Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Информационные технологии в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мурадян А.С. АНИМАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АНИМАЦИЯ  КАК  ЭФФЕКТИВНОЕ  СРЕДСТВО  ОБЩЕГО  МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Мурадян  Акоб  Самвелович

аспирант  кафедры  изобразительного  искусства 
армянского  государственного  педагогического  университета  им.  Х.  Абовяна

Республика  Армения,  г.  Ереван

E-mail:  hakob.muradian@gmail.com

 

ANIMATION  AS  AN  EFFECYIVE  MEAN  OF  GENERAL  MEDIA  EDUCATION

Hakob  Muradyan

student  of  Fine  Arts 
of  Yerevan  State  Pedagogical  University.  Abovian
 
Republic  of  ArmeniaYerevan

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотренны  вопросы  применения  компьютерной  анимации  и  анимационных  технологий,  как  эффективного  средства  общего  медиаобразования  и  формирования  медиаграмотности  у  студентов  педагогических  вузов  -  будущих  педагогов.  Обоснована  необходимость  внедрения  анимации  в  образовательный  процесс,  приведены  убедительные  доводы  актуальности  и  востребованности  этой  технологии  в  современном  образовательном  пространстве  и  указаны  переспективы  ее  благотворного  влияния  на  процесс  становления  всесторонне  и  гармонично  развитой  личности.

ABSTRACT

The  article  discusses  the  use  of  computer  animation  and  animation  technology  as  an  effective  means  of  general  media  education  and  media  literacy  formation  at  students  of  pedagogical  universities  -  future  teachers.  The  necessity  of  introduction  of  animation  in  the  educational  process,  given  convincing  arguments  urgency  and  relevance  of  this  technology  in  modern  educational  space  and  Prospects  indicated  its  beneficial  effect  on  the  process  of  becoming  a  full  and  harmonious  development  of  personality.

 

Ключевые  слова.  Анимация;  компьютер;  технологии;  проект;  формы;  методы;  приемы;  преподаватель;  студент;  мультфильм;  масс-медиа;  медиаобразование;  медиаграмотность;  методика;  техника;  дидактика;  педагогический  вуз.

Keywords:  Animation;  computer;  technology;  design;  forms;  methods;  techniques;  teacher;  student;  cartoon;  media;  media  education;  media  literacy;  method;  technique;  didactics;  pedagogical  university.

 

Еще  древние  философы  твердили,  что  движение  есть  сама  жизнь,  а  позднее,  динамичное  и  всестороннее  развитие  человеческой  цивилизации  показало,  что  движение  еще  и  искусство,  в  которое  его  воплощает  анимация.  Неслучайно  Ю.  Норштейн  выразился  об  анимации  как  о  соединении  движения  и  жизни.  Он  отметил,  что  слово  анимация  латинского  происхождения,  буквально  означающее  «оживление,  вдохновение»,  которое  пришло  к  нам  из  медицинской  сферы  по  отношению  к  моменту  одушевления  плода  [5,  с.  104–116].  Постепенно  анимация  внедрилась  и  в  другие  сферы  деятельности  человека,  в  которых  использовалось  уже  больше  в  переносных  значениях.  Наделяя  неживые  объекты  признаками  живого,  приводя  их  в  движение,  человек  смог  расширить  возможности  применения  анимации,  в  результате  чего  она  стала  интерпретироваться  как;

  • Способ  создания  серии  снимков,  рисунков,  образов,  силуэтов,  в  отдельных  фазах  движения,  с  помощью  которого  во  время  показа  их  на  экране  возникает  впечатление  движения  существа  или  предмета.  Что  больше  иллюзорно,  чем  реально,  так  как  зависит  от  частоты  смены  картинок  и  их  предельной  детализации  и  прорисовки;
  • Процесс  придания  способности  двигаться  или  видимости  жизни  объектам  и  неодушевленным  телам  в  художественных  произведениях  и  играх;
  • Технология  мультипликации,  которая  является  разновидностью  киноискусства;
  • Показ  графических  материалов,  а  также  компьютерная  имитация  движения  с  помощью  изменения  формы  объектов  или  показа  последовательных  изображений  с  фазами  движения,  что  применимо  для  сферы  образования  и  компьютерных  технологий. 

