Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Толерантность: история и современность

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Поликашева Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО МИРООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ВОСПИТАНИЯ  ТОЛЕРАНТНОГО  МИРООТНОШЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ

Поликашева  Наталия  Владимировна

аспирант  ФГУ  «Федеральный  институт  развития  образования»,

зам.  директора,  ГОУ  Центр  дополнительного  образования  детей,  г.  Москва

E-mail:  polikaseva_n@mail.ru

 

Мир  становится  теснее  и  начинает  претерпевать  фундаментальные  изменения  в  процессе  развития.  В  связи  с  этим  сформировались  новые  требования  к  системе  образования  и  воспитания  учащихся,  перед  образованием  встала  важнейшая  задача  создания  условий  для  обучения  основным  знаниям  и  навыкам,  необходимым  для  совместной  жизни.  Проблема  приобретает  особую  актуальность  в  условиях  поликультурности,  где  общество  диктует  насущную  потребность  в  утверждении  культурного  плюрализма  средствами  поликультурного  образования.  Понимание  многообразия  мира  предполагает  наличие  внутренней  толерантной  позиции  человека.  В  связи  с  этим  значимым  становится  поиск  путей,  методов,  технологий  по  созданию  условий  для  воспитания  ценностного  сознания  школьников  и  использование  в  этих  целях  потенциала  средств  образования  толерантности  и  непосредственно  толерантных  начал.

В  этой  обстановке  одним  из  важнейших  условий  построения  позитивных  отношений  с  представителями  других  национальностей  является  взаимодействие  на  основе  толерантности,  понимания,  уважения  взглядов,  мнений,  традиций,  культур  других  стран  и  народов.  Толерантность  является  ценностью,  необходимой  и  фундаментальной  для  реализации  прав  человека  и  достижения  мира.  Эти  проблемы  в  состоянии  решить  поликультурное  образование,  которое  создает  условия  для  полноценной  самореализации  личности  в  культуре.

Поликультурное  образование  помогает  ребенку  развиваться  не  только  как  субъекту  познания,  субъекта  жизнедеятельности.  Но  и  как  субъекту  культуры  –  ее  носителю,  хранителю,  пользователю,  творцу,  помогает  сохранить  свою  индивидуальность,  повысить  самооценку,  реализовать  весь  творческий  потенциал,  признать  и  понять  неповторимость  и  ценность  каждой  личности.  Поликультурное  образование  помогает  созданию  толерантного  диалога,  сотрудничества  обучающей  и  обучаемой  сторон.  Принцип  диалога,  неразрывно  связанный  с  принципом  толерантности,  является  не  только  средством  образования,  но  и  его  целью.

Человек  культуры,  гармонично  сочетающий  в  своем  личностном  образе  общечеловеческую  нравственность,  национальную  и  индивидуальную  самобытность,  выступает  в  данной  концепции  общей  целью  образования.

Важность  проблемы  по  созданию  условий  для  развития  толерантных  качеств  личности,  ее  актуальность  вызваны  тем,  что  в  современном  обществе  выявлена  несформированность  социальных,  культурных,  национальных  образовательных  ценностей  и  смыслов,  отвечающих  реалиям  многокультурного  общества:  разорванность  связей  между  поколениями,  отчуждение  и  противостояние  в  семье,  школе  и  социуме;  нечеткость  общественных  и  педагогических  позиций  в  достижении  идеала  личности  школьника. 

Понятие  «толерантность»  привлекает  внимание  многих  исследователей  не  только  в  области  философии,  психологии,  но  и  в  педагогической  науке.  Идеи  толерантности  содержатся  в  работах  многих  педагогов  прошлого  и  настоящего.  Уже  Сократ,  родоначальник  педагогики  Древней  Греции,  учил  своих  учеников  вести  диалог,  логически  мыслить,  сотрудничать  в  процессе  поиска  истины.

В  XVII  в.  чешский  педагог  Я.  Каменский  говорил  о  школе,  как  о  доме  радости.  Его  дидактика  построена  на  принципах  целесообразности  и  природосообразности.  Его  девиз:  никакого  насилия  над  человеком!

