Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шеримбекова А.М. ЭТИКА МОЛДО КЫЛЫЧА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(59). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТИКА МОЛДО КЫЛЫЧА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Шеримбекова Алтынай Мукасовна

cоискатель Кыргызской академии образования,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

ETHICS IN THE CONTEXT OF MOLDO KYLYCH FOLK PEDAGOGY

Altynai Sherimbekova

researcher Kyrgyz Academy of Education,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

В статье дается анализ этических взглядов известного кыргызского мыслителя конца XIX – начала XX вв. Молдо Кылыча Шамырканова. Отмечается, что в духовном наследии мыслителя большое место занимают вопросы нраственного порядка, которые являются неотьемлемой частью народной педагогики. В произведениях поэта получили отражение проблемы морали, ее сущности и формы проявлений, проблемы нравственного совершенствования, пути этого совершенствования, вопросы добродетели, блага, добра, счастья. Автор отмечает, что, по мнению мыслителя, нравственное совершенствование связано с социальным оздоровлением и является основой социального порядка.

ABSTRACT

The article provides an analysis of the ethical viewpoints of a famous Kyrgyz thinker of the late nineteenth and early twentieth centuries Moldo Kylych Shamyrkanov. It is noted that questions on morality, being an integral part of the folk pedagogy, are significant aspect of the spiritual heritage of the thinker. The poet’s works reflect problems of morality, its nature and forms, problems of moral perfection, ways this perfection, issues of virtue, good and happiness. The author notices that according to the thinker, moral perfection is linked with social recovery and is the basis of social order.

 

Ключевые слова: этнопедагогика; мораль; нравственность; воспитание; гармония; поведение; добродетель; благо; справедливость; совесть; добро; счастье.

Keywords: pedagogy ethics; morality; education; harmony; behavior; virtue; good; justice; conscience; goodness; happiness.

 

Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует о разрушении нравственных устоев традиционной культуры. Такие негативные тенденции как насилие, проституция, брошенные дети, рост престарелых людей в домах интернатах привели к смене нравственных ориентиров молодежи. В этой связи с особой актуальностью встает вопрос о возрождении духовных ценностей народа, обращении к мудрости предков.

В народной педагогике процесс воспитания подрастающего поколения органично вплетен в повседневную бытовую жизнь родовой общины. Основным источником воспитания детей была народная педагогика, отраженная в сказках, пословицах, поговорках, назидательных стихах, эпических произведениях, легендах, в которых нашли отражение не только мировоззрение народа, самобытная культура, но и определенные нормы и принципы поведения, воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств: трудолюбия, честности, справедливости и т. д.

Наиболее ярко вопросы народной педагогики получили отражение в произведениях известного кыргызского мыслителя конца XIX – начала XX вв. Молдо Кылыча Шамырканова (1966–1917).

В традиционной культуре любого народа этнопедагогические знания и мораль тесно взаимосвязаны, находятся в гармонии. В духовном наследии Молдо Кылыча важное место занимают вопросы нравственного порядка. И хотя его произведения не содержат специальных разработок этических проблем, но всестороннее изучение его творческого наследия позволяет отметить, что он, раздумывая над рядом вопросов общественной жизни, человеческих отношений, высказал оригинальные идеи, мысли, которые, несомненно, обогатили педагогическую мысль кыргызского народа.

Значительное место в его нравоучительных стихах, санатах уделяется напряженным поискам моральных норм, раскрытию таких извечных понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, воспитание, брак и семья, трудолюбие, честность, просвещение и т. д. Довольно часто им критикуются такие человеческие пороки, как зависть, жадность, высокомерие, тщеславие, невежество, лень, бездеятельность, воровство, коварство, лицемерие, трусость.

Добро («жакшылык») и зло («жамандык») имеют земной человеческий источник и трактуются акыном в связи с конкретными проявлениями в поведении человека. Добро противопоставляется злу, плохое – хорошему.

В прямой зависимости от понимания «добро» находится и понятие «совесть» («абийир), ведь она показатель того, насколько требования добра воплотились в личном сознании человека, насколько они задели чувства человека, слились с его нравственными качествами. Совесть человека предполагает достаточное, развитое самосознание, в основе которого лежит знание норм морали, способность применять их не только к другим, но и к самому себе. Мыслители разных эпох вкладывали в понятие «совести» не одно и то же содержание. Как известно, Кант рассматривал совесть как отношение личного к общему (нравственному закону), а Гегель видел в ней индивидуальное воплощение идеи добра. На выражение в совести общественного характера морали обращал внимание Л. Фейербах, понимая под совестливостью точное исполнение долга, справедливость и честность.

В тесной связи с категориями добра и зла в наследии мыслителя рассматривается социально-этическая категория «справедливость». В отличие от понятий добра и зла, с помощью которых дается моральная оценка определенным явлениям человеческого бытия, справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми. Справедливость, по мнению Молдо Кылыча, – неотъемлемая черта совершенного человека. Справедливый человек – это добродетельный человек.

Отмечая единство добра и зла, справедливости и несправедливости, он отводит разуму («акыл») и знанию («билим») значительную роль в жизни человека. Большое значение придавали разуму, как известно, Аристотель и его последователи. Нравственно идеален тот, отмечали они, кто дает больше счастья и наиболее удовлетворенное состояние не только отдельной личности, но, по возможности, большому количеству людей. Счастье, по их мнению, это свобода от зла; благодаря разуму человек, отказываясь от минутных удовольствий ради будущих, более прочных радостей, может выбирать то, что ведет к гармоничной жизни, к счастью. Обращали внимание на разум в своих нравственно-этических концепциях и французские просветители XVIII века. Только с помощью разума, утверждали они, можно узнать, какие свойства, обусловленные различными «природами», следует развивать, а какие – ограничивать. Поступать разумно – это значит действовать не просто в соответствии со своей индивидуальной природой, а «по одной природе» и в то же время «по другой природе» [2, c. 132]. По Молдо Кылычу, разум («акыл») является неотъемлемым качеством добродетельного человека. Он стоит выше материальных ценностей. Наличие разума является одним из условий нравственного совершенствования человека.

Неукоснительное соблюдение предписаний мусульманской религии было идеалом жизни для многих акынов, но, по мнению мыслителя, одним из лучших средств воспитания, кроме религии, является и знание. Акын уделяет большое внимание духовным ценностям, ставит разум выше материального богатства. Критикуя человеческие пороки, он утверждает, что важным условием нравственного совершенствования человека является привязанность к знанию, образованию. В его произведениях прослеживается мысль о том, что люди, овладевая знаниями, могут совершенствоваться не только духовно, но и нравственно. Человек, повышая свое образование, становится добродетельнее. Эта сторона его этических воззрений не соответствует исламским догматам, согласно которым, добро и зло в человеке предопределено Богом, то есть человек не свободен в своем поведении. А согласно Молдо Кылычу, благодаря своему разуму человек укрепляет свою нравственность. Несмотря на религиозность, Молдо Кылыч искал источник нравственности не только во вне, в сверхъестественных силах, но признавал и силу разума.

Образование, по мнению Молдо Кылыча, является неотъемлемым качеством воспитанного, добродетельного человека. Знание, образование лежат в основе совершенного человека. Такое понимание роли и места образования и знания в жизни человека в период господства религиозного мировоззрения было, безусловно, весьма прогрессивным. Ведь по исламским догматам, все знание сводилось только к познанию Бога. У Молдо Кылыча понятие «образование» носит более глубокий смысл. Под образованием он имел в виду не только изучение основ исламской религии, но и знание грамматики, счета, географии, истории. Он был одним из первых просветителей, который ввел в школах-медресе методику «усулу жадит» (новое воспитание), отказавшись, по сути, от религиозно-схоластической методики обучения. В начале века в Средней Азии по инициативе отдельных представителей татарского народа стали образовываться школы «усулу жадит», в которых наряду с основами исламской религии преподавались грамматика, чтение, счет, география и история.

По мнению Молдо Кылыча, моральная сущность человека детерминирована социальной средой. На то, что мораль не является врожденным качеством человека, обращал в свое время внимание и древнекитайский философ Конфуций. «Все люди, – говорил он, – близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания» [4, c. 36].

Отрицали представления о прирожденной моральной испорченности, порочности, злобности человека и французские просветители. В частности, Гельвеций писал: «Ни один человек не рождается добрым. Ни один человек не рождается злым. Люди добры и злы в зависимости от того, объединяет ли их общий интерес, или их разделяют противоположные интересы» [1, c. 263]. Именно, все свои этические качества каждая личность приобретает в течение всей своей жизни, они являются плодами ее жизненного опыта.

Высокую моральную ценность придает Молдо Кылыч также дружбе («ынтымак»), заявляя, что:

  • Когда в (народе) есть согласие,
  • Он подобен цветущему саду.
  • Когда (люди) слушают друг друга,
  • Они подобны неснятому молоку,
  • Когда нет согласия (между людьми)
  • Они подобны не добродившему вину [5, c. 132] …

При этом он воспевал такую дружбу, которая, по его мнению, является бескорыстной, поскольку основывается не на стремлении приобрести при помощи другого человека богатства, влияния в обществе и т. п., а зиждется исключительно на честности, порядочности, доброте, хорошем характере и прочих достоинствах человека. Такие добродетели, как сострадание к людям, доброжелательность, щедрость, великодушие, снисходительность, доброта, терпение, способность прощать людям нанесенные обиды, делают человека гуманным. С точки зрения Молдо Кылыча, самыми большими пороками во взаимоотношениях между людьми являются черствость, жестокость, злоба, надменность и нетерпимость.

В своих произведениях, он большое внимание уделяет проблеме подрастающего поколения, рассматривает вопросы о взаимоотношениях между детьми и родителями. В условиях господства родоплеменных отношений, человеку без родственников, детей, жилось крайне трудно. Когда у человека много родственников, он чувствовал себя гордым:

  • Когда (у тебя) много братьев,
  • Вы подобны войску со знаменем.
  • Когда (у человека) много братьев,
  • Он подобен оседланному скакуну [5, c. 132].

С ними он недоступен нападкам своих недоброжелателей, врагов. И поэтому в семье должно царить согласие, взаимоуважение и дружба.

Обязательным правилом для детей считает Молдо Кылыч – уважение к своим родителям. Дети своим поведением, воспитанностью, своими делами должны доставлять радость родителям, прислушиваться к полезным их советам, оберегать их и обеспечивать им спокойную жизнь в старости. Он обосновывал в своем творчестве нравственную ценность любви, уважения и помощи в отношениях между родителями и детьми.

Молдо Кылыч уделял внимание в своем творчестве также проблемам семьи, супружеской жизни. Он страстно хотел, чтобы в отношениях между супругами царили взаимная любовь и верность, обоюдная помощь и уважение, потому что без этого связанные брачными узами люди были бы несчастны. Рассматривая взаимоотношение в семье, большое внимание он уделяет женщине, утверждая, что «судьба человека непосредственно связана с судьбой его близких, и в особенности с судьбой жены» [3, c. 116]. Согласно Молдо Кылычу, счастье в семье, благополучие, согласие во многом зависит от женщины. Плохая жена – это позор, зло, которое приводит к разладу в семье, к несчастью.

Обращение Молдо Кылыча к женщине как к хранительнице семейного очага, как к надежной опоре в семье свидетельствует о том, что несмотря на господство религиозного мировоззрения, в частности исламской религии, где женщина находится в зависимом положении, где принижается роль женщины, жены в семье, где женщина опутана бесчисленными запретами, регламентацией каждого ее шага и слова, и хотя бесправие женщины в традиционном обществе имеет, естественно, глубокие корни и уходит к ранним формам организации патриархальной семьи, тем не менее акын пытается осмыслить взаимоотношения в семье с позиций здравого смысла.

Особое место в творчестве мыслителя занимает понятие «труд». Труд у него выступает как источник пропитания, благополучия, гарантия достижения знаний. Он прославляет созидательный труд, видя в нем источник человеческого существования, благополучия. Однако, призывая молодежь учиться у передовых народов, в первую очередь, у русского народа, существенно важным считал сохранение и развитие положительных традиций своего народа. Эту идею Молдо Кылыча нельзя понимать, как призыв к возврату к старым традициям, а как сохранение в настоящем морально-этических норм и правил, выработанных в прошлом.

Важным в этике Молдо Кылыча является и вопрос об условиях человеческого счастья. «Так, одним из важнейших признаков, определявших место человека или семьи в общественной структуре кыргызов, в рассматриваемое время, было богатство. Как раз это обстоятельство породило представление о счастье, как о роскошной и беззаботной жизни» [3, c. 115]. Представление о материальных благах как о единственном благе жизни, было одним из распространенных представлений о счастье человека у многих народов: только обладание материальными ценностями приносит значимость, радость и счастье человеку. А в религиозной морали «высшее счастье» практически зависит не от самого человека, а от воли Бога. Человеку следует лишь покорно «нести свой крест», то есть выполнять предначертанные Богом законы и правила поведения, а остальное же приложится само собой.

По глубокому убеждению Молдо Кылыча, лишь духовные ценности придают значимость человеку. Каждый человек может достичь счастья, если будет вести добродетельный образ жизни. Он пытается вывести счастье из земной, естественной основы. Одним из путей достижения счастья являются добрые отношения между членами семьи, гостеприимство, взаимоуважение, рассудительность, честность, справедливость, то есть по мнению мыслителя, человеческое счастье определяется не материальным благополучием, а оно во внутреннем душевном состоянии человека и в богатстве души. Счастлив лишь тот человек, кто совершает добродетельные деяния. И только нравственные отношения между людьми приведут человека к счастью.

Итак, Молдо Кылыч обосновывал в своем творчестве народную педагогику: верность к семейным обязанностям, почитание старших, забота о младших, нравственная ценность воспитания, уважение и помощь в отношениях между родителями и детьми. Важным условием нравственного совершенствования, по его мнению, является стремление к знанию, образованию. Эти принципы воспитания, являясь универсальными принципами общечеловеческого общежития, определяли морально-нравственный кодекс традиционного общества.

 

Список литературы:

  1. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1973–1974. – Т. 2. – 687 с.
  2. Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1986. – 191 с.
  3. Козубаев О.К. Этическая мысль в ретроспективе. – Бишкек: Б.и., 1995. –160 с.
  4. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1981. – 927 с.
  5. Молдо Кылыч. Казалдар. / Сост. О. Сооронов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 256 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий