Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Судакова В.К. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ПРОСВЕЩЕНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ  И  ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ  УСТАНОВОК  В  СЕМЬЕ

Судакова  Вера  Константиновна

преподаватель  Серпуховский  технический  колледж,  РФ,  г.  Серпухов

E-mail: 

 

THE  PEDAGOGICAL  EDUCATION  AND  FORMATION  OF  MORAL  PURPOSES  IN  THE  FAMILY

Sudakova  Vera

the  teacher  of  Serpukhov  Technical  College,  town  Serpukhov

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  проблеме  педагогического  просвещения  родителей.  Главное  внимание  обращается  на  формирование  нравственных  установок  в  семье.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  problems  of  pedagogical  education  of  parents.  The  main  attention  is  paid  to  the  formation  of  morality  of  the  family.

 

Ключевые  слова:  семья;  родители;  семейная  педагогика;  сотрудничество;  воспитание;  нравственность

Keywords:  the  family;  parents;  family  pedagogics;  cooperation;  upbringing;  morality.

 

Наше  общество,  охваченное  экономическими  и  социальными  неурядицами,  требует  незамедлительных  мер,  способствующих  его  нравственному  оздоровлению,  т.  к.  именно  в  утрате  нравственности  —  одна  из  основных  причин  всех  несчастий  и  бед.  Найти  выход  посредством  гуманизации  современной  жизни,  дать  место  духовности  в  формировании  поведения  человека  через  обращение  к  бесценным  памятникам  отечественной  и  мировой  культуры,  —  это  путь  плодотворный,  но,  к  сожалению,  недостаточный.  Он  лишь  тогда  оправдывает  возлагаемые  на  него  надежды,  когда  будет  опираться  на  прочный  фундамент  с  детства  усвоенных  моральных  принципов.  Т.  е.  исходную  систему  элементов  нравственности,  которая  дает  «всходы»  во  всех  сферах  жизни,  следует  закладывать  в  семье.  Именно  поэтому  хорошее  семейное  воспитание  крайне  необходимо.  Но  для  этого  надо  вернуть  семье  ее  прежнее  значение.  В  послереволюционные  годы  постепенно  сложился  уродливый  облик  «передовой  советской  семьи».  Немалая  вина  здесь  и  публицистики,  литературы.  В  такой  «образцовой»  семье  отец  обязательно  приходит  с  работы,  когда  дети  уже  спят,  жена  тоже  целиком  погружена  в  производственные  и  общественные  дела.  При  этом  существовало  убеждение,  что  о  детях  на  все  сто  процентов  заботится  государство.

Сейчас  стали  говорить,  что  семья  тоже  важна,  что  семья  —  первый  воспитатель.  Но  к  семье  пока  что  относятся  лишь  как  к  сдерживающей  силе,  родителям  напоминают  об  ответственности,  им  говорят:  надо  больше  смотреть  за  детьми.  Но  как  воспитывать  в  семье,  если  для  родителей  это  означает  лепить  человека  по  своему  усмотрению?  Если  они,  в  большинстве  своем,  и  понятия  не  имеют  о  вечных  нравственных  истинах?  Родителей  надо  не  только  призывать  получше  смотреть  за  детьми,  им  надо  рассказывать,  что  же  такое  нравственное  воспитание…  Воспитание  детей  следует  начинать  с  воспитания  родителей.

Педагогическое  просвещение  родителей  —  определенная  сумма  психолого-педагогических,  нравственно-этических  и  других  знаний  —  важнейший  компонент  педагогической  культуры,  которая  отражает  степень  зрелости  родителей  как  воспитателей.

Каждый  день  жизни  семьи  знакомит  ребенка  с  разнообразием  образцов  и  норм  поведения.  В  семье  ребенок  усваивает  не  только  сложившие  в  обществе  нормы  поведения,  «должное»,  то,  как  надо  жить,  что  надо  знать  как  надо  себя  вести,  но  и  «сущее»:  какова  жизнь  в  действительности,  как  люди  ведут  себя  на  самом  деле,  с  позиций  семейных  нравственных  представлений.  И  здесь  духовно-нравственное  воспитательное  значение  семьи  раскрывается  во  всей  своей  глубине.  Именно  от  семьи  зависит,  насколько  близко  в  мировоззрении  ребенка  сойдутся  представления  о  «должном»  и  «сущем»,  обязанностях  и  правах,  слове  и  деле.

Но  вот  о  чем  говорят  материалы  социологического  исследования.  Опрашивались  учащиеся  колледжа  в  возрасте  15—16  лет.