Видный  представитель  толерантности  в  эпоху  Просвещения  XVII  в.  был  Вольтер.  Ему  приписывают  изречение:  «Я  не  согласен  с  тем,  что  вы  говорите,  но  пожертвую  своей  жизнью,  защищая  ваше  право  высказывать  собственное  мнение»,  –  афоризм,  в  котором  выражена  классическая  теория  толерантности. 

Большое  внимание  нравственному  формированию  личности  уделяли  западноевропейские  педагоги  XVIII  века,  представители  свободного  воспитания.  Так,  например,  Ж-Ж.  Руссо  говорил  о  роли  самовоспитания  в  процессе  воспитания,  о  связи  воспитания  с  жизнью,  с  личностным  опытом  ребенка,  об  индивидуальном  подходе  к  каждому  конкретному  ребенку,  об  обучении  и  воспитании  человека  согласно  его  склонностям,  потребностям,  интересам.  Идеи  Ж-Ж.  Руссо  получили  дальнейшее  развитие  в  трудах  педагогов  XIX  века  И.  Пестолоцци,  И.  Гербарта,  А.  Дистервега.  И.  Пестолоцци  в  сочинении  «Лингард  и  Гертруда»  развил  идеи  о  гуманном  характере  воспитания,  привитии  детям  сочувствия  и  сострадания  к  людям  как  основы  их  нравственного  развития.

К  XX  веку  в  России  получили  развитие  идеи  свободного  духовно-нравственного  воспитания.  Гуманистические  идеи  представлены  в  трудах  Т.  Шацкого,  П.  Блонского.  Широкое  распространение  среди  педагогической  общественности  получил  опыт  А.  Макаренко,  разработавшего  теорию  воспитательного  коллектива  как  формы  педагогического  процесса,  в  котором  формируются  отношения  взаимоуважения  и  взаимной  поддержки.  В  отечественной  историко-педагогической  науке  накоплен  значимый  в  контексте  рассматриваемой  проблемы  материал  для  практико-ориентированных  философско-педагогических  обобщений. 

Идеи  толерантности,  основные  положения  личностно-гуманистической  педагогики  встречаются  в  работах  педагогов-новаторов  Ш.  Амонашвили,  С.  Лысенковой,  В.  Шаталова  и  многих  других.  Например,  Ш.  Амонашвили  в  процессе  управления  обучением  и  воспитанием  детей  вводит  безусловные  правила:  принятие  личности  каждого  ребенка,  учет  индивидуальных  особенностей  детей,  воспитание  и  обучение  с  позиций  уважения,  достоинства  и  веры  в  возможности  и  способности  учеников,  совместное  создание  атмосферы  сотрудничества,  сотворчества  [1,  с.  296].

С  начала  90-х  гг.  ХХ  века  в  научный  оборот  введен  новый  археографический  материал,  опубликованы  ранее  неизвестные  теоретические  изыскания  выдающихся  русских  педагогов,  психологов,  философов  образования.  Вместе  с  тем,  и  современный  опыт  воспитания  толерантности  заслуживает  своего  системного  изучения,  осмысления  и  обобщения. 

Наиболее  интересно,  на  наш  взгляд,  объяснение  толерантности  группой  ученых  –  авторов  сборников  «На  пути  к  толерантному  сознанию»,  «Век  толерантности»,  А.  Асмолова,  В.  Глебкина,  Г.  Солдатовой,  Л.  Шагеровой  и  др.  Толерантность  связывается  ими  с  принятием  другого.  С  проявлением  сочувствия  и  сострадания,  с  признанием  ценности  многообразия  человеческой  культуры. 

Выявление  и  концентрация  усилий  на  решении  указанной  социально-педагогической  проблемы  открывает  возможность  более  глубокой  современной  интерпретации  принципа  культуросообразности  личностно-ориентированного  образования,  суть  которого  раскрывается  в  обеспечении  гармонии  общечеловеческой,  интернациональной,  национальной  и  индивидуально-личностной  культуры.  Среди  самых  неотложных  задач  образования  в  настоящее  время  находится  воспитание  учащихся  в  духе  готовности  к  культурному  диалогу.  Этот  диалог  возможен  только  при  условии  признания  всеми  его  участниками  равновеликости  религиозной,  этнической  и  культурной  принадлежности  людей  [2,  с.  32-35].

В  отечественной  науке  и  практике  идеи  толерантности  реализуются  в  педагогике  сотрудничества,  педагогике  успеха,  диалоговой  педагогике,  педагогике  ненасилия.  Так,  осознание  объективно  сложившейся  ситуации  привело  государства  –  члены  Организации  Объединенных  Наций  по  вопросам  образования,  науки  и  культуры  к  принятию  Декларации  принципов  толерантности  (1995  г.).  Доклад  международной  комиссии  ЮНЕСКО  о  глобальных  стратегиях  развития  образования  в  XXI  в.  подчеркивает,  что  «одна  из  важнейших  функций  школы  –  научить  людей  жить  вместе,  помочь  им  преобразовать  существующую  взаимосвязь  государств  и  этносов  в  сознательную  солидарность.  В  этих  целях  образование  должно  способствовать  тому,  чтобы,  с  одной  стороны,  человек  осознал  свои  корни  и  тем  самым  мог  определить  место,  которое  он  занимает  в  мире.  И  с  другой  –  привить  ему  уважение  к  другим  культурам».

Актуальность  воспитания  толерантного  мироотношения  у  подрастающего  поколения  обусловлена  спецификой  современной  ситуации,  которая  характеризуется  динамичным  развитием,  лавинообразными  темпами  нарастания  информации,  противоречивостью  точек  зрения  на  одно  и  то  же  явление.  В  зависимости  от  мотивов,  установок,  представлений  личности,  поставленных  целей,  избранных  способов  взаимодействия  и  поведения  конкретная  ситуация  может  приобрести  и  конструктивный,  и  деструктивный  характер.  Умение  ухватить,  понять  новой,  появившееся  здесь  и  сейчас,  отказавшись  от  существующего  стереотипа,  составляет  значимое  качество  современного  человека,  обусловливающее  возникновение  определенного  типа  отношения  –  толерантного  или  интолерантного.  Возникновение  такого  отношения  определяется  имеющими  знаниями,  способами  познания,  ценностными  ориентирами,  способностью  и  готовностью  понять  и  принять  другую  точку  зрения,  выстроить  бесконфликтные  взаимоотношения,  определяющие  мироотношение  человека.

Сегодня  необходимо  знать  дифференцированное  понимание  феномена  толерантности,  в  состав  которого  входят: 

·     естественная  (натуральная)  толерантность  –  открытость,  любознательность,  доверчивость,  –  свойственная  маленькому  ребенку  и  еще  не  ассоциирующаяся  с  качествами  его  «Я»  (толерантность  типа  «А»); 

·     моральная  толерантность  –  терпение,  терпимость,  ассоциируемая  с  личностью  («внешним  Я»  человека)  (толерантность  типа  «Б»); 

·     нравственная  толерантность  –  принятие,  доверие,  ассоциируемая  с  сущностью  или  «внутренним  Я»  человека  (толерантность  типа  «В»). 

Остановимся  на  этих  типах  подробнее.

Толерантность  типа  «А»  –  это  естественное  и  безусловное  принятие  другого  человека,  отношение  к  нему  как  к  самодостаточному  и  самоценному  существу.  Такая  толерантность  имеет  место  в  жизни  маленького  ребенка,  у  которого  процесс  становления  личности  (процесс  персонализации)  еще  не  привел  к  расщеплению  индивидуального  и  социального  опыта,  к  формированию  «персоны»  или  «фасада»,  к  возникновению  «двойного  стандарта»,  к  существованию  обособленных  планов  поведения  и  переживания  и  т.д. 

Младенец  абсолютно  нетерпим  к  своим  нуждам  –  он  не  терпит  голода,  холода,  эмоциональной  заброшенности.  Он  готов  требовать  удовлетворения  своих  базовых  потребностей  плачем  –  тем  инструментом,  что  ему  доступен.  Если  бы  ему  были  доступны  другие  средства,  он  бы  ими  воспользовался  (данный  феномен  Л.  Выготский  называл  «детским  солипсизмом»).  В  этом  смысле,  действительно  –  родители  учат  ребенка  терпению,  а  многие  взрослые  остаются  «младенцами»  в  желании  получить  мгновенное  удовлетворение  своим  нуждам  [3,  с.  128].

