Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гоголева С.Н. РОЛЬ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 47-51.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Гоголева Сардана Николаевна

учитель родного (якутского) языка и литературы МБОУ «Чурапчинская гимназия имени С.К. Макарова»,

РФ, Республика Саха (Якутия), с. Чурапча

THE ROLE OF ETHNOGRAPHIC CAMP IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER TEENAGERS

Sardana Gogoleva

native (Yakut) language and literature teacher, Churapcha gymnasium after S.K. Makarov,

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Churapcha

 

АННОТАЦИЯ

В статье затронута проблема патриотического воспитания; выделена значимость организации этнографического лагеря в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Статья содержит основные сведения реализации программы лагеря.

ABSTRACT

Article affected the problem of patriotic education and highlighted the ethnographic camp organizing’s importance in patriotic education of the growing generation. The article contains main information about ethnographic camp program implementation.

 

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, живое общение, этнографический лагерь, родной край, фольклор.

Keywords: education, patriotic education, live communication, ethnographic camp, motherland, folklore.

 

Широкое применение компьютеров и смартфонов среди обучающихся вызывают для нас, педагогов, ряд проблем в области воспитания:

  1. отсутствие живого общения, в связи с отношением «человек-компьютер», результатом чего становится «абсолютизация» не только компьютеров, но и прежде всего смартфонов, гаджетов и др. [2]. Проведенный в этом году в Чурапчинском районе социологический опрос показал, что и в семьях перестали общаться (63 % респондентов-семей);
  2. малоподвижный образ жизни младших подростков. Приходится констатировать такой факт, что есть дети, которые хотя и живут в сельской местности, а летние каникулы проводят у компьютера или со смартфоном в руках, не выходя на природу, улицу, во двор и др.;
  3. проблема патриотического воспитания, на которую следует обратить особое внимание. Действительно, увеличивается количество равнодушных людей, не знающих историю своего родного края, родословную и т. д.

В этом отношении хочется отметить труды В.А. Сухомлинского [3; 4], где великий педагог, «отдавший детям свое сердце», воспитанием называет «постоянное духовное общение учителя и ребенка» [3; 28].

Вышеизложенное ставит перед нами вопрос: в чем главная миссия у педагогов? Безусловно, важнейшая функция – воспитательная. Самое главное – подрастающий человек, «его внутренний мир, его отношения к другим людям, к обществу и природе» [1; 8]. Чтобы «в юном сердце жила святыня, чтобы Отечество, его счастье и могущество – все это стало безмерно дорого, непоколебимо, как образ родной матери и родного отца» [4; 11].

В связи с этим, на базе нашей школы, Чурапчинской гимназии имени С.К. Макарова, мы, учителя-словесники Болдовская Ф.Н., Гоголева С.Н. начали реализовать проект «Этнографический лагерь «Күн Өркөн» (знач. Всепобеждающий, житель Срединного мира – из героического эпоса-олонхо)», где особое внимание уделяется изучению краеведения и собиранию устного народного творчества (фольклор). Лагерь является этнокультурной средой, выполняющей огромную роль в патриотическом воспитании – в приобщении детей к материальной и духовной культуре народов России, укреплении этнического самосознания у подрастающего поколения.

Целью лагеря «Күн Өркөн» является соучастие в воспитании нравственной личности, Патриота с этнической самобытностью, толерантностью, высокой культурой, способной жить в современном поликультурном мире.

Лагерь функционирует в соответствии с 2 программами – «Я – патриот (история родного края)», «Фольклор народа саха». Программы разработаны таким образом, чтобы воспитанники получили не только знания об этнографии народа саха, но и научились сами находить нужную информацию, интересоваться родной культурой, почитать древние традиции и обычаи, которые передавались из поколения в поколение.

В структуре программ заложены следующие принципы педагогического процесса: комплексный подход к организации детской деятельности; связь учебно-воспитательной работы с жизнью; гармоничное развитие личности; активизация нравственных сил и интересов детей; воспитание в коллективе.

Программы предназначены для младших подростков, интересующихся этнографией своего народа, достигших 11–13 лет. Программа рассчитана на 21 день, после окончания учебного года, совпадает с национальным праздником.

Согласно программе «Я – патриот (изучение родного края)» воспитанники за время работы лагеря с 2008 по 2014 годы по продуманному маршруту посетили все 17 наслегов Чурапчинского района, его 5 участков, 7 священных местностей. Так, например, в 2008 г. был организован первый маршрут по 3 южным наслегам Чурапчинского района: Чакыр-Хадаар-Хайахсыт, а также посетили священную местность Улахан Эбэ, где жил и боролся за Советскую власть один из основоположников якутской литературы, названный Якутским Островским, известный прозаик, писатель-олонхосут, подаривший народу героический эпос «Богатырь Буура Дохсун», первый роман «Молодежь Маарыкчаана» С.С. Яковлев-Эрилик Эристиин.

С целью привития воспитанникам лагеря чувства патриотизма, проводится работа по исполнению обрядов якутского верования «Айыы» (верование айыы): к прибытию в каждый наслег или священную местность организуются такие мероприятия, как благославление духов природы, священного огня, подвеска салама (шнура из конского волоса с дарами), уборка территории и др.

Организуются тематические мероприятия по патриотическому воспитанию, обеспечивающие духовно-нравственное развитие младших подростков. Каждый год стараемся посещать национальный праздник встречи лета и преклонению Божествам Айыы Верхнего мира и солнцу – праздник Ысыах. Не забывается ысыах в селе Телей (2012 г.), посвященный 20-летию второго образования как наслег после Великой отечественной войны с участием Главы Республики Сахя (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича. Историческим моментом было чествование потомков 4-х племенных родов, которые заново возродили наслег после переселения родного колхоза в 1942 г. в северные улусы республики Булунский, Жиганский, Кобяйский.

Воспитанники лагеря стали героями документального фильма про семью талантливого художника, народного мастера К.К. Колесова в местности Кындал, где находится этнографический комплекс «Олонхо дойдута» (Страна олонхо).

Проводится систематическая работа по оказанию социально значимых услуг и всяческой помощи ветеранам тыла, труда, пожилым людям: предоставление продуктов питания, воды, работа в огороде и др.

Этнографическим лагерем «Күн Өркөн» с 2008 по 2014 гг. собрано у 147 сказителей фольклорных материалов: 34 народной песни, 32 легенд, 31 песня-тойук, 26 исторических преданий, 19 загадок, 17 песен-осуохай, 17 благопожеланий, 11 героических эпосов-олонхо, 9 сказок, 8 скороговорок. А также записаны истории наслегов, священных мест, старинных построек, рунических письменностей древних якутов XVII века, памятников, коновязей, имеющие культурно-духовную ценность для патриотического воспитания. Все собранные материалы паспортизированы, разделены по жанрам, хранятся в фольклорном фонде экспедиции в письменном и электронном видах, видео- и аудио-записях.

В заключение, хочется отметить слова В.А. Сухомлинского: «Дети должны стать патриотами своей Родины, горячо любящими родную землю и трудовой народ, честными, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закаленными».

Нам кажется, что личностные качества, определенные великим педагогом, мы и стараемся развивать в каждом воспитаннике.

Первые выпускники Захаров Толя, художник лагеря, назначен директором клуба село Арыылаах; Ахматов Азамат, оператор лагеря, работает инженером-программистом в центральной районной больнице.

Надеемся, что наши выпускники всегда останутся «сынами и дочерями природы», вернутся в родное село, став специалистами.

 

Список литературы:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе). – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.
  3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
  4. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / Сост.: А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 175 с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Сост. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1974. – 440 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.