Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 августа 2014 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ, УВЛЕКАЮЩЕЙСЯ КОРЕЙСКОЙ ВОЛНОЙ
Жданова Лора Геннадьевна
канд. псих. наук, доцент Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, РФ, г. Самара
E-mail: lora2903@mail.ru
Шрейбер Ольга Дмитриевна
студент 5 курса факультета психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, РФ, г. Самара
EMOTIONAL FEATURES OF YOUNG PEOPLE WHO ARE INTERESTING ABOUT KOREAN WAVE
Zhdanova Lora
candidate of psychological sciences, associated professor, associated professor of age and pedagogical psychology chair Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Russia, Samara
Shreiber Olga
5th year student of the Faculty of Psychology Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
Корейская волна является субкультурой, привлекающей в последнее время все большее количество последователей. В статье сравниваются эмоциональный интеллект, эмпатия и уровень депрессивности у молодежи, увлекающейся и не увлекающейся Корейской волной.
ABSTRACT
The Korean wave is a subculture, attracting more and more followers. The article compares the emotional intelligence, empathy and a level of depression among young people, who are interesting or not about Korean wave.
Ключевые слова: современная молодежь; музыка; эмоциональные особенности; эмпатия; депрессия; эмоциональный интеллект; Корейская волна.
Keywords: youth (young people); music; emotional characteristics; empathy; depression; emotional intelligence; the Korean wave.
Среди современной молодежи все чаще отмечается увлечение таким направлением как Корейская волна, связанным с распространением современной корейской культуры по всему миру. Изначально K-pор представлял из себя музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. В скором времени данная индустрия переросла в целое направление, включая в себя не только музыку, но и кино. Успех корейских мелодрам во многом обязан хорошо написанным сценариям, особой тематике, сложной технологии и внешней привлекательности актеров и актрис. Сюжеты корейских дорам современны и полны динамизма. Включение повседневности и бытовых ситуаций сделало их более реалистичными и доступными для зрителей. Визуальная картинка, фоновая музыка, исполняющаяся самыми популярными группами, и другие технические аспекты добавляют притягательности. Корейская индустрия представляет собой смешение западных и азиатских стилей музыки и визуальных эффектов.
Благодаря интернету Корейская индустрия получила большую известность. K-pop прошёл путь от малоизвестного вне азиатского региона музыкального жанра до громадной по популярности во всём мире молодёжной субкультуры, движимой интересом к современной южнокорейской моде и стилям, то есть не только к музыке. Популярность корейской культуры не перестает удивлять своим размахом. Этому в немалой степени способствовали развитие IТ-индустрии, социальные сети и мобильные устройства. Успех корейской поп-индустрии связывают с тем, что у нее очень развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также этому способствует активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети, на личных встречах и пресс - конференциях. Все это стало возможно благодаря активной поддержке и распространению продукции и информации через Интернет благодаря опять же социальным сетям, порталам и видео-ресурсам. У каждой корейской группы есть свои фан-клуб с определенным названием. Каждый фан-клуб имеет свой цвет, и во время концерта зал озаряется люминесцентными палочками под цвет выступающей группы. Феномен Корейской волны охватывает все больше и больше территории. Создатели агентств начинают открывать собственные туристические фирмы, магазины одежды и парфюмерии [2].
Несмотря на возрастающую популярность Корейской волны, не хватает исследований, посвященных изучению психологических особенностей молодых людей, увлекающихся данной субкультурой. Между тем, такие данные представляют интерес для психологов и других специалистов, работающих с современной молодежью. В первую очередь нас заинтересовали эмоциональные особенности представителей данной субкультуры.
А.В. Мудрик указывает на то, что в юности довольно остро появляется потребность в общении и в эмоциональных контактах. Высокоразвитая потребность в эмоциональных контактах, в пребывании в обществе сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления своей жизни, своих путей в мире [3]. Эмоциональная сфера в юности становится гораздо богаче по содержанию и уже по оттенкам каких-либо переживаний. Эмоциональная жизнь становится сложнее, чувства и эмоции более глубокими и осознанными, а так же повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. Годы юности и молодости особенно благоприятны для развития и обогащения эмоционального мира человека. Культура чувств, которая приобретается в это время, остается достоянием личности на всю жизнь. В молодости значительно увеличивается круг факторов, способных вызвать эмоциональные отголоски, отклики, способы выражения эмоции становятся более гибкими и разнообразными, меняется длительность эмоциональных реакций [1]. Для удовлетворения своих потребностей в переживании разнообразных эмоций молодые люди используют разные средства, в том числе и музыку. Это выражается в поиске чего-то абсолютно нового и неизведанного для себя и получении новых эмоциональных состояний через музыку. Музыка важную роль в жизни каждого молодого человека. Её роль в жизни трудно переоценить. Для многих людей нет ничего лучше, чем иметь под рукой плеер с любимой музыкой. Она помогает скрасить ожидание и развлечься во время труда. Слушая музыку, человек расслабляется, отдыхает и наслаждаемся. Она вызывает у нас особенные образы, возбуждает фантазию, даёт вдохновение. В каждой песне слушатель находит что-то своё, заставляющее его думать, мечтать, переживать. Музыка служит средством самовыражения. С её помощью можно передать то, что словами передать трудно или невозможно вообще. Музыка может влиять на настроение. Прослушивание грустной или весёлой, энергичной или расслабляющей музыки задаёт тон на долгое время. Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выражения.
Корейской поп-музыке приписывается особый талант и индивидуализм, а также разнообразие. В последние годы корейские развлекательные компании начали признавать YouTube в качестве ключевого компонента международного распространения корейской культуры. Музыка данного направления является весьма отличной от любых других. Она несет в себе более яркий смысл и всегда какую-либо историю. Категорически запрещено добавлять сцены насилия в клипы, а так же употреблять ненормативную лексику и показывать алкоголь, наркоманию и курение. В Корейской волне молодые люди могут найти для себя именно то новое и неизведанное, чего им так не хватает в однообразные будни.
Нами было проведено исследование эмоциональных особенностей молодых людей, увлекающихся Корейской волной. В целом, всех наших респондентов мы распределили на две группы. Первая группа состоит из молодых людей, увлекающихся музыкальным направлением К-pop, а вторая группа из молодых людей, не проявляющим никакого интереса к данному направлению.
В качестве методик для исследования мы выбрали составленную нами анкету, тест на эмоциональный интеллект Н. Холла, методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методику определения уровня депрессии В.А. Жмурова. Сравнительный анализ результатов исследования двух групп был осуществлен с помощью критерия Хи-квадрат.
Анализируя данные нашей анкеты, мы выявили, что молодые люди, увлекающиеся Корейской волной, являются более впечатлительными и во время прослушивания музыки данного направления находятся в состоянии эмоционального напряжения и охвачены сильными переживаниями.
По результатам исследования эмоционального интеллекта выяснилось, что высокий уровень эмоционального интеллекта в первой группе преобладает у 6,7 % испытуемых, средний уровень — у 33,3 %, низкий уровень эмоционального интеллекта — у 60 %. Во второй группе можно отметить, что высокий уровень эмоционального интеллекта преобладает у 26,7 % респондентов, средний уровень — у 13,3 %, а низкий уровень эмоционального интеллекта присущ 60 %.
Анализируя результаты математической обработки по уровню эмоционального интеллекта, были выявлены различия между двумя определениями (HI2=101,1). Они заключаются в том, что молодые люди из второй группы в большей степени осознают свои эмоции и понимают эмоции других людей, нежели молодые люди, увлекающиеся Корейской волной. Молодые люди из второй группы в большей степени осознают свои эмоции, достигают их и генерируют так, что это способствует развитию мышления. Они в большей мере понимают значение эмоций и могут управлять ими таким образом, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту.
Изучая эмпатические особенности, мы отметили, что в первой группе заниженный уровень эмпатических способностей преобладает у 73,3 % испытуемых, средний уровень — у 26,7 %. Во второй группе у молодых людей заниженный уровень эмпатических способностей преобладает у 53,3% человек, средний уровень — у 33,3 %, высокий уровень — у 6,7 % и очень низкий уровень — у 6,7 % испытуемых.