Именно  этот  тип  толерантности  ответственен  за  парадоксальное  принятие  маленькими  детьми  своих  родителей  даже  в  случаях  крайне  жестокого  обращения,  психологического,  физического  и  сексуального  насилия.  С  одной  стороны,  наличие  у  детей  толерантности  типа  «А»  обеспечивает  им  субъективную,  психологическую  защищенность  от  проявлений  жестокости  и  позволяет  сохранить  позитивные  отношения  с  родителями,  а  с  другой  стороны,  расщепляет  и  невротизирует  их  формирующуюся  личность,  поскольку  не  может  обеспечить  достаточного  уровня  самопринятия,  принятия  собственного  опыта,  собственных  чувств  и  переживаний.  Данная  «асимметричность»  толерантности  типа  «А»  ответственна  за  дальнейшее  развитие  толерантности  в  целом,  осуществляющееся,  как  правило,  в  форме  инволюции  (обратного  развития)  естественной  толерантности. 

Толерантность  типа  «Б»  –  это  по  сути  дела  скрытая,  отсроченная  внутренняя  агрессия.  Хотя  такая  «терпимость»  выглядит  на  первый  взгляд  лучше,  чем  «нетерпимость»,  и  то,  и  другое  являются,  тем  не  менее,  однопорядковыми  и  одноприродными  явлениями.  Различия  между  ними  –  лишь  количественные,  а  не  качественные,  поскольку  их  психологическая  основа  идентична.  В  этом  смысле  можно  сказать,  что  толерантность  типа  «Б»  –  это  обратная  сторона  нетерпимости,  различных  форм  насилия  и  манипулирования  человеком,  игнорирования  его  субъектных  характеристик,  всего  того,  что  так  деструктивно  действует  на  отношения  между  людьми. 

Толерантность  типа  «В»  построена  на  принятии  человеком,  как  окружающих,  так  и  самого  себя,  на  взаимодействии  с  внешним  и  внутренним  миром  в  принимающей,  диалогической  манере.  В  противоположность  насилию  и  манипулированию  такое  взаимодействие  предполагает  как  уважение  ценностей  и  смыслов,  значимых  для  другого,  так  и  осознание,  и  принятие  собственного  внутреннего  мира,  своих  собственных  ценностей  и  смыслов,  целей  и  желаний,  переживаний  и  чувств.  Для  человека,  обладающего  толерантностью  типа  «В»,  напряжения  и  конфликты  вовсе  не  исключены,  можно  сказать,  он  постоянно  живет  в  ситуации  напряженного  существования,  не  боится  быть  лицом  к  лицу  с  этим  напряжением,  достойно  выдерживать  и  принимать  его  как  безусловную  экзистенциальную  данность.  Это  подлинная,  зрелая,  действительно  позитивная  толерантность,  основанная  (в  отличие  от  толерантности  типа  «А»  и  «Б»)  на  гораздо  более  полном  осознании  и  принятии  человеком  реальности. 

Среди  всех  разнообразных  видов  и  форм  толерантности  основанием  общей  толерантности  человека  является  межличностная  толерантность.  Такой  подход  и  диктует  необходимость  применения  специальных  технологий,  которые  помогают  улучшить,  оптимизировать  результаты  взаимодействия,  диалога.

Полноценная  толерантность  не  может  быть  результатом  только  внешних  воздействий:  толерантность  не  сколько  формируется,  сколько  саморазвивается;  помощь  в  становлении  толерантности  –  это  создание  условий  для  развития  толерантных  установок,  принципов  толерантного  взаимодействия.  Таким  образом,  толерантность,  является  жизненно  важным  личностным  свойством.  Именно  о  создании  условий  для  развития  толерантных  качеств  личности  идет  речь,  так  как  они  являются  итогом  синхронной,  слаженной  работы  семьи,  психологов,  педагогов  и  социума.

 

Список  литературы:

1.Амонашвили  Ш.А.  Личностно-гуманная  основа  педагогического  процесса.  Мн:  Университетское,  1990.  560с.:  ил. 

2.Асмолов  А.Г.  Мы  обречены  на  толерантность  //  Семья  и  школа.  2001.  №  11-12.С.32-35.

3.Выготский  Л.С.  Педагогическая  психология.М.:  Просвещение,  1996.  500с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий