Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Захарова Н.Ю. ФЕНОМЕН ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БАКАЛАВРОВ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. № 11(20). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 48-51.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БАКАЛАВРОВ

Захарова Наталья Юрьевна

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

THE PHENOMENON OF DESIGN-EDUCATION IN ECOLOGICAL EDUCATION OF BACHELORS

 

Natalia Zakharova

Senior lecturer of the Department of Fine Arts Academy of Civil Engineering and Architecture Don State Technical University,

Russia, Rostov-on-Don

 

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение дизайнерской деятельности по созданию художественно-осмысленной среды в реально существующих естественно-природных условиях, связи между технологией процессов и их визуальными проявлениями, между чувствованиями потребителя среды и её эстетикой, художественное озарение - инсайт.

ABSTRACT

The article discusses the importance of design activities for the creation of an artistically meaningful environment in the really existing natural and natural conditions, the relationship between process technology and their visual manifestations, between the consumer's feelings of the environment and its aesthetics, and artistic inspiration-insight.

 

Ключевые слова: научно-технический метод; формирование средствами массовой информации; представление; творческая деятельность; культура-системообразующий фактор; деятель промышлен­ности; культурной рефлексии; художественный метод; восприятие; дизайнер.

Keywords: pedagogical support; the intellectual sphere; the motivational sphere; the emotional sphere; the volitional sphere; the subject-practical sphere; the existential sphere; individuality sphere; sphere of self-regulation.

 

Дизайн - вид деятельности, способный внедриться в узкопрофес­сиональные сферы и возродить эстетическую традицию, являясь при этом и культурообразующим фактором. Создавая художественно-осмысленную среду в реально существующих естественно-природных условиях, дизайнер сталкивается с необходимостью гармонично сочетать рациональное (научно-технический метод) и иррациональное (творческое вдохновение художественного метод. В наши дни среда - ключевое понятие стремления целенаправленно вмешиваться в окружающую действительность, которое охватило современное человечество. Это вмешательство реализуется как приватно, так и в глобальных масштабах. Средовой подход, средоформирование, окружающая среда - терминология современного дизайнера, стремящегося управлять суперсистемой. Среда ждет творца, суперхудожника, обладающего интуитивным проникновением в суть вещей, делая упор на понимание и усвоения глубинных механизмов становления и отчуждения среды (если есть необходимость). Этот подход ищет и исследует причинно-следственные связи между технологией процессов и их визуальными проявлениями, между чувствованиями потребителя среды и её эстетикой, считая их базой художественного озарения, инсайта. В рамках этой концепции делается познаваемым, не побоюсь этого слова, даже закон рождения художественного образа. Полноправно взаимодействуют знание и интуиция, расчет и вдохновение как составляющие процесса творения гармонии пространства. Решая проблему синтеза композиции предметного наполнения и пространственной ситуации в художест­венной структуре среды, приходится варьировать между соотношением отечественного и общемирового начала в формировании окружающей среды. Дизайногенные явления фиксируют движения и повороты общественного сознания. Только в мышлении дизайнера могут «вспыхнуть» прообразы новых полезных вещей, с последующим воплощением в материальную конструкцию. Культурная миссия дизайна четко прослеживается в феномене «культурного слоя», который указывает на принадлежность предметной среды к той или иной эпохе. По мнению археологов, наше материальное окружение не образует отчетливого культурного слоя и археолог будущего увидит в напластованиях нашего времени смешение различных культур с множественными вкраплениями, не поддающихся культурологической характеристике. В контексте реализации концепции «культурного слоя» дизайнерам предстоит обеспечить интеграцию общества «по горизонтали» в единой культурной системе. Дизайнер является, по существу, деятелем промышленности, обладающий навыками культурной рефлексии, владеющий почти всеми видами искусств, функционирующими в существующей культурной системе. Помимо вышеуказанного, перед дизайнерами предстала задача активного вмешательства в решение актуальных экологических проблем. В процессе восприятия окружающего пространства формируется поведение человека, отношение к этой среде, образ мыслей и деятельности. Окружающая среда динамична, претерпевает социальные трансформа­ции. От деятельности дизайнера исходит расстановка приоритетов эстетической и информационной точек зрения, знаковые и культурные ориентиры. Видимая окружающая среда физиологически нормативно взаимодействует с человеком. Гармоничная окружающая среда упорядоченная, избавленная от визуального шума, положительно сформированная с точки зрения визуальной экологии – актуальная задача для дизайн-проектирования и дизайн-образования. Современное образование по специальности «Дизайн» должно готовить специалистов с развитым экологическим мышлением, владеющими биоадекватным инструментарием, способными устранить дисгармонию в системе «человек-природа-техника». Знание законов психологии восприятия и обитания человека в окружающей среде является непреложным условием творческой деятельности дизайнера, которая по целеполаганию призвана сделать окружающую среду красивой, безопасной и комфорт­ной. Дизайн может сформировать новую культуру потребления, новые эстетические потребности, направленные на экономное потребление и использование природных ресурсов. Экологическое мышление дизайнера способно решить задачу соответствия технических достижений разнообразным материальным и духовным потребностям человека при условии защиты и сохранении природы. С поставленными задачами может справиться специалист с неординарным мышлением, владеющим методами творческого поиска и навыками художественно-творческой и проектной деятельности. Уникальным средством формирования эстетически и экологически совершенного состояния является разнообразие контактов природного наполнения с пространственной ситуацией среды. Благоприятный тандем сложных конструкций и биосистем возможен только при использовании новейших технологий, знания законов «традиционной» экологии и изобретении новейших технологий на основе знаний о стремительно меняющейся экосистеме. Существование естественных живых систем требует специального вложения искусственных энергетических и материальных ресурсов. Экодизайн должен органически включать в себя целевую установку на защиту окружающей среды, реализовывать принцип «равновесия». Экодизайн должен противостоять быстрому моральному износу вещей и оборудования, укорочению срока их службы. Развивая умение принимать альтернативные решения с повышением их экологичности, обучая основам вторичного применения материалов и умению вдохнуть «вторую» жизнь в предметы и технику (рисайклинг и стайлинг), возрастает значение междисциплинарных связей и взаимодействий дизайнеров с учеными, архитекторами, технологами другими специалистами. И в теоретических основах, и в практических учебных заданиях экологическим проблемам должно уделять больше внимания. Сфера приложения дизайнерского труда – организация гармоничного пространства - требует инструментария её творческого исследования, инновационной проектной методики, конгломерат новейших, раннее недоступных знаний, непривычных приемов организации учебы. В контексте сказанного, дизайн-образование должно быть ориентировано на достижение гармонии между человеком, техникой и природой, внести свой вклад в дело защиты окружающей среды.

 

Список литературы:

  1. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма: учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 1996.
  2. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология. – Екатеринбург: Архитектон, 2006.
  3. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2009. 4. Панкина М.В., Захарова С.В Экологический дизайн: учебное пособие. – Бийск: Изд. дом «Бия», 2011.
  4. Сараева Н.М., Суханов А.А. Принцип системности в экопсихологическом исследовании. – М.: КРАСАНД, 2010.
  5. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов худо­жественного проектирования: автореф. дис. канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. Изд. Академия, 2007.

 

© Н.Ю. Захарова 2018

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.