Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 марта 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MASTER CLASS AS EFFECTIVE EXPERIMENTAL FORM OF TRAINING IN ORGANIZATIONS OF GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION
Igor Luzakov
st. teacher Department of Design and Art Education Bryansk State University of academician I.G. Petrovsky
Russia, Bryansk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается мастер-класс, как эффективная форма работы в вузе. Мастер-класс определяется как особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, способствующий развитию творческих качеств личности. Применение интерактивных педагогических технологий способствует качественной подготовки кадров, успешно реализующих свой потенциал в самостоятельной профессиональной деятельности.
ABSTRACT
The article considers a master class as an effective form of work in a university. The master class is defined as a special genre of generalization and dissemination of pedagogical experience, contributing to the development of the creative qualities of the individual. The use of interactive pedagogical technologies contributes to the training of personnel successfully implemented in independent professional activities.
Ключевые слова: мастер-класс; профессиональная деятельность; педагогические технологии.
Keywords: master Class; professional activity; pedagogical technologies.
В современном информационно-прогрессирующем мире нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, стандартные формы обучения в организациях общего и профессионального образования также стремятся к обновлению. Мощным фактором к применению эффективных новаторских педагогических технологий в образовательный процесс стали современные требования рынка труда, который предъявляет ряд насущных требований к выпускникам вузов. Как показывает практика, сегодня конкурентоспособны, а значит наиболее востребованы не просто узкие специалисты, которые базово обладают определёнными знаниями в области своей профессии. Сегодня, чтобы успешно работать в различных профессиональных сферах «современный выпускник вуза должен иметь так называемый новый проектный тип мышления, основу которого составляет не стремление к стабильной и возрастающей карьере в рамках одной организации, а мотивированный интерес к конкретному проекту организации и получению признания среди своих коллег-профессионалов» [6, с. 82].
Всё это диктует качественно новый компетентностный подход в обучении, реализующийся в том числе и через современные, интересные формы проведения занятий, методы активного социально-психологического обучения, методические новации, такие как интерактивные занятия в форме дискуссии с элементами кинотерапии, лекции-виртуальные экскурсии, а также мастер-классы.
На современном этапе развития образования мастер-класс как образовательная форма является особым жанром обобщения и распространения педагогического опыта [4]. Подобная организация занятий являясь определённым вызовом традиционной педагогики не декларирует новые знания, но способствует каждому из присутствующих самостоятельно и осознанно их спрограммировать непосредственно в процессе общения с мастером. Таким образом, данная форма методической работы включает в себя с одной стороны демонстрацию наработанных оригинальных методов, а с другой стороны предполагает активную роль участников занятия, которые в подобной ситуации являются не просто учениками, а коллегами, эффективно перенимающими опыт обучения.
Подобная трансляция знаний, отличается от традиционных организационных форм обучения к которым относят в первую очередь лекции и семинары. В процессе проведения мастер-класса происходит сиюминутное обсуждение предлагаемого методического продукта, идёт непосредственный поиск творческого решения педагогической проблемы, в который активно включены как участники, так и мастер, ведущий данное мероприятие [1].
В данной статье не ставятся задачи выявления и характеристики видов и значимости традиционных форм работы со студентами, а также сравнительного анализа традиционных и интерактивных форм работы в области образования. Несомненно, что в функции систематизации и структурирования знаний по определённой дисциплине мастер-класс не заменит лекции, а коллоквиумы, практикумы, лабораторные, самостоятельные и научно-исследовательские работы, производственные, педагогические и дипломные практики выполняют другие важные функции, которые невозможно реализовать в формате мастер-класса. Необходимо отметить, что сегодня мастер-класс в педагогической науке рассматривается не только как форма повышения профессионального мастерства, но и как новая технология, которая побуждает к творческой деятельности, самообразованию. О преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения писали М.М. Поташник, Г.А. В. Машуков, А. Русских, Т.В. Хуртова, У.А. Латыпова, Н.И. Филатова, С.И. Усова. В научных статьях, методических рекомендациях, учебных пособиях вычленяют определённые компоненты данного мероприятия, а также примерный алгоритм проведения мастер-классов [7, с. 82].
В представленном материале анализируется опыт проведения мастер-классов со студентами, обучающимися по направлениям бакалавриата «профессиональное обучение (профиль декоративно-прикладное искусство и дизайн)» и «педагогическое образование (профиль изобразительное искусство)» в Брянском государственном университете имена академика И.Г. Петровского.
Как показали экспериментальные исследования (проведённые в рамках дипломной работы), мастер-класс является одной из эффективных форм активного обучения и трансляции педагогического опыта, который не только позволяет раскрывать творческий потенциал будущих дизайнеров и педагогов, но и активно стимулирует их научно-исследовательскую деятельность.
Следует отметить, что одним из основных условий эффективного мастер– класса является сам специалист, в данном случае мастер, который его и проводит. В его лице участники должны видеть не только профессионала в своей сфере образовательной деятельности, но, и, несомненно, человека со своей индивидуальностью, обладающего действенными педагогическими наработками. Интерес получения практического опыта от человека состоявшегося в своей профессии, обладающего заслуженным уважением коллег, активизирует потенциальные возможности участника подобного мастер-класса.
Рассматривая специфику интерактивных занятий на кафедре дизайна и художественного образования, можно сказать, что как правило, мастер-классы по живописи, графики, декоративно-прикладному искусству в разных техниках, тематической направленности не носят систематического характера, а зависят от потребности педагогической среды и желания самого преподавателя, организующего данное мероприятие. Мастер-класс может проходить как в рамках учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя ведущего данную дисциплину, так и с приглашённым специалистом, который за определённое количество времени, в учебной аудитории, с приглашёнными студентами исполнит станковое произведение в технике и по тематике, оговорённой заранее с организатором данного мероприятия. Подобная педагогическая технология очень действенна как в первом, так и во-втором случае, так как данная форма проведения занятий основана на практических действиях показа, демонстрации творческого решения и эмоционально-личностном воздействии. По активности физической включенности участников мероприятия, мастер-классы можно разделить на инерционные и действенные. Совместная практическая работа под руководством мастера над одним заданием относится к действенным мастер-классам. Подобную методику широко используют в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Педагог наравне с учениками выполняет задание, которое необходимо по программе. В процессе проведения данного мастер-класса показатель педагогического мастерства складывается из таких компонентов как личность преподавателя, его профессиональные знания, а также педагогический опыт. Невольно сравнивая свою работу и работу мастера, студенты проверяют эффективность выполняемых приёмов, точнее определяют свои недостатки, острее схватывают текущие указания педагога. Не менее важны инерционные мастер-классы, основным принципом которого является публичная работа художника. Здесь, мастер, открыто демонстрирует наработанные приёмы, приоткрывает небольшие секреты, которые приобретены на своём личном опыте. Такой мастер –класс, может проходить как в форме непосредственной беседы-дискуссии с обменом мнений, так и в форме мини-лекции, разъясняющей на практических действиях определённые приёмы работы.
Строгих методик и единых норм проведения мастер-класса не может быть. Во многом, как говорилось выше, этот процесс строится на интуиции и профессиональных качествах мастера. В тоже время нельзя забывать, что от аудитории тоже исходит ответная реакция и качество занятия существенно зависит от восприимчивости слушателей и зрителей.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня интерес к проведению мастер-классов чрезвычайно широк. Их структура, различная направленность строится на процессе познания и развитии творческих качеств личности. «В итоге осуществления учебных заданий, которые требовали от студентов простого воспроизводства информации, реализуются в художественно-творческую деятельность» [5, с. 202]. Преподаватели в организациях общего и профессионального образования должны учитывать, что в будущем студенты, окончившие Вуз, будут встречаться с рядом практических проблем, которые в силу новизны не были освоены в процессе обучения. И одной из главных задач высшего образования является развитие творческого потенциала, способности личности самостоятельно анализировать и воплощать новые идеи в работе.
Мастер-класс является эффективной формой обучения в организациях общего и профессионального образования. Представляя одну из интерактивных форм обучения, он способствует развитию творческих качеств личности, необходимых в дальнейшем для успешной реализации в профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Бобряшова О.В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии обучения будущих дизайнеров // Вестник ОГУ №11 (130). Ноябрь 2011. С. 169—175.
- Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения мастерства педагогов // метод. Рекомендации, - Нефтекамск, 2012.
- Покушалова Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т. 2. — С. 107-109.
- Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
- Резникова О.И. Процесс формирования профессиональных компетенций посредством реализации художественно-творческой деятельности на аудиторных и самостоятельных занятиях // Формирование профессиональных компетенций, обучающихся в организациях общего и профессионального образования: материалы международной научно-практической конф. —Брянск, 2016. С. 202-206.
- Сокольник И.В. Требования современных работодателей к выпускникам вузов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
- Филатова Н.И., Усова С.И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 266-268.
дипломов
Оставить комментарий