Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СЕМЬЕ
Гебекова Аджабике Набиевна
канд. пед. наук, доцент
Чеческий государственный педагогический университет
РФ, г. Грозный
Дагестанский институт развития образования
РФ, г. Махачкала
PEDAGOGICAL TERMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN ARE IN MODERN DAGHESTAN MONOGYNOPAEDIUM
Adjabike Gebekova
cand. ped. sciences, associate professor
Checheskiy state pedagogical university
Russia, Grozny
Daghestan institute of development of education
Russia, Makhachkala
АННОТАЦИЯ
В работе автор рассматривает, как происходит социализация детей в современной дагестанской семье, какую роль играет семья в социализации личности, где впервые ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности и нормы поведения, чем является Дагестанская семья в современных условиях, какова роль семьи в социализации личности.
ABSTRACT
An author examines in-process, as there is socialization of children in the modern Daghestan monogynopaedium, what role is played by a monogynopaedium in socialization of personality, where first a child joins in public life, masters its values and codes of conduct, what the Daghestan monogynopaedium is in modern terms, the role of monogynopaedium is which in socialization of personality.
Ключевые слова: семья; социализация детей; педагогические условия; социокультурная среда; этническая среда.
Keywords: monogynopaedium; socialization of children; pedagogical terms; sociokul'turnaya environment; ethnic environment.
Семья является одной из главнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано наше общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый член общества независимо от возраста и социального происхождения.
Не случайно А.Г. Спиркин пишет, что семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагается из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья – это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство [3, c. 531]. Он продолжает: «В семье отдельная личность, поступая с некоторыми своими интересами, входит в качестве члена, в некое целое». Жизнь семьи связана с половыми и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту и интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также нравственными, правовыми и психологическими отношениями [3, с. 531].
Семья – важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно в семье ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья-это школа воспитания, где передается опыт жизни, житейской мудрости [3, c. 531].
Дагестанская семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности, что обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса [1].
Семья как важнейший фактор социализации детей являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит физическое, эмоциональное, социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами. По утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное вполне сознательное, выполнение родителями гражданского долга при разумном целесообразно организованном влиянии на детей [1].
Воспитание, как управляемая часть процесса социализации, способствует формированию личности в определенной социокультурной среде. Здесь большое значение приобретает семья как основной фактор социализации личности.
Социализация индивида происходит в процессе усвоения им в течение жизни общественных социальных норм и культурных ценностей, при этом, базисной основой является семья. Именно в семье закладываются основы формирования личности. Дальнейшее развитие и становление ребенка происходит в детском саду, в школе и т. д. До перестройки нашего государства в обществе превалировала такая точка зрения, что воспитание была соответственно направленной: воспитать человека «винтик» государственной машины. На воспитание именно такого человека работали советские образовательные учреждения и вся система народного образования страны и другие социальные институты. Не мешать им вот то, что требовалось от семьи, и, по возможности, помогать им.
Х.Л. Ханмагомедов, Р.М. Магомедов и П.С. Юнусова подчеркивают, что в условиях феодолизма брачно-семейные отношения находились под сильным влиянием сословной иерархии общества. В целом, власть мужа в семье становилась менее деспотичной, женщина приобретала самостоятельность в ведении хозяйства и воспитании детей, хотя ее участь оставалась тяжелой. В крестьянской семье при феодализме, а потом и при капитализме, отношения между мужем и женой носили противоречивый характер: экономические интересы сочетались с трудовой моралью, с уважением к женщине-труженице, хозяйке дома. Капитализм обусловил развитие семьи в направлении большой экономической самостоятельности женщины в течение всего периода супружеской жизни: в ряде стран женщина сохраняет права на принадлежащий ей капитал [6, c. 47].
Современная дагестанская семья в некотором плане, как и все остальные семьи, переживает период серьезных социально-экономических изменений. В большинстве своем семьи теперь состоят из двух поколений-родителей и детей, а бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повсеместно пользоваться опытом предыдущего поколения, а дети-мудростью третьего возраста, что непременно ведет к разобщенности семьи. Некоторым исключением в этом выступает дагестанская семья, которая и в наши дни сохраняет (не повсеместно) трехпоколенную семью. Традиционно дагестанская семья в основном многодетна. В соответствии с традиционной моралью дагестанских народов, дагестанская семья- это средоточие любви, взаимной заботы, привязанности и духовного общения в семье. Семья-это основа бытия, источник счастья и главная духовная ценность человека. Она хранительница народных, нравственных и трудовых традиций. Как и все семьи нашей страны, и дагестанскую семью коснулись те изменения, которые произошли в стране. Основные трудности и проблемы семьи, которые носят социальный характер, вызвали неопределенность в определении и создании педагогических условий для развития процесса семейной социализации, так как первичная социализация детей происходит именно в семье. К сожалению, на сегодняшний день дагестанская семья приобретает черты, прежде которые не были характерны для нее: безнадзорность, беспризорность детей, «проблемность» семей, одиночество стариков и т. д. Первичная социализация ребенка, состояние благополучия детства в целом обуславливается особенностью влияния ближайшего социального окружения. Такой, в первую очередь, является семья. Семья-это самая и непременная предпосылка формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности. Именно через культуру, образ жизни семьи ребенок знакомится с ценностями общества, нормами и формами жизни, поведения в нем, получает первый опыт социального взаимодействия. Семья эмоционально привлекательна, соотносится с возрастом ребенка, среда, где происходит первичная социализация личности. В семье ребенок усваивает первоосновы определенных социальных ролей, соответствующие моральным и правовым нормам и ценностям. У ребенка через образ жизни семьи и поведение родителей происходит знакомство с ценностями общества и формами коммуникаций, через культуру семьи он приобщается к культуре современного общества; позиции, характерные подходы к восприятию действительности, социальные навыки. Ученые утверждают, что различные стили семейной жизни, отношений, воспитание по-разному влияют на развитие личности ребенка, определяя путь его личностного развития и формируя ее жизненную позицию в дальнейшем. Семья – это модель жизни общества и форма базового жизненного тренинга личности [3, с. 116]. Уникальность семьи как социального института обусловлена длительным и глубоким взаимодействием между родителями и детьми. Дагестанская семья, как и все остальные семьи является наиболее устойчивой общественной микрогруппой для ребенка в течение всего периода ее становления. В кругу семьи возникают первые социальные связи ребенка, именно в семье он активно воспринимает и усваивает жизненные образцы, общественные нормы, привычки и традиции того общества, того общественного слоя, к которому принадлежит его семья, привлекается к социальной деятельности.
