Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гальцова С.Г., Полюга В.О. ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 5(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ИГРОВЫЕ  ПРАКТИКИ  КАК  СРЕДСТВО  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ПОДРОСТКОВ

Гальцова  Светлана  Геннадьевна

заместитель  по  УВР  ОЦ  Горностай,  РФ,  г.  Новосибирск

E-mailgalcova@ngs.ru

Полюга  Вадим  Олегович

заместитель  по  ИКТ  ОЦ  Горностай,  РФ,  г.  Новосибирск

E-mailvadpol@ya.ru

Бердникова  Анна  Геннадьевна

канд.  филол.  Наук,  заведующий  кафедрой  педагогики  и  психологии,  ОЦ  Горностай,  РФ,  г.  Новосибирск

E-mail:  agberd@mail.ru

 

GAMIFICATION  AS  MEANS  OF  ADOLESCENT  SOCIALIZATION

Galtsova  Svetlana

head  of  teaching  and  educational  department  of  the  Educational  Centre  “Gornostay”  Russia,  Novosibirsk

Poljuga  Vadim

head  of  ICT  department  of  the  Educational  Centre  “Gornostay”  Russia,  Novosibirsk

Berdnikova  Anna

head  of  pedagogic  and  psychological  department  the  candidate  of  philological  sciences  of  the  Educational  Centre  “Gornostay”  Russia,  Novosibirsk

 

В  деле  обучения  и  воспитания, 

во  всем  школьном  деле  ничего  нельзя  улучшить,

  минуя  голову  учителя.

К.Д.  Ушинский 

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  описанию  технологии  проведения  обучающего  семинара  для  заместителей  директора  по  УВР,  социальных  педагогов,  педагогов-психологов.  Задача  описанного  семинара  —  аккумулировать  имеющиеся  знания  по  урегулированию  конфликтных  ситуаций  между  участниками  образовательного  процесса,  а  также  приемам  работы  с  трудными  детьми.

ABSTRACT

The  article  deals  with  the  description  of  technologies  of  conducting  a  senimar  for  heads  of  teaching  and  educational  departments,  social  teachers,  educator-psychologists.  The  aim  of  the  seminar  in  question  is  to  accumulate  the  available  knowledge  of  dealing  with  conflict  situations  among  the  participants  of  the  educational  process,  as  well  as  of  methods  and  techniques  of  working  with  problem  children. 

 

Ключевые  словапедагогические  технологии;  геймификация;  конфликтная  ситуация;  игровые  практики.

Keywords:  pedagogical  technologies;  gamification;  conflict  situation;  Games  Practice.

 

Сегодня,  когда  мир  стремительно  меняется,  школа  не  может  дать  ученику  знания,  которыми  он  сможет  пользоваться  10,  20  и  даже  50  лет  спустя.  Современная  школа  может  лишь  научить  учиться.  Для  того  чтобы  это  стало  возможным  учителю  необходимо  самому  стать  примером  открытости  новым  знаниям,  умениям,  технологиям,  подходам  и  приемам  [2;  3].

Для  того  чтобы  обучать  и  развивать  детей  в  системно-деятельностном  подходе,  учителю  необходимо  самому  получить  опыт  такого  обучения  [1;  4].

Примером  такого  получения  учебного  опыта  педагогами  может  стать  семинар  «Игровые  практики  как  средство  социализации  подростков».  Семинар  предназначен  для  завучей  по  УВР,  социальных  педагогов,  педагогов-психологов.

Регламент  мероприятия  —  два  часа.  В  обучающем  мероприятии  могут  быть  выделены  следующие  технологические  этапы.

1.  Собирание  конфликтных  и  потенциально  конфликтных  ситуаций,  связанных  с  различными  аспектами  социализации  подростка  в  школе.

2.  Выбор  наиболее  актуальных  ситуаций  из  всего  массива  собранных  данных  для  работы.

3.  Работа  с  проблемными  ситуациями  с  применением  игровых  практик.

4.  Экспресс-анализ  проделанной  работы.

5.  Развернутый  анализ  полученных  результатов.

6.  Подведение  итогов.

На  первоначальном  этапе  участникам  семинара  предлагается  озвучить  наиболее  острые  с  педагогической  точки  зрения  воспитательные  ситуации,  с  которыми  им  приходится  сталкиваться  по  работе.  Либо  ситуации  не  острые,  но  повторяющиеся  снова  и  снова,  не  находящие  разрешения.  На  доске  собирается  банк  таких  высказываний.  В  список  попадают  все  называемые  ситуации  без  фильтра  актуальности  или  остроты.  Что  дополнительно  позволяет  оценить  разнообразие  и  объем  выполняемой  воспитательной  работы.

Опоздания  детей  на  уроки.

Нарушение  дресс-кода.

Нарушение  устава  школы.

Курение  в  туалете

Выгорание  педагогов.

Отказ  ученика  учиться.

Гаджеты  на  уроках.

Хамство  учащихся  на  уроках  и  вне  уроков.

Нежелание  родителей  делить  воспитательную  ответственность.

Сбегание  с  уроков.

Асоциальное  поведение  учащихся.

Вот  лишь  немногие  из  вероятных  актуальных  тем  —  их  может  прозвучать  до  нескольких  десятков.  Чем  больше,  тем  лучше,  даже  без  прорабатывания  проблемной  ситуации,  только  через  ее  озвучивание  достигается  сбрасывание  эмоционального  напряжения,  терапевтический  эффект.  Затем  участникам  группы  предлагается  из  масштабного  списка  голосованием  выбрать  наиболее  острые  актуальные  ситуации,  которые  будут  в  дальнейшем  прорабатываться.  Поработать  со  всеми  из  озвученных  ситуаций  не  позволяют  временные  ресурсы,  заложенные  на  семинар.

Для  дальнейшей  работы  выбирается  две-три  проблемные  ситуации.

Ситуация  1.

Важно,  что  ситуации  выбираются  самой  аудиторией  через  совокупное  голосование,  что  приводит  к  тому,  что  ситуации  присваиваются  всеми,  становятся  разделенными  в  группе.

Подросток  отказывается  учиться:  пропускает  уроки,  не  выполняет  домашние  задания,  отказывается  отвечать  на  уроках.

Из  числа  участников  группы  выбираются  игроки-протагонисты,  которые  будут  разыгрывать  выбранную  ситуацию.  Роль  центрального  конфликтного  персонажа  предлагается  участнику  группы,  предложившему  эту  конфликтную  ситуацию.  Это  позволяет  ему  получить  представление  о  происходящем  в  конфликте  с  диаметрально  противоположной  позиции.

Для  разрешения  выбранной  ситуации  требуются  исполнители  ролей  самого  подростка,  его  мамы,  классного  руководителя  и  директора,  либо  кого-то  еще  —  состав  необходимых  персонажей  для  разрешения  конфликта  определяется  в  течение  игровой  ситуации.

Протагонисты  включаются  в  игру.  Остальные  участники  семинара  наблюдают  за  процессом  и  результаты  своих  наблюдений  фиксируют  в  бланках. 

Таблица  1.

   

Ситуация  №

 

Название

 

       

Что  мои  коллеги  на  сцене  сделали  правильно?

 

       

Что  нужно  было  сделать  по-другому?

 

       

Как  бы  я  повел  себя  в  такой  ситуации?

 

         

 

Таким  образом,  в  работу  по  разрешению  ситуации  включены  сразу  все  участники  группы  одномоментно.

Среди  положительных  моментов  в  работе  над  Ситуацией  1  «Ребенок  не  хочет  учиться»  было  отмечено  следующее: 

·     конфликт  решался  в  диалоге,  не  через  монолог-нотацию  учителя;

·     доброжелательный  тон  беседы;

·     между  участниками  разрешения  конфликта  сложился  рабочий  альянс;

·     комплексность  подхода  —  участники  конфликта  не  только  учитель  и  ученик,  конфликт  шире,  он  затрагивает  и  родителей,  и  администрацию  школы;

·     учитывалась  позиция  ребенка,  его  мнение  имело  значение.

Среди  альтернативных  способов  решения,  которые  были  готовы  предложить  участники  группы,  наблюдавшие  за  игровым  процессом:

·     необходимо  для  ученицы  расставить  приоритеты:  «обучение  —  обязанность,  а  не  право»;  поговорить  о  последствиях,  которые  наступают  в  случае  не  выполнения  обязательств.

·     выяснить,  есть  ли  интересы,  выходящие  за  рамки  школьного  обучения  и  в  дальнейшем  разговоре  опереться  на  них;

·     предложить  ребенку  и  родителям  другие  формы  обучения,  кроме  посещения  школы:  экстернат,  домашнее  обучение;

·     поговорить  с  ребенком  о  жизненных  целях  и  мечтах,  перенаправить  энтузиазм,  связанный  с  ними  в  учебное  русло;

·     более  настойчиво  исследовать  причины,  которые  привели  к  нежеланию  учиться,  использовать  эмпатические  догадки:  конфликт  с  одноклассниками,  конфликт  с  учителем  по  предмету  и  пр.;

Среди  ответов  встречались  высказывания  такого  типа:  «задавать  более  продуктивные  вопросы»,  «более  эффективно  строить  диалог  с  ребенком»,  «постараться  найти  выход  из  проблемы».  Содержательно  это  пустые  фразы,  из  контекста  непонятно,  какие  именно  вопросы  могли  быть  здесь  более  продуктивными,  какие  именно  действия  педагога  позволили  бы  перевести  диалог  в  более  конструктивное  русло;  участники  ситуации  только  и  делали,  что  искали  выход  из  ситуации,  что-то  они  делали  неверно,  по  мнению  автора  комментария,  но  что  именно  и  как  следовало  делать,  комментарий  информации  не  содержит.  Однако  реплики  такого  типа  указывают  на  пристройку  комментаторов  сверху  к  участникам  игрового  процесса,  на  возможное  нежелание\неумение  выходить  в  позицию  на  равных,  становиться  учеником. 

Примечательно,  что  во  время  рефлексии  ситуации  многие  участники  указали  в  качестве  необходимого  условия  эффективности  работы  привлечение  психолога  как  эксперта  и  помощника,  школьного  специалиста  или  внешнего  консультанта.  Также  для  многих  оказалось  актуальным  передать  большую  ответственность  за  происходящее  семье  —  учебная  мотивация  рождается  в  семье,  школой  она  может  только  поддерживаться.

Ситуация  2

Хроническая  усталость  учителя

Ситуация  представляет  собой  разговор  «уставшего  учить»  педагога  с  завучем  по  УВР,  директором  и  психологом.

О  диалоге  выгоревшего  учителя  и  завуча  по  УВР  наблюдатели  высказались  следующим  образом,  отметив  позитивные  моменты:

·     произошло  понимание  состояния  коллеги,  оценка  высокой  потребности  в  отдыхе;

·     побуждение  педагога  заботиться  о  своем  здоровье  различными  методами  и  способами;

·     ходатайство  об  отпуске  директору,  помощь  в  его  организации.

В  качестве  альтернативных  мер  наблюдателями  были  предложены  следующие:

·     образовательному  учреждению  требуется  система  профилактики  проф.выгорания,  включающая  комплексную  работу  специалистов  различного  профиля  с  педагогами:  психологов,  врачей,  тренеров.

·     разделить  ответственность  за  происходящее  между  педагогом  и  учреждением:  каждый  должен  и  сам  заботиться  о  своем  состоянии,  не  загонять  себя;

·     бережно  относиться  к  выгоревшим  сотрудникам,  не  отзываться  категорично  об  их  внешнем  виде;

·     сформулировать  конкретные  предложения  по  помощи  в  ослаблении  нагрузки:  поговорить  с  коллегами,  готовыми  выйти  на  замену;  обеспечить  путевкой  по  профсоюзной  линии.

И  снова,  как  и  при  работе  над  первой  ситуацией,  возникла  необходимость  в  более  тесном  сотрудничестве  с  психологом.  Здесь  психолог  оказался  включен  в  игровую  ситуацию,  не  остался  за  кадром,  как  в  первом  случае.  Это  может  говорить  о  том,  что  степень  вовлеченности  психологической  службы  в  воспитательный  процесс  ОУ  в  значительной  степени  влияет  на  его  эффективность.

Пока  производится  первичный  анализ  информации,  полученной  на  бланках  наблюдения,  участникам  семинара  предлагается  экспресс-лекция,  посвященная  игровым  методам  и  приемам  работы.

Игровые  практики  основываются  на  моделировании  актуальных  ситуаций,  которые  нужно  «проиграть»  деятельностно,  исходя  из  функциональных  (социальных,  сюжетных  etc)  ролей  и  достигая  внутри  игровых  целей.

Частным  случаем  игровой  практики  является  геймификация  —  достижения  внеигровых  целей  игровыми  средствами. 

Майкл  Шэннон,  учитель  из  Сан-Франциско,  который  очень  любит  использовать  новые  технологии  в  учебе,  верит,  что  лучше  всего  дети  усваивают  материал,  когда  забывают,  что  находятся  на  уроке:  «Они  думают,  что  просто  развлекаются  —  и  на  самом  деле  даже  не  подозревают,  что  учатся».

Практический  опыт,  получаемый  благодаря  использованию  игровых  технологий,  может  стать  основой  всей  образовательной  системы,  повысить  вовлеченность  в  учебный  процесс.  Игра  дает  возможность  смоделировать  сложную  ситуацию,  в  которой  органично  осуществляется  переход  от  знаниевого  подхода  к  деятельностному.  Можно  сколько  угодно  долго  говорить  о  пользе  математики,  пространно  аргументировать  ее  прагматический  потенциал,  а  можно  предложить  ребенку  спроектировать  то,  что  ему  нравится  уже  сейчас.  Если  ребенок  хочет  стать  архитектором,  он  может  попробовать  выполнить  проект  уже  сейчас,  и  оценить  свои  силы,  а  также  определить  потребности:  какие  науки  ему  нужны  —  будет  ли  он  учить  историю,  сможет  ли  обойтись  без  математики.  Как  только  построенный  виртуальный  дом  начнет  крениться  подобно  Пизанской  башне,  ребенок  сразу  поймет  всю  важность  математических  знаний.

Очень  значимый  эффект  игровых  практик  —  это  развитие  коммуникативных  навыков  и  способностей  к  анализу  интересов  других  сторон.

Игровые  технологии  позволяют  гармонично  развивать  коммуникативные  навыки  совместно  с  традиционными  знаниями.

Получая  живой  опыт  учащийся  находится  в  игровом  коллективе,  где  ему  приходится  обосновывать  свою  позицию,  договариваться,  убеждать  и  переубеждать  своих  партнеров  и  коллег  или  оппонентов  по  игре. 

Таким  образом,  геймификация  —  один  из  наиболее  эффективных  способов  вовлечения  современного  ребенка  в  учебный  процесс.

В  любом  игровом  моделировании  можно  выделить  обязательные  «обособляющие  скобки»:  первоначальная  актуализация  основного  игрового  конфликта,  присвоение  его  аудиторией  и  послеигровая  рефлексия  для  обобщения  игрового  опыта,  соотнесения  его  с  существующими  реалиями  и  фиксации  утилитарных  выводов  «на  будущее».  В  определенном  смысле  это  типичная  научно-естественная  петля:  гипотеза-опыт-выводы,  но  перенесенная  в  гуманитарную  сферу  развития  человека.

Сочетая  возбуждение  интереса  к  знаниям:  «я  учусь  затем,  чтобы  выигрывать»,  развитие  способности  договариваться  и  привычку  к  построению  гипотез  и  рефлексии,  игровые  практики  являются  одним  из  наиболее  эффективных  способов  вовлечения  современного  ребенка  в  учебный  процесс.

Завершается  семинар  итоговой  рефлексией,  включающей  в  себя  три  вопроса,  предложенных  к  осмыслению:

Что  было  самым  удивительным,  интересным  на  этом  мероприятии?

Что  было  самым  полезным,  что  Вы  могли  бы  применить  в  работе?

Какие  замечания  у  Вас  возникли?  Что  можно  было  бы  сделать  иначе?

Удивительным  и  интересным  оказалось,  то  как  много  оказывается  типичных  воспитательных  ситуаций  волнует  коллег  из  разных  ОУ.  Полезной  стала  технология  работы:  обозначение  поля  проблем,  выбор  наиболее  актуальных,  игра  как  получение  нового  ракурса;  получение  банка  решений  по  окончании  работы.

 

Список  литературы:

  1. Асмолов  А.Г.  Системно-деятельностный  подход  в  разработке  стандартов  нового  поколения/  Педагогика  М.:  —  2009  —  №  4.  —  С.  18—22.
  2. Дмитриев  С.В.  «Системно-деятельностный  подход  в  технологии  школьного  обучения»  //  Школьные  технологии.  —  2003  —  №  6.  —  С.  30—39.
  3. Кондаков  А.М.  Реализация  Федерального  образовательного  стандарта  второго  поколения  на  основе  учебно-методического  комплекта  «Школа  России»//  Начальная  школа.  —  2009.  —  №  9.  —  С.  3—25 
  4. Сухов  В.П.  Системно-деятельностный  подход  в  развивающем  обучении  школьников.  Уфа,  2010.  —  210  с.
  5. Шравани  Голи  Может  ли  геймификация  спасти  образование?  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/100-mozhet-li-gejmifikatsiya-spasti-obrazovanie  (дата  обращения  1.05.15).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.