Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LVI-LVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Копылова Л.В. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕНЦИЙ И.С. БАХА КАК ФОРМА РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(56). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ИНВЕНЦИЙ  И.С.  БАХА  КАК  ФОРМА  РАБОТЫ  СТАРШЕКЛАССНИКА  В  КЛАССЕ  СПЕЦИАЛЬНОГО  ФОРТЕПИАНО

Копылова  Людмила  Викторовна

преподаватель

«Солнечной  детской  школы  искусств»,

РФ,  Тюменская  область,  г.  Сургут

E-mailsskopylov@mail.ru

 

STYLISTIC  ANALYSIS  OF  I.S.  BACH’S  INVENTIONS  AS  A  FORM  OF  UPPER-FORM  PUPIL’S  WORK  IN  THE  CLASSROOM  OF  SPECIAL  PIANO

Ludmila  Kopylova

teacher 
of  “Solar  Children's  Art  School”, 
Russia,  Tyumen  Region,  Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Специфические  сложности  исполнения  инвенций  И.С.  Баха,  обязывают  старшеклассника  —  пианиста  обладать  специальными  знаниями  и  умениями.  Рассматриваемый  в  статье  метод  стилистического  анализа,  подготавливает  ученика  к  осознанности  исполнения  инвенций,  раскрывая  основные  принципы  в  артикуляции,  динамики,  аппликатуре,  темпе.

ABSTRACT

Specific  difficulties  of  playing  I.S.  Bach’s  inventions  oblige  an  upper-form  pupil  —  pianist  to  have  special  knowledge  and  skills.  In  the  article  the  considered  method  of  stylistic  analysis  prepares  the  pupil  to  realize  playing  of  inventions  revealing  basic  principles  of  articulation,  dynamics,  finger  notation,  and  tempo. 

 

Ключевые  слова:  музыкальная  педагогика;  полифоническая  музыка;  стилистический  анализ.

Keywords:  musical  pedagogy;  polyphonic  music;  stylistic  analysis. 

 

Приобщение  к  миру  полифонической  музыки,  вершиной  которой  является  творчество  И.С.  Баха,  —  непременное  условие  гармоничного  развития  музыканта  любой  специальности,  в  том  числе  пианиста.  Изучение  полифонических  произведений  —  инвенций  И.С.  Баха,  один  из  трудных  разделов  музыкальной  педагогики.  Достижения  в  изучении  полифонии  XVII—XVIII  века  исследователей,  в  том  числе  отечественных,  настолько  значительны  для  понимания  закономерностей  музыкального  языка  композитора,  что  игнорировать  их  нельзя.  К  сожалению,  между  исследовательской  литературой  и  практикой  его  преподавания,  в  музыкальных  школах  наблюдается  заметный  разрыв.  Остаются,  забыты,  ценные  теоретические  наблюдения  и  обобщения.  Изучение  инвенций  И.С.  Баха  ведется  по  устаревшим  редакциям  и  сводится  к  формальной  проработке  голосоведения.  Таким  образом,  тема  «Стилистический  анализ  инвенций  И.С.  Баха  как  форма  работы  старшеклассника  в  классе  специального  фортепиано»  —  является  актуальной,  а  ее  исследование  необходимым.  Новизна  данной  работы  в  том,  что  мы  адаптировали  опыт  работы  педагогов-исследователей,  их  методы  работы  над  полифонией  И.С.  Баха,  к  своей  методике,  со  старшим  школьником-пианистом.  Цель  работы  —  обосновать  эффективность  стилистического  анализа,  на  исполнение  инвенций,  старшим  школьником-пианистом.  Объект  исследования  —  процесс  развития  музыкального  исполнительства  старшего  школьника-пианиста.  Предмет  исследования  —  стилистический  анализ  произведения.  Гипотеза  исследования  —  мы  предполагаем,  что  исполнение  инвенций  старшим  школьником,  будет  осознанным,  если  будет  использован  стилистический  анализ  произведения.  Задачи  исследования: 

  • проанализировать  научно-методическую  литературу  по  теме  исследования;
  • выявить  психолого-педагогические  особенности  старших  школьников-пианистов;
  • определить  основные  стилистические  принципы,  влияющие  на  исполнение  инвенций  старшим  школьником-пианистом.

В  процессе  теоретического  исследования,  были  использованы  методы:  словесного  пояснения,  сравнения,  обобщения,  стилистического  анализа.

Деятели  искусства,  ученые,  музыканты,  педагоги,  проявляли  большой  интерес  к  стилистическому  анализу  клавирных  произведений  И.С.  Баха.  Книга  И.А.  Браудо  —  «Об  изучении  клавирных  сочинений  И.С.  Баха  в  музыкальной  школе».  Ее  автор  раскрывает  педагогическое  значение  клавирной  музыки,  поднимает  вопрос  о  различных  редакциях  произведений  И.С.  Баха,  рассказывает  о  подлинных  сочинениях.  Так  же  автором  обозначены  основные  принципы  исполнения  полифонии  И.С.  Баха  —  динамика,  артикуляция,  темп,  аппликатура.  И.А.  Браудо  предлагает  и  технические  способы  изучения  полифонии.  Книга  —  Н.П.  Калининой  «Клавирное  творчество  И.С.  Баха  в  фортепианном  классе»,  указывает  на  преодоление  сложившихся  стереотипов  механического  освоения  произведений  И.С.  Баха  в  рамках  школьной  учебной  программы.  Н.П.  Калинина  поясняет,  как  добиться  от  юных  пианистов,  вдумчивого  исполнения  полифонических  пьес.  Как  помочь  ученикам,  овладеть  особым  типом  звукоизвлечения,  научить  слышать  и  понимать  полифоническое  изложение.  В  книге  «Беседы  о  Бахе»  —  И.  Темченко  и  А.  Хитрука,  авторы  пытаются,  выявить  круг  проблем,  который  возникает  сегодня  перед  каждым  исполнителем,  начиная  от  школьника  и  заканчивая  концертирующим  музыкантом.  Статья  Копчевского  Н.И.,  к  сборнику  «Маленькие  прелюдии  и  фуги»,  призывает  преподавателей  к  изучению  данного  материала,  считая  его  необходимым,  для  начального  ознакомления  со  стилистикой  старинных  произведений.  Его  статья,  к  сборнику  «Инвенций»,  рассказывает  о  редакторах-исследователях,  которые  внесли  свой  вклад  в  дело  пропаганды  клавирного  творчества  И.С.  Баха.

Интерес  к  творчеству  И.С.  Баха,  появился  в  резко  изменившихся  культурно-исторических  условиях,  в  период  развития  фортепианной  музыки  и  господства  в  ней  романтического  стиля.  Произведения  И.С.  Баха,  восстанавливались  по  черновикам,  рукописям,  спустя  три  четверти  века  после  его  смерти.  Первой  педагогической  редакцией  «Инвенций  И.С.  Баха»,  стала  редакция  —  К.  Черни.  Она  прочно  укрепилась  в  педагогическом  репертуаре,  так  как  обладала  пианистическими  достоинствами.  Многие  поколения  музыкантов,  были  воспитаны  на  этой  редакции.  Исследованием  творчества  И.С.  Баха  занимались  известные  музыканты  и  композиторы.  Впоследствии,  они  вынуждены  были  признать,  что  редакция  К.  Черни,  дала  пианистам,  искаженный  портрет  композитора.  Ее  недостатками  стало  то,  что  в  ней  отразились  исполнительские  особенности  эпохи  романтизма,  в  которой  жил  К.  Черни  [3,  с.  7].  Новое  отношение  к  творчеству  И.С.  Баха,  ознаменованное  стремлением  освободить  его  от  стилистических  несоответствий  и  передать  его  подлинный  облик,  сложилось  только  в  XIX  веке.  Так  редакция  —  Ф.  Бузони  стремиться  показать,  насколько  противоречит  распространенный  стиль  исполнения,  подлинному  характеру  музыки  И.С.  Баха.  Для  этого  Ф.  Бузони  стилистически  описывает  и  разъясняет  артикуляцию,  динамику,  аппликатуру,  темп,  форму  произведения,  расшифровывает  украшения.  Полемическая  направленность  его  мысли,  приводит  к  некоторым  преувеличениям  и  вызывает  отдельные  спорные  места  в  его  редакции.  Ф.  Бузони  не  считает  свою  трактовку  единственно  правильным  решением.  Он  говорит,  что  его  понимание  может  служить  хорошим  путеводителем,  в  котором  не  нуждается  тот,  кто  знает  другой  правильный  путь  [3,  с.  9].  Со  времен  издания  инвенций  И.С.  Баха,  под  редакцией  Ф.  Бузони,  прошло  достаточно  много  времени.  За  это  время  было  выпущено  большое  количество  других  редакций,  в  том  числе  основополагающее  в  текстологическом  отношении  академическое  издание  под  редакцией  Л.  Ландсхофа.  Но  вряд  ли  какая  редакция  смогла  достигнуть  по  своим  инструктивным  качествам  уровня  редакции  Ф.  Бузони  —  ее  педагогической  направленности,  яркого  выражения  единой  идейно-эстетической  концепции  [3,  с.  9].  Во  времена  Ф.  Бузони,  еще  не  существовало  научно-текстологической  редакции  инвенций.  Редакция  Л.  Ландсхофа  основана  на  уртексте,  авторском  тексте,  И.С.  Баха.  К  редакции  Ф.  Бузони,  было  дописано  «Приложение»,  на  основании  уртекста  инвенций.  Разночтения  принципиального  характера  —  неправильные  ноты,  знаки  альтерации  были  отмечены,  исправлены,  прокомментированы  в  «Приложении»,  и  ими  могут  пользоваться  педагоги  [3,  с.  9].  Сегодня  редакция  Ф.  Бузони  —  актуальна,  по  ней  ведется  обучение  в  музыкальных  школах.  Научить  школьника  различать  собственно  авторский  текст  и  редакторские  к  нему  добавления  —  задача  большого  воспитательного  значения.  Это  умение  поможет  школьнику  познакомиться  с  характерными  чертами  подлинников  написанных  для  клавира  и  с  отличием  этих  текстов  от  фортепианных  произведений,  понять  суть  редакторского  труда.  В  каждом  отдельном  случае,  школьник  будет  наблюдать,  как  редактор,  на  основе  прочтения  чистого  авторского  текста,  делает  свои  конкретно-исполнительские  выводы  [1,  с.  5]. 

Изучение  полифонических  произведений  И.С.  Баха,  серьезный  этап  в  старших  классах.  Старший  школьник  —  возраст  от  10—11  до  15  лет.  В  этом  возрасте  закрепляются  и  развиваются  основные  характеристики  познавательных  процессов.  Восприятие  —  характеризуется  целенаправленностью,  внимание  —  произвольностью  и  устойчивостью,  память  —  логическим  характером,  мышление  —  отличается  более  высоким  уровнем  обобщения,  приобретает  теоретическую  и  критическую  направленность.  У  подростка  появляется  интеллектуальная  взрослость.  Она  выражается  в  стремлении  что-то  познать  [4,  с.  339].  Активное  и  заинтересованное  отношение  школьника  к  полифонической  музыке,  всецело  зависит  от  метода  работы  педагога,  от  его  умения  подвести  ученика  к  отчетливо  образному  восприятию  основных  элементов  полифонической  музыки  и  ряда  присущих  ей  понятий. 

Сочинения  И.С.  Баха,  незаменимый  материал,  для  развития  музыкального  мышления,  для  воспитания  инициативы  и  самостоятельности  ученика.  Для  понимания  полифонических  пьес  И.С.  Баха,  нужны  специальные  знания,  нужна  рациональная  система  их  усвоения.  Достижение  этой  цели,  основано  на  прочном  знании  основ  теории  полифонии,  закономерностей  и  свойств  музыкального  языка  композитора,  исполнительских  традиций  его  эпохи.  Инвенции  И.С.  Баха  —  двухголосные  пьесы.  Инвенция  в  переводе  —  выдумка,  изобретение.  Она  является  подлинной  школой  голосоведения.  Основу  произведения,  составляла  тема.  В  теме,  композиторы  XVII—XVIII  века,  видели  ее  разработку,  преобразование,  разнообразие  полифонических  и  контрапунктических  приемов  развития  [2,  с.  62].  Произведения  старинного  полифонического  стиля,  построены  на  развитии  одного  художественного  образа,  на  многократных  повторах  темы  —  этого  ядра,  в  котором  заложена  вся  форма  пьесы.  Внимание  ученика  к  теме,  должно  быть  направлено  до  начало  разбора  пьесы.  Анализируя  тему,  ученик  определяет  ее  границы,  ее  характер,  ее  ритмическую  и  интервальную  сторону.  Педагог  вместе  с  учеником  должен  проследить  развитие  и  превращение  темы  в  каждом  голосе.  Тема  звучит  в  основном  виде,  может  звучать  в  октавной  имитации,  в  обращении,  в  увеличении.  Такой  анализ  темы,  убедит  ученика  в  том,  что  вся  инвенция  представляет  диалог  собеседников.  Основной  метод  работы  над  темой  —  работа  в  медленном  темпе,  чтобы  передать  интонационную  выразительность.  Такой  подход  к  анализу  темы,  меняет  отношение  школьника  к  инвенции.  И.С.  Бах  использует  в  пьесах  различные  полифонические  приемы  —  двойной  контрапункт  октавы,  обратимый  контрапункт,  секвенционное  развитии.  Если  представить  контрапункты  школьнику  как  художественные  приемы,  связанные  со  всем  строем  полифонического  творчества  композитора,  то  он,  получит  возможность  конкретизировать  свои  знания  в  этой  области.  Так,  например,  когда  два  голоса,  меняются  местами,  такой  полифонический  прием,  называется  двойным  контрапунктом.  Когда  два  голоса  излагают  те  же  мелодии,  но  в  обращении,  называют  обратимым  контрапунктом.  Чем  больше  узнает  школьник  о  разных  сторонах  и  свойствах  полифонического  стиля,  тем  активнее  будет  включаться  его  сознание  в  смысл  работы  над  клавирными  произведениями  И.С.  Баха.  Противосложение  —  это  мелодия,  излагаемая  одновременно  с  темой.  Иными  словами,  противосложение  —  это  контрапункт  к  любому  проведению  темы  в  полифоническом  произведении.  Основной  метод  работы  —  в  ансамбле  с  педагогом.  Направляя  внимание  ученика  на  соотношение  темы  и  противосложения.  Задолго  до  соединения  двух  голосов,  пьеса  исполняется  в  ансамбле  с  педагогом  —  сначало  по  разделам,  потом  целиком.  Запоминание  наизусть  каждого  голоса  обязательно,  ибо  работа  над  полифонией  есть,  прежде  всего,  работа  над  одноголосной  мелодической  линией  [2,  с.  64]. 

Навыкам  правильного  разделения  мелодии  —  артикуляции,  придавали  большое  значение  в  эпоху  И.С.  Баха.  Артикуляция  —  это  одно  из  основных  выразительных  средств,  в  старинной  музыке  И.С.  Баха.  Артикуляция  —  важный  способ  организации  мотивов,  фраз  и  тем  самым  выявления  характера,  построения  формы  фрагмента  или  целого  произведения.  Браудо,  советует:  «Попытка,  установить  какой-то  доминирующий  в  клавирной  игре  штрих,  педагогически  нецелесообразно.  Искусство  штрихов  развивается  не  на  выработке  отдельных  приемов,  а  на  сопоставлении  штриховых  манер»  [1,  с.  36].  Изучение  артикуляции  лучше  начинать  с  изучения  двухголосных  произведений,  в  которых  каждому  голосу  присваивается  своя  артикуляционная  окраска,  когда  более  короткие  ноты  исполняются  на  легато,  более  длинные  на  нон  легато  или  стаккато.  Межмотивная  артикуляция  —  применяется  для  того,  чтобы  отделить  один  мотив  от  другого,  то  есть  взять  цезуру  —  дыхание.  Самым  явным  видом,  является  пауза.  Необходимо  познакомить  школьника  с  различными  способами  обозначения  межмотивной  артикуляцией  —  двумя  вертикальными  черточками,  окончанием  лиги,  знаком  стаккато  на  ноте  перед  цезурой.  Школьникам-пианистам  необходимо  овладеть  межмотивной  артикуляцией,  без  чего  стилистически  верное  исполнение  секвенций  И.С.  Баха  невозможно.  Главное  передать  рельефную  выпуклость  мотивов,  отчетливое  произношение  и  раздельность  их  друг  от  друга.  Следует  научить  школьника-пианиста,  различать  основные  типы  мотивов.  При  этом  следует  использовать  сведения,  которые  школьник  получает  в  классах  сольфеджио  и  теории  музыки.  Он  должен  различать  —  мотивы  ямбические  и  хореические.  Мотивы  ямбические  —  идут  со  слабого  времени  на  сильное  время,  часто  называются  затактами.  Хореические  мотивы  —  вступают  на  сильной  доле,  заканчиваются  на  слабой  доле.  Основной  метод  работы  —  учить  каждый  мотив  отдельно,  а  потом  играть  все  подряд  в  медленном  темпе,  применяя  следующий  прием:  первый  звук  каждого  мотива  петь  более  глубоко  и  значительно,  а  последний  —  смягчить  преждевременным  снятием  пальца  с  клавиши  [2,  с.  66]. 