Семья, по утверждению А. Кононко, – не только первый, но и самый главный незаменимый институт социализации ребенка первых лет жизни [2, с. 146].
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация Я личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Главной целью социализации ребенка есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители мечети, церкви, телевидение и другие СМИ. Все они могут оказывать на ребенка большое влияние. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается, как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных культуре дагестанского народа.
Современная дагестанская семья представляет собой микросреду, в которой происходит первичная социализация личности ребенка, и потому необходимым условием успешной социализации в его семье является обязательный учет этнокультурных условий, при которых ребенок развивается. И это относится не только к социализации в национально смешанных семьях, где диалог культур протекает в обстановке двуязычия, иногда в условиях разных конфессиональных взглядов. Этнокультурное взаимодействие людей в многонациональной, этноконфессиональном регионе-явление естественное:
- семейные традиции и обычаи играют большую роль в развитии, формировании, социализации ребенка в семье;
- совместное проживание в семье старшего поколения бабушек и дедушек способствует успешной социализации: в приобщении к этнокультурным ценностям своего и других народов; установлении доброжелательной обстановки в семье.
Законы общественной жизни ребенок овладевает в семье через осознание характера взаимоотношений между людьми. Родители влияют на становление социального опыта ребенка, усвоения им норм поведения, социальных нормативов, приучают подбирать адекватные средства реагирования на социальные воздействия, ориентироваться в окружающем мире, усваивать адекватные типы поведения для успешного взаимодействия с разными людьми. С помощью семьи ребенок усваивает привычки, манеры поведения, учится налаживать бесконфликтные отношения с детьми и взрослыми, избегать трудностей в общении, осознает существование взаимосвязи между поведением и его социальными последствиями, получает поддержку устоявшихся форм поведения [2, с. 146].
Х.Л. Ханмагомедов пишет: «наречение имени в любой семье – знаменательное событие» [5, с. 119]. Он на выше цитируемой странице [5] останавливается на мотивах наречения имен по лексико-семантическим группам, а именно [5, с. 119]:
- имена в честь умерших или здравствующих: дедушки, бабушки, брата, сестры, дяди, тети.
- имена в честь революционеров, поэтов, писателей, ученых, мыслителей, героев. Это такие имена, как Марат, Тельман, Вагиф, Физули, Низами, Натаван, Сакрат, Шамсулла (в честь героя Советского Союза Ш.Ф. Алиева –это носит имя Шамсулла Ибрагимов из села Берикей).
- имена связанные с исламизацией: Исмаил, Фатима, Абдулла, Абдурахман, Магомед.
- в честь места рождения ребенка [5, с. 119]. Х.Л. Ханмагомедов описывает такой случай наречения имени, когда в 1930 годах в одной лезгинской семье с.Берикей родился мальчик и дали ему имя Берикей [4, c. 194].
Х.Л. Ханмагомедов, продолжая в цитируемой работе [5, c. 120] отмечает:
- имена-пожелания: а) счастья, успехов-Бахтияр(счастливый), Меджид (прославленный); б) мальчику – стать сильным и смелым, девочке – красивой, привлекательной, нежной (Корхмаз-сильный, смелый, Гюзел-прекрасная, Ширин-сладкая). На той же странице Х.Л. Ханмагомедовым описаны до десяти номинационных показателей включительно.
Таковы основные показатели социализации детей в современной дагестанской этнической среде. Под семейной социализацией понимается такое развитие ребенка в семье, в ходе которого он усваивает этнокультурный и социальный опыт, семейные традиции, обычаи, свои поло-возрастные роли, оптимальный стиль общения своего этноса.
Список литературы:
- Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1998. – С. 57–96.
- Кононко А.Л. Социально-эмоциональное развитие личности – М.: Просвещение, 1998. – С. 146.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие. – Изд. 2-е.-М.: Гардорики. – 20002. – С. 116–531.
- Ханмагомедов Х.Л. Тюркские этнонимы в топонимии Дагестана/Ономастика Кавказа. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. – С. 194.
- Ханмагомедов Х.Л. Дагестанское Теркеме: комплексное страноведческое исследование.-Махачкала: Издат дом «Наука плюс», 2010. – С. 119–120.
- Ханмагомедов Х.Л., Магомедов Р.М., Юнусова П.С. Демография: Учебное пособие. – Махачкала: Издат.-полиграф.центр Даг.гос. тех. ун-та, 2003. – С. 194.
дипломов
Оставить комментарий