Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 июня 2020 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
АННОТАЦИЯ
В статье кратко рассматриваются классические и современные методы и подходы в обучении, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные технологии, описывается опыт применения современных методов обучения основам декоративной композиции в колледже.
Ключевые слова: классификация методов обучения, современные образовательные технологии, нетрадиционные формы проведения занятий, виды и формы проверки знаний, педагогический эксперимент, декоративная композиция, компьютерные программы.
В связи с постоянным появлением инновационных технологий происходят изменения и в системе образования. Появляются новые методики, меняется подход к обучению. В процессе обучения основам декоративной композиции важно применение современных методов обучения и новых технологий, которые помогут обеспечить активную конкурентоспособную позицию обучающихся в будущем как специалистов. Высокий уровень усвоения студентами знаний, навыков и умений, профессиональное владение изобразительно-выразительными средствами и различными современными техниками и технологиями исполнения творческих учебных работ и авторских проектов могут обеспечить определенные педагогические условия.
Актуальность данной темы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс инновационных методов обучения для формирования творческой конкурентоспособной личности.
Целью исследования является изучение сущности современных методов обучения и их применение в работе со студентами на занятиях декоративной композицией.
Реализация поставленной цели потребовала найти решение следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию о современных методах обучения;
- создать условия для развития творческих способностей, применяя информационно-коммуникационные технологии на занятиях композицией;
- апробировать современные педагогические методы.
Объект: традиционные и современные методы преподавания основ декоративной композиции в среднеспециальном учебном заведении.
Предмет: оптимизация педагогической программы основ декоративной композиции и применение современных методов преподавания.
Методы исследования: историко-искусствоведческий, проблемно-логический, системный.
Педагогические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, последовательность в овладении материалом, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения.
Гипотеза: достижение высокопрофессиональных результатов в обучении студентов основам декоративной композиции возможна:
- при сочетании традиционных и современных методов преподавания в обучающем процессе;
- при создании авторских композиций с применением информационно-коммуникационных технологий;
- при индивидуальной работе с каждым студентом.
Новизна. Во взаимодействии профессионального изобразительного и декоративно-прикладного искусства через метод интегрированного обучения, когда студенты сначала на практике изучают с натуры предметы и объекты реальной действительности, а затем на основе натурных разработок создают декоративный образ – произведение.
Практическая значимость заключается в том, что применение современных технологий и методов в обучении основам декоративной композиции играет важную роль на этапе становления профессионального художника, так как способствует развитию творческих способностей студентов.
Данная тема изучалась многими специалистами. Был проведен анализ найденной литературы, отобран нужный материал для изучения и применения на практике современных методик в преподавании.
Существует много классификаций методов обучения. Приведу некоторые примеры.
1. Е.Я. Голант, Е.И. Перовский выделяют два основных метода по источнику передачи и характеру восприятия информации: пассивное и активное восприятие [3, c. 56].
В современной педагогике лекциям как активному методу обучения посвящены работы И.П. Подласого, Л.Д. Столяренко, Н.В. Басовой, В.А. Сластенина, А.С. Смирнова и др.
2. Классификация методов на основании дидактических задач М.А. Данилова, Б.П. Есипова. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение приобретенных знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений и навыков [2, c. 45].
Психология усвоения знаний заключается в том, чтобы изучаемое явление было понятно, а затем усвоено в процессе тренировки.
Профессор Н.Н. Ростовцев утверждает: «Заслугой педагога является умелое и глубоко продуманное расчленение сложного комплекса работы на отдельные составные части» [7, c. 28].
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников): словесные; практические.
4. Классификация методов по типу познавательной деятельности М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение знаний; частично-поисковый; исследовательский.
5. Классификация Ю.К. Бабанского представлена тремя группами методов:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
К современным образовательным технологиям относят обучение: личностно ориентированное, проблемное, открытое (дистанционное), модульное, разноуровневое; групповая система; исследовательские, проектные и игровые методы; соревновательный характер обучения; информационно-коммуникационные технологии (компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы, интернет-технологии), обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки портфолио [5, c. 16].
Перечисленные технологии применяются при обучении основам декоративной композиции в колледже.
Большинство авторов, рассматривающих психологические и педагогические этапы формирования знаний, умений и навыков, сходятся на трехступенчатой системе (П.Я. Гальперин, А.М. Унковский, З.И. Ходжаева и др.). Предлагаемая ими схема может быть представлена в следующем виде: усвоение правил и проба; выработка умений; выработка собственной манеры как навыка (этап творческой деятельности) [1, c. 134].
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики, помогает вовлечь всех студентов в активную изобразительную деятельность.
Важной составляющей частью процесса обучения при использовании новых педагогических технологий является личностно ориентированный подход. Все студенты разные: у них различные возможности, интересы, склонности и способности, потребности и мотивы, темпераменты. Поэтому так важно найти подход к каждому обучающемуся. В работе помогает заинтересованность студентов в профессиональном росте. Личностно ориентированный подход в обучении можно назвать совместным творчеством педагога и студента.
Технология проблемного обучения осуществляется в проблемном изложении темы урока, частично-поисковой и самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Самостоятельная поисковая деятельность по решению учебных проблем, в ходе которых у студентов формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление. Используется такая методическая формула: осознать – почувствовать – выразить. Осознать задачу, то есть понять проблемную ситуацию. Почувствовать – художественно эмоционально пережить ситуацию. Выразить – технически организовать на плоскости.
Разноуровневое обучение. Студенты поступают на первый курс с разным уровнем подготовки, и изначально задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех обучающихся. Поэтому обучение строится так, чтобы к более подготовленным студентам были достаточно высокие требования, тем самым обеспечивая их максимальное интеллектуальное и творческое развитие, и в то же время создаются условия для успешного овладения и развития менее подготовленных.
Дистанционное обучение – форма профессионального обучения на расстоянии с использованием эффективных информационно-коммуникационных средств доставки к обучаемым учебных материалов. В связи со сложившейся обстановкой в стране и мире в 2020 году несколько месяцев обучение осуществлялось в дистанционной форме. Такой метод обучения тоже имеет свои плюсы для студентов. Например, доступность учебных материалов; возможность учиться в любом месте при наличии сети «Интернет»; задать интересующий вопрос и быстро получить ответ; использовать современные технологии в учебном процессе.
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские) помогают раскрывать творческий потенциал обучающихся, развивают фантазию, студенты учатся творчески мыслить и формировать свою уникальную манеру в рисовании.
Обучение декоративной композиции строится на двух кирпичах творчества – это развитие наблюдательности и развитие фантазии как фундамента, способности к интерпретации.
Одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, признают декоративность лишь в качестве дополнительного свойства произведения искусства. Другие понятие декоративности вообще отвергает на том основании, что декоративная условность якобы усложняет понимание содержания произведения искусства. Третьи исследователи видят в активном использовании приемов декоративности перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства [4, c. 12].
В процессе обучения важны комплексное освоение учебных дисциплин (межпредметных связей) и создание творческой атмосферы на занятиях со стороны преподавателя. Междисциплинарный курс 01.01. «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства», в рамках которого преподаются основы декоративной композиции, имеет большое значение для развития образного мышления обучающихся, подготовки их к самостоятельной, творческой и педагогической работе.
На занятиях декоративной композицией студенты занимаются разработкой эскизов, проектированием изделий ДПИ как традиционным способом (бумага, карандаш), так и используя современные компьютерные технологии (графический планшет, компьютерные программы Paint Tool SAI, Adobe Photoshop). Также выполняют творческие работы с использованием различных техник и материалов (объемные и плоскостные коллажи, декоративная композиция на холсте, иллюстрации в графике и пр.).
В учебном процессе используются активные формы обучения (урок-игра, урок-дискуссия, использование интернет-источников видео-мастер-классов, презентаций). Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Познакомившись с приемами композиции художников-классиков и современных авторов, студенты начинают анализировать, лучше понимать произведения различных видов и жанров изобразительного и декоративно-прикладного искусства и применять полученные знания на практических занятиях, уверенно решать композиционные задачи.
Применяются виды и формы проверки знаний, которые направлены: на развитие самостоятельной мыслительной деятельности (экзамен, зачет, подготовка рефератов, презентаций); аналитических способностей, внимания, памяти (проверочные карточки, тест); творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, воображения (выполнение и анализ творческих работ, эскизов-проектов, рисование с натуры, по памяти, подготовка портфолио выполненных работ, отчет).
Обучение основам декоративной композиции на занятиях МДК. 01.01. ХПИ ДП и НИ ведется от простого к сложному. Студенты учатся методике последовательного выполнения декоративного произведения, что обеспечивает профессиональный порядок освоения изученной техники, создает условия для успешного завершения работы. Первоначально обучающиеся знакомятся с основными законами, правилами, средствами и приемами композиции, учатся выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов, затем самостоятельно разрабатывать композиционные и колористические решения художественно-графических проектов изделий ДПИ.
Студенты выполняют композиции с использованием традиционных и нетрадиционных материалов, различными техниками и приемами работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Анализ творческой деятельности студентов в процессе обучения основам декоративной композиции показывает, что достижение высокого уровня профессионального мастерства возможно посредством изучения традиционных и современных технологий, путем экспериментов, поиска дополнительной информации, наблюдения за натурой, выявления сходства и различий, существенных признаков для последующей творческой интерпретации натуры в декоративный образ. В процессе воплощения художественного образа подходит применение как традиционных, так и современных способов (графических редакторов Paint Tool SAI, Adobe Photoshop).
Применение