Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ваньчугова Н.Н. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР ЕКАТЕРИНБУРГА И ГЕНИЙ МЕСТА // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 11(37). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 23-35.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР ЕКАТЕРИНБУРГА И ГЕНИЙ МЕСТА

Ваньчугова Наталья Николаевна

магистрант УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, УГИ, Факультет искусствоведения и социокультурных технологий, Экспертиза и реставрация объектов культуры,

РФ, г. Екатеринбург

THE HOLY TRINITY CATHEDRAL OF YEKATERINBURG AND THE GENIUS LOCI

 

Natalia Vanchugova

a postgraduate student of Ural Federal UNIVERSITY named after. First President of Russia B. N. Yeltsin, IGO, Faculty of art and socio-cultural technologies, Expertise and restoration of cultural objects,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям выбора места для строительства Свято-Троицкого кафедрального собора в городе Екатеринбурге (в прошлом – церкви во имя Живоначальной Троицы). Целью статьи является исследование феномена соединения в одном пространстве многочисленных  закономерностей как природного, так и техногенного характера. Методологической базой исследования стал междисциплинарный подход – обращение  к научным дисциплинам: искусствоведения, истории, географии, геологии. Были использованы официальные статистические данные, научные монографии, статьи, легенды, информация открытых источников, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики. Особое место в статье отведено описанию роли личности заказчика-благотворителя Якима Меркурьевича Рязанова, энергия и подвижничество которого явились отправной точкой в строительстве старообрядческого молельного дома. Результатом статьи стали выводы об изначальной неповторимости природных свойств данного ландшафта, ставшие основой для его дальнейшего духовного и культурного освоения; особой миссии мецената, хранившего до поры территорию вокруг храма; уникального сотворчества природы, человека и Божественного промысла.

ABSTRACT

The article is devoted to the peculiarities of choosing a place for the construction of the Holy Trinity Cathedral in Yekaterinburg (in the past – the Church in the name of the Holy Trinity). The aim of the article is to study the phenomenon of confluence in one space of numerous laws of both natural and man-made nature. The methodological basis of the study was an interdisciplinary approach – an appeal to related scientific disciplines: art history, geography, Geology. Official statistics, scientific monographs, articles, legends, information from open sources, affecting various aspects of the studied problems were used. A special place in the article devoted to description of the role of the personality of the customer-benefactor Yakima Merkurievich Ryazanov, energy and asceticism which became the starting point in creating the old believer house of worship. The results of the work were the conclusions about the uniqueness of this natural landscape, which became the basis for its further spiritual and cultural development; the special mission of the patron, who kept the territory around the temple for the time; the unique co-creation of nature, man and Divine Providence.

 

Ключевые слова: Свято-Троицкий кафедральный собор, Екатеринбург, Я.М.Рязанов, старообрядчество, молельный дом, выбор места для храма, фресковые росписи.

Keywords: Holy Trinity Cathedral, Yekaterinburg, Y. M. Ryazanov, the old believers, a house of worship, the choice of location for the temple of frescoes.

 

Судьба бывшей Троицкой, церкви, ныне – Свято-Троицкого кафедрального собора в столице Урала, городе Екатеринбурге,  складывалась длительно и сложно.  Более 200 лет прошло с того момента, когда в 1810 г. был утвержден проект старообрядческой часовни (илл.1) , до 2011 – года окончания его реставрации. В промежутке между этими датами – мрачные  и светлые события, происходившие как в нашем городе, так и во всей России.

 

Иллюстрация 1. Эскиз будущего храма, предоставленный Я.М.Рязановым императору Александру I. [Из кн.: Катаев И. Свято-Троицкий кафедральный собор. К 150-летию окончания строительства храма. Автор проекта  – Екатеринбург:  ООО «ОМТА», 2004. c. 29]

 

Строительство старообрядческой церкви, «Рязановской» (народное название по имени благотворителя – купца первой гильдии Якима Меркурьевича Рязанова, городского главы, предводителя старообрядческой общины Урала и Сибири, большого авторитета в своих кругах) (илл.2) было  завершено к 1824 году. По окончании строительства церковь украшали семь глав (илл.3).

 

Иллюстрация 2. Яким Меркурьевич Рязанов. Неизвестный художник. Х.м. Собрание Областного краеведческого музея г. Екатеринбурга

 

Иллюстрация 3. Свято-Троицкий единоверческий храм. Начало ХХ века. [Из кн.: Катаев И. Свято-Троицкий кафедральный собор. К 150-летию окончания строительства храма. Автор проекта – Екатеринбург: ООО «ОМТА», 2004, c. 47]

 

Помещение отапливалось четырьмя кирпичными голландскими печами. Иконостас в центральном приделе был пятиярусный, длиной 16,3 метра, высотой 13,5 метра. В двух приделах устроены иконостасы в два яруса: длиной 10,3 метра и высотой 3,2 метра. В числе икон были две особо чтимые: образ Казанской Божьей Матери в серебряной позлащенной ризе с венцом из чистого золота, украшенный 132-мя бриллиантами, и образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной позлащенной ризе. Утраченные иконы были специально написаны для старообрядческого храма, скорее всего, знаменитыми невьянскими иконописцами. «К концу XVIII века сформировалась невьянская школа. Феномен художественного явления нельзя объяснить лишь истоками и влияниями. Феномен невьянской школы во многом определяется «гением места» («genius loci»). Его трудно вычислить в каждой отдельной иконе, выполненной по прорисям и, возможно, подражавшей другим образцам, но в целом в невьянской иконописи этот гений, несомненно, живет! Откуда бы ни приезжали иконописцы, где бы ранее ни учились, Урал – Камень, как он именовался в новгородских летописях, – объединял их» [2].

Но церковь после окончания строительства долго стояла без крестов, не освященная, так как Синод и Император не могли себе представить молельный дом таких размеров... 20-летняя переписка Я.М.Рязанова с инстанциями подробно описана в краеведческой литературе. Горное начальство не разрешило поднять  крест и освятить храм, чтобы можно было начать служить в нём. Рязанов обратился с жалобой к Александру I, после чего крест поставили, но здание было всё равно опечатанным. Яким Меркурьевич с 1817 по 1838 год многократно обращался в Министерство вероисповеданий, и к самому Императору с просьбой подчинить священнослужителей-старообрядцев не местным архиереям, а Правительству. Но прошения не были удовлетворены, так как требовалось непосредственное подчинение хотя бы Священному Синоду, то есть присоединение к единоверию. В 1838 году Рязанов вынужден был примкнуть к единоверию, после чего храм достроили, и в нём служили как в единоверческом. В 1839 году был освящен южный Златоустовский придел, в 1849 году - северный Никольский придел. 14 декабря 1849 года скончался Рязанов, и лишь в 1852 году освятили главный храм. В 1854 г. была достроена колокольня, вследствие чего здание сильно удлинилось.[1, c.90-91] Итак, через 20 лет, после завершения строительства,  в 1839 году, церковь была освящена, уже как единоверческая во имя Троицы Живоначальной. Ценой создания храма для Я.М.Рязанова стал переход в единоверчество.

Как же происходил выбор места для возведения в Екатеринбурге старообрядческого молельного дома (таков был первоначальный официальный статус храма)? В старину любому строительству придавалось наибольшее значение именно на подготовительном этапе. Учитывались внешние очевидные факторы – горы, реки, низины, скрытые природные явления и сопутствующие действию  сны и знамения. Церкви и соборы на Руси всегда строились на возвышенностях, к слову сказать, таковых не мало на Урале (!). Новая постройка не была исключением из общего правила, молельный дом был построен на  западном склоне небольшой Екатеринбургской горки Плешивой, ныне – Обсерваторской. Высота участка, согласно карте определения высот над уровнем моря – 244 м, это, пусть ненамного, но превышает уровень городского Екатеринбургского пруда (239 м) и окружающих улиц. Новая церковь была заметна издалека и играла существенную градостроительную роль, выделяясь на фоне традиционной для ХIХ века городской малоэтажной застройки.

В литературе сохранилось немало описаний обрядов, совершаемых при возведении капитальных построек: так, определив территорию для будущего строительства,    люди расчищали это место и опахивали участок по ровному кругу, имеющему, очевидно сакральное значение, внутри этого круга чертили  квадрат для фундамента будущей постройки, который, в свою очередь,  делился крестом на четыре части. Затем отправлялись «на все четыре стороны» в направлении рукавов креста и с каждой стороны привозили по большому камню. Эти валуны закладывались в качестве  оснований под углы будущего дома – как краеугольные камни. Нет ли здесь связи с традиционной крестово-купольной конструкцией христианского храма?

В ходе сбора информации по этой теме, проливающей свет на первопричины,  оказавшие влияние на выбор участка для строительства старообрядческого молельного дома, в открытых источниках была найдена схема геологических разломов (илл.4) на которых стоит город Екатеринбург, составленная в 2004 году УрО РАН. На карте красными линиями  обозначены данные геологические разломы, которые в регионе  не являются редкостью. Известно, что уральская земля достаточно сложна в геотектоническом отношении. Как видно из схемы, составленной учеными, на довольно обширном окружающем пространстве вокруг храма геологических разломов нет. Было ли случайным такое стечение обстоятельств?  Однако, можно с  уверенностью предположить, что перед закладкой первого камня для проверки местности, храмостроители пользовались разными методами, не исключено, что и были призваны лозоходцы-специальные люди, знавшие тайные силы природы, указавшие спокойные в геологическом отношении массивы.

 

Иллюстрация 4. Схема геологических разломов (выделено красными линиями) г. Екатеринбурга

 

Иллюстрация 5. Схематическая геологическая карта Екатеринбурга. Черным квадратом, ближе к  центру карты обозначено место Свято-Троицкого кафедрального собора

 

На другой схеме (илл.5) приведены составы горных слоев: на площади вокруг храма обозначена зона вулканогенно-осадочных пород ранне-среднепалеозойского возраста, являющиеся по своим характеристикам, достаточно прочными основаниями.  Выходит, что храм стоит на древних, устойчивых слоях, к тому же, обогащенных полезными ископаемыми, в том числе и драгоценными.

Тема, которую невозможно не затронуть в нашем небольшом исследовании – это уральское золото. Мы знаем, что золото в старом Екатеринбурге мыли во всех  притоках центральной городской реки Исети, так называемых малых речках: Мельковке, Ольховке, Малаховке и других.  Последняя, кстати,  протекала непосредственно  по территории владений купцов Рязановых. Случайно ли был совершен выбор места для храма и личных рязановских усадеб?  Вспомним, старообрядцы, для которых строился храм, считавшиеся, своего рода, маргиналами, были  гонимы государством, но благодаря всей внутренней религиозной сплоченности, они поддерживали друг друга и делились тайными знаниями. Якиму Меркурьевичу Рязанову,  потомственному хранителю веры предков – ревнителю «древляго благочестия» и попечителю старообрядческой общины всего Урала и всей Сибири,  удалось подняться после своего сокрушительного разорения. И власти,  снисходя к его торговым и общественным заслугам, в виду его почетного положения и значимости, позволили выстроить молельный старообрядческий дом, правда, не в центральной части промышленного города, а на отшибе, около кладбища, Сенной площади и большой Сибирской дороги.

Выбранный участок оказался расположенным за городским земляным валом.   Я.М.Рязанова обстоятельство удаленности от центра ничуть не смущало –  в бурном развивающемся уральском промышленном центре, это было весьма удобно, Я.М.Рязанов стремился сохранить для себя и своих близких относительную тишину и уединение. Границы Рязановского «заповедника»:  с востока – земляной вал, с севера и запада естественные природные границы речка Малаховка и река Исеть,  с юга большая Сенная площадь (в 1930-х годах застроена).   По воскресным дням эта площадь  использовалась, как место торговли сеном,  откуда произошло название. Лошадей в старом Екатеринбурге держали все, кто мог себе это позволить и постоянный корм был необходим. Крестьяне торговали не только сеном, но коровами, овцами, козами и прочим рогатым скотом. Именно в выходные и праздничные дни сюда стекались богомольцы, они же покупатели товара на Сенной.

Расположение транспортных путей было весьма удачным для развития нового района: с запада на восток шла старая Сибирская дорога из города мимо старообрядческого кладбища, конечно посещаемого, по пути к которому можно было зайти в храм и помолиться об усопших. А вдоль современной улицы Розы Люксембург шла дорога на Уктус. Западная граница усадьбы Рязановых выходила к пологим берегам Исети. Брод был весьма удобным и Сибирский проспект, основная магистраль, роль которой невозможно переоценить, связывавшая Западную и Восточную части России долго существовал без моста.  Но интенсивно развивающемуся Екатеринбургу, крупному промышленному и административному центру Урала, уже в начале ХIХ века  явилась необходимость возведения моста. Согласно плану 1845 года этот мост  был в проекте, «…но мост в ближайшие 90 лет так и не был возведен. Возможно, сыграло роль влияние Рязановых, имевших на левом берегу две роскошные усадьбы с отличным парком и почти свою церковь, именитое окружение. Этакий уютный тупичок с выездом со стороны Златоустовской. А тут мост, транспорт, грохот, суета, беспокойство… Сибирский мост был построен в 1930 г.» [3,c.244-245] Рязанов, словно «Гений места», ревностно оберегал неповторимую атмосферу природного и урбанистического пространства, одухотворенную присутствием Божиего храма. Можно не сомневаться, что Яким Меркурьевич в период выбора места для будущей церкви проводил в молитве долгие часы своего бдения.

Здесь, на междупутье, на возвышенном просторе, устойчивой полоске, и был возведен старообрядческий молельный дом (только так принято было называть старообрядческие церкви) Но масштаб возведенного здания не укладывался в мирское понятие «дом». Это был действительно храм, в духе новейшего по тем временам в стиле высокого классицизма. К сожалению, точное имя автора проекта этого великолепного сооружения нам не известно, но строительство вполне мог курировать знаменитый наш соотечественник архитектор М.П.Малахов.  

Такова была картина сложившегося микромира, вполне угодного устроителям. Постепенно «молельный дом» стал центром организации вокруг себя как реальной городской, так и духовной среды. Изначально эта земля была предназначена для особой роли, что, вероятнее всего, укладывается в понятие «Сакральное пространство». Учитывая известную миссию храма,  его историческую связь с городом, с развитием религиозных течений, его роль намного шире и глубже. Позволим предположить, что Свято-Троицкий собор и окружающее его пространство, вписывается в философское понятие, предложенное в конце ХХ века исследователем Алексеем Лидовым – «Иеротопия» [5]. Термин применим к созидательной деятельности человека, благословленной свыше, по части освоения особых природных и культурных ландшафтов – относительно новое положение, постепенно приживающееся в научном лексиконе. В нашем случае, мы имеем многострадальный храм. Яким Меркурьевич промыслительно выстроил свои классические усадьбы неподалеку от храма, завершив формирование достаточно консервативной зоны.

Грандиозный замысел Рязанова нашел свое «иеротопическое» продолжение в наши дни, когда артелью художников-монументалистов О.Г.Вострецовым (руководитель), И.А.Пьянковым и С.А.Поляковым (илл.6) были выполнены фресковые росписи в интерьерах собора.

 

Иллюстрация 6. Артель художников-монументалистов. Слева на право: Илья Пьянков, Сергей Поляков, Олег Вострецов (руководитель)

 

Вклад этих художников в реставрацию храма сродни подвигу. Роспись стен собора шла с 2002 по 2011 годы – были расписаны стены на площади более, чем 2000 квадратных метров по технологии фрески старинных рецептов – по сырой штукатурке природными минеральными пигментами, замешанными на воде. Данные современные росписи храмовых стен, исполненные по канонам Рублевско-Дионисьевского иконографического извода, являющиеся первыми и единственными в истории храма (илл.7), заслуживают отдельного исследования.

 

Иллюстрация 7. Современный интерьер Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга. Росписи в технике фреска

 

В архитектуре храма русский классицизм ХIХ века гармонично сочетается как с древнерусским стилем фресковой живописи, основанной на византийской иконографической традиции, так и местной старообрядческой иконой невьянской школы, в духе которой были написаны образы иконостаса. Таким образом, в наши дни вновь реализовались планы организатора и вдохновителя строительства и благоукрашения храма – Якима Меркурьевича Рязанова.

 

Иллюстрация 8. Свято-Троицкий Кафедральный собор в наше время

 

В заключении хотелось бы напомнить, что у Екатеринбурга особая судьба. Это город, который был заложен по указу первого российского императора Петра I и город, в котором был расстрелян последний российский император Николай II. Все капитальные постройки, что были возведены в Екатеринбурге, возникали не случайно. Если окунуться в историю города, то станет ясно, что все пространство Екатеринбурга и отдельных построек, особенно храмов, наполнено мифопоэтическими смыслами. И Свято-Троицкий храм, уникальный исторический памятник архитектуры горнозаводского Урала, хранит в себе значительный пласт историко-культурной традиции Екатеринбурга (илл.8). В этом видится его особая миссия, поднимающаяся до символического звучания.

 

Сокращения

  1. УрО РАН –Уральское Отделение Российской Академии наук
  2. УрФУУральский Федеральный университет
  3. УГИ – Уральский гуманитарный институт

 

Список литературы:

  1. Агеев С.С., Микитюк В.П. Рязановы – купцы екатеринбургские. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. г.
  2. В.Голынец. Золотой век невьянской иконы. : URL –http://msdu.ru/2016/02/01/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/ (Дата обращения – 08.06.2019)
  3. Зорина Л.И., Слукин В.М., Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург, «Издательство «Баско», 2005.
  4. Катаев И. Свято-Троицкий кафедральный собор. К 150-летию окончания строительства храма. Автор проекта – Екатеринбург: ООО «ОМТА», 2004.
  5. Лидов А. М. Иеротопия: Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исследования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierotopiya-sozdanie-sakralnyh-prostranstv-kak-vid-tvorchestva-i-predmet-issledovaniya (дата обращения: 06.04.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.