Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2016 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Толерантность: история и современность
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
TOLERANCE: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW
Margarita Aleshkina
primary school teacher Municipal budget Comprehensive School-boarding
“School-a boarding school of general education sports profile”,
Russia, Leninsk-Kuznetsk
Elena Streltsov
educator MO SHISP,
Russia, Leninsk-Kuznetsk
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий обзор истории возникновения понятия толерантность, рассмотрены три стадии проблемного развития толерантности в классическом варианте «западного» либерализма; указаны известные философы, педагоги и психологи, которые внесли весомый вклад в развитие этого понятия.
ABSTRACT
The article offers an overview of the history of the concept of tolerance, consider the three stages of the problem of development of tolerance to the classic version of “Western” liberalism; lists known philosophers, educators and psychologists who have made a significant contribution to the development of this concept.
Ключевые слова: толерантность, либеральное общество, плюрализм, полиэтническая семья.
Keywords: tolerance, liberal society, pluralism, multi-ethnic family.
Толерантность – терпеливо переносить (на латыне и французском).
В качестве исходной точки толерантности возьмём данные из Декларации принципов толерантности, подписанной в Париже 16 ноября 1955 года [3]. Этот день считается днём толерантности. Итак, толерантность – это форма отношения к другому, разнообразному и отличному от тебя, к тому, что не совпадает с твоими особенностями и привычными формами культуры. Толерантность – это норма отличий одного человека от другого и поддержки этих отношений. Возникновение понятия толерантности, как принципа существования, относится к 18 веку, эпохе французского Просвещения и связано с идеями мира в Европе, истерзанной религиозными войнами.
Можно объяснить проще, толерантность – это качество отношения к другому человеку, как к равнодостойной личности; в сознательном подавлении неприятного подавления к нему, а следовательно предполагает понимание, диалог, признание и уважение его прав на отличие.
Интересно, что в литературе, толерантность понимается, как единство спонтанно-негативного восприятия другой стороны, то есть неприятие и осуждение, плавно перетекающие в приятие и допущение. Причём нужно понимать, что толерантное приятие – это не снисхождение или внутреннее терпение порицаемых явлений, но признание права другой стороны на своё, отличное от вашего мнения, самобытность и особенность. Продолжая эту мысль, надо отметить возможное непонимание другой стороной толерантных условий и сознательного отказа от применения силы. Можно заметить, что в современной либеральной традиции, толерантность выступает, как проблемное, противоречивое и к тому же парадоксальное понятие [1].
Толерантность во все времена подвергалась нещадной критике и сегодня нет какой-то разработанной теории, где можно было найти ответ на неё.
В современной философии термин «толерантность» означает воздержание от применения силы при разночтении во мнении по тем или иным вопросам, например, верованиям, поведении одного или группы людей. На сегодняшний день проблема толерантности – один из главных вопросов в политической и моральной философии, кроме того она является центральным аспектом либеральной традиции. Либеральная модель общества – снятие и ослабление ограничений и предоставление свободы действия; предполагает равенство всех членов общества [2].
В чём же противоречивость толерантности? С одной стороны, признаётся существующее отклонение недопустимым и даже вредным, с другой стороны, толерантность требует отказаться от своего отклонения. Например, религиозный человек признаёт гомосексуализм грехом и извращением, но в рамках либеральной толерантности он обязан воздержаться не только от физической расправы, но и просто от словесного оскорбления порочного, на его взгляд, человека.
Человек раскалывается на две противоречивые части, отсюда толерантность не является заявленной ценностью, так как всегда требует аргументации. Существует три стадии проблемного развития толерантности в классическом варианте «западного» либерализма.
Первая стадия связана с «прогматичным» пониманием, основывается на утверждении интолерантности и находит своё отражение у английского философа и педагога Джона Локка (1632–1704), создателя идейно-политической доктрины либерализма в его работе «Послании о веротерпимости». Главный смысл его трудов сводится к защите веротерпимости, принуждению к вере. Но это, почти всегда, не достигает цели, так как не может заставить человека искренне принять навязываемое убеждение.
Известный немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан находил подходы к разрешению конфликтов, происходящих из-за несовпадений культурных традиций, норм и ценностей в полиэтнических семьях (т. е. члены которых имеют разную национальность). Но аналогичные проблемы были и в моноэтнических семьях. Оказывается, что несовпадение ценностей и традиций есть не только у представителей разного этноса, но и любых людей, выросших просто в разных семьях, с разными традициями и разным уровнем культуры. Это показывает существование проблемы толерантности и интолерантности, которые возникают по любым различиям. Соответственно мы всегда стоим перед выбором, так как толерантность имеет веские причины для интолерантного поведения, то есть гонений, запрещений, и, как следствие, ведёт к разрушению единства личности.
Вторую стадию развития проблемности толерантности показывает в своём эссе о свободе Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский философ, экономист и идеолог либерализма [2]. В этой работе он делает ставку на свободу, как главную ценность либерализма. Человек у него хозяин своей собственной жизни, а потому, толерантность, при условии не причинения никому вреда, вытекает из принципов индивидуальности и свободы, которые он считает главной ценностью. По словам Милля, основой толерантности являются неотъемлимые права человека, а в качестве вреда он понимал физический ущерб. Последователи философа позднее расширили понятия и включили в его систему многие виды морального вреда.
И последней, третьей стадией в развитии либеральной толерантности, признаётся теория американского философа Джона Роулза (1921–2002), с помощью которой он воскрешает либерализм после затяжного кризиса. В своей «Теории справедливости» (1971 г.) он показывает новое понимание толерантности в рамках плюрализма, а в работе «Политический либерализм» он разрабатывает новые подходы понимания толерантности, основываясь на равенстве всех членов общества. На основе равенства зиждется его основной принцип «справедливость как честность», где каждый должен договариваться с другим о том, что является справедливым.
Эти три стадии проблемного развития толерантности, выдвинутые в разное время, не дают полного отображения проблем на современном этапе. Нужно отметить, что проблема толерантности вообще не стоит по отношению к себе, но она очевидна по отношению к другому. И если одни философы считают, что большое количество толерантности наносит непоправимый вред обществу, то другие говорят, что толерантность просто устарела и более не соответствует степени плюрализма современного мира. Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что толерантность – это ускользающая, психологически опасная, но необходимая добродетель в современном обществе. Именно её очень не хватает в наше неспокойное время, где приоритетным считается констатация силы и эсколация военной напряжённости.
В этой маленькой работе мы не раскрываем весь широчайший спектр толерантности, но отметили некоторые стороны этой замечательной темы.
Список литературы:
- Апресян Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь / Под общ.ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001 – 671 с.
- Керимов Т.Х. Социальная философия: словарь / Т.Х. Керимов, В.Е. Кемеров. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006 – 656 с.
- Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии – 2009 – № 5 С. 3–16.
дипломов
Оставить комментарий