Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 августа 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Игнатенко Е.Е. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. № XIX. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Игнатенко Елена Евгеньевна

преподаватель методики изобразительной деятельности, МХК, истории изобразительного искусства, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 8, г. Санкт — Петербург

 E-mail: elena31012@mail.ru

 

В настоящее время дошкольным образовательным учреждениям необходимо решать множеством сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности — динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделены задачи приобщения детей к национальной и мировой художественной культуре, проводится мысль о тесной взаимосвязи «этики» и «эстетики». В данном аспекте может быть рассмотрена проблема освоения детьми дизайн-деятельности как основы и средства активизации творчества, познания национального и мирового художественного наследия и формирования целостного и полноценного эстетического опыта, формирования ценностных ориентиров.

Важнейшими ключевыми задачами современного образования (в рамках ФГТ) являются разностороннее развитие творческого потенциала человека, формирование целостного и обогащенного опыта, развитие компетенций, обеспечивающих адаптационные и конкурентные возможности личности. В данном аспекте формирование творчества, креативных способностей, умений и навыков творческой деятельности, индивидуальных проявлений, «мотивации к творчеству» было и остается одной из приоритетно актуальных проблем.

Современное дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок зачастую находится большую часть времени, где получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, нахождение в котором должно быть не только комфортным, но и приносить радость ребёнку. Самый верный путь приобщения к искусству — это постоян­ное общение с ним. Посещая сегодня музей и выставки местных художников в городской картинной галерее, знакомясь с памят­никами архитектуры в иллюстрациях художников, дети неза­метно накапливают опыт эстетического отношения к действи­тельности.

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства, отвечает гуманистическим позициям образования. В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия, как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения, благотворно влияют на воспитание и образование, на здоровье детей. В ФГТ сформулированы требования к учебно-материальному обеспечению предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, которое основано на соблюдении принципов информативности, вариативности, культурным и художественным традициям, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости.

Руководители многих дошкольных образовательных учреждений вынуждены решать проблему дизайна самостоятельно, полагаясь на собственный вкус, подчас не учитываясоответствие современным требованиям. По определению В.Г. Власова (1993), «диза́йн (англ. Design — «проектирование, определение функции предмета» от лат. Designare — «определять назначение, обозначать») — творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов, вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды». Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов [1, с. 139].

Таким образом, современные условия требуют инновационного подхода в создании предметно-пространственной среды групповых помещений, целостного дизайн–проекта дошкольного образовательного учреждения, которые выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.

 Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива ГБДОУ № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга является художественно-эстетическое развитие ребенка. Для реализации задач художественно-эстетического направления в ДОУ создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно-прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир. Эти педагоги не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации. На базе ДОУ была предпринята попытка создать современную дизайн-среду дошкольного образовательного учреждения. Важным условием было создание проекта, пригодного для жизни и работы, оформление должно быть не статичным элементом украшения интерьера, а началом творческого процесса детского и преподавательского коллектива, активно поддержано воспитателями и родителями. При разработке дизайна учреждения главной целью концепции оформления стали:

  • целостность и логика, т. е. не должно быть случайных ни с чем не связанных кусков оформления;
  • учёт индивидуальных интересов педагогов, чтобы оформление нашло логическое продолжение в методической работе с детьми, поэтому все этапы работы должны быть согласованы с воспитателями, работающими в данных возрастных группах;
  • и главное, в оформлении должна прозвучать тема г. Санкт-Петербурга, т. к. мы воспитываем будущих граждан нашего прекрасного города, которым хранить и развивать его традиции.

При разработке концепции оформления было решено выполнить его под девизом «Россия — страна, в которой мы живём, Петербург — город нашей страны».

Санкт-Петербург — красивейший из городов мира, поэтому дети, живущие в отдалённом от исторического центра районе, должны с первых лет своей жизни иметь представления о красоте своего города, и три типовых холла с раздевалками и групповыми помещениями оформлялись по следующему принципу:

  • главный холл, посвящен нашей стране — России, оформлен по мотивам русских народных сказок и творчества А.С. Пушкина, в тематике оформления присутствует национальный колорит, применены элементы стилизации под деревянное зодчество, керамику, плетение и т. д.;
  • холлы второго этажа оформлены в тематике декоративно-прикладного искусства России, но в современных оригинальных материалах (имитация деревянного кружева в изображении птиц), использование керамики;
  • групповые помещения и раздевалки украшают росписи и панно с авторскими куклами «У околицы» и «Боярский двор», «Полянка», с текстильными декоративными элементами по мотивам русских народных сказок. Оформление групповых помещений в рамках тематических проектов дополнено совместными работами родителей и детей по художественному конструированию «Деревянное зодчество».

На первом этаже расположен музей «Русского деревенского быта» с собранием подлинных предметов народного искусства, интерьер музея дополнен панно с росписью, лепкой и авторскими куклами по народным мотивам «В русской избе». Правый боковой холл посвящён г. Санкт–Петербургу, украшен натуральным природным камнем, зеркалами, стилизациями с красивейшими видами нашего города, аллегорией ангела-хранителя Петербурга;

  • холл второго этажа посвящён мотивам произведений петербургских и ленинградских писателей (К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С. Чёрного), стены дополняют панно (роспись и керамика): «Чижик-пыжик в шляпе и фраке» — весёлый и занятный, очень понятный детям, «Первые петербургские велосипеды»;
  • раздевалки и групповые помещения продолжают выбранную тематику оформления, так групповое помещение правого холла оформлено росписью и авторской куклой «Юная смолянка». Воспитателем ведётся работа по созданию мини-музея «Предметы старого петербургского быта» и направление работы по теме «Этикет». Левый холл посвящён пригородам Санкт-Петербурга, в оформлении присутствует строгость классического стиля, в котором построены пригороды, использованы следующие материалы: керамика, архитектурные элементы (колонны, капители, драпировки), выполнены орнаменты (пальметты, меандры и т. д.);
  • раздевалки и групповые помещения отражают творчество ленинградских писателей, выполнены панно: «Чудо — дерево» и «История башмака», в группе создан мини-музей истории обуви (русской и европейской), панно «История транспорта», создан сказочный городок. В рамках проектной деятельности дети собирают, конструируют и создают транспорт;
  • в групповом помещении второго этажа создано панно с авторскими куклами для мини-музея «Старый Ленинград», где дети с родителями создавали музей предметов истории семей, разных поколений ленинградцев;

На первом этаже расположены два эркера: один оформлен в стиле дворцовых интерьеров музеев нашего города в стиле модерн (арт-нуво), второй в классическом стиле античного театра (маски, античные герои).

Музыкальный зал выдержан в золотисто–жёлтых, голубых, ультрамариновых тонах, для украшения зала выполнены авторские куклы — персонажи европейского классического театра: Коломбина и Арлекин (Санкт-Петербург — самый европейский город России). Оформление мобильно, в зависимости от проводимых мероприятий его легко можно трансформировать. В реализации проекта «Зима» родители с детьми изготовили оформление для новогодних праздников: огромные куклы-снеговики, проведён конкурс для детей и родителей дизайн-проекта «Жила-была ёлка», в котором участвовали более 120 семей.

В результате творческой работы удалось выполнить оформление, достойное современного ДОУ Санкт-Петербурга, дизайн которого:

  • оригинальный, авторский, выполнен по собственным эскизам;
  • оформление лаконично, функционально, доступно детям — всё можно потрогать, изучить, со всем поиграть и т. д.;
  • дизайн — совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Работа по оформлению в настоящий момент находится в процессе продолжения, в стадии разработки новые интересные детские дизайн-проекты.

ГБДОУ № 50 Приморского района является базой практики ГОУ СПО ПК№ 8, проводимая педагогическим коллективом дизайнерская работа интересна студентам. Студенты принимают участие в исследовательской работе по темам «Авторская кукла в дизайне детского образовательного учреждения» и «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ремеслом мастеров-кукольников на занятиях по конструированию», которая включена в проектную деятельность детей.

Дизайн-деятельность интересна педагогам, детям, родителям, у дошкольников сформировалось позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе создания современной дизайн-среды является своеобразным показателем становления творческих проявлений. Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей). Поиск новых форм организации творческих мастерских, варьирование и обогащение содержательного аспекта проведения праздников, конкурсов, творческих мастерских позволяет создавать традицию в ДОУ и объединять детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. Большое внимание уделяется развитию детей в дизайн-деятельности, привлекая их к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с педагогом. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий [3].

В процессе творчества у взрослых и детей возрастает интерес к совместной художественно-творческой деятельности (экспериментированию с различными художественными материалами), происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями начинается с дизайнерских проектов, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствует приобретению родителями нового опыта общения с детьми, вырабатывает коллективные качества, родители совместно с детьми с увлечением принимают участие и в других проектах, праздниках, спортивных соревнованиях. Таким образом, заложить базис высокой культуры, человечности, творчества возможно только через высокие образы национальной и мировой культуры.

По мнению Г.Г. Григорьевой [2], питая таким образом разум и сердце маленького человека, формируется основа его мышления, что, в свою очередь, будет определять его чувства и поступки. Красоту нужно уметь видеть в природе, искусстве и в самом человеке, в его внутреннем мире и его созидательных действиях [2, с. 107].

 

Список литературы:

  1. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб., 1993. — 272 с.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., «Просвещение», 1995. — 159 с.
  3. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М., Академия, 2010. — 467 с.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 312 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.