Аппликатура  в  клавирных  произведениях  старинной  музыки  имеет  целый  ряд  специфических  особенностей.  Правильный  выбор  пальцев,  важное  условие  грамотного,  выразительного  исполнения  полифонии.  Исполнительская  традиция  эпохи  И.С.  Баха,  когда  артикуляция  была  главным  средством  выразительности,  ей  подчинялась  аппликатура,  направленная  на  выявление  выпуклости  и  отчетливости  мотивных  образований.  Раньше  клавиристы  пользовались  тремя  средними  пальцами,  обладающими  примерно  одинаковой  длиной  и  силой,  что  обеспечивало  достижение  звуковой  и  ритмической  ровности,  важного  законоположения  старинной  музыки.  Введение  И.С.  Бахом  первого  пальца,  не  отразилось  на  принципе  перекладывания  пальцев  —–  длинного  через  короткий  палец  3-4-3.  Сохранилось  и  скольжение  пальца  с  черной  клавиши  на  белую  клавишу.  Ф.  Бузони,  был  первый,  кто  возродил  аппликатурные  принципы,  отвечающие  выявлению  мотивной  структуры  и  четкому  произношению  мотивов  [5,  с.  68].  Восстановленный  прием  Ф.  Бузони,  является  наиболее  эффективным  в  наше  время,  для  осуществления  ровности  звучания.  Метод  освоения  —  научить  школьника  читать  и  изучать  аппликатуру.

Чувство  меры  в  отношении  всех  динамических  изменений  в  любом  произведении  И.С.  Баха  —  качество,  без  которого  нельзя  художественно  и  стильно  передать  его  музыку.  Динамика  в  клавирных  произведениях  —  террасообразная,  этот  термин  вошел  в  обиход  благодаря  Ф.  Бузони.  Основанием  стали  инструменты,  для  которых  были  написаны  произведения.  Понятие  клавир,  объединяет  инструменты  —  спинет,  клавикорд  и  клавесин.  Каждый  инструмент  обладает  своей  спецификой.  Современное  фортепиано  —  это  инструмент,  дающий  возможность  исполнять  на  нем  произведения  самых  различных  стилей.  Когда  мы  говорим  об  использовании  средств  фортепианной  выразительности  при  исполнении  клавирной  музыки,  то  имеем  в  виду  не  попытку  имитировать  на  фортепиано  звучность  старинных  инструментов,  а  найти  в  процессе  игры  те  приемы  динамики,  которые  необходимы  для  правильного  исполнения.  Трудность,  с  которой  мы  встретились  в  работе  над  клавирными  произведениями  И.С.  Баха,  состоит  в  том,  что  они  написаны  не  для  фортепиано  И.  Браудо  сформулировал  важное  различие  в  средствах  динамической  выразительности,  выделив  две  ее  разновидности  —  инструментовочную  и  мелодическую.  Благодаря  инструментовочной  динамики,  возможно  сопоставление  голосов,  а  также  разделов  музыкальной  формы.  Так  в  двухголосных  пьесах,  И.  Браудо  предполагал  употребление  двух  голосов  различными  инструментами.  С  этой  целью,  он  предлагает  различные  динамические  оттенки  для  верхнего  и  нижнего  голоса.  Под  мелодической  динамикой  подразумевается  выявление  интонационного  рельефа  с  помощью  динамических  средств.  Основные  функции  мелодической  динамики:  выявление  скрытной  полифонии,  выявление  мотивной  структуры,  выявление  вопросно-ответной  структуры,  динамическое  выявление  имитаций  [1,  с.  54].  В  инвенциях,  каждый  голос  самостоятельный,  имеет  свое  динамическое  развитие,  для  того,  чтобы  рельефнее  оттенить  самостоятельность  каждого  голоса.  Поэтому  кульминации  в  голосах  —  не  совпадают,  такие  кульминации  называют  —  частными,  что  характерно  для  полифонии  И.С.  Баха.  Каденции  в  заключение  частей,  исполняются  энергично  и  звучно.  Каждая  новая  часть  начинается  с  динамического  нюанса  —  пиано,  с  последующим  нарастанием  звучности  по  мотивам.  Общая  кульминация  произведения,  звучит  ярко  и  выразительно.  Наша  задача,  помочь  школьнику  составить  динамический  план,  который  отражает  понимание  формы  произведения,  особенностей  голосоведения. 

  Выбор  темпа  в  музыке  И.С.  Баха,  зависит  от  выбора  артикуляции.  При  изменении  артикуляционного  приема  не  только  звуковой,  но  и  темповый  облик  может  стать  совершенно  иным.  Темп  вторичен  по  отношению  к  артикуляции  и  во  многом  вытекает  именно  из  нее  [5,  с.  31].  То,  что  приобретает  школьник  при  работе  в  медленном  темпе  —  понимание  музыки,  —  является  наиболее  существенным.  И  важно  научить  его  тому,  чтобы  именно  понимание  музыки  он  считал  своим  основным  достижением,  тем,  что  должно  остаться  и  закрепиться  во  всей  дальнейшей  работе.  Достижением  же  более  быстрого  темпа  он  должен  считать  обстоятельством  менее  существенным  и  доступным  лишь  в  случае,  если  не  нарушается  основное  —  качество  исполнения  [5,  с.  52].  Осмысленность  и  певучесть  —  вот  что  является  ключом  к  стильному  исполнению  музыки  И.С.  Баха. 

  Необходимо  заметить,  что  в  каких-то  исходных  посылках,  методика  изучения  полифонического  произведения  одинакова  для  всех  инструктивных  сборников  И.С.  Баха.  Искусство  И.С.  Баха  нормативно.  Оно  выросло  на  основе  устойчивых  традиций  и  строгой  системы  законов  и  правил.  Чтобы  исполнять  произведения  И.С.  Баха,  необходимо  знать  стилистические  особенности  письма.  Таким  образом,  мы  обосновали  влияние  стилистического  анализа  на  исполнение,  в  данном  случае  —  инвенций.  Лишь  посредством  аналитического  изучения  основных  закономерностей  стиля  композитора,  можно  постичь  исполнительские  указания  самого  композитора.  К  этому  должно  быть  устремлены  все  усилия  педагога. 

 

Список  литературы:

  1. Браудо  И.А.  Об  изучении  клавирных  сочинений  Баха  в  музыкальной  школе.  —  СПб:  «Северный  олень»,  1994.  —  76  с.
  2. Калинина  НП.  Клавирная  музыка  Баха  в  фортепианном  классе.  —  М.:  Издательский  дом  «Классика-21»,  2006.  —  144  с.
  3. Копчевский  Н.И.  Избранные  статьи.  —  М.,  1966.  —  25  с.
  4. Обухова  Л.Ф.  Возрастная  психология.  Учебное  пособие.  —  М.:  Педагогическое  общество  России,  2000.  —  443  с.
  5. Темченко  И.Е.,  Хитрук  А.Ф.  Беседы  о  Бахе.  —  М.:  Издательский  дом  «Классика  -21»,  2010.  —  150  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий