Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2016 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фомина О.О. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Фомина Ольга Олеговна

аспирант кафедры психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы Волгоградского филиала,

РФ, гВолгоград

E-mail: 

 

STYLES OF INTERPERSONAL BEHAVIOR OF LAW STUDENTS

Olga Fomina

graduate student of psychology
of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd branch,

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

Изложены результаты эмпирического исследования особенностей межличностного поведения студентов-юристов. Представлены результаты исследования, выполненного на студенческой выборке (N=60, в возрасте от 18 до 20 лет) с применением психодиагностического инструментария: Диагностики межличностных отношений (Т. Лири), «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф), опросника «Диалогичность межличностных отношений», «Шкалы экзистенции» и корреляционного анализа данных. Проанализирована связь межличностного поведения с психологическим благополучием личности.

ABSTRACT

The results of empirical research of styles of interpersonal behavior of law students are presented. The results of empirical research carried out on a sample of students (N = 60, aged 18 to 20 years) with the use of psycho-diagnostic tools: Diagnosis of interpersonal relation (T. Leary); “The scale of psychological well-being” (C. Riff); questionnaire “Dialogism of interpersonal relationships”; “The scale of existence” – and correlation analysis. The relationship of interpersonal behavior to the well-being of the personality analyzes.

 

Ключевые слова: межличностные отношения; межличностное поведение; стили межличностного поведения; психологическое благополучие.

Keywords: interpersonal relationships; interpersonal behavior; styles of interpersonal behavior; psychological well-being.

 

Сложившая социальная, экономическая и политическая ситуации в стране носят переломный характер. После относительной стабильности двухтысячных годов наше общество сталкивается с кризисными явлениями. В целом, социум динамично изменяется, и одним из важнейших факторов, определяющих то, как человек склонен оценивать свое функционирование, является качество взаимодействий с окружающими. Многие исследователи отмечают отношения с другими как важнейшую основу гармоничного функционирования [2; 3; 7].

В статье мы обращаемся к исследованию межличностного поведения, в его соотношении с психологическим благополучием личности. Для нас представляет интерес реализуемые человеком и во многом схожие стили взаимодействия, которые могут быть полезны для рассмотрения особенностей отношения к себе, другим. Мы продолжаем подход к пониманию личности через изучение системы реализуемых личностью отношений, в частности, через схожие и наиболее повторяемые паттерны поведения по отношению к другому. Предполагается, что свойственные человеку стили межличностного поведения связаны с тем как он оценивает свою жизнь. Проблемы межличностного поведения в социальной психологии наиболее подробно освещены в работах А. Адлера [1], К. Хорни [10], Э. Фромма [9]. В них дается обширное и качественное описание стратегий, к которым прибегает личность в социальном взаимодействии. Базовым понятием в концепциях данных авторов является понятие тревоги, источник которой стоит искать в межличностном плане. А основной проблемой для личности является реализация и раскрытие себя через отношения с другими.

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 студентов-юристов (N=60) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал) в возрасте от 18 до 20 лет. Нами был использован следующий психодиагностический инструментарий: Диагностика межличностных отношений Т. Лири [8], Шкала диалогичности межличностных отношений С.В. Духновского [4, c. 90–94], Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер [6], Шкала психологического благополучия К. Рифф [5], с применением статистической обработки данных с помощью программного пакета IBM SPPS Statistic 19.0 c использованием корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона). При выявлении связей между различными показателями оценивалась вся выборка.

Нами были получены следующие промежуточные результаты исследования (табл. 1). Наиболее проявленным типом межличностного поведения является властно-лидирующий тип. У 42 % испытуемых данный тип имеет высокую степень выраженности, у 21 % – экстремально-высокую. Можно говорить о том, что в случае экстремально высоких баллов мы сталкиваемся с деспотичным, догматичным поведением. Человек ригиден, не привык подстраиваться под желания и потребности партнера, стремится доминировать в совместной деятельности. При высоких баллах можно говорить о хорошо развитых лидерских и организаторских качествах, высокой социальной активности, стремлении к успеху. Также можно говорить о высоком уровне притязаний и амбициозности испытуемых. Представляется интересным, что 100 % испытуемых ответили положительно на вопрос «Стремятся ли они к успеху?». По результатам групповой дискуссии относительно важнейших составляющих успеха были предложены следующие показатели: самостоятельность и независимость; круг общения и друзья; личная жизнь; уважение, авторитет и сильный характер; обучение и развитие; цели в жизни; оценка окружающих, имидж, внешний вид.

Более 60 % испытуемых склонялись к главным показателям социальной успешности – уважению и авторитету, самостоятельности и независимости. Около 30 % респондентов говорили о наличии целей в жизни как основном индикаторе успешного существования. Остальные ответы составили около 10 %.

Таблица 1.

Преобладающие типы межличностного поведения

Тип межличностного поведения

Проценты по выборке

Низкие

баллы

(0–4)

 

Умеренные

баллы (5–8)

Высокие баллы (9–12)

Экстремально высокие баллы

(более 12)

  1. Властно-лидирующий

8,8 %

28,1 %

42,1 %

21 %

  1. Независимо-доминирующий

17,5 %

40,3 %

35,1 %

7 %

  1. Прямолинейно-агрессивный

12,3 %

57,9 %

28,1 %

1,7 %

  1. Недоверчиво-скептический

28,1 %

52,6 %

12,3 %

7 %

  1. Покорно–застенчивый

50,9 %

40,3 %

7 %

1,7 %

  1. Зависимо-послушный

49,1 %

43,9 %

7 %

0 %

  1. Сотрудничающе-конвенциальный

8,8 %

70,2 %

21,5 %

0 %

  1. Ответственно-великодушный

8,8 %

49,1 %

31,6 %

10,5 %

 

 

Следующим по проявленности является независимо-доминирующий тип межличностного поведения (35,1 % выборки – высокие баллы, 7 % – экстремально высокие). Можно говорить о преобладающем стремлении к доминированию и отношении к власти как значимой ценности. Личности с межличностным поведением такого типа важно навязывать и продвигать свои интересы и идеи, она редко прислушивается к потребностям группы, проявляет скорее эгоистическую ориентацию.

Ответственно-великодушный тип межличностного поведения (31,6 % – высокие баллы, 10,5 % выборки – экстремально высокие баллы) проявляется во внешнем конформизме и следовании социальным нормам, носящем скорее не рефлексивный, а имитационный характер.

В процессе исследования нами были полученные следующие результаты корреляционного анализа.

Были выявлены значимые отрицательные корреляции:

  • Зависимость взаимосвязана со следующими компонентами благополучия – автономностью, компетентностью, личностным ростом.
  • Подчиненность связана с компетентностью и самопринятием.
  • Подозрительность взаимосвязана с результатами по шкалам «Свобода» (F), «Самотранценденция» (ST), «Ответственность» (V).

Также были выявлены значимые положительные корреляции по шкале:

  • Авторитарность с компонентами благополучия: автономность, самопринятие и общий уровень благополучия.
  • Степень доминирования взаимосвязана с такими компонентами, как компетентность и самопринятие.
  • Конструктивность отношений (Ко) связана с результатами по шкале «Свободы» (F), «Самотранценденции» (ST).

Опираясь на данные корреляционного анализа, мы можем отметить наиболее проявленные отрицательные взаимосвязи. Тип межличностных отношений «Зависимый» имеет отрицательную корреляционную связь: умеренную – с общим уровнем благополучия (r=–0,420, при p<0,01); компетентностью (r=–0,403, при p<0,01); автономностью (r=–0,375, при p<0,01); личностным ростом (r=–0,335, при p<0,01). Можно предположить, что неуверенность в себе, сложность в принятии решений, ориентация скорее на неудачу отрицательно взаимосвязаны с общим уровнем благополучия, что проявляется в затруднениях, связанных с повседневными делами, неспособности противостоять давлению окружающих, отстаивать собственное мнение. Также можно говорить о том, что постоянные сомнения в собственных возможностях препятствуют построению планов относительно личностного развития.

Подчиненность имеет умеренную отрицательную корреляционную связь с компетентностью (r=–0,369, при p<0,01), а подозрительность – отрицательную корреляционную связь со «Свободой» (r=–0,383, при p<0,01) и «Самотранценденцией» (r=–0,331, при p<0,05). Возможно, склонность уступать окружающим в ущерб собственным интересам, поиск опоры в более сильном партнере препятствуют созданию и выбору подходящего контекста для реализации личностного потенциала и потребностей. Подозрительность, проявляющаяся в отчужденности, чрезмерном скептицизме по отношению к окружающим, а также общая разочарованность в людях не позволяют свободно принимать решения, а также ведут к самоограничению в возможности для действий. Такой доминирующий тип межличностного поведения, как подозрительность, не позволяет открыто проявлять эмоции, а замкнутость, чрезмерная недоверчивость не позволяют чутко воспринимать внутренний мир партнера.

Авторитарность имеет положительную корреляционную связь с компонентами психологического благополучия самопринятием (r=0,407, при p<0,01), автономностью (r=0,389, при p<0,01). Степень доминирования положительно связана с самопринятием (r=0,516, при p<0,01) и компетентностью (r=0,426, при p<0,01). Можно предположить, что реализация доминантных, лидирующих позиций во взаимодействии, стремление полагаться только на свое мнение, властное отношение к окружающим способствуют принятию себя, ориентируют на собственный успех, отрицая возможность неудачи.

Таким образом, мы можем говорить о значимости власти и доминирующего положения в группе среди большинства студентов-юристов. Большую ценность для испытуемых представляет успех – реализация собственной независимости, а также уважение со стороны окружающих. Полученные результаты говорят о том, что для большинства испытуемых свойственен авторитарный стиль межличностного поведения, они стремятся занимать лидирующие позиции в группе, для них не характерно прислушиваться к мнению окружающих, в ряде случаев они оказывают давление на партнера для достижения собственных целей. Соотношение психологического благополучия и межличностных отношений носят следующий характер: обращение к авторитарным, доминантным формам взаимодействия, приоритет собственного мнения, властное отношение к окружающим способствуют принятию себя, ориентируют на собственный успех, отрицая возможность неудачи. Для испытуемых не свойственно гибкое поведение, им сложно доверяться партнеру, идти на уступки. А компромиссное поведение носит скорее социально-желательный характер.

 

Список литературы:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. – М.: Академический проект, 2011.
  2. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
  3. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. – М.: Время, 2009. – 192 с.
  4. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
  5. Жуковская Л.В. Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 2. – С. 82–93.
  6. Кривцова С.В. Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. № 1. Бюллетень. Москва, 2009.
  7. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. – С. 476–510.
  8. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. – М.: Московский кадровый центр при Главном управлении по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома. Консультационная фирма, 1990.
  9. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г. Швейника. – М.: АСТ, 2014.
  10. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / пер. с англ. В.В. Старовойтов. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.