индивидуального поведения, воспроизводства или организованной деятельности, такой как религия и наука [14].

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека [3, с. 62].

С понятием культуры, как способе опредмечивания исторически выработанной созидательной деятельности человека тесно связано понятие ценности. Поскольку все человеческие достижения имели свои цели, а цели регулируются потребностями и ценностями то и мир культуры является миром ценностей.

Если культура —совокупность, система ценностей, выработанных человеком, то музыкальная культура —совокупность, система музыкальных ценностей, ценностей музыки, музыкального творчества.

В античном обществе почти все свободные граждане обучались музыке.  Составляющей «культурного человека» в античном обществе было умение играть на струнном инструменте, разбираться в музыкальных произведениях и их влиянии на нравственность — «приметы культурного человека» [5, с. 125].

Само понятие «музыка» древние греки трактовали в узком и широком смыслах: в узком — как искусство музыки или наука о музыке, а в широком как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием. [5, с. 26].

Платон считал, что музыка способствует совершенствованию души. Истинный музыкант не тот, кто исполняет музыку или слушает ее, истинный музыкант — мудрец, усвоивший связь между гармонией и числом, музыкой и математикой, что «действительно удивительно и божественно для вдумчивого мыслителя» [13, с. 501].

Аристотель подчеркивал особенности воздействия музыки на человеческую психику. «…Или же, скорее, следует думать, что музыка ведет к добродетели, и что она способна, подобно тому как гимнастика оказывает влияние на физические качества, оказать воздействие на нравственный склад человека, развивая в нем умение правильно радоваться; или…она заключает в себе нечто такое, что служит для пользования досугом и для развития ума?».

В трудах Аристотеля, музыка — предмет, который образует «человека» в человеке, именно поэтому, «предки… поместили музыку в число общеобразовательных предметов» По мысли философа, занятие музыкой «само по себе прекрасно» и вне практической пользы. К тому же, занятия музыкой ведут в будущем к пониманию смысла жизни как «деятельности-блаженства», открывают двери философскому призыву: «познай самого себя». Музыкальная наука была частью философского образования в школе Аристотеля. Обсуждая наиболее ценное свойство музыки — ее способность воздействовать на душу и нрав человека, он считал, что силу музыки следует использовать для воспитания молодежи [1]..

Платон и Аристотель рассматривали музыку как исключительное средство создания определенной психической настроенности — этоса. Музыка укрощает распущенность, смиряет страсти, превращает людей в благонравных и стойких в своей высокой духовности.

Античность подарила культуре образ музыки как гармонии, как идеального образа благозвучия, лада.

«Приходится удивляться, — отмечал знаменитый исследователь античной культуры Алексей Федорович Лосев, — насколько греки были чувствительны к музыкальному ладу. Каждый лад они связывали с таким определенным этико-эстетическим содержанием, что даже и теперь это содержание можно ясно себе представить» [5, с. 227].

Философ Средневековья Беда Достопочтенный в своем трактате «практическая музыка» ставил музыку на первое место среди искусств. В доказательство несравненного совершенства музыки он приводил тезис о том, что единственная из древних наук способна быть достоянием не только ученых представителей церкви, но и вообще всего мира: «Польза же ее (музыки) велика, удивительна и очень совершенна, раз она осмелилась выйти за пределы церкви. Ведь ни одна наука не осмелилась выйти за пределы церкви» [10, с. 182].

Кантвидел ценность искусства в том, что оно позволяет расширить человеку границы своего сознания, «пережить продуктивные минуты самопревышения». По его мысли, эстетически плодотворным является то, что будит воображение, способствует игре познавательных способностей, а искусство всячески культивирует эту человеческую способность. «Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве — это прекрасное представление о вещи» [6, с. 321].

Гегельопределял ценность искусства в способности пробуждать чувства, заражать «волнениями души», а также служить средством морального воздействия. Высшая цель искусства в раскрытии истины в чувственной форме. Важнейшая особенность искусства в возможности человека как духовного существа удваивать себя в созидаемых им образах внешнего мира [4, с. 55].

Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа (эстетические, моральные, мировоззренческие). Содержательное ядро духовной культуры так же составляют человеческие ценности, значит, музыка есть интонационный способ существования этих ценностей (Л. Закс). По определению Б. Асафьева, музыка — искусство интонируемого смысла, поскольку природа музыки не столько звуковая, сколько интонационная — от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль [7, с. 9].

В.Н. Холопова определяет интонацию в музыке как «выразительно-смысловое единство, существующее в невербально - звуковой форме и функционирующее при участии музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций» [16, с. 46].

Музыкальное искусство, оказывая сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмического движения тела, с другой — разряжает, способствует очищению, катарсису, успокоению и умиротворению. Однако существует парадокс, заключающийся в том, что приоритет чувственного начала в музыке (известны высказывания: музыка нужна для души; «там, где кончаются слова, начинается музыка») существует антиномно с противоположной точкой зрения: «по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики» [17, c. 24].

Обоснованием является мнение современного французского композитора Я. Ксенакиса, который сказал, что суть музыки в том, чтобы выразить интеллект с помощью звуков.

Музыка как вид искусства сочетает в себе чувственное и рациональное начало, выполняет функцию и наслаждения, и пищи для ума, развивает мышление. Восприятие высокой музыки, являясь эстетическим актом, включает работу ощущений и эмоций, затрагивает чувственную сторону и одновременно, предполагает работу интеллекта [7, с. 11].

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития музыкальной культуры, выделены ее специфические признаки:

А. Сохор утверждает, что музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

М.Г. Рыцарева считает, что музыкальная культура — это такой же тонкий организм, как, например, экономика. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, — «болеет» вся культура.

М.И. Найдорф заявляет, что музыкальная культура в его вполне определенном значении: качественной характеристики музыкальных сообществ как той специфической общественной среды, которая возникает по поводу общественного бытия музыкальных текстов.

Музыкальная культура ориентирована прежде всего на раскрытие уникальной личности человека.

Согласно трактовке искусствоведов, музыкальная культура —сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны —типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и мировым культурам; факторами развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, в предназначение характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека.

Личность — это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении — это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению [2, с. 44].

Личность — социальное качество человека. А качество имеет степень развития: от минимума личности (осознания своего Я…) до авторской, творческой личности. Личность развивается через свою активность — субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

По мнению А.Н. Леонтьева, личность — не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся». Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов — объективных и субъективных, природных и общественный, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [12, с. 226].

Свою субъектность личность строит из своих психических и психологических свойств: биогенных, социогенных и духовных ресурсов, коррелируя их с содержанием решаемой задачи.

«Работа личности» включает в себя: самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей со смыслом и ценностями личностного Я; психосинтез, «сшивание» различных граней «Я опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни; психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний; и главное — духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода.

Результатом обозначенной работы личности выступает изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Личность, по мнению Г.С. Тарасова обладает внутренними побуждениями, мотивацией, потребностями, которые характеризуют потенциал культурного и творческого ее роста [15, с. 95].

В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лоским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.

Каждому человеку нужно знать свои способности и рационально их использовать, глубже погружаясь в собственную одухотворенность и постигая все больше смысл и красоту Мироздания. Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства.

Искусство становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие духовной сферы, формирование целостной картины мира в соответствии с каноном прекрасного, выработанным человеком.

В этой связи особое значение приобретает проблема построения взаимоотношений личности с культурой и искусством.

По утверждение С.Д. Якушевой, специфика искусства состоит в том, что оно развивает всеобщую универсальную человеческую способность, взаимодействует и формирует духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру [18, с. 134].

Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопознание ее. Доминантное положение искусства в ряду «предметов», способных активно формировать целостную, грамотную, развитую личность, объясняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифицирует себя с ним, «проживает» вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь.

А.А. Оганов считает, что искусство создает автопортрет общества и является самопознание культуры [11, с. 223].

По словам Л.А. Зубаревой в процессе всестороннего развития личности музыкальной культуре принадлежит ответственейшая роль, ибо хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

Согласно трактовке искусствоведов, музыкальная культура —сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны —типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и мировым культурам; факторами развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, в предназначение характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека.

Несмотря на имеющиеся в современных исследованиях различные подходы к определению понятия «культура личности» и своеобразие теоретических концепций к выявлению сущности субъективного уровня культуры (М. Каган, Л. Коган, У. Суна и др.), незыблемым остается признание деятельной сущности человека, согласно которой личность формируется в деятельности, в результате которой изменяет среду, изменяет и развивает себя как субъекта.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что, во-первых, развитие музыкальной культуры занимает важное место в развитии целостной личности педагога, во-вторых, эффективность музыкальной культуры зависит от развития музыкальных способностей человека, дающих возможность ему наиболее полно охватить, понять, осмыслить природу музыки, доставляя тем самым человеку эстетическое наслаждение, в-третьих, результативность воздействия музыкального искусства на всестороннее развитие человека зависит от его умелого использования в педагогическом процессе, т. е. успех процесса формирования музыкальной культуры педагога опосредуется уровнем его педагогического обеспечения; в четвертых, музыкальная культура личности педагога играет важное значение в ее здоровьесбережения: устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, умении преодолевать жизненные трудности, формировании самоконтроля для сдерживания агрессивных реакций.

Исходя из вышеизложенного, С.Д. Якушева определяет музыкальную культуру педагога как становление и мерило развития его творческой деятельности в процессе их реализации и совершенствования. Таким образом, по определению С.Д. Якушевой музыкальная культура педагога — интегративное личностное качество, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития музыкальной культуры личности позволяет сделать следующие выводы:

1.музыкальная культура — феномен духовной культуры, социальная деятельность человечества в сфере производства, распространения и потребления результатов творческой деятельности, художественными ценностями которой являются произведения музыкального искусства;

2.различные виды музыкальной деятельности, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей и деятельность различных учреждений, связанных с музыкальным образованием и воспитанием, музыкознанием, подготовкой кадров — образуют музыкальную культуру общества;

3.музыкальная культура личности — сложное динамическое образование, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкальным сознанием, с целью развития основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной и личностной культуры педагога;

4.развитие музыкальной культуры педагога —это сложный процесс, осуществляющийся на основе взаимодействия социальных и природных факторов развития личности и выражающейся в особенностях внутренних преобразований личности будущего учителя, на становление которой влияет музыкальное воспитание в педвузах.

Образование рассматривается как мощный фактор культуры, который должен способствовать самореализации личности, ее потенциальных возможностей и способностей. Сегодня личность сама должна быть ответственна за свой образовательный потенциал и социальную траекторию. Профессиональное образование становится процессом, в котором рождается личность специалиста, обладающая творческим типом мышления, развитой музыкально-эстетической культурой, высоким профессионализмом и нравственными ценностями, обеспечивающими его реальную конкурентоспособность.

Словом, музыкальная культура в развитии личности педагога также значима, как и роль личности в исполнительском искусстве. Ибо они неисчерпаемы.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Политика. (1339а 15-30). Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1984.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Твор. центр «Учитель», 1999. —560 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. СПб: Питер, 2008. —304с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1—4. М., 1968-1973.
  5. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Изд. «Алтейя», 1995. — 335 с.
  6. Кант И. Собр. Соч.: В 6 т. Т.5. М., 1965.
  7. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетичекое воспитание (аксиологический подход): Монография. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. — 240 с.
  8. Культурология. Введение в культурологию: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Сапрыкина. М.:МГИЭМ (ТУ), 1995. —210 с.
  9. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  10. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» М., 1966.
  11. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 238 с.
  12. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. —512с.
  13. Платон. Послезаконие (989 c-d). Соч.: В 3 т. Т.3 (2). М., 1973.
  14. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. — 718с.: ил.
  15. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С. 95—99.
  16. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. М., 1994.
  17. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Ч.I. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.
  18. Якушева С.Д. Музыкальное искусство в формировании духовной культуры студенческой молодежи // Российский научный форум. «Россия. Культура. Будущность». Ч. I. Материалы Международной научно-практической конференции «Идентичность в культуре: феномены, теоретико-методологические аспекты исследования» / ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАГС. Челябинск, 2005. — 169 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.