Анализируя результаты математической обработки по диагностике эмпатических способностей, не было выявлено различий между двумя распределениями. При этом различий не было обнаружено ни по общему уровню эмпатии (HI2=10, 36), ни по отдельным параметрам: рациональный канал эмпатии (HI2=12, 13), эмоциональный канал эмпатии(HI2=10,19), интуитивный канал эмпатии (HI2=10,24), установки, способствующие эмпатии (HI2=6,053), проникающая способность в эмпатии (HI2=9,343), идентификация в эмпатии (HI2=8,031). Это говорит о том, что в обеих группах присутствуют молодые люди с выраженными эмпатическими способностями. Они более осознанно сопереживают текущему эмоциональному состоянию другого человека. Диапазон проявления эмпатийных способностей может варьироваться достаточно широко: от малейшего эмоционального отклика до полного погружение в ситуацию, а именно в мир чувств своего партнера по общению. Но эти проявления не зависят от увлеченности изучаемой нами субкультурой.
Данные по уровню депрессии показывают, что в первой группе умеренная депрессия преобладает у 40 % человек, легкая депрессия — у 33,3 %, минимальная — у 13,3 %, отсутствует либо незначительная — у 13,3 %. Во второй группе минимальная депрессия у 40 % испытуемых, депрессия отсутствует либо незначительная — у 26,7 %, легкая депрессия — у 20 %, умеренная депрессия — у 13,3 %.
Анализируя результаты математической обработки по определению уровня депрессии, были выявлены различия между двумя распределениями (HI2=154,2). Опираясь на приведенные данные по методике определения уровня депрессии можно сделать вывод о том, что группа молодых людей, увлекающихся музыкальным направлением К-ПОП, более подвержена депрессиям. Большая часть исследуемой первой группы находится в состоянии умеренной депрессии. Они находятся в состоянии, в котором могут взять себя в руки всего лишь на очень короткий промежуток времени. Им не хватает энергии и не очень интересует окружающие люди. Молодые люди с умеренной депрессией мало интересуются жизнью своей семьи и своей работы. Им трудно сконцентрироваться на чем-либо так, как это было раньше. Требующие решения небольшие обыденные проблемы кажутся непреодолимыми. Молодежь, увлекающеаяся таким направлением как К-ПОП более эмоционально реагирует на какие-либо проявления социума, а так же является более склонной к депрессивным состояниям. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в депрессию. Им труднее сконцентрироваться на чем-либо. Любые проблемы, даже самые незначительные, могут казаться им нерешаемыми и престо непреодолимыми.
Им тяжелее осознавать свои эмоции, а так же импульсивные влечения. Молодым людям сложнее контролировать свое эмоциональное состояние, а так же им более тяжело управлять им. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. Молодые люди глубоко погружаются в свои переживания, но при этом могут не замечать состояние переживаний у других людей. Они нуждаются в постоянном контакте с людьми, в душевном комфорте, а так же в гармонии с окружающим миром.
Таким образом, мы выявили, что молодые люди, увлекающиеся Корейской волной имеют более высокий уровень депрессивности, но более низкий уровень эмоционального интеллекта. Уровень эмпатии в обеих группах преобладает в равной степени и не имеет достоверных различий. Соответственно, молодые люди, увлекающиеся Корейской волной имеют следующие эмоциональные особенности: они менее эмоционально устойчивы, боле впечатлительны, боле эмоционально возбудимы, им сложнее контролировать свои эмоции и управлять ими, они в большей степени склонны к депрессии. Кроме того, молодые люди, увлекающиеся данной субкультурой менее склонны сопереживать другим людям, поскольку они более погружены в свои переживания и не обращают внимания на переживания других людей. Но в тоже время они сами сильно нуждаются в эмоциональном контакте и поддержке со стороны других людей.
Список литературы:
- Жданова Л.Г. Психологические проблемы периода молодости: учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2012. — 116 с.
- Иванова А.Ю. Феномен K-pop волны в России: успех и фанаты // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rae.ru/forum2012/8/849 (дата обращения 22.07.2014).
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
дипломов
Оставить комментарий