Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 апреля 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Барминцева С.П., Качесов И.Н. МОЗАИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(81). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 13-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОЗАИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Барминцева Софья Павловна

студент группы Б-1031, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Качесов Иван Николаевич

ст. преподаватель кафедры социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

MOSAIC IN ANCIENT GREECE

 

Sofia Barmintseva

student of group B-1031, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

Ivan Kachesov

Senior Lecturer of the Department of Social and Artistic Education, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Мозаикой называют особый вид декора, представляющий собой композиции, выполненные из отдельных кусочков. Традиционно для создания таких панно и орнаментов используется смальта. Однако это далеко не единственный материал, применяемый для этой цели. Мозаичные произведения могут быть выполнены из стекла, керамики, металла, драгоценных и поделочных камней и т.д. Возникло искусство мозаики в Древней Месопотамии в IV в. до н. э. Отсюда оно распространилось по всем древним государствам. Картины и узоры в этом государстве составлялись либо из конусовидных глиняных элементов, либо из необработанной гальки. В античные времена были изобретены гораздо более совершенные методики изготовления мозаичных декоров.

ABSTRACT

Mosaic is a special type of decor, which is a composition made of small pieces. Traditionally, smalt is used to create such panels and ornaments. However, this is far from the only material used for this purpose. Mosaic products can be made of glass, ceramics, metal, precious and ornamental stones, etc. The art of mosaic originated in ancient Mesopotamia in the 4th century BC. BC e. location it spread throughout the ancient states. The paintings and patterns in this composition consist of either cone-shaped clay elements or raw pebbles. In ancient times, more advanced technologies for making mosaic decorations were discovered.

 

Ключевые слова: Греция, мозаика, галька, искусство, методы, приемы, напольная, камни.

Keywords: Greece, mosaic, pebbles, art, methods, techniques, outdoor, stones.

 

В эпоху архаики была разработана мозаичная техника для покрытия полов галькой. Для этого использовалась галька, подтип гравия. Галька имеет различную окраску – от розового до коричневого оттенков. Таким образом сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах, но это было просто мощение без использования орнаментального рисунка. В углах изображения вписаны фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла (см. рис. 1) [4]. Рассматривая рисунок 1, видим, что фрагменты сложены в профиль без объема и теневых акцентов, в нескольких цветах (черный фон, белое изображение). Цветовое решение «черный фон, белое изображение» сформировалось из-за популярного для того времени искусства вазописи. А первоначальные мотивы мозаичных декоров в Древней Греции были достаточно простыми. Мастера использовали в основном геометрические орнаменты. Позднее начали применяться растительные, зооморфные элементы [5].

В Древней Греции мозаикой украшались полы, причем, как отмечает С.С. Аносова, «изображение подчинялось модульности всего архитектурного объекта, а создание визуальной рамки изображения выявляло ясную стереометрию пространства, симметричный принцип композиционного равновесия, конструктивную ордерную систему сооружения» [1]. Необходимо подчеркнуть, что если в архаическую эпоху мозаичное искусство чаще всего встречалось в храмах, то позже стало появляться в домах обеспеченных людей. Это свидетельствует о стремлении богатых людей ввести в свои владения эстетику, красоту и удобство [4].

Ранние греческие мозаики выкладывались преимущественно из гальки. Технику мозаики из необработанной гальки римляне позже назовут opus barbaricum (варварский стиль). А.В. Виннер определяет данную технику таким образом: «античная мозаика пола, набранная из разноцветных “голышей” белого, желтого и черного цвета и хорошо обожженных черепков ярко-красного цвета». Более подробно эту и последующие техники античной мозаики мы рассмотрим далее в отдельной главе. Однако отметим, что древнегреческие мозаики, исполненные в технике opus barbaricum, можно разделить на две группы:

– мозаики классической Греции, обрамленные каймой, тонально противоположные;

– мозаики эллинизма (IV–III вв. до н.э.) [3].

В эпоху эллинизма мозаика, в связи с достижениями Александра Македонского, передается на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Далее – на север, в Причерноморье, – Ольвию и Херсонес; Курион и Пафос; на юге – в захваченный у персов Египет с его новым культурным центром – Александрией; эллистические мозаики находят на пространстве от Испании на западе до Афганистана на востоке.

Период эллинизма в истории мозаики начинают с прообразов, открытых при раскопках Пеллы – родного города Александра Македонского, столичного града македонского царства. К ним относятся три мозаики: «Дионис на леопарде», «Охота на оленя», «Охота на льва». А.И. Ларионов назвал эти мозаики «блистательными эллинистическими образцами монохромной живописи» [3]. Мозаики Пеллы имеют несколько существенных отличий от всех ранних работ, необычное использование приемов (обработанная галька, разобранная в отдельные группы: по размеру, форме и некоторых случаях по цвету. Это помогало мастерам того времени составлять изображения, в которых материалы располагались вплотную, что приводит к ярко выраженным акцентам). Теперь сюжет в центре композиции забирает на себя все внимание, тела приобретают тени, все фигуры начинают «дышать», также появляется вариативность цветов. Возникают необыкновенные реалистичные и драматически картинки, с особенностями, присущими эллинизму.

Дело в том, что после мозаик Пеллы галька устаревает, техника opus barbaricum начинает использоваться исключительно там, где необходимо заполнить большое пространство незатейливым рисунком. Только поэтому данная техника остается в роли мозаичного материала, имеет отношение к ремесленному производству.

В художественно-живописном выражении на смену гальке приходят такие износостойкие материалы, как камень и стекло. За счет того что камень и стекло – более колкие материалы, мастера того времени смогли более плотно подгонять квадраты плоскостей друг к другу. Такая техника в мозаичном производстве дала рассвет живописному реализму тех лет. Так в Древней Греции появляется техника тесселирования (opus tesselatum), то есть обрамление камушков под четырехгранную форму. Начинают применять цветные виды камней и стекла. Тесселирование камешков начинают в III в., долго применяется смешанная техника – галька и обработанный камень.

Сначала колотые камни появляются очень редко, примером этого служит созданная в середине III века до н.э мозаика для пронаоса храма Зевса в Олимпии, колотый камень здесь применялся только там, где необходимо проявить цвет, несвойственный натуральной гальке. Пример представлен на рисунке 2.

Забегая вперед, отметим, что мозаика, представленная на рисунке 2, выполнена в смешанной технике (сочетает элементы opus tesselatum (крупные тессеры) и opus sectile (вырезанные по форме камни)). Первые образцы обеих техник встречаются в Греции, однако настоящего расцвета opus sectile достигает в римскую эпоху. Поэтому данную технику рассмотрим в следующей главе.

Таким образом, древние греки достигли высот в изготовлении мозаик. Если первые композиции выкладывались из чёрно-белой гальки и представляли собой, в основном, геометрические орнаменты, то уже в эпоху эллинизма техника изготовления мозаики значительно усложнилась. Мозаики украшали храмы, общественные здания и жилые дома. Следует отметить, что технология укладки мозаичного пола, придуманная греками, орнаменты, составленные древними греками, до сих пор популярны и используемы в среде профессионалов и любителей мозаичного искусства.

 

Рисунок 1. Фрагменты мозаичного панно из Коринфа (5 в. до н. э.)

 

Рисунок 2. Цветная напольная мозаика из камня в технике opus tesselatum

 

Список литературы:

  1. Аносова С.С. Мозаика. История и современность. Мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ // Вестник ИрГТУ. 2015. No1 (96). – с.81-88
  2. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. М.:Искусство, 1953. - 368 с.
  3. Ларионов А. И. Мозаичное искусство античности //Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс] URL: https://portal-slovo.ru/art/36147.php?ELEMENT_ID=36147&SHOWALL_1=1 (дата обращения: 20.03.2023)
  4. История Мозаики Античности [Электронный ресурс] URL: https://artmonument.ru/article/istoriya-mozaiki-antichnosti (дата обращения: 20.03.2023)
  5. Античная мозаика [Электронный ресурс] URL: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=490 (дата обращения: 20.03.2023)
  6. Техника античной мозаики [Электронный ресурс] URL: http://www.smalta.ru/print.php?page=technika-antichnoi-mozaiki (дата обращения: 20.03.2023)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий