Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Гасанова Гызтамам Алы гызы
к. филос. н., Первый редактор отдела Востоковедения и Азербайджановедения научной библиотеки БГУ, г. Баку, Азербайджан
E-mail giztamam@rambler.ru
Понятие «общение» по своей сути выражает духовную взаимосвязь. Общение в таком понимании еще в V веке до н.э. исследовали такие видные ученые как Платон, Аристотель. Эта богатая смыслом тематика всегда привлекала умы ученых. На современном этапе социологи, психологи, педагоги уделяют особое внимание изучению данной сферы. С этих позиций полученные позитивные научно-теоретические достижения получили признание специалистами. В то же время, невозможно представить проблему нравственной, духовной красоты вне этико-эстетической призмы. Явно прослеживается облагораживание человеческого мира совокупностью этико-эстетических первоначал. Раскрытие сущности этой поучительной действительности углубляет тенденцию самопознания, восприятия человеком красоты и гармонии. Вышеперечисленные мотивы явились побудительными причинами при выборе исследуемой тематики.
В силу того, что человек является частью природы, без упорядочения отношений с ним сложно будет говорить об успешном решении проблем, связанных с человеческим фактором. Это происходит потому, что существует некий божественный порядок, охраняющий природу. Так как никто и ничто не возникают на пустом месте, никто и ничто не смогут избежать этого порядка. Сущностью этого порядка является красота общения, регулирующая отношения между человеком и природой [7, с. 4].
Если анализировать общение в широком ракурсе, то здесь следует отметить, что переданные из поколения в поколение традиции, духовные качества со временем теряют свое значение и подвергаются крупным изменениям. Без сомнения, все это вместе с другими причинами у большинства людей вызывают физические и психологические нарушения. И поэтому возникает такой вопрос: способен ли человек сам улучшить качество своего общения?
Понятие «общение» по своей природе выражает сформированный на основе положительных человеческих свойств характер взаимосвязей, применяется к различным сферам, начиная с области взаимосвязи человека и природы и заканчивая политической сферой общества. Содержание этого понятия может быть раскрыто с позиции единства единичного и общего в бытии.
Противоречия, возникающие в процессе общественного развития, в действительности регулируются тенденцией к объединению. Носителями этих регулирующих тенденций выступают формы общения [1, с. 379]. Этот фундаментальный фактор социального бытия обладает исключительной значимостью. Здесь явно прослеживается взаимообусловленность и взаимодополняемость между деятельностью, поведением, действием, проявлениями характера. Совершенствование личностных качеств и осуществление реальных возможностей обусловлены факторами, направленными к этому единству. В действительности, общество и государство возвышаются благодаря такому основанию. Всем людям природа дала возможность стремиться к общению. Благодаря этому познается зависимость людей друг от друга, выявляются их преимущества в обществе. Появление этих преимуществ, их претворение в жизнь полезно не только для их носителей, но и для созревания индивидуальности, для уровня общего развития.
Без сомнения, здесь велика роль духовных мотивов во взаимосвязи различных первопричин, влияющих на эту сферу. Удовлетворение материальных потребностей, проблема справедливого и грамотного упорядочения стоит на первом плане. Обеспечение таких постоянно растущих потребностей создает условия для духовного развития.
Реальное воплощение чувства пригодности для общества обладает особой привлекательностью. При этом общение, находящееся под влиянием духовных мотивов играет роль среды, оберегающей достоинство человека. Следует отметить, что противоречия между интересами, полярность в позициях «богатые - бедные» являются помехой для общения. На этом акцентировал свое внимание Платон. Он в своем произведении «Государство» говорил о том, что как поэты любят свои стихи, как отцы любят своих детей, так и разбогатевшие люди выражают заботливое отношение к деньгам. Общаться с такими людьми бывает сложно: кроме богатства им ничего не нравится [4, с. 14]. Стремление к выгоде всегда приводило к столкновению интересов, появлению противоречий. В общении удовлетворение основывается на уважении достоинства человека.
