Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Толерантность: история и современность

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карасаева Х.О. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАЗАХСТАНА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ  УСТАНОВКИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ  КАЗАХСТАНА

Карасаева  Халам  Орынгалиевна

к.  фил.  н.,  профессор  университета  «Кайнар»  г.  Актау,  респ.  Казахстан

E-mail:  coll_edu@mail.ru

 

Мир  и  согласие  в  обществе  –  это  главный  стержень  казахстанской  национальной  идеи,  с  которым  связывается  экономический  рост  страны,  обеспечивается  благополучие  и  единство  народов.  Эта  идеология  опирается  на  активную  работу  государственных  органов,  этнокультурных  центров,  образовательных  учреждений. 

Профессиональное  образование  эффективно  реализует  инновационные  технологии  обучения  будущих  специалистов,  одновременно  решаются  проблемы  успешной  социализации  личности,  так  как  воспитательная  работа  всегда  признавалась  важнейшей  составляющей  целостного  процесса  образования.

Воспитание  –  это  целенаправленный  процесс  формирования  у  человека  общественно  ценных  потребностей  и  мотивов,  этических  норм,  позитивного  социального  поведения.  В  педагогической  литературе  выделяется  четыре  уровня  образовательно-воспитательных  целей:

1.  цели  государственно-образовательной  политики;

2.  региональные  образовательно-воспитательные  цели; 

3.  цели  развития  учебного  заведения;

4.  цели  воспитания  личностных  качеств  индивидуума. 

Цели  высшего  уровня  –  это  цели  государственной  образовательной  политики.  В  «Концепции  развития  образования  Республики  Казахстан  до  2015  года»,  «Концепции  государственной  молодежной  политики  в  Республике  Казахстан»  определены  цели  и  задачи  воспитания  молодого  поколения:

1.  формирование  физически  здоровой,  духовно  богатой,  высоконравственной,  образованной  личности,  патриота  Казахстана,  уважающего  традиции  культуру  своего  и  других  народов; 

2.  воспитание  гражданственности,  уважения  к  правам  и  свободам  человека,  ответственности  перед  собой  и  обществом; 

3.  формирование  целостного  научного  мировоззрения,  экологической  культуры,  создание  предпосылок  для  вхождения  в  открытое  информационное  пространство; 

4.  разностороннее  развитие  личности,  их  познавательных  интересов,  творческих  способностей,  умений  и  навыков  самообразования,  создание  условий  для  самореализации  личности.

Следующий  уровень  целей  касается  средств  и  способов  воспитания.  На  основе  программы  воспитательной  работы,  отбирая  и  используя  наиболее  оптимальные  формы  и  средства  воздействия,  образовательное  учреждение  решает  комплекс  воспитательных  задач,  как:

·     привлечение  молодежи  к  творческой  деятельности;

·     формирование  стремления  к  самосовершенствованию  личности;

·     пробуждение  интереса  к  экологии  края  и  стремления  к  сохранению  достопримечательностей  и  исторических  памятников; 

·     включение  молодых  людей  в  современные  формы  хозяйствования  (коммерческие  программы,  бизнес-проекты,  консультационные  услуги,  строительные  отряды,  службы  безопасности  и  др.);

·     приобщение  к  формам  культурного  досуга. 

Образовательное  учреждение  создает  свою  концепцию  и  программу  воспитания  с  учетом  ряда  объективных  и  субъективных  факторов:  это  специфика  региона  и  самого  учебного  заведения  с  его  кадровым  потенциалом,  финансово-экономическими  возможностями,  особенностями  студенческого  контингента  и  т.д.

Но  в  любом  случае  ведущими  позициями  в  концепции  воспитания  должны  стать  успешно  апробированные  в  отечественной  педагогике  положения,  как  гуманистическая  установка  воспитательно-образовательного  процесса;  культуросообразность  обучения  и  воспитания  с  учетом  социокультурных  доминант  страны  и  региона;  реализация  принципа  социальной  справедливости.

Началом  серьезной  работы  по  совершенствованию  молодежной  политики  в  Республике  явилось  создание  необходимых  условий  для  получения  молодежью  достойного  образования  и  трудоустройства  по  специальностям. 

Комплексный  план  воспитательной  работы  каждого  учебного  заведения  ориентирован  на  модель  личности  выпускника,  согласно  которому  будущий  специалист  должен  обладать  ключевыми  и  профессиональными  компетенциями,  коммуникативными  навыками,  толерантностью  и  патриотизмом,  способностями  к  самосовершенствованию  и  самообучению.

  В  стенах  учебного  заведения  эти  качества  формируются  постепенно,  под  влиянием  многих  факторов.  Общеизвестно,  что  на  определенных  этапах  развития  личности  создаются  благоприятные  предпосылки  для  формирования  позитивных  качеств  личности.

Следовательно,  целесообразно  определить  для  каждой  возрастной  группы  приоритетные  воспитательные  задачи.  На  младших  курсах  таковыми  являются  социализация,  формирование  ценностного  отношения  к  поведенческим  нормам,  развитие  стремления  к  самореализации  и  самоутверждению.  Как  они  решаются?  Прежде  всего,  происходит  процесс  адаптации  обучающегося  к  новым  условиям  образовательного  учреждения.  Здесь  не  обойтись  без  квалифицированной  психолого-педагогической  поддержки,  которая  к  тому  же  направлена  на  коррекцию  нравственных  качеств,  например,  свойственного  молодежи  максимализма  или  нигилизма.  В  этот  период  особенно  актуальным  является  развитие  у  молодежи  навыков  самообучения,  всемерно  поощряя  стремление  к  самостоятельности  в  разных  видах  деятельности.

На  старших  курсах  определяются  такие  приоритеты,  как  самовоспитание,  духовное  и  физическое  самосовершенствование  личности.  Для  этого  необходимы  в  определенной  степени  персонифицированные  программы  воспитания,  которые  ориентированы  на  развитие  способностей  к  самореализации  и  самоопределению. 

В  опыте  казахстанского  профессионального  образования  достаточно  много  разнообразных  воспитательных  методических  средств  и  организационных  форм.  В  зависимости  от  поставленных  воспитательных  целей  проводятся  кураторские  часы,  тематические  и  предметные  недели  и  декады,  коллективные  творческие  дела,  интеллектуальные  игры,  организуются  научные  общества,  кружки  и  клубы,  СМИ,  досуговые  мероприятия,  экскурсии,  турпоходы  и  др. 

Важнейшей  проблемой  современности  является  подготовка  молодежи  к  самореализации  в  многокультурном  и  многомерном  обществе,  «…будучи  ориентированной  на  практическое  решение  этой  задачи,  именно  сфера  образования  может  и  должна  инициировать  интерес  к  проблеме  толерантности  во  внешней  среде  -  в  собственном  обществе  и  в  международном  сообществе  в  целом»  [1,  с.  4].  Современный  поликультурный  социум  требует  нахождения  воспитательных  средств  формирования  толерантной  личности,  способной  к  созидательной  деятельности,  терпимой  к  иной  национальности,  иноязычной  культуре  и  вероисповеданиям. 

Формирование  у  молодежи  этносоциальной  компетентности  направлено  на  реализацию  практики  толерантного  общения  с  представителями  других  народов  и  национальностей,  на  понимание  своеобразия  инонациональной  культуры  и  традиций,  дружественного  взаимодействия  [5,  с.  217].

Повседневное  многофункциональное  общение  полиэтнического  населения  нашей  республики  происходит  без  напряжения  и  негативных  последствий.  Хотя  история  развития  этнических  процессов  в  мире  показывает,  что  во  многих  странах  имеются  факты  националистического  проявления  самосознания,  агрессивности,  неприязни  и  непонимания.

Воспитание  в  духе  толерантности  является  наиболее  эффективным  средством  предупреждения  нетерпимости.  Начинать  надо  с  обучения  людей  тому,  в  чем  заключаются  их  общие  права  и  свободы,  что  позволит  обеспечить  осуществление  этих  прав.  Политика  и  программы  в  области  образования  должны  способствовать  улучшению  взаимопонимания,  укреплению  солидарности  и  терпимости  в  отношениях  между  этническими,  социальными,  культурными,  религиозными  и  языковыми  группами,  а  также  нациями. 

Необходимо  находить  и  реализовывать  меры  противодействия  влиянию,  вызывающему  чувство  страха  и  отчуждения  по  отношению  к  инонациональному,  а  также  формировать  у  молодежи  независимое  мышление  и  выработку  суждений,  основанных  на  нравственных  ценностях.  В  этой  связи  практика  воспитательной  работы  с  учащимися  не  должна  содержать  положений  и  выводов,  принижающих  этнические,  культурные  ценности  и  традиции.  Наоборот,  выявив  культурно-историческое  национальное  достояние,  необходимо  ввести  его  в  сокровищницу  общей  культуры.

Проведённые  исследования  этносоциальной  компетентности  показывают,  что  её  можно  успешно  формировать  и  развивать,  если  основной  костяк  педагогического  коллектива  образовательного  учреждения  составляют  преподаватели,  у  которых  доминируют  позитивные  установки  на  межнациональные  отношения,  а  также  готовность  к.  преодолению  трудностей  во  взаимодействии  с  представителями  иных  национальностей.  От  педагога  требуется  стремление  к  установлению  и  поддержке  атмосферы  толерантности  и  сотрудничества  в  полиэтнической  среде.  При  этом,  педагог  должен  обладать  специальными  знаниями,  умениями  и  навыками,  позволяющими  нейтрализовать  внешний  или  внутренний  конфликты  в  межэтнических  контактах.

Итак,  этносоциальная  компетентность  педагога  предполагает: 

·     знание  норм  и  правил,  регулирующих  взаимоотношения  представителей  полиэтнической  среды; 

·     уважение  к  сложившимся  традиционным  формам  межнационального  взаимодействия; 

·     умение  профессионально  реагировать  на  культурные,  социальные,  экономические,  политические  и  религиозные  источники  нетерпимости,  лежащие  в  основе  насилия  и  отчуждения;

·     способность  противостоять  национальной  предвзятости  и  неприязни,  проявлениям  национальной  исключительности  и  самомнения. 

Культура  межнационального  общения  требует  широкого  использования  активных  методов  воспитания.  Предпочтение  должно  отдаваться  творческо-поисковой  деятельности,  дискуссиям,  в  ходе  которых  приобретается  опыт  решения  проблем,  связанных  с  особенностями  взаимодействия  в  полиэтнической  среде.  «Круглые  столы»  и  дискуссии,  интерактивные  мероприятия,  театрализованные  фестивали  с  участием  представителей  Национальных  культурных  центров  направлены  на  приобретение  новых  знаний  об  этносах  путем  конструирования  непосредственного  опыта,  в  ходе  которого  активизируется  познавательная  и  эмоциональная  сферы  обучающихся. 

Воспитание  толерантности  не  исключает  этноидентификации.  В  мире  идет  глубокая  переоценка  вклада  различных  народов,  идей,  учений  в  общечеловеческую  культуру.  Это  явление  объясняется  ростом  национального  самосознания,  поиском  самоидентификации  этносов.  Происходит  глобальный  процесс  переосмысления  человеком  исторического  развития  народов  и  национальностей  и  нахождения  достойного  места  в  мировом  сообществе.

Планирование  воспитательной  работы  по  формированию  толерантности  и  культуры  межнационального  общения  предусматривает  проведение  разнообразных  мероприятий  по  направлениям:

1)  Освоение  культуры  своего  народа,  его  традиций.  Чувство  принадлежности  к  конкретному  этносу  формирует  у  молодых  людей  уважение  к  истории  Отечества,  почитание  национальных  святынь  и  символов.  В  плане  каждого  куратора  -  проведение  воспитательных  мероприятий  по  темам  «Казахстан  –  моя  Республика»,  «Казахстан  –  наш  общий  дом»,  «Единство  –  наследие  отцов»  и  др.  На  День  независимости  Республики  проводятся  студенческие  фестивали  «Пою  мое  Отечество»,  «Казахстан  –  колыбель  дружбы».  Ежегодные  студенческие  научные  конференции  организуются  с  целью  углубления  познаний  обучающихся  по  истории  своего  края  и  формированию  бережного  отношения  к  историко-культурному  достоянию  отечества.  В  период  празднования  Наурыз  проводятся  смотры  и  фестивали  «Народное  творчество»,  конкурсы  «Кыз  сыны»,  «Жiгiт  султаны»,  экспозиции  «Старинная  национальная  одежда  казахов»,  «Ювелирные  изделия  казахов»,  на  которых  постигаются  особенности  быта  и  традиций  казахов;

2)  Ознакомление  с  национальной  культурой  народов  и  осмысление  роли  культуры  этносов–партнеров  в  мировой  культуре.  Эта  задача  решается  путем  проведения  научно-практических  конференций  по  проблемам  взаимодействия  культур,  организацией  встреч  с  известными  представителями  иноязычной  культуры,  «круглых  столов»  с  участием  деятелей  науки  и  культуры,  представителей  национальных  культурных  центров;

3)  Пробуждение  интереса  к  языкам  поликультурного  сообщества.  В  Казахстане  языки  22-х  этносов  преподаются  в  качестве  самостоятельного  предмета  в  108-ми  школах,  а  в  88-ми  школах  обучение  ведется  на  узбекском,  таджикском,  уйгурском  и  украинском  языках.  В  Послании  Президента  Республики  Казахстан  Н.Назарбаева  «Новый  Казахстан  в  новом  мире»  предложена  реализация  проекта  «Триединство  языков»,  который  предусматривает  развитие  трех  языков:  казахского  как  государственного  языка,  русского  как  языка  межнационального  общения  и  английского  как  языка  успешной  интеграции  в  глобальную  экономику.  Это  направление  предполагает  проведение  Недель  языков  народов  Казахстана,  научно-практических  конференций  и  «круглых  столов»  по  проблемам  функционирования  языков  в  республике,  конкурсов  полиязычия  и  др.

Развитие  демократического  общества  немыслимо  без  межконфессионального  согласия.  В  Казахстане  созданы  все  условия  для  того,  чтобы  представители  самых  разных  вероисповеданий  могли  спокойно  следовать  своим  духовным  традициям.  Со  дня  провозглашения  независимости  в  стране  количество  религиозных  общин  выросло  с  семисот  до  четырёх  с  половиной  тысяч.  Пропаганда  представителями  религиозных  конфессий  общечеловеческих  духовных  ценностей  содействует  развитию  у  граждан  чувства  ответственности  за  мир  и  согласие  в  общем  доме.  К  этой  же  работе  надо  привлечь  общественных  деятелей,  ученых,  политических  партий,  национальных  объединений,  поскольку  проблема  требует  компетентности  и  корректности.  В  результате  проведения  познавательных  мероприятий,  а  также  «круглых  столов»,  диспутов,  встреч,  открытого  диалога  об  общности  и  различиях  вероисповеданий,  этнокультурных  традиций  формируется  межконфессиональная  культура. 

Формирование  установок  толерантного  поведения,  веротерпимости,  миролюбия,  противодействие  и  конструктивная  профилактика  различных  видов  экстремизма  имеет  для  многонационального  Казахстана  особую  актуальность  [2;  3;  4].  Президент  Республики  Казахстан  Н.А.  Назарбаев  отметил:  «Мы  известны  миру  своей  толерантностью,  межэтническим,  межконфессиональным  согласием  и  диалогом.  Растущий  миротворческий  потенциал  нашей  страны  должен  и  дальше  бережно  сохраняться  и  развиваться»  [3,  с.  6].

Исходя  из  особенностей  республики  —  ее  открытости,  множественности  культур  и  этносов,  образовательные  учреждения  становятся  центром  приобщения  молодежи  к  общечеловеческим  ценностям  и  многообразию  культур,  воспитания  высокой  нравственности  и  патриотизма,  где  молодые  люди  учатся  сосуществованию  друг  с  другом,  не  теряя  при  этом  своей  этноидентичности. 

 

Список  литературы:

1.Гершунский  Б.С.  Толерантность  в  системе  ценностно-целевых  приоритетов  образования  //  Педагогика.  2002.№7.С.  3-12.

2.Назарбаев  Н.  Выступление  Президента  Республики  Казахстан,  Председателя  Ассамблеи  народа  Казахстана  на  XVII  сессии  АНК.  18.04.2011г.  //«Казахстанская  правда».  2011.  19  апреля.  4  с.

3.Назарбаев  Н.А.  Казахстан  на  пути  ускоренной  экономической,  социальной  и  политической  модернизации.  Астана,  2005.  23  с.

4.Назарбаев  Н.  Послание  Президента  Республики  Казахстан  «Новый  Казахстан  в  новом  мире».  Астана,  2007.  45  с.

5.Палаткина  Г.В.  Формирование  этнотолерантности  в  мультикультурном  регионе  //  Школьные  технологии.  2003.  №  3.  С.  217–221.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.