Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Теория и методика дополнительного образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ И ТИПОВ ХОРЕОГРАФИЕЧСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОУ
Юнусова Елена Борисовна
старший преподаватель кафедры хореографии НХТ ЧГПУ, г. Челябинск
Являясь первоосновой социокультурного становления личности ребенка, дошкольное образование включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также преемственности между ДОУ и начальной школы. Базовым компонентом образовательного процесса, направленным на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и развивающим художественно-практическую и творческую деятельность детей является формирование художественно-эстетической культуры ребенка.
Определение функции художественно-эстетической культуры как ядра культуры общества актуализирует проблему приобщения ребенка к искусству как одного из способов формирования «человека культуры». Эффективным средством освоения наследия гуманитарной культуры является хореография, основу которой составляет танцевальная деятельность, способствующая комплексному образованию детей старшего дошкольного возраста, включающего физическую и психологическую готовность детей к обучению в школе.
Несмотря на то, что в нормативных документах по содержанию и организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста хореография не является обязательной областью, хореографическая образовательная деятельность приобретает широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводится в учебно-воспитательный процесс как дополнительная. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях, интеграцией образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с реализацией интересов детей дошкольного возраста в области художественно-эстетической культуры, с удовлетворением природной двигательной активности детей и профилактикой распространенных отклонений в их физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и т.д.).
По справедливому замечанию В.А. Беликова, при наличии образовательного предмета исследования, речь должна идти об условиях выполнения деятельности участников образования, направленной на решение любой научно-исследовательской проблемы [1].
Так как в педагогике любая деятельность рассматривается в аспекте формирования качеств личности, совокупность которых обеспечивает её эффективное развитие, то мы должны и можем говорить о педагогических условиях эффективности процесса выполнения этих видов деятельности.
В педагогических исследования (Г.Д. Бухарова, Г.В. Власова, Т.Е. Климова, Е.Ю. Никитина и др.) рассматриваются общепедагогический и организационно-педагогические аспекты понятия условий деятельности. Предметом, в отношении которого они рассматриваются, являются процессы образования, обучения, воспитания и развития личности (в нашем случае, личности ребенка дошкольного возраста).
Современные исследователи (М.В. Крулехт, С.В. Кульневич, Т.В. Захараш и др.) под педагогическими условиями понимают специально создаваемые педагогами обстоятельства, при которых обеспечивается эффективное воспитание, успешно осваиваются знания, умения, формируется активность положительные личные качества детей; совокупность мер, учитываемых, создаваемых, используемых для конструирования развивающей среды, наиболее эффективно способствующей достижению избранных педагогом целей.
Целью нашего исследования является разработка и научное обоснование модели становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ. Успешность реализации модели зависит от комплекса педагогических условий. Одним из них является учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий. Основной формой организации детской танцевальной деятельности является хореографическое занятие (урок).
Хореографическое занятие — отрезок учебного процесса, или времени, который может быть организован в хореографическом классе, где в течение 25-35 минут происходит изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, закрепление музыкально-ритмического материала в игре, музыкально-танцевальные импровизации и т.п.
Занятия (уроки) бывают разных типов. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам; дидактическим целям и листу урока в общей системе обучения.
Выделяют следующие типы уроков:
· комбинированные (смешанные);
· изучения новых знаний;
· формирование новых умений;
· обобщения и систематизации изученного;
· контроля и коррекции знаний, умений;
· практического применения знаний, умений.
Однако типов занятий (уроков) намного больше, только творческие уроки А.В. Хуторской делит на 4 типа: когнитивный включает в себя 14 видов, креативный — 21, оргдеятельностный — 10 видов, коммуникативный — 14.
Существуют так называемые нестандартные занятия (уроки), у которых неустановленная структура. Элемент дидактизма на этих занятиях становится завуалированным благодаря элементам занимательности.
Анализ работы исследователей в области обучения хореографическому искусству (Э.С. Вильгковский, Е. В. Горшкова, А.С. Некрасов, Т.В. Пуртова и др.) позволил систематизировать типологию хореографических занятий.
Типы хореографических занятий определены нами по: 1) хореографическим направлениям: урок классического танца; урок народного танца; урок историко-бытового танца; урок бального танца; урок современного танца; комбинированный урок; 2) численному составу: групповое занятие; мелкогрупповое занятие; индивидуальное занятие; 3) по возрасту старших дошкольников: 5-6 лет; 6-7 лет; 4) гендерному принципу: занятие для мальчиков; занятие для девочек; смешанное занятие; 5) по организационному принципу (традиционные занятия): вводно-ознакомительное занятие; учебное занятие; открытое (показательное); контрольное (заключительное занятие); 6) по особенностям физического развития: для детей без отклонений в развитии; для детей с запоздалым развитием; для детей с нарушение зрения; для детей с нарушением слуха; 7) по принципу доминантности: тренинговое (технологическое); коррегирующее (коррекционное); музыкально-ритмическое; творческое; эстетическое; комбинированное; интегрированное; 8) по форме: игровые; сюжетные.
Особенностью разработанной нами практико-ориентированной модели является использование различных типов хореографических занятий с детьми дошкольного возраста. Наряду с традиционными (общепринятыми) типами занятий: вводно-ознакомительным, учебным, открытым, контрольным, в процессе хореографического обучения дошкольников использовались хореографические занятия, в основе которых лежит деление танцевальных движений на доминанты. Каждая из доминант выступает как отдельный тип занятия, в котором преимущество отдается решению задач определенного направления работы по становлению хореографических умений.
Тренинговый (технологический) тип занятия направлен на овладение и совершенствование техники исполнения танцевальных движений.
Корригирующий тип занятия решает задачи, направленные на развитие силы и эластичности отдельных групп мышц, профилактику и коррекцию незначительных анатомо-физиологических недостатков и включает в себя коррекционные и партерные группы упражнений. Основная часть корригирующего занятия проходит в форме партерной гимнастики.
Музыкально-ритмический тип занятий способствует более глубокому восприятию музыкальных произведений различного характера, развитие координации движений, слухового восприятия и чувства ритма.
Творческий тип занятий активизирует хореографическую деятельность дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, способствует формированию умений находить новые выразительные движения и использовать знакомые в новой интерпретации, составлять несложные танцевальные этюды и композиции.
Эстетическое занятие развивает эстетические чувства, художественный вкус и интерес к смежным видам искусств, формирует навыки культуры поведения, культуры одежды, прививает интерес к национальному танцевальному творчеству.
По нашему мнению, наиболее содержательным и эффективным является комбинированный тип занятия, включающий в себя элементы всех типов занятий, проходящих в сюжетной или игровой форме. Такие занятия увлекают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение и произвольное внимание, обогащают эмоциональный опыт.
Обучающе–игровой характер занятий оказывает на музыкально-двигательное развитие дошкольников многостороннее педагогическое воздействие. По мнению А.В. Запорожца [5], игра является первой доступной для детей формой, которая предусматривает осознанное отображение и совершенствование новых движений.
В занятиях сюжетного характера необходимо учитывать знания и интересы самих детей, а рекомендуемые танцевальные движения должны отвечать поставленным задачам.
Элементы занятий сюжетного характера могут включаться в содержание интегрированных занятий. Интеграция предполагает введение в образовательный процесс нетрадиционного содержания, сочетания различных методов работы и способствует внедрению межпредметного подхода в осуществлении всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий, являясь одним из педагогических условий, выделенного нами комплекса, оказывают положительное влияние на становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ.
Новизна выделенных педагогических условий заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования. — становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ.
Список литературы:
1.Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: ВЛАДОС, 2004. 354 с.
2.Подласый А.В. Педагогика: Том 1. М.: ВЛАДОС, 1999. 574 с.
3.Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. 352 с.
4.Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
дипломов
Оставить комментарий