Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Огородников А.М. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Огородников Андрей Михайлович

аспирант МОСИ, г. Йошкар-Ола

E-mail: drewlp@mail.ru

 

На сегодняшний день тенденции исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые. Однако в ряде работ они рассматриваются в единстве, и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. Данный термин применяется в основном в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях.

Вполне понятно, что регуляция деятельности действует как целостный механизм, что различные сферы личности связаны между собой, в том числе и эмоционально-волевая сфера. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности, как целого ряда принципов эмоционально-волевой сферы личности в регуляции деятельности. К рассмотрению этого вопроса можно подойти с различных сторон: со стороны участия эмоций в волевых процессах и участия волевых процессов в эмоциональной регуляции. Но, так или иначе, достаточно трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на человека и каждый раз изменяют мир его переживаний, так как далеко не все владеют своими эмоциями, чувствами и поступками [5, с. 103].

Мы трудимся, учимся, отдыхаем, воспринимаем все разнообразие окружающего нас мира и сами воздействуем на него в своих целях. Какие бы «объективные» причины мы ни находили, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще всего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радость или раздражение, надежда или смущение. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими. В отечественной психологии изучением эмоций занимались С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П. К. Анохин, П. В. Симонов и др.; в зарубежной — У. Джемс, К. Изард, В. Вундт, У. Кеннон и др.

Та или иная эмоция способна существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной, как и способны повлиять на волю человека.

В процессе познания окружающего мира человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение, в этом проявляется его воля. Воля наряду со стремлением, способна изменить ход поведения — инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Проблема воли, являясь одной из центральных проблем в психологии в XVIII—XIX вв., в XX столетии оказалась отошедшей на второй план и недостаточно научно обоснованной и разработанной [1, с. 217]. Причинами тому явились неоднозначность феноменов, описываемых в психологии под понятием «воля», а также трудности разработки данной проблемы на новой методологической основе и использования самонаблюдения в качестве основного метода. В отечественной психологии изучением воли занимались С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. И. Высоцкий, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, В.И. Селиванов и др.; в зарубежной — Т. Рибо, В. Вундт, У. Джемс, Т. Эббингаус, К. Изард, Х. Хейкахаузен, К. Левин, Ф. Хоппс, Н. Ах, Ж. Пэйо.

Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями [4, с. 178].

При рассмотрении эмоционально-волевой сферы личности в регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. Е.П. Ильин похожим образом соотносит эмоциональную и волевую регуляцию, считая, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется [3, с. 78].

Наиболее интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин. Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развернутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком. В.К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. В.Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты. Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь [5, с. 105].

Самостоятельной проблемой в исследовании эмоционально-волевой сферы в регуляции деятельности оказалось изучение природы и механизмов волевых усилий [2, с. 110]. В отличие от Н. Аха и многих других зарубежных исследователей, не считающих усилие важным элементом волевой регуляции, в советской психологии по традиции, идущей от работ А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, исследование волевых усилий выделилось в самостоятельную проблему, породившую достаточно большое число исследований в этом направлении [4, с. 92].

Эффективность волевых усилий оказалась более высокой на фоне повышенного уровня активности, высокого тонуса человека, в то время как утомление, стресс, страх, ужас снижают интенсивность волевых усилий. Интенсивность волевых усилий в регуляции деятельности так же зависит и от инструкции в эксперименте: если действие задается как обязательное для исполнения, то волевые усилия оказываются более интенсивными, чем при инструкции «делать сколько можешь» [2, с. 103].

Большое влияние на регуляцию деятельности оказывает включение человека в коллективную деятельность, причем принадлежность к более сплоченному коллективу дает большие волевые усилия при соревновании разных коллективов (Л. И. Акатов, М. Н. Ильина, А. П. Поварницын), как и большие усилия, чем в соревновании «за себя» [4, с. 16].

Чтобы эмоционально-волевая сфера личности в регуляции деятельности оказывала положительное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом самой деятельности. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности способствуют высокая активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Уменьшение ее влияния на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение о продолжении или завершении деятельности [1, с. 110].

Можно констатировать, что в психологии существует ряд точек зрения на соотношение эмоциональной и волевой регуляции, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь, объединяющихся в эмоционально-волевую сферу. Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психологическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма. Но не меньшее значение в поддержании эмоциональной устойчивости имеют тип нервной системы, владение профессиональными навыками, готовность к действиям в неожиданно изменяющейся ситуации, умение быстро ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, знание способов адекватного разрешения сложившихся ситуаций, физическое состояние человека и другие факторы, объединяющихся в понятие эмоционально-волевая сфера личности.

 

Список литературы:

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. М.: Педагогика, 1984. Том 2. 350 с.

2.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Питер, 2006. 208 с.

3.Ильин Е. П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 71—85.

4.Ильин Е. П. Психология воли: учебное пособие. СПб.: Питер, 2000. 288 с.

5.Калин В. К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 101—107.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий