Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется процесс формирования художественно-эстетической компетенции обучающихся в условиях регионального образовательного пространства. Подчеркивается важность учета ментально-психологических особенностей обучающихся в процессе обучения. Разработаны рекомендации по формированию художественно-эстетической компетенции обучающихся в условиях регионального образовательного пространства.
Ключевые слова: художественно-эстетическая компетенция, подростковый возраст, национальная художественная культура.
Новая эпоха информационной эры, способствуя широкой доступности разнообразной информации, приводит к недифференцированному, порой безграмотному ее потреблению. Народные массы, без развитого чувства эстетического восприятия, оказались слишком восприимчивы к примитивным ритмам телевизионного и сетевого жаргона. Изменились все условия становления взросления подрастающего поколения, вне традиции, в том числе и в культурном сознании происходит перестройка менталитета. В результате возникает риск межпоколенческого разрыва в ценностно-смысловой сфере и в социально-ролевых связях.
В связи с этим, нами в данной статье предпринята попытка анализа формирования художественно-эстетической компетенции обучающихся в условиях регионального образовательного пространства.
Рассматриваемый нами возраст – обучающиеся 5-8 классов. Данный выбор связан с сензитивным периодом формирования мировосприятия, мироощущения подростков. Подростковый возраст (11-13 лет) характеризуется изобилием эмоций, это период, когда уровень развития тела во многом опережает уровень социального интеллекта. Основными источниками эмоций служат сверстники, средства массовой коммуникации, книги, в то время как родители и учеба уходят на задний план. Именно в подростковом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, любви, счастья, долга, свободы, ответственности [7, 100 с.]. Подростки ищут понимания, не найдя поддержки могут легко вступить в деструктивные культы, секты. Следовательно, для того, чтобы подростки могли правильно ориентироваться в многообразии окружающего его информационного хаоса, удерживать внимание на задаче и не расплескивать интерес, находить ответы на этические вопросы необходимо формировать у подрастающего поколения художественно-эстетическую компетенцию.
В каждом обществе имеется ядро ценностей, включающее в себя свойственные именно ему основы мировоззрения, нормы поведения, представления о жизни, которые делают человека приемлемым для социума. Эти представления сопровождают человека всю жизнь, начиная от младенчества и заканчивая посмертной памятью.
Личность живет и развивается в пространстве культуры, и это пространство напрямую влияет на его жизнь. Семья, группа в детском саду, одноклассники в школе, друзья из соседнего дома – это те коллективы, из которых человек черпает знания, навыки. Так у него вырабатываются определенные культурные ценности и стиль поведения.
Культура является цементом, скрепляющим общественную жизнь, она формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе и чувство доверия к членам своей группы. Э. Фромм отмечал: «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл, в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит и жизнь» [9, 272 с.]
Культурные ценности и нормы, нередко, передаются потомкам через посредство эстетических носителей, а потому их усвоение происходит путем эстетического восприятия. Будучи осознанными эти ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности, становятся эстетическими категориями.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования уделяется существенное внимание формированию художественно-эстетических компетенций. Так, в "Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа" ставятся следующие задачи:
- понимание роли и места искусства в развитии культуры, ориентация в связях искусства с наукой и религией;
- осознание потенциала искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимание роли искусства в создании материальной среды обитания человека;
- создание выразительных образов;
- определение эстетических категорий «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использование этих знаний на практике;
- понимание связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознание роли искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- осознание важности сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роли художественных музеев в жизни страны, края,
- города.
- осознание необходимости в жизни современного человека развитого эстетического вкуса [6, 142 c.].
Формирование художественно-эстетической компетенции – непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Человек не культурный образует контркультуру. Вот тогда на бедствиях народа распускаются цветы культурного варварства: пустые, поверхностные произведения литературы и искусства. Чем больше произведений массовой культуры антигуманного характера агрессивно влияет на молодые умы – тем тяжелее сфокусировать внимание на главных вопросах жизни, кто мы есть и как обрести свое место в жизни.
Отечественные ученые, такие как Бондаревская Е.В., Лихачев Б.Т., Лотман Ю.М., Неменский Б.М., Сухомлинский В.А. сходятся во мнении, что восприятие того, что личность должна считать прекрасным зависит от ее социального и культурного окружения. Традиции той культуры, в атмосфере которой сформировался человек, формируют эстетические оценки и суждения.
А потому, процесс формирования художественно-эстетической компетенции в условиях регионального образовательного пространства, должен опираться на социально-экономические, демографические и культурные особенности обслуживаемого школой социума.
Методика обучения должна учитывать ментально-психологические особенности обучающихся, что позволит получить обратную связь. Через изучение культуры своего родного края, города, своей семьи личность осознает себя частью страны, способной повлиять на ее развитие.
Культура воспроизводит человеческое в человеке, проявляется в отзывчивости, гуманности, в настроении на сопереживание и взаимодействие. Как определил культуру Ю.М. Лотман: «Культура всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает непрерывность нравственно-интеллектуальной, духовно жизни человека, общества и человечества» [4, 401 с.]. Человек должен обладать достаточной памятью об опыте прошлого. Однако, наличия знаний не достаточно, нужно еще и ценить, с уважением относиться к проявлениям культуры. Только опираясь на чувства, обостряя их, учителя достигают правильного и быстрого усвоения культурных норм и правил. Через раскрытие и усвоение школьниками достижений материальной и художественной культуры народа, его традиций и ремесел, происходит формирование граждан иного сорта – способных всесторонне и гармонично соединить рассудок и трезвый расчет, с устремлением к духовным ценностям и идеалам.
Ощутив эстетическую красоту родного языка, обычаев, искусства, мы не только начинаем лучше понимать свою культуру, но еще и получаем возможность более уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам. Решение современных образовательных задач, с привлечением опыта прошлых поколений, поможет воспитать подрастающее поколение, способное строить глубокие отношения с другими людьми, жить достойно, но не во вред всему остальному.
Для полноценного восприятия и усвоения богатейшего материала подростками, необходимо систематизировать весь комплекс культурно-эстетического материала, снабдив его формами адаптации к возрастно-психологическим и регионально-этническим характеристикам учащихся. Однако, на фоне значительного количества работ, исследовавших проблему художественно-эстетического воспитания школьников и предлагающих пути ее решения, национальная художественная культура, как основа эстетического воспитания, не являлась в полной мере предметом специальных исследований [10, 5 с.].
Исходя из вышеизложенного, нами разработаны и предложены следующие рекомендации:
- учитель должен сам находить этнографический, исторический материал, отражающий особенности региона: историю народа, его верование, традиции, обычаи, уважение к старшему; ознакомление с уникальным предметным миром, костюмом, архитектурой, бытом, творчеством и т. д.;
- необходимо отбирать идеи из разных гуманитарных, культурологических источников, которые призваны стимулировать, тренировать и обогащать ум, эстетически воспитывать: рассказ на этическую тему, беседа, факты и события, имеющие культурное и нравственное содержание. При желании их можно найти в национальном музее, библиотеке и в отделах культуры местных администраций;
- совместная работа с учащимися, над составлением серии лекций и публикаций с культурным контекстом, поможет формированию художественно-эстетической компетенции в условиях регионального образовательного пространства;
- развивать эмоциональный интеллект можно с помощью «культурной терапии», в которую входит: библиотерапия, изобразительное искусство, изучение местного прикладного искусства;
- широкое привлечение материала национальной художественной культуры и изучение учащимися местного прикладного искусства: керамики, народного костюма, устного фольклора, резьбы по дереву. В творчестве народных мастеров основополагающим является отображение всего лучшего, что имеется в национальной культуре, органично включающего в себя общечеловеческие нравственные ценности и категории, накопленные разными поколениями и сохраненные исторической памятью народов [3, 158 с.];
- формирование художественно-эстетической компетенции должно опираться на человеческие эмоции. Безразличный человек не способен на поиски истины. На пользу пойдут семинары на различные темы: «Как прожить счастливо эту жизнь?», «Что такое красота?», «Красивые и некрасивые поступки», «То, чем вы занимаетесь, сможет улучшить мир?», «Какой вклад в развитие человечества вы хотели бы внести?». Воздействуя на чувства, подобные лекции и семинары помогают учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Работа учителя - направлять учащихся искать ответы на важные вопросы, подвергать все сомнению и делиться собственным опытом. На учителя возложена роль преемника, который должен сохранить и усовершенствовать культуру, чтобы мы могли передать ее следующему поколению. Учитывая разнообразные интересы современных школьников, учитель и сам должен всесторонне развиваться, быть человеком высочайшей культуры, ориентироваться не только в области своей специальности, но и в области этнографии, этнокультуры, искусства, истории, литературы. Только в этом случае он будет вдохновителем и наставником детей.
Таким образом, анализ проблем, связанных с формированием художественно-эстетической компетенции в условиях регионального образовательного пространства, позволяет сделать следующие выводы:
- в психолого-педагогической науке проблема формирования художественно-эстетической компетенции в условиях регионального образовательного пространства недостаточно разработана;
- необходимо систематизировать весь комплекс художественно-эстетического материала, снабдив его формами адаптации к возрастно-психологическим и регионально-этническим характеристикам учащихся;
- формирование художественно-эстетической компетенций у учеников пятых – восьмых классов в период формирования «картины мира», поможет правильно ориентироваться в многообразии окружающего информационного хаоса, находить ответы на этические вопросы, понимать свою культуру, и более уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам.
Список литературы:
- Болтаева Л.Ш., Мусханова И.В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка. Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чеченский государственный педагогический университет. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2017. - 498 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
- Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. Пособие / В.С. Кукушкин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – (Педагогическое образование). Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 342 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2000. 492 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981.
- Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
- Подласый И.П. Педагогика: учебник – М.: Высшее образование, – (Основы наук). 2008. – 540 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1979.
- Фромм Э., Бегство от свободы: пер. с англ./общ. Ред. и послесл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.
- Хаджимуратова А.Д. Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры: дис. канд. пед. наук:(13.00.01). - Владикавказ, 2016.- 181 с.
дипломов
Оставить комментарий