На каждом историческом этапе люди, старающиеся достичь совершенства, мудрости, постижения мировых тайн, прокладывают на этом поприще дороги, предпринимают попытки оставить ровный путь последующим поколениям. По мере своего появления каждое поколение находит вместе со сформировавшимися производительными силами готовые знания и этико-эстетические материалы и в течение определенного периода, до тех пор, пока само не создаст новое, и даже после этого, использует накопившиеся знания. Эти знания в своем широком понимании являют собой культурный Млечный Путь, которым являются приобретенные человечеством на конкретном пути исторического развития материальные и духовные ценности.
Существует два понимания культуры: материальная культура и духовная культура. Материальная культура представляет собой совокупность созданных человечеством на протяжении конкретного этапа исторического развития материальных ценностей. Сюда относятся крупнейшие научно-технические сооружения, города, каналы, крепости и др.
Духовная культура – это совокупность созданных духовных ценностей. Она объединяет в себе науку, различные формы искусства, нравственность и т.д.
Основой материальной и духовной культуры является система веками разрабатываемых внутренних принципов, обеспечивающих относительную стабильность и повторное производство культуры. Эта система определяет способ реагирования на новшества, обеспечивает возможности приспособления к измененным условиям бытия данного общества. Основание культуры охвачено средствами защиты от своего уничтожения, состоящими из совокупности социальных, поведенческих и интеллектуальных реакций. Эти средства защищают культуру от внешних воздействий, от уничтожения, а также от перехода из одного состояния в другое.
Каждое поколение не занимается созданием вновь своей культуры, на основе наличествующей материальной и духовной культуры направляет вперед свою энергию и способности. То же самое происходит и в сфере общения. Каждое поколение по мере своего появления сталкивается со сформировавшимися в социальной среде, обществе нормами и правилами общения, которые со временем меняются. Но среди этих норм есть и такие нормы, значимость, необходимость которых неоднократно проверялись в тысячелетнем опыте людей.
Каждое новое поколение не отбрасывает эти нормы, использует их, обогащает их новым содержанием. Одной из таких норм общения является благожелательство. Это этико-эстетическая категория, соединяющая в себе одобренные и утвержденные обществом проверенные на практике, положительные человеческие качества, полезные действия.
Закономерность развития культуры общения представляет собой механизмы, объединяющие в себе в форме органической целостности разнородные элементы этой культуры. Она объединяет в себе множество противоположных по содержанию и направлению элементов (материальные и непроизводственные, традицию и новаторство, самобытность, присвоение чужой культуры, неповторимость, сближение и разрыв культур и др.).
Каждая действительность обладает присущим ей, не принадлежащим другой действительности таким отрицательным или положительным, грубым или чистым свойством, в силу которого сущность этой действительности не определяется и не закрепляется. К примеру, свойством меча является резание, конь, покоряясь всаднику, обладает свойством бежать с легкостью и ничто в этих свойствах не может быть равным им. Правда, меч своими свойствами разрубать может быть в одной категории с топором, конь своей способностью перевозить груз может соперничать с ослом. Но каждый феномен по мере проявления в полную силу своего совершенства частично или полностью демонстрирует свой изъян и недостаток. Например, если меч в силу своей надобности будет резать при меньшей затрате сил, то он будет считаться самым совершенным среди себе подобных, будет еще лучше выполнять свои функции. Чем быстрее конь будет бежать, подчиняясь приказам хозяина, получит хорошую подготовку, тем более совершенным он будет считаться. То же самое происходит и с недостатками и отрицательными свойствами. Если меч станет плохо резать или не резать вообще, его станут использовать как металлический предмет и тем самым его ранг снизится; если конь не сможет хорошо бежать или не станет подчиняться хозяину, его станут использовать вместо осла, что отразиться на падении его престижа и удальства.
Проанализировав общие положения, связанные с культурой, считаем необходимым перейти к изучению некоторых вопросов, связанных с культурой общения. В последнее время, мы являемся свидетелями того, что отдельные специфические свойства используемого нами в широком смысле понятия «культура» занимают принадлежащее им место в технической культуре, медицинской культуре, педагогической культуре, сценической культуре, актерской культуре, культуре речи, культуре поведения, экологической культуре, культуре общения и т.д. Само понятие «культура» означает обработка, культивация, разведение. По мере изменения исторических условий меняются как формы самоутверждения индивидов, так и содержание культуры. В целом, культура служит системе социальных отношений, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регулирование поведения людей, связывает возникающие при этом изменения и эволюционные процессы. Это может происходить в форме прямого и непосредственного контроля, состоящего из нравственных и юридических законов. Косвенный контроль претворяется в жизнь посредством правил, относящихся к некоторым видам деятельности, символизирующим те или иные ценности, а также требования общества. Например: этикет как нейтральная форма вежливого, учтивого отношения одного человека к другому, скрывающий истинное содержание этих отношений заменяет непосредственную информацию об этом содержании.
Культура создает систему символов о позиции, занимаемой человеком в обществе (образ жизни, одежда, украшения и т.д.), а в большинстве случаев не соответствующую фактическому положению индивида разветвленную систему символов. Существуют также знаки, указывающие на принадлежность людей к религиозным убеждениям или же определенным политическим взглядам и организациям. В большинстве случаев принадлежность к указанным группам или же ценностям заменяется символикой. К примеру: индивид не находит утешений в религиозном ритуале, но исполняет его, он не предпринимает попыток достичь политических целей, не говорит о своих предпочтениях, он не стремится к благодеянию и духовности, но демонстрирует желания быть благодетельным.
В современный период произведения, посвященные вопросам культуры должны сочетать в себе глубокую научность и простое ясное изложение. Культура общения человека обладает таким присущим ей свойством, посредством которого он отделяется от других существ, но в то же время он обладает также и такими свойствами, некоторые из которых объединяют его с животным миром, некоторые с растительностью, а часть из них – с неживыми предметами. Но есть такое ни с чем не объединяющее человека свойство человеческой культуры общения, и это свойство – осмысленная речь. Здесь речь идет не о языке жестов, которым пользуются глухонемые, хотя и в нем есть смысл. Смысл этой речи в отличие от языка жестов заключается в следующем. Здесь происходит познание интеллектуальных категорий, закрепление знаний, различение понятий и посредством этого добро отделяется от зла, красивое от безобразного.
В этической и эстетической основе культуры общения человека присутствуют три силы. В зависимости от проявления этих сил появляются различные результаты: в случае победы одной из этих сил, другие либо терпят поражение, либо уничтожаются.
Первая сила – это сила речи, которую иначе называют «дыханием ангела». Эта сила позволяет различать мысли и истины, высказывать о них убеждения.
Вторая сила – «сила ярости». Эта ярость является первоначальной силой, позволяющей быть бесстрашным, превзойти страх и ужас, расти и дойти до нужного момента.
Третья сила – «сладострастная сила» («животная сила»). Это сладострастие является действующей силой получения удовольствия от еды, питья и половых отношений.
Кроме всего этого «сила речи» обладает еще двумя силами. Одна из них познание, другая – осуществляемая другими средствами сила инспирации.
В силу того, что зрелость и совершенство культуры общения определяется тем, в какой степени претворяется в жизнь ее деяние, все эти благие дела входят в практическую сферу.
В целом, в истории этической и эстетической мысли указывается на наличие четырех оснований духовного общения человека. Например, еще древнегреческий философ Платон писал о том, что все добродетели питаются соками четырех корней:
1) проницательность и ум;
2) смелость, непоколебимость и закалка;
3) убеждение, осмотрительность и самоконтроль;
4) справедливость и правдивость [3, с. 302-310].
Кто обладает этими свойствами, вполне вероятно, что у него будут и другие прекрасные человеческие качества.
Следует отметить, что процесс формирования внутреннего духовного мира человека, формирование его в обществе как личности невозможно представить без культуры общения.
Основу культуры общения личности составляют такие показатели, как почтительное отношение к другим людям, уважение их интересов, заботливость, не обусловленная субъективными соображениями, объективное оценивание каждого человека.
Уважительное отношение к другим людям сопровождается такими качествами, как скромность наряду с дисциплинированностью, надежность, простота по отношению к людям, непримиримость по отношению к кичливости и высокомерию, боевой дух, вежливость, серьезность, подкрепленная искренностью и др.
Человек в процессе духовного самоочищения, нравственного обновления выступает как достойный блистательный носитель по отношению к другим людям в наивысшей поведенческой культуре и превращается в воплотителя мудрости.
В воспитании культуры общения исключительную роль играют самовоспитание, самоконтроль, способность анализировать и оценивать свои действия. Прежде всего, здесь требуются собранность, внутренняя дисциплина. Если каждый из нас хочет сформировать в себе высокую культуру общения, в первую очередь мы должны обладать очень высокими убеждениями и сильным характером. Мы должны быть беспощадными по отношению к крупным и мелким предосудительным поступкам.
Надежность и высшая ступень внутренней культуры человека проявляют себя в способности в беспощадной форме критиковать свои ошибки. Зрячим человеком считается тот человек, который способен себя видеть. Человек становится сильнее по мере признания своих слабостей. Люди должны стараться видеть себя такими, какими видят их другие.
В силу того, что люди нуждаются друг в друге, в мудрости и целостности друг друга, в необходимой помощи одного другому, никто из людей не в состоянии в одиночку приобщиться к культуре общения. Таким образом, появляется необходимость возникновения культуры, способной объединить всех помогающих друг другу людей.
Если люди не станут поддерживать друг друга, то они уничтожатся. Если не будет взаимопомощи, люде не смогут жить. Именно по этой причине каждый нуждающийся в помощи обладает естественным правом требовать эту помощь от себе подобных. Каждый способный оказывать помощь не имеет права отвергать это требование.
Один из самых весомых видов помощи, которую могут оказывать друг другу люди, это удержание людей от плохих деяний, постыдных и дурных поступков. Наивысшая победа добра над злом – «превращение плохих людей в хороших» [6, с. 126]. Это торжество добра над злом, это равносильно превращению тьмы в свет, исправлению искривленных предметов, выздоровлению смертельно больных людей.
Таким образом, общение находит свое проявление во внутренней красоте человеческих отношений. Вежливость, принципиальность, благодеятельность, способность выслушивать и желание понять собеседника, уважительное отношение к его мыслям, сопереживание и соучастие – все это является азбукой культуры общения.
В развитии культуры общения личности особое место занимает культура речи. Будучи творческим достижением, культура речи в определенном смысле является памятником, оберегающим нашу материальную культуру, познание, мышление. Глубина этико-эстетического освоения культуры общения человечества находит свое выражение в устной и письменной речи, в ораторском искусстве.
Культура общения личности находит выражение своего духовного богатства, этического и эстетического мировоззрения своей теоретической подготовки в коллективе.
Следует отметить, что культура политического общения, являющаяся одной из значимых сторон культуры общения, представляет собой один из существенных показателей образа жизни и характерных черт представляющей этот образ жизни личности. Культура политического общения осуществляет две взаимосвязанные друг с другом функции – обеспечение политических интересов и социального прогресса.
Будучи звеном субъективного фактора в понятии «политика» присутствуют и объективные стороны. Объективные стороны включают в себя результаты практической деятельности классов, наций, государства, объективное соотношение реальных политических сил. А субъективная сторона культуры политического общения выражает сознательную направляющую и организованную деятельность масс, классов, политических воззрений. Политические отношения в значительной степени определяют направление жизнедеятельности личности и социальных групп. Культура политического общения членов общества формируется на основе взаимосвязи и взаимовлияния целого ряда факторов. К этим факторам относятся реальные общественные социальные отношения людей и их познание конкретных политических условий, познание приобретенных и обоснованных со стороны общества политических знаний, норм и принципов, и, наконец, повышение культуры политического общения.
Культура политического общения является существенным общественным феноменом, определяющим целостность внутреннего единства сложного духовного облика, духовного мира личности.
Существует несколько компонентов культуры политического общения: политические интересы, цели, классовые направления, организаторские тенденции, а также разборчивость в ведущих философских теориях эпохи, приобщение к общественным законам развития, политические убеждения, взгляды, идеи и оценки и т.д.
В целом существуют три формы культуры общения: письменная культура общения, устная культура общения и техническая культура общения.
Формирование культуры общения играет значительную роль в прогрессе системы образования, просвещения, экономики и культуры в целом. В то же время создает сложную многофункциональную систему. В процессе исторического развития функции культуры общения дифференцируются и превращаются в независимые и специализированные области, относящиеся к различным сферам общественной практики. Они вступают друг с другом в сложные координационные, субординационные связи и обеспечивают взаимовлияние культурной деятельности и социальной деятельности. Все это можно отобразить в нижеследующей схеме.
Культурная деятельность личности, взаимовлияние личности и социальной действительности
Культура общения развивается на основе присущих ей внутренних законов. Этим обеспечивается свободный выход к общественным практикам. Основными структурно-функциональными элементами культуры общения являются нижеследующие:
· этико-эстетическое общение, выступающее систематизирующим фактором общественного идеала;
· совокупность художественных ценностей;
· интеллигенция, производящая на профессиональном уровне ценности, а также обеспечивающая их деятельность;
· средства тиражирования и коммуникации, обеспечивающие сбор и связь художественных ценностей, их включение в систему культуры общения;
· механизмы и учреждения планирования и воспроизводства культуры общения и этико-эстетического воспитания, находящиеся под контролем государства и общества в целом.
Культура общения является неотъемлемой частью этико-эстетической культуры общества. Она привлекает в систему эстетической культуры различные сферы общественной практики. В то же время происходит взаимовлияние между научно-техническим развитием и этико-эстетической деятельностью. На стыке этих двух тенденций в материально-производственной системе культуры общения возникает ее новый вид. В качестве примера можно привести продукты дизайна.
Культура общения требует органической взаимосвязи основных направлений воспитательной работы. Многостороннее развитие культуры общения помогает совершенствованию структуры духовного производства личности.
Опыт развития культуры общения показывает, что она своей сущностью, формой и разнообразием богатого содержания дает определенные рекомендации по гуманизации общественных отношений, разрешению проблем взаимопонимания между людьми; расширению границ, укреплению этико-эстетических, духовных, социально-психологических и творческих потенциалов.
Оздоровление нравственной основы культуры общения создает необходимость активизации фактора сознательного выбора в поступках, в поведении, в деятельности благих намерений, диктуемых разумом. Это в первую очередь демонстрируется желанием субъекта утвердить свое существование в общественном контексте. Явно прослеживается то, что положительное мнение о нем является двигающей силой. Без сомнения, благородный поступок в свою очередь требует высокой оценки. В действительности же такую оценку может дать носитель соответствующих человеческих качеств. Способность дать в общении оценку в соответствии с достоинством каждого человека присуща справедливому и достойному человеку.
Оценка положительных качеств людей духовно сближает их. В связи с этим философами было высказано немало ценных высказываний. Например, Аристотель в своем произведении «Никомахова этика» отмечал: «То, что говорит совесть – это веление хорошего человека. Вот чем это подтверждается: хорошего человека мы в особенности считаем справедливым. Совестливость – это совесть хорошего человека, способная повелевать. Причем правильно повелевать; если веление исходит от хорошего человека, то оно верное» [2, с. 184].
У каждого человека, чувствующего необходимость оценки человеческих достоинств, есть стремление к единению и дружбе.
Список литературы:
1.Аристотель. Политика. Пер. с древнегреческого С.А. Жейелева, М.Л. Гаспарова. М., АСТ; АСТ Москва «Хранитель», 2006. 393 с.
2.Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М., Мысль, 1975. 829 с.
3.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., Искусство, 1969. 715 с.
4.Платон. Государство. СПб., Наука, 2009. 570 с.
5.Соколов Э.В. Культура и личность. Л., Общество «Знание» РСФСР, 1969. 55 с.
6.Azərbaycan xalq söyləmələri. Bakı, Nəşriyyat “Yazıçı”, 1992. 216 s.
7.Əhmədov Ə. İslam əxlaqı. Bakı, Maarif nəşriyyatı, 1993. 296 s.
дипломов
Оставить комментарий