Как  выяснилось,  родители  далеко  не  всегда  самые  первые,  самые  желанные  помощники  своих  детей  в  трудные  для  них  моменты.  Низок  авторитет  отца,  и  мать  далеко  не  всегда  в  курсе  дел  своего  ребенка.

Родители  часто  не  знают,  где  и  с  кем  проводят  свободное  время  их  дети.  По  ответам  подростков,  лишь  46  %  родителей  всегда  знают,  чем  они  заняты;  еще  47  %  знают  об  этом  не  всегда  точно,  а  7  %  подростков,  как  правило,  вообще  не  сообщают  о  своих  занятиях  в  свободное  время.  А  между  тем,  досуг  подростка  сегодня  —  это,  в  основном,  посещение  дискотек,  различных  развлекательных  центров,  где  нередко  дается  информация,  воспитывающая  у  юношей  и  девушек  не  лучшие  качества.

В  силу  психологических  особенностей  возраста  подростки  чаше  подвержены  влияние  улицы  и  различных  асоциальных  элементов.  Заинтересовать  их  секцией,  кружком  в  учебном  заведении  -  прямая  обязанность  родителей,  особенно  из-за  занятости  их  на  работе.  Но  лишь  13%  подростков  записались  в  секции  по  рекомендации  родителей.

Вряд  ли  стоит  доказывать,  как  важна  включенность  детей  в  жизнь  семьи,  их  информированность  о  тех  проблемах,  которые  решают  родители,  прочность  контактов  с  родителями,  взаимное  знание  и  интерес  друг  к  другу.  Но  вот  данные  социологического  исследования:  22  %  подростков  не  знают  заработка  родителей.  6  %  даже  не  смогли  оценить  материальное  положение  своей  семьи  хотя  бы  приблизительно.  У  многих  подростков  отсутствует  информации  о  сфере  профессиональной  деятельности  родителей.

Судя  по  ответам  подростков,  далеко  не  все  родители  и  далеко  не  так  интенсивно,  как  хотелось  бы,  проводят  досуг  с  детьми.  12  %  родителей,  например,  вообще  не  читали  книг  детям.  Совместным  с  детьми  пением  не  занимались  никогда  15  %  родителей;  не  ходили  с  детьми  на  лыжах,  не  катались  на  коньках  —  14  %.  Такой  образ  жизни  семьи  мало  способствует  духовному  обогащению  детей.  Более  того,  у  молодого  поколения  вырабатывается  установка  на  аналогичный  обрез  жизни  в  своей  будущей  собственной  семье.  Таким  образом,  происходит  воспроизводство  бездуховности.

Культурные  запросы  подростка  во  многом  определяются  теми  основами  духовности,  которые  сопутствует  ребенку  в  детстве.  Дефицит  достаточно  разнообразной,  богатой  эмоциями  культурной  среды  в  семье  объединяет  духовный  мир  ребенка,  препятствует  развитию  его  интеллекта.

А  вот  что  показал  опрос  родителей.

Большинство  отцов  и  матерей  предпочитают  видеть  в  поведении  своих  детей  подчинительные  формы.  В  этом  случае  ребенок  вынужден  постоянно  как  бы  раздваивать  свое  поведение  и  приспосабливаться  сначала  подсознательно,  а  затем  и  сознательно  к  тому,  что  видит  в  поведении  и  требованиях  близких  людей.  Ему  приходится  выбирать  наиболее  удобную  для  себя  позицию,  роль.

Результаты  обоих  исследования  вызывает  тревогу.

В  то  же  время  исследования  говорят  о  значительных  резервах  качества  семейного  воспитания,  о  том,  что  нравственный  потенциал  семьи  осознан  и  используется  далеко  еще  не  в  полной  мере.  Здесь  огромное  поле  работы  не  только  для  ученых,  но  и  для  учебного  заведения.

Проблемы  воспитания  возникли  не  сегодня  и  даже  не  вчера,  а  значит  должны  существовать  преемственность  духовной  жизни,  связь  времен,  переход  от  поколения  к  поколению  идеи  добра,  гуманности,  человечности,  правды.  Сегодня,  как  воздух,  необходимо  нам  бережное  отношение  к  классическому  наследию  педагогики.

В  педагогике  прошлого  накоплен  немалый  опыт,  который  ценен  до  сих  пор.  Специальные  педагогические  тракты  о  воспитании  детей  в  семье,  о  влиянии  примера  родителей,  приучении  к  нравственному  поведению  написаны  Я.А.  Коменским,  И.Г.  Песталоцци,  П.Г.  Лесгафтом,  К.Д.  Ушинским,  Я  Корчаком.

