Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: История психологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Ятыщук А.А. CТЕПАН БАЛЕЙ — ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА В УКРАИНЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

CТЕПАН БАЛЕЙ — ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА В УКРАИНЕ

Ятыщук Анастасия Анатолиевна

аспирант Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, г. Киев

 E-mail: С

 

Среди ученых, которые прославили Тернопольщину (Подольский край на Украине), почетное место принадлежит Степану Владимировичу Балею.

Феномен этого человека можно понять, обратившись к богатому творческому наследию, которое он оставил, проанализировав разные направления его общественной и научной деятельности. Известный украинский и польский психолог, врач, психоаналитик и философ, своими многочисленными статьями и фундаментальными трудами заложил основы психологии воспитания, персонологии, психоанализа, расширив идеи З.Фройда, «глубинную» психологию А. Адлера и учение К. Г. Юнга, благодаря чему создал фундаментальную для своего времени научную теорию личности, которая представляет значительный интерес и в наши дни.

Степан (Стефан, Максим) Балей родился 4 февраля 1885 года в деревне Великие Борки Тернопольской волости (теперь - Тернопольской области). Отец Владимир и мать Ирена из рода Швейковских были учителями начальной школы. Отец некоторое время исполнял обязанности руководителя школы в деревне Мыкулинцы.

Окончив начальную школу, Степан продолжил свое образование в Тернопольской гимназии. Позже изучал психологию и философию на философском факультете Львовского университета, после окончания которого в 1907 году некоторое время работал учителем психологии и логики в украинских гимназиях Перемышля, Тернополя, Львова. Позже С.Балей продолжил учебу в Берлинском университете, университетах Парижа и Вены, где получил медицинское образование.

В 1911 году С. Балею была присуждена ученая степень доктора наук сразу в двух отраслях — философии и медицине, после чего до конца Первой мировой войны он работал в Венском университете.

Учебу и работу С. Балей сочетал с публицистической деятель­ностью. Он сотрудничал с журналом «Учитель», который выходил во Львове с 1889 года по июнь 1914 года, и «Литературно-научном вест­нике». Журнал «Учитель» был изданием Украинского Педагоги­ческого Общества, и в нем печатали статьи по психологии, педагогике, научно-популярные очерки разных отраслей науки.

После Первой мировой войны С. Балей работал во Львове врачом в отделении нервных болезней. В 1916 году во Львове выходит один из первых фундаментальных научных трудов С. Балея «Із психольогії творчости Шевченка».

Доктор Степан Балей был активным деятелем украинской науки. Со времени образования Института Нормальной и Паталогической Психологии в 1921 году и по 1928 год он возглавляет это учереждение. Когда в июле 1921 г. был образован Львовский (тайный) Украинский универитет, Степан Балей вместе с Иваном Крипьякевичем, Василием Щуратом и другими украинскими учеными преподавал в нем основы психологии , курс логики и параллельно упорно работал над своими книгами «Очерк психологии» (1922) и «Очерк логики» (1923), которые были первыми учебниками в этих отраслях науки, написанных украинским языком.

С 1928 по 1952 год Степан Балей преподавал в Варшавском университете, где получил должность профессора, образовав и возгла­вив кафедру детской и педагогической психологии. Работая в Польше, ученый поддерживает связь с украинской общественностью. В 1929 году Харьковский географический институт принимает С.Балея в состав кандидатов в действительные члены ВУАН (отдел философии, социологии и права).

С 1936 по 1951 год Степан Балей занимал должность директора Варшавского педагогического института союза учителей. За это время он написал ряд научных трудов по вопросам детской, педагогической и социальной психологии, которые переиздавались по несколько раз. Среди них «Очерк психологии в связи с развитием детской психики» (1938, 1947); «Очерк психологии воспитания» (1938, 1947, 1951, 1958); «Характерология и типология детей и молодежи» (1946); «Дорогой самопознания» (1947) и многие другие.

За научные достижения украинского ученого избрали членом Польской Академии Наук, наградили Крестом Ордена Возрождения [7].

Из небытия творческое наследие С.Балея возродил в 1967 году молодой львовский ученый М. Верников, который на Всеукраинской конференции в Харькове впервые в Украине в советское время посвятил ему свой доклад. В мае 1968 года им же была защищена кандидатская диссертация, посвященная истории становления Львовско-Варшавской философской школы в, одном из разделов которой исследуется личность и научная деятельность Степана Балея [4, с. 344—388]. По инициативе профессора М. Верникова и общественных объединений философов — Львовского философского общества «Cogito», Института философии, логики и социологии, которые он возглавлял — с 1995 года было положено начало проведению во Львове Балеевских философско-психологических чтений, которые приобрели постоянный характер и проводятся каждые два года.

По мнению М. Верникова, С. Балей является основоположником украинского психоанализа, его считают одним из известнейших ученых мирового уровня начала ХХ века в отрасли медицины, общей, детской и педагогической психологии, а также психологии творчества [4, с. 345].

В последнее время усиливается внимание исследователей к психоаналитическим идеям в творчестве С.Балея. Анализ его научных трудов показывает, насколько всесторонне понимал он фройдовские психоаналитические концепции. Согласно с биографическими исследованиями, ученый увлекся классическим психоанализом Фройда еще в начале своего творчества. Исследователь И. Данилюк утверждает, что С. Балей пробовал синтезировать психоаналитичес­кую теорию с индивидуальной психологией А.Адлера, а также сделал определенные философские умозаключения, рассмотрев конкретные психологические вопросы [6, с. 30]. Его также интересовали проблемы соотношения среды, психики и организма, он определил психологию как науку о «душе», предметом которой есть субъективные психические явления. С.Балей пытался определить объективные методы и критерии познания психики, в этом аспекте он высоко оценил методику свободных ассоциаций З. Фройда. Кроме того, значительное внимание он уделял описанию психических явлений. Ученый утверждал, что психологический эксперимент позволяет узнать внутренний опыт человека и производить внутреннее самонаблюдение (интроспекцию). С. Балей выделил «психическое Я» как основу человеческих «…изображений, чувств и желаний, чего-то такого, из чего исходят вот эти психические явления» [2, с, 19].

Необходимость исследований «психического Я» ученый объяснял недостаточным вниманием психологов к этой категории, отрицанием ее существования как недоступной для научного познания.

С. Балей в своих трудах дает понимание концепции Фройда в её ключевых моментах. Анализируя психоаналитические школы периода 20-гг. ХХ века, ученый выделяет в них общую концепцию, суть которой определяется вниманием к влиянию ранних детских переживаний на формирование психического здоровья и психологии взрослого человека. Кроме того, он отмечает, что психоанализ, несмотря на его спорность в теоретическом и методологическом плане, может служить исходной точкой при объяснении художественного творчества. При этом С.Балей называет психоанализ «душевным расследованием», целью которого является изучение неосознанной психической энергии.

С. Балей интерпретирует основные понятия З. Фройда, обращает внимание на существенную роль эдипового комплекса в психической жизни человека. Исследователь указал на наличие сопернических тенденций в психике ребенка и скрытых желаний занять место соперника (отца или матери). «Личность отца и матери становятся при этом для ребенка не только предметом привязанности, а и предметом удивления и подражания. Быть матерью или отцом — это первый детский идеал» [1, с. 13]. Если любовь к близким в раннем детстве была неудовлетворенной, утверждает С. Балей, то она оставляет свой след в душе ребенка и позже он будет искать идеал, любовь, в которой будет видеть не только эротическое удовлетворение, но и «чувство защиты и внутреннго спокойствия, которые дает ребенку материнская любовь» [1, с. 14]. Такая позиция отвечает фройдовской психоаналити­ческой концепции: закономерным является поиск объектов, способных заменить любовь. С. Балей утверждает, что беспомощность детского возраста требует появления определенной силы, которая бы пони­малась как некое проведение [1, с. 14]. Речь идет о той детской пассив­ности, которая сохраняется и тогда, когда человек становится взрослым.

Заслуга ученого в отрасли психоанализа заключается в том, что он вводит понятие «пассивизм» и обосновывает его истоки, связанные с переживаниями детства. Стремление чувствовать любовь близких людей, по мнению С. Балея, выражается в творчестве многих художников и писателей: распространенной является история любви «пажа» к «даме» — зрелой женщине высокого социального статуса. В этом он видел реализацию бессознательного детского стремления восполнить недостаток материнской любови.

С. Балей широко употребляет понятие «бессознательные комплексы», определяя их как невидимые пружинки, часы, которые регулируют жизнь человека [1, с. 44]. Наличие «бессознательных комплексов», — по мнению ученого, приводят к появлению инфантильности взрослого человека. При этом детские фантазии рассматриваются как способ самопознания в психической деятельности ребенка. Он акцентирует внимание на том, что необходимо исследовать детскую психику с точки зрения тех идеалов на которых она сформировалась, а не на тех, которые по мнению ученых, должны были бы быть. С. Балей считал, что ребенок имеет врожденные наследственные особенности, инстинкты, «которые в форме так называемых психических диспозиций являются материалом в воспитательном процессе» [2, с. 33]. При этом внешние влияния могут тормозить или активизировать эти психические диспозиции. В своих поисках в области детской психологии он обращается к трудам З. Фройда, утверждая, что ребенок мечтает потому, что у него «недостаток выработанного смысла действитель­ности» [2, с. 38]; мечтает о событиях, которые когда-то произойдут (например, о свадьбе), со временем же ребенок начинает стесняться некоторых своих фантазий, и в результате переживает « моральный кризис». С одной стороны,«ему приходится проститься с тем, к чему начала тянуться его душа» [2, с. 39], с другой — вслед за З. Фройдом, утверждает, что мир детских желаний и грез не исчезает и остается актуальным и во взрослой жизни, изначальные желания сохраняются в несознательных глубинах души.

В своих научных работах С. Балей дает психоанализ особен­ностей творческой деятельности артистов как результата « творение психической энергии, которая собрана возле порога сознательности и ищет для себя выход» [1,с. 41]. Ученый утверждает, что зачастую артистом движет неудовлетворенность детских желаний, которые со временем стремятся быть удовлетворенными. При этом С. Балей демонстрирует психоанализ артистических произведений, базирую­щийся на психоаналитической теории души, который во многом не совпадает с трактовками в официальной психологии. Он называет художественное произведение целостным проявлением души автора. Внутри произведения есть линия, которая разделяет две сферы: субъективную, где автор прямо выражает собственное «Я», и объективную, где автор подает не образ самого себя и собственные чувства, а образ окружающего мира, который «зарисован личным темпераментом творца» [1, с. 35].

Психоанализ, по С.Балею, «эту вторую, объективную область втягивает в первую» [1, с. 35]. Художественное произведение, как счи­тает ученый, позволяет автору удовлетворить желание собственного «Я», которое в реальности не получает удовлетворения. При этом автор произведения не видит связи собственного творчества с внутренними мотивами, увлекается самообманом, не осознавая, что «говоря о ком-то другом, он на самом деле говорит сам о себе» [1, с. 35]. Последнее утверждение отображает феномен проекции, который исследовал З. Фройд в пределах психоаналитической концепции.

С. Балей акцентирует внимание на том, что в чувствах художников-гениев часто присутствует инфантилизм, противоречивость и взаимоисключение чувств, он говорит: «…Гении всю жизнь «большие дети», следы инфантилизма задерживаются в них чаще чем у обыкновенного человека» [1, с. 45]. В качестве примера исследователь приводит слова Сриндберга о субъективных чувствах гения: словно он только-что вышел из утробы матери. Анализируя творчество Данте, С. Балей делает попытку отыскать линии психологического развития, которые связаны с детскими переживаниями поэта. «Божественную комедию» Данте он называет отблеском соединения любовных чувств с «детским «пассивизмом» в душе поэта» [1, с. 45].

Исследуя творчество и личность Т. Шевченко, ученый указывает на то, что именно «личные чувства» стали основой многих его произведений. С. Балей отмечает, что лиричный накал таких известных произведений, как «Гайдамаки», « Мені тринадцятий минало» высок именно потому, что они были созданы благодаря чувствам, которые выплывали из глубин психики автора.

В ходе психологического и философского анализа С.Балей прихо­дит к выводу о том, что мистические мотивы у Т.Шевченко (это прояв­ляется в обращении к луне, оживлении явлений природы, переживаниях экстаза и увлечениях и т. д.) имеют внутреннюю обусловленность. Подобные мотивы, по мнению исследователя, свидетельствуют о проявлении религиозности, которая не сводится к соблюдению определенных догм, а являются результатом отношения к окружающему миру, особенной формой познания, возвышающего над разумом.

Таким образом, научное наследие С. Балея является ярким примером развития психоанализа в Украине в начале ХХ века. Стоит подчеркнуть, что характерная примета исследований С. Балея — синтез психоаналитического и философского подходов в изучении психичес­ких явлений, а также в трактовке творчества известных литературных деятелей. Анализ работ ученого позволяет констатировать, что психо­аналитические идеи твердо укоренились в украинской психоанали­тической мысли 20-х гг. прошлого столетия.

 

Список литературы:

  1. Балей С. З психольогії творчости Шевченка. Львів: Шляхи, 1916. — 91 с.
  2. Балей С. Нарис психольогії: новітня бібліотека. Львів-Київ: Нові шляхи, 1922. — 89 с.
  3. Бондаренко Л. Психоаналіз у контексті Львівсько-Варшавської (спроба методологічного аналізу глибинно-психологічних творів С.Балея) / Л.Бондаренко // Педагогіка і психологія професійної освіти: Науково-методичний журнал. — Львів, 2008.- № 1. — С. 95-105.
  4. Верников М. М. Львівсько-варшавська філософська школа і розвиток в ній матеріалістичних тенденцій. — дис. …канд..філос. наук. — Львів, 1967. — 438 с.
  5. Вернудіна І. В.Психофізіологізм і психоаналіз: проблема паралельного розвитку в Україні на рубежі ХІХ-ХХ ст. // Гуманітарний часопис. Збірник наукових праць. — 2008. — Вип.3. — С. 134-142.
  6. Данилюк І. В. Історія психології в Україні: Західні регіони (остання чверть ХІХ- перша половина ХХ століття). —Київ: Либідь, 2003. — 152 с.
  7. Міщишин І. Славний уродженець Великих Бірок // Подільське слово. — 2001. — 30 листопада.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.