Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Раклова Е.М. ИЗУЧЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС АССЕРТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС АССЕРТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Раклова Екатерина Михайловна

канд. психол. наук, доцент ИнЕУ, г Павлодар, Республика Казахстан

E-mail: katie777@mail.ru

 

Пристальное внимание специалистов созависимость стала вызывать в 70-е годы ХХ столетия. Именно в это время публикуются первые серьезные исследования, посвященные данному психологическому состоянию. В той или иной степени проблемы созависимости в зарубежной науке освещались M. Beattie, C. Dlack, J. Bradshaw, S. Covey, W. Feuerlein, S. Karpman, C. Hurcom, P. Mellody, A. Millerи другими исследователями.

Ассертивность является абсолютно иным стилем жизни. Коррекция созависимости приводит к нарушению интергенерационной континуальности. Люди привыкли к созависимости, прививающейся в семье и передающейся от поколения к поколению. К тому же воспитание ассертивности встречает сопротивление среды, в связи с существующими традициями, предубеждениями и стереотипами [5].

Коррекция созависимых состояний предполагает длительный процесс по воспитанию ассертивного поведения, противоположного созависимости. Термин «воспитание» подразумевает процесс, и если он не был начат в детском возрасте, начинать его у взрослого затруднительно, в связи с наличием уже определённых развитых механизмов, предубеждений и сформированного стиля жизни.

Аддикция может возникать у человека, которому ранее была не свойственна созависимость. Например, при попадании человека в сложную ситуацию он находит для себя выход из неё в уходе в аддикцию, возникающей в этом случае, на чужеродной, гетерономной почве. Коррекция такой аддикции будет более лёгкой и прогноз более благоприятным [1].

Члены семьи человека с аддиктивным поведением находятся с ним в состоянии созависимости. Созависимость предполагает взаимную зависимость друг от друга. Например, два члена семьи, муж аддикт и созависимая жена взаимозависимы друг от друга. Недостаточная изученность вопроса и его сложность заключается в том, что созависимость, как психологический климат, является аддиктивным фактором. Сложившийся тандем устраивает обоих. Анализ структуризации времени созависимого человека показывает, что большее количество своего времени и энергии он затрачивает на решение проблем аддикта, на его опеку, ухаживание за ним, оказание помощи в трудных ситуациях, попытки контролировать аддикта, направленные на создание препятствия его аддиктивных реализаций [1].

Блокирование возможностей собственной жизни и развития в разных направлениях может внутренне нравиться потому, что в этих состояниях созависимая личность настолько задействована в системе, что она ощущает себя нужным человеком, от которого зависит многое [6]. Ощущение контроля и заботы — важный механизм, заложенный в созависимом человеке ещё в процессе его ранних контактов с родителями, так как созависимость прививается ребёнку в результате определённого воспитания. Поэтому, если складывается, например, такая ситуация, в которой человек не может проявить созависимость (распад семьи), казалось бы, он/она должны почувствовать свободу и облегчение, связанное со «сбрасыванием» груза ответственности. На самом же деле возникает ощущение пустоты и потери смысла жизни [7]. Этим объясняется стремление к созданию ими новой семьи, эквивалентной старой, с разыгрыванием в ней прежней созависимой роли.

Человек с аддиктивным поведением нуждается в созависимых людях. У него постоянно присутствует страх покинутости [2]. Например, при наблюдающемся у аддикта в отношениях с созависимым отсутствии общих тем в разговорах, он вдруг начинает проявлять крайнее беспокойство по поводу отсутствия ушедшего ненадолго созависимого члена семьи. Это беспокойство, выглядящее как забота о нём, в реальности является беспокойством за себя, связанным со страхом быть покинутым.

Социум может стимулировать созависимость, рассматривая её как обязанность и декларируя принцип «Ты должен нести свой крест» [4].

Специалисты, анализирующие влияния семьи, пользуются термином «психопатология родителей», под которым понимаются не психические заболевания, а, прежде всего, наличие у них определён­ных характерологических нарушений или отклоняющегося поведения.

Некоторые формы этой патологии являются факторами риска для развития личностных нарушений и отклоняющегося поведения у детей. К провоцирующим факторам, способствующие возникновению нарушений у детей, относятся депрессия, а злоупотребление различными веществами (наркотиками алкоголем и пр.) родителей, что ассоциируется с распадом семьи, приводя к ряду негативных последствий. Предрасположенность к развитию нарушений носит биологический и психологический характер [4]. Когда в очень раннем периоде жизни ребёнок на эмпатическом уровне «схватывает» неадекватное отношение к нему родителей, происходит задержка развития его эмоциональных функций, которая может сказаться на возникновении определённых форм отклоняющегося поведения. Уровень социальной интеграции исследовался с помощью индекса, включающего в себя такой сплав многих факторов, как разрушенные семьи, отсутствие социально значимых связей, слабое лидерство, малая возможность развлечений, частота преступлений, бедность и культуральная «спутанность».

Анализ развития аддиктивного поведения лиц с разными психологическими особенностями показал наличие разной предрасположенности к развитию созависимости. Для «функциони­рования» этой системы необходимы, определённые личностные особенности. Так, при некоторых особенностях личности эта система не «срабатывает» и тогда связь аддикция созависимость отсутствует. Это явление наблюдается при пограничном личностном расстройстве, при котором, в связи имеющимся нарушением идентичности, человек не способен устанавливать длительные отношения с кем-то другим. Он идет на разрыв отношений, поэтому созависимость не возникнет. Аддиктивные механизмы у такого человека будут представлены по-другому. Если аддикция развивается не в структуре аддикция/ созависимость, она может, с одной стороны, быть выраженной, не сформировавшейся, с другой, — сами аддиктивные реализации имеют обычно более серьёзные последствия. Возможен вариант поведения, при котором человек надолго не уходит в аддикцию, а переключается на другие формы отклоняющегося поведения [1].

В связи с этим следует обратить внимание на то, что многие специалисты ошибочно считают, что основной задачей является избавление человека от способа реализации аддикции. У них складывается ложное впечатление, что это избавление решает аддиктивную проблему. В действительности, потеряв возможность реализовывать аддикцию, человек не перестаёт быть аддиктом. Он остаётся аддиктом, но без реализации. Отсюда происхождение термина «сухой» алкоголик. Человек не употребляет алкоголь, но остаются механизмы, ждущие своей реализации [4]. Воздействовать на эти механизмы сложно. Освобождение от механизмов аддикции означает возврат, «оживление» прежней личностной структуры. Однако, к сожалению, прежняя структура, давшая «старт» аддикции, часто обнаруживает ряд нарушений, в том числе, прежде всего явление созависимости.

Комплекс созависимости сравнительно недавно исследуется в аддиктологии, являясь важным элементом внутренней структуры аддикта. Созависимость - это тоже аддикция, но более глубокая и труднее поддающаяся коррекции. Коррекция созависимости требует семейного подхода.

По мнению Москаленко В. Д., и аддикция и созависимость относятся к нездоровым, тупиковым жизненным маршрутам, наносящим ущерб, удерживающим развитие человека и ухудшающим его здоровье. Психологические изменения приводят к тому, что забота о себе в плане реализации биологических потребностей становится неприятным и энергоёмким процессом. Поэтому аддикты стараются не обращать внимания на своё соматическое состояние и не любят людей, пытающихся «навязать» им обращение к врачу или психологу [4]. Профилактика аддиктивных реализаций выходит на уровень воспитания и, прежде всего, в семье, но для этого необходимо понимание проблемы родителями.

В сформулированной в последние годы концепции «Личность и выживание» подчеркивается, что для личности выживания характерна развитая способность функционирования в различных, часто противоположных друг другу, направлениях, например, авторитарно-демократическом, эмоционально-рациональном, интуитивно-логическом и т. д. Аддиктивная личность не является разносторонней, поскольку она использует лишь аддиктивную логику. Ее прежняя, доаддиктивная разносторонность подавляется аддиктивными схемами, аддиктивным мышлением, аддиктивными эмоциями [1].

Необходимость проведения исследований, посвященных разработке эффективных способов коррекции аддиктивных нарушений не вызывает сомнений. Давно известно, что такие способы медикаментозной терапии алкогольной аддикции, как аверзивная терапия, терапия антабусом малоэффективны. Использование аналогичных способов и средств в коррекции нарко - и токсикомании вообще невозможно. С этим связан вопрос, ответ на который пока так и не найден специалистами: «Чем и как лечить пациентов, кроме широко используемой в таких случаях детоксикации, и что с такими пациентами делать дальше?» [8]. Ситуация осложняется отсутствием и принципиальной невозможностью создания медицинских способов коррекции любых не химических аддикций (работогольной, сексуальной, аддикций к еде и др.).

Существует точка зрения, согласно которой аддикция рассматривается как заменитель необходимого для человека страдания [8].

Выявление механизмов аддиктивного поведения, присущих всем формам аддикций, и попытки воздействовать на них определенным образом требуют необходимости выхода за рамки биомедицинской парадигмы. Тем не менее, простые заявления о том, что главным направлением воздействия на механизмы аддиктивного поведения является психотерапия и психокоррекция во многом декларативны и требуют конкретизации.

 

Список литературы:

1. Дмитриева Н. В.,Четвериков Д. В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск 2002, 278 с.

2.Клауд Г., Таундсен Дж. Когда говорить ДА. Когда говорить НЕТ. Спб.,1999.

3.Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.,1992.128 с.

4.Сатир. В. Психотерапия семьи. Пер. с англ. М.,2000.224 с.

5.Arguelles, j25e. 1987. The May an Factor. Santa Fe: Bear & Co.

6.Beattie, Melody. 1987. Co-dependent No More. New York: Harper & Row.

7.Beattie M. Codependent no more. How to stop controlling others and caring for yourself/ Hazelden Book. San Francisko. 1987.

8.Young E Co alcoholism as a disease implications for psychotherapy//J Psychoactive Drugs — 987 —Vol  19 N 3 —P 257268.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.