Множество  полезных  советов  содержится  в  «Книге  для  родителей»  и  «Лекциях  о  воспитании»  А.С.  Макаренко;  «Родительской  педагогике»  и  «Письмах  к  сыну»  В.А.  Сухомлинского,  а  также  его  статьях:  «О  педагогической  культуре  родителей»,  «Осторожно:  ребенок»  и  др.

Родители  могут  обращаться  и  к  популярной  литературе,  которая  содержит  высказывания,  размышления  выдающихся  педагогов,  психологов,  философов,  писателей  прошлого  и  современных,  отечественных  и  зарубежных  о  воспитании  ребенка,  роли  семьи  в  становлении  и  развитии  его  личности,  в  формировании  у  него  высоких  нравственных  качеств.

Цель  подобной  литературы  –  помочь  родителям  овладеть  культурой  воспитания,  развить  педагогическое  мышление,  дать  стимул  (Что  особенно  важно!)  к  изучению  великих  книг  о  человеке  и  его  воспитании,  к  систематическому  совершенствованию  своей  воспитательной  деятельности.

Традиционно  воспитательный  процесс  строился  на  принципах  «воспроизведения  подобного».  Родители  хорошо  знали,  с  чем  могут  столкнуться  в  жизни  —  ближайшей  и  отдаленной  —  их  дети.  И  готовили  их  к  этой  жизни.  «Мир  отцов»  и  «мир  детей»  в  чем-то  различались,  но  в  своих  главных  чертах  сохраняли  подобие,  были  принципиально  похожи.  Сегодня  речь  идет  о  новом  поколении.  Особенности  психического  склада,  ценностных  ориентаций  подростков,  их  поведенческие  реакции  подтверждают  это.  Отсюда  —  необходимость  перемен  во  многих  установках  воспитания.  Но  родители  не  успевают  приспособиться  к  постоянно  меняющимся  обстоятельствам  жизни,  не  умеют  изменить  свои  взгляды  и  приемы,  выработать  новую  для  себя  «педагогическую  веру».  Многое  вызывает  у  взрослых  непонимание,  тревогу.  Однако,  как  бы  ни  были  остры  и  нелицеприятны  проблемы  подрастающего  поколения,  выход  есть.  Нужно  только  активизировать  диалог  поколений,  перевести  его  из  плоскости  эмоций  и  взаимных  упреков  в  план  конструктивного  сотрудничества.

Духовная  жизнь  семьи  складывается,  кроме  всего  прочего,  и  на  основе  обмена  информацией.  Желательно,  чтобы  эта  информация  хотя  бы  частично  перекликалась  с  изучаемым  программным  материалом.  Если  в  учебном  заведении  проходят  Пушкина,  то  неплохо  в  семье  в  этот  период  читать  книги  о  Пушкине,  письма  поэта,  воспоминания  о  нем,  его  произведения.  Знания,  полученные  в  процессе  свободного  общения,  выполняют  особо  важную  роль  в  общем  развитии  подростков.

Если  проходят  электричество,  можно  обратиться  к  занимательным  книгам  по  этой  теме,  а  также  книгам,  в  которых  рассказывается  о  первооткрывателях  электрической  энергии.

Совет  помочь  выбрать  подростку  хорошую  книгу,  читать  вместе  с  ним  служит  поводом  для  более  подробного  разговора  о  месте  литературы  и  искусства  в  системе  нравственных  гуманистических  представлений  семьи  о  том,  как  велика  может  быть  их  роль  в  установлении  и  регулировании  отношений  между  взрослыми  и  детьми,  духовной  близости  между  ними.  Ведь  именно  она,  в  конечном  счете,  определяет  успех  воспитания.

Хорошая  книга,  прочитанная  родителями  и  детьми,  спектакль  или  фильм,  вместе  просмотренный,  —  прекрасный  повод  для  задушевного  разговора,  столь  дорогого  сегодня  общения.

Необходимо  возрождать  традиции  семейного  чтения  вслух  в  кругу  семьи.

Чтение  вслух  можно  сравнить  с  «театром  одного  актера».  И  неважно,  кто  в  этот  вечер  выступает  актером  —  отец,  мать,  сын,  дочь  —  с  каким  успехом.  Гораздо  важнее  другое:  идет  процесс  духовного  сплочения  семьи,  сплетения  тех  незримых  нитей  духовной  близости,  которые  посильнее  всяких  формальных  связей.

Эффект  удесятиряется,  когда  прочитанную  книгу  обсуждают  всей  семьей,  когда  о  ней  разгорается  спор,  сталкиваются  мнении,  вырабатывается  отношение  к  прочитанному.  Помимо  пользы,  еще  и  удовольствие  огромное.  Для  детей  отец  и  мать  вдруг  раскрываются  с  новой  стороны  и  прибавляется  к  ним  искреннего  уважения.  И  родители  вдруг  совершают  открытие,  что  их  дети  стали  намного  взрослее,  чем  казалось.  Что  с  ними  можно  говорить  не  только  о  школьных  отметках.  Такого  рода  семейные  дискуссии  сплачивают  семью  воедино.  Именно  такие  «уроки  жизни»  нередко  остаются  в  памяти  гораздо  дольше  иных  учебных  уроков.  И  счастье  становится  не  просто  возможным  —  состоявшимся  [1,  с.  41—42].

Уже  приводились  данные  социологического  исследования,  свидетельствующие  о  дефиците  разнообразной,  богатой  эмоциями  культурной  жизни  в  семье.  И  вот  еще  один  показатель:  многие  подростки  на  все  вопросы,  связанные  с  культурной  средой  семьи  и  нравственным  воспитанием,  отвечали:  «не  помню».  И  это  не  потому,  что  их  память  не  сохранила  никаких  позитивных  эмоциональных  воспоминаний  детства.  Вся  беда  в  том,  что  родители  не  до  оценивают  или,  скорее,  не  понимают  роли  литературы,  искусства  в  нравственном  воспитании  детей.

Чтобы  вызвать  у  родителей  потребность  в  повышении  своей  педагогической  культуры,  пробудить  интерес  к  процессу  самообразования  в  области  педагогических  знаний,  в  нашем  колледже  используется  целая  система  мероприятий.  Например,  с  помощью  специальной  методики  родители  анализируют  воспитанность  детей  в  семье.

Большую  роль  в  просвещении  родителей,  осмыслении  ими  требований  и  правил  морали  играют  лекции  на  этические  темы.

Практикуется  групповая  работа  с  родителями  в  форме  родительских  собраний,  на  которых  решаются  конкретные  вопросы  воспитания  и  др.

Практика  показывает:  только  просвещение  родителей  —  пусть  даже  хорошо  организованное!  —  еще  не  дает  желаемого  результата,  Знания  нужно  уметь  применять.  Даже  родители,  считавшие,  что  у  них  имеется  достаточный  минимум  педагогических  знаний,  далеко  не  все  извлекают  из  них  практическую  пользу,  как  показал  опрос:  7  %  пытаются,  но  не  всегда  умеют  применять  знания  на  практике,  24  %  не  всегда  применяют,  а  13  %  не  применяют  вообще  и  это  значит,  что  при  подготовке  родителей  к  воспитанию  детей  педагог  не  должен  ориентироваться  только  на  то,  чтобы  дать  родителям  определенный  минимум  теоретических  знаний.  Необходимо  выработка  педагогических  умений,  а  это  дается  лишь  благодаря  привлечению  родителей  к  участию  в  активных  формах  занятий.  Имеются  в  виду  дискуссии,  обсуждения  проблем  воспитания,  конкретных  жизненных  ситуаций,  конференции,  «круглые  столы»,  педагогические  практикумы  и  др.

Разговор  о  семейном  воспитании  хочется  закончить  словами  Великого  русского  педагога  К.Д.  Ушинского:  «Два  желания,  часто  противоположные,  борются  в  душе  каждого  отца  и  каждой  матери:  они  желали  бы  видеть  в  детях  своих  все  нравственные  совершенства,  но  в  то  же  время  желают  им  таких  успехов  в  жизни,  из  которых  некоторые  не  всегда  ладят  с  нравственными  совершенствами.  К  этому  еще  присоединяются  родительское  властолюбие,  тщеславие,  хвастовство  своими  детьми...».

Высказыванию  Ушинского  более  ста  лет.  Можно  ли  считать,  что  и  сейчас  это  противоречие  присуще  каждому  родителю?  Осознают  ли  это  нынешние  родители?  Если  это  противоречие  является  непреходящим,  то  каковы  границы  и  пути  его  возможного  преодоления?

На  эти  вопросы,  как  и  многие  другие  предстоит  отвечать  родителям  и  педагогам.

 

Список  литературы:

  1. Бестужев-Лада  И.  Окно  в  мир.  Проблемы  семейного  чтения.  Знание,  1996.  —  80  с. 
  2. Ушинский  К.Д.  Избранные  педагогические  сочинения.  Академия  педагогических  наук,  1957.  —  332  с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.