Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 мая 2021 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шнурко Е.П., Бергман З.Э. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 5(59). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 31-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Шнурко Елена Павловна

преподаватель, Новосибирский областной колледж культуры и искусств,

РФ, г. Новосибирск

Бергман Зинаида Эрнстовна

специалист по связям с общественностью, ООО ГОЛДиКО,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в подробном рассмотрении педагогических условий, которые необходимо создать в колледже на занятиях по композиции.  В ходе педагогического эксперимента проведенного на базе колледжа были выявлены наиболее эффективные педагогические условия для развития творческих способностей обучающихся. В статье рассматриваются дидактические методы и принципы обучения используемые на занятиях по декоративной композиции.

 

Ключевые слова: декоративная композиция, творческие способности, подходы, методы и принципы в обучении.

 

В современной системе среднего профессионального образования существуют определенные требования к подготовке специалистов, которые периодически конкретизируются, вследствие чего происходит пересмотр приоритетов в обучении. Поэтому важно подробно разобраться в дидактических методах и принципах обучения, педагогических условиях, которые  наиболее эффективно способствуют развитию творческих способностей учащихся на занятия по декоративной композиции.

Вопросы развития творческих способностей и активизации творческой деятельности изложены в работах: Е.С. Лыковой, Н.В. Славучинской, В.С. Кузина, В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконина.

Для успешного развития творческих способностей у обучающихся, в системе среднего профессионального образования, на занятиях по декоративной композиции, необходимо создать благоприятные педагогические условия: материально-техническое обеспечение, использование дидактических принципов и методов обучения, создание мотивации у учащихся к учебно-творческой деятельности, межпредметные связи по дисциплинам художественного цикла, осуществление самоорганизации и самоконтроля учащихся.

Одним из важных факторов развития творческих способностей у обучающихся является создание мотивации к учебно-художественной деятельности.

Позиция преподавателя заключается в стимуляции мотивационной сферы и ее развитие системой психологически продуманных приемов, создание ситуаций для развертывания активности, где необходимые мотивы и цели развиваются на основе индивидуальных особенностей, прошлого опыта, внутренних устремлений учащегося [1, c. 182].

Инструментом для создания мотивации считается метод творческого взаимодействия преподавателя и учащихся, он строится на основе технологий сотрудничества, проблемного изложения и личностно-ориентированной технологии. Творческое взаимодействие преподавателя и учащихся придаёт образовательному процессу развивающую направленность в процессе создания декоративных композиций и стимулирует процессы внимания, запоминания, осмысления.

Для успешного развития творческих способностей применяется принцип сознательности и активности. Преподавателю колледжа нужно добиваться понимания учащимися особенностей построения декоративной композиции, умению использовать выразительные средства и различные техники и материалы для воплощения авторского замысла. Так же необходимо направлять учащихся к осознанному осмыслению ими определенных практических действий в процессе обучения композиции, развивать потребность к самостоятельному поиску дополнительной информации по заданию.

Принцип систематичности и последовательности заключается в изложение знаний преподавателем и строится по принципу от простых понятий из области композиции и цветоведения к более сложным.

Принцип научности обучения, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания. При реализации данного принципа обучения необходимо знакомить учащихся с научными основами композиции и цветоведения [3, c. 87].

Преподавателю колледжа необходимо наглядно демонстрировать способы, приемы и методы построения декоративной композиции на собственном практическом примере. Также в задания с новой темой, эффективно включать анализ визуального ряда (картины художников, репродукции, учебные работы).

Теоретические понятия, подтвержденные визуальным рядом, будут способствовать наиболее прочному усвоению излагаемого материала, а также позволят увидеть частные приемы решения поставленной задачи. Эффективным педагогическим условием является применение активных форм и методов проведения занятий, к которым относятся: мастер-классы, экскурсии, посещение выставок, учебно-творческие просмотры.

Принцип доступности обучения требует от преподавателя четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для разного возраста учащихся и с учетом индивидуальных способностей [3, c. 89].

В учебном процессе применяют все разнообразие методов обучения, которые реализуются на разном уровне сложности. Каждый из методов становится удачным, только в контексте определенных педагогических задач и условий. В связи с этим преподавателю необходимо знать и уметь применять методы в контексте определенной задачи, с целью развития творческих способностей обучающихся.

В аудиторных упражнениях по композиции преподаватель ставит четкие учебно-творческие задачи, имеющие развивающий характер и направленные на решение определенных проблемных ситуаций в соответствии с методической последовательностью, поэтапностью выполнения декоративных работ и учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Проблемное обучение предполагает поиск скрытых резервов умственного развития учащихся, таких как способность к творческому мышлению и самостоятельная познавательная деятельность [1, c. 182].

Создание декоративной композиции, предполагает использование частично-поискового метода. В процессе его выполнения можно выделить несколько проблемных подзадач – поиск идеи, сбор материала, выполнение эскизов с композиционным и цветовым решением, поиск выразительных средств композиции, подбор материалов для создания художественного образа.

Метод проектов как педагогическая технология, используется на старших курсах обучения и предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих способов решения поставленных перед учащимися задач.

Для успешного развития творческих способностей учащихся на занятиях по декоративной композиции необходимо учитывать уже имеющийся у них опыт в области композиции, рисунка, живописи, цветоведения и технического владения разнообразными художественными средствами и материалами [2, c. 261].

Гибкое межпредметное содержание обучения позволяет всю поисковую работу по формированию композиционного замысла проводить синхронно на профильных дисциплинах и в итоге материализовать в длительном задании по конкретному виду декоративно-прикладного искусства.

Самостоятельную работу обучающихся необходимо продумывать с учетом уже полученных ими знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями и способностями, а также с учетом посильности и последовательности выполнения учебных задач. По заданию преподавателя по композиции, учащиеся выполняют самостоятельную работу, но без его непосредственного участия.

Важным условием творческого развития обучающихся является создание благоприятной психологической атмосферы, творческой обстановки.

В процессе обучения помимо постановки целей и задач у преподавателя есть важные виды деятельности – контроль за ходом работы, оценка и анализ результатов. Необходимо, чтобы учащиеся могли творчески решать профессиональные задачи, видеть и самостоятельно формулировать проблемы в учебно-творческом процессе, свободно ориентироваться в современных изобразительных материалах, технологиях работы и применять их на практике.

На основе разработанных педагогических условий можно сделать вывод, что без применения перечисленных дидактических принципов и методов, процесс обучения не будет высокоэффективным для учащихся, так как: мотивация является важным стимулом для поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству; а проблемный метод изложения стимулирует познавательную активность; грамотная педагогическая установка помогает легко решать творческие задачи; наличие самостоятельности у обучающихся поможет достичь поставленных целей.

 

Список литературы:

  1. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком : автореф.дис ... доктор. пед. наук : (13.00.02). Москва, 1996. 126 с.
  2. Кузин В.С. Психология живописи : Учебное пособие для вузов.- 4-е изд., испр. Москва : ОНИКС, 2005. С. 290-294.
  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и пререраб. Москва : Агар, 1998. 250 с. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.