В  свете  тех  глобальных  изменений,  которые  претерпевает  парадигма  педагогического  образования,  можем  констатировать  что,  сегодня,  как  никогда  стало  актуальным  применение  анимационных  технологий,  как  эффективного  средства  общего  медиаобразования.  Общеобразовательные  курсы  компьютерной  анимации  предназначены  студентам  любых  вузов,  а  уровень  обучения  зависит  от  наличия  или  отсутствия  прикладной  цели  и  условий  преподавания,  количества  и  качества  техники,  объема,  характера,  направленности  и  степени  интенсивности  курса,  уровня  владения  студентов  компьютерными  программами  и  языком  программирования.  Зазнобина  Л.С  считает,  что  теоретическая  часть  общеобразовательного  обучения  анимации  формирует  общие  знания  об  истории,  эстетике,  теории  и  принципах  создания  компьютерной  и  традиционной  анимации,  что  является  основой  для  приобретения  определенных  умений  ее  создания  и  развития  навыков  к  последующему  применению  в  профессиональной  деятельности  [3,  с.  17–29].  В  педагогическом  вузе,  в  целом  преподаватель  должен  добиваться  не  столько  профессионального  владения  пакетом  двумерной  анимации,  сколько  формирования  медиаграмотности  будущих  педагогов.  Согласно  мнению  Н.  Петровой,  главной  задачей  практической  части  общеобразовательного  курса  является  освоение  художественных  и  технологических  возможностей  компьютерной  анимации,  что  будет  способствовать  решению  прикладных  и  иллюстративных  задач  традиционных  вузовских  предметов,  формированию  и  развитию  творческого  и  креативного  мышления  студентов,  их  самореализации  и  социализации  [7,  с.  55–64].  Следовательно,  иерархия  целевых  задач  и  содержание  общеобразовательных  курсов  компьютерной  анимации  ориентированы  на:

  • Анализ  и  освоение  современной  визуальной  культуры;
  • Формирование  умения  оценивать  качество  визуальной  информации,  получаемой  посредством  медиа;
  • Развитие  критического,  аналитического,  логического,  творческого  и  креативного  мышления;
  • Усвоение  законов  восприятия  или  воздействия  мас-медиа  и  медиа-сигналов;
  • Умение  воспринимать  соответствующую  визуальную  информацию  с  экрана,  перекодировать  визуальный  образ  в  вербальную  знаковую  систему  и  доказать  верность  своей  интерпретации  исследуемого  визуального  образа;
  • Овладение  технологией  компьютерной  анимации  для  творческой  реализации  своего  художественного  потенциала  и  для  общей  медиаграмотности.

Указанные  ориентиры  в  образовательной  системе  педагогического  вуза  могут  быть  реализованы  не  только  на  факультете  художественного  образования,  где  анимация  должна  быть  внедрена  как  отдельная  специализация,  но  и  на  всех  факультетах,  как  средство  медиаобразования,  интегрированного  в  традиционные  дисциплины.  Более  того  в  случае  обучения  компьютерной  анимации,  интегрированного  в  сферу  любой  специализации,  иерархия  целей  сохраняется  такой  же,  как  и  в  случае  общего  медиабразовательного  курса.  Ссылаясь  на  труд  Р.  Арнхейма,  следует  отметить,  что  специальным  приложениям  компьютерной  анимации  для  предмета,  в  курс  которого  она  интегрирована,  следует  уделить  особое  внимание  [1,  с.  9–29].  Интегрированные  курсы  особенно  целесообразны  для  педагогических  вузов,  так  как  общая  технология  построения  курсов  компьютерной  анимации  в  рамках  медиаобразования  имеет  свои  особенные  дидактически  целесообразные  формы  и  методы  преподавания  этих  курсов.  При  чем,  эти  формы  и  методы  обучения  компьютерной  анимации  определяются  алгоритмом  целей,  содержанием  и  обьемом  курсов,  условиями  преподавания,  технологичностью  процесса,  степенью  технического  обеспечения  и  конечно  же  уровнем  профессиональной  компетентности  преподавателя.  Обучение  компьютерной  анимации,  которая  является  современной  и  весьма  актуальной  технологией,  допускает  традиционные,  классно-урочные  формы  обучения  с  использованием  компьютера  и  иной  техники,  связанной  с  созданием  и  воспроизведением  анимации  и  других  медиа  продуктов.  В  процессе  наших  исследований,  по  степени  эффективности,  мы  выделили  такие  формы  и  методы  преподавания  компьютерной  анимации,  как;

  • Лекция  по  анимационному  пакету,  которая  должна  носить  исключительно  вводный  характер,  ввиду  того,  что  глубокое  и  всестороннее  освоение  компьютерных  анимационных  программ  требует  практических  занятий.  Хотя  сравнительный  анализ  анимационных  пакетов  возможно  реализовать  в  лекционно-дискуссионной  форме,  если  только  преподаватель  задан  целью  передать  студентам  основы  теории  анимации,  а  не  формировать  практические  умения  и  прикладные  навыки  по  компьютерной  анимации;
  • Интерактивная  лекция  по  теории  анимации  –  основная  форма  обучения  теории  вводной  части  курса.  Она  отличается  от  обычной  двусторонним  потоком  информации,  включает  проблемные  вопросы  со  стороны  преподавателя,  носит  эвристический  характер,  предполагает  обсуждение  вызвавшей  затруднения  или  заинтересовавшей  темы.  Целью  интерактивной  лекции  является  активное  усвоение  этой  информации  студентами,  которая  должна  постепенно  заменяться  такими  формами  обучения,  которые,  процесс  освоения  знаний  и  навыков  делают  более  активным,  где  часть  функций  управления  обучением  в  переходит  руки  самих  учащихся;
  • Практические  занятия  по  освоению  инструментария  анимационного  компьютерного  пакета,  изучению  техник  анимации,  созданию  авторских  роликов,  клипов  и  фильмов;
  • Видеопросмотры  особенно  важны  для  формирования  визуальной  медиа-культуры,  повышают  мотивации  и  активизации  в  них  креативности.  В  видеотеку  желательно  включить  материалы  по  традиционной  и  компьютерной  анимации,  представляющей  разные  страны,  разные  субкультуры,  различные  техники  и  различные  приложения  анимации.  Конкретное  содержание  видеоподдержки  зависит  от  содержания  и  специфики  соответствующего  курса.

Н.  Петрова  придерживается  такой  точки  зрения,  согласно  которой  на  сегодняшний  день  возникает  необходимость  в  пределах  разумного  свести  к  минимуму  односторонность  информационного  потока  и  отсутствие  дифференцированного  пдхода  к  обучению  [8,  с.  139–141].  В  процессе  преподавания  компютерной  анимации  такой  подход  преодалевается  путем  применения  ряда  педагогических  приемов:

  • Тесты,  с  помощью  которых  измеряется  обьем  знаний  инструментария  кмпьютерной  анимации;
  • Тесты  или  исследовательские  тренажеры,  на  выявление  и  изучение  неизвестного  инструментария  по  созданию  сложных  анимационных  эффектов  и  оптимизации  технологии  исследования;
  • Групповое  решение  проблемных  задач,  с  эллементами  взаимной  поддержки,  консультации,  проверки,  путем  мозгового  штурма.

При  всей  универсальности  классно-урочной  системы  и  эффективности  ее  применения  почти  на  всех  этапах  обучения  по  курсам  медиаобразования  и  компьютерной  анимации,  наступает  момент,  когда  она  все  же  утрачивает  свою  актуальность.  И  это  происходит  на  завершающем  этапе  обучения,  когда  на  основе  приобретенного  определенного  уровня  знаний,  студенты  направляют  свои  усилия  на  формирование  и  развитие  умений  творческого  самовыражения  средствами  компьютерной  анимации.  Именно  на  этом  этапе  считается  наиболее  целесообразным  дополнительное,  внеурочное  обучение  компьютерной  анимации  как  в  рамках  курса  медиаобразования,  так  и  в  анимационных  мастерских  и  центрах  креативных  технологий.  Укреплению  приобретенных  знаний  в  большей  степени  способствуют  так-же;

  • домашние  задания,  предполагающие  индивидуальное,  парное  или  групповое  решение  задач  по  усвоению  программы, 
  • самостоятельное  исследование  инструментария  и  приемов  компьютерной  анимации;
  • выполнение  различных  проектов; 
  • поиск  и  систематизация  материалов  и  информации;
  • сравнительный  анализ  ряда  пакетов  компьютерной  анимации;
  • создание  команды,  с  режисером,  сценаристом,  художником,  звукорежисером,  и  режиссером  монтажа; 

В  своих  исследованиях  А.  Бартон  констатирует,  что  при  реализации  таких  форм  и  методов  преподаватель  выступает  как  консультант-модератор  группы  студентов,  работающих  над  анимационным  проектом.  Такая  работа  требует  от  студентов  больших  усилий  вне  учебного  процесса,  умения  распределять  роли,  развития  навыков  работы  в  творческой  команде  креативно  мыслящих  сверстников  и  формирования  коммуникативных  компетенций.  Преподаватель  же,  на  протяжении  создания  анимационного  проекта,  призван  решать  технические  проблемы,  анализировать  динамику  работы  студентов,  корректировать  и  поддерживать  определенный  психологический  климат  в  случае  возникновения  в  группе  конфликтов,  оценить  полученный  окончательный  результат  [2,  c.  156].  Он  может  быть  менеджером  творческой  команды,  а  при  возможности  выставить  созданный  анимационный  проект  на  фестивали  или  конкурсы  компьютерной  анимации,  взять  на  себя  обязанности  продюсера.

Представляя  анимацию,  как  эффективное  средство  общего  медиаобразования  и  воспринимая  процесс  ее  применения  для  формирования  медиаграмотниости  студентов  педагогического  вуза  как  исключительно  технологический,  считаем  необходимым  сослаться  на  фундаментальные  исследования  в  области  современных  педагогических  технологий  и  технологических  систем  решения  педагогических  задач  в  проблемных  ситуациях  А.М.  Манукян.  В  своей  монографии  автор  утверждает,  что  любой  технологический  процесс  состоит  как  из  крупных  так  и  меклих  методических  и  технологических  структур,  системных  новообразований  и  методологических  звеньев,  технологических  отрезков,  форм,  средств,  приемов  и  методов  [4,  с.  21–22].

Разделяя  данную  точку  зрения,  приведем  несколько  примеров  таких  структурных  компонентов  исследуемого  нами  технологического  процесса;

  • Видеопросмотр,  как  технологический  прием,  актуален  на  всех  этапах  обучения,  так  как  способствует  расширения  кругозора  в  области  произведений  медиа.  Студенты,  как  правило,  даже  если  и  видели  много  анимационных  компьютерных  проектов,  видеороликов,  рекламу,  мультфильмы,  плохо  отличают  техники  анимации.  Многие  студенты  не  знают,  где  можно  увидеть  качественную  компьютерную  анимацию,  общая  культура  в  области  медиа  на  первых  этапах  обучения  оставляет  желать  лучшего;
  • Дискуссии,  круглые  столы  и  мозговой  штурм,  как  технологический  отрезок  от  целостного  процесса,  в  частности,  по  обсуждению  просмотренных  компьютерных  анимаций,  могут  преобразоваться  в  ролевой  тренинг.  Это  особенно  важно  для  выработки  критического  мышления  и  обучении  цивилизованным  и  аргументированным  формам  дискутирования,  а  также  для  ориентации  в  теории  и  практике  профессиональной  анимации;
  • Самостоятельный  поиск  и  выявление  средств  для  решения  прикладной  или  художественной  задачи,  что  предполагает  наличие  проблемной  ситуации  –  технологическое  новообразование,  в  технологическом  процессе  практической  части  курсов,  особенно  для  освоения  программных  анимационных  средств  и  развития  навыков  творческого  самовыражения;
  • Презентирование  созданных  анимационных  проектов,  предполагающее,  грамотное  их  оформление  и  респектабельное  представление,  является  крупным  структурным  компонентом  всего  технологического  процесса.

Становится  очевидным,  что  любая  форма  обучения,  путем  широкого  применения  анимационных  технологий  приводит  к  креативному  решению  задач  как  художественного,  эстетического,  нравственно-этического,  так  и  научно-исследовательского  характера.  А  эффективновсти  технологического  процесса  всецело  способствует  совершенное  владение  инструментарием  анимации  и  компьютерной  графики,  наличие  культуры  медиаобщения  и  медиаграмотности.

Исследуя  вопрос  внедрения  анимационных  технологий,  как  эффективного  средства  общего  медиаобразования,  которая  воспринимается  нами  как  педагогическая  проблема,  считаем  необходимым  обратиться  к  конкретизации  целесообразных  и  разумных  с  позиции  дидактики  методов  и  стандартов  измерения  уровня  знаний  и  умений  студентов  по  анимационным  программам.  Целью  измерения  должно  стать  определение  полноты  приобретенного  опыта  и  сформировавшихся  навыков  учеников  в  восприятии  и  эмоционально-логической  обработке  информации,  приобретаемой  из  масс-медиа.  В  При  таком  подходе,  творчество  средствами  компьютерной  анимации  –  показатель  наивысшего  уровня  освоения  этого  предмета  в  рамках  медиаобразования.  При  любой  технологии  оценивания  студентов  необходимо  учитывать  ряд  факторов,  влияющих  на  уровень  их  достяжений:

  • продолжительность  и  интенсивность  курса; 
  • качество  и  количество  примененной  техники: 
  • уровень  знаний  и  умений  в  начале  и  в  конце  курса.

Отсюда  следует,  что  в  процессе  внедрения  курсов  компьютерной  анимации  в  процесс  обучения  применимо  два  вида  их  содержания:

  • расширение  количества  и  качества  программных  средств  и  сравнительный  анализ  группы  анимационных  пакетов  и  для  IBM  PC,  и  для  Macintosh,  и  для  Silicon  Graphics,  и  для  двухмерной  и  трехмерной  анимации;
  • разностороннее  изучение  техник  создания  медиа-продукции: 
  • графические  редакторы;
  • анимационные  редакторы;
  • языки  программирования;
  • специфика  создания  кино,  мультипликационных  и  видеофильмов; 
  • особенности  живой  съемки;
  • правила  компьютерной  обработки.

Приведя  все  возможные  доводы  в  пользу  внедрения  анимационных  технологий  в  образовательный  процесс  педагогических  вузов,  как  эффективного  средства  формирования  общей  медиаобразованности  и  медиаграмотности  будущих  педагогов,  в  заключении  отметим,  что  анимация,  как  вид  искусства,  способствует  достижению  доминирующей  цели  всего  педагогического  процесса  –  становлению  и  развитию  всесторонне  и  гармонично  развитой  личности.

 

Список  литературы:

  1. Арнхейм  Р.  Визуальное  мышление  //  Зрительные  образы:  феноменология  и  эксперимент.  –  Душанбе,  1971,  –  с.  9–29.
  2. Баpтон  А.  Как  снимают  мультфильм.  –  М.,  Искусство,  1971.  –  156  с.
  3. Зазнобина  Л.С.  Медиаобразование  в  современной  российской  школе//  Магистр.  –  1995.  –  1.  –  с.  17–29.
  4. Манукян  А.М.  Современные  технологии  и  технологические  системы  решения  педагогических  задач  в  проблемных  ситуациях../прикладная  педагогика/.,  Монография..изд.  “Зангак-97”.,  Ереван,  2013.,  –  352  С.
  5. Норштейн  Ю.  Движение  стиля  //  Искусство  кино.  –  1988.  –  №  10,  –  с.  104–116.
  6. Петрова  Н.  Новые  игры  с  PowerAnimator  7.0  //  Hard'n'Soft.  –  1996.  –  №  6.  –  c.  88–91.
  7. Петрова  Н.  Animo,  или  как  живут  фирмы-разработчики  программ  2D-анимации  //  Компьютерная  графика.  –  1996.  –  №  1.  –  с.  55–64.
  8. Petrova  N.  Computer  animation  in  the  educational  system  of  Russia  //  Proceedings  of  the  East-West  International  Conference  on  Multimedia,  Hypermedia  and  Virtual  Reality.  –  Moscow,  1994,  –  с.  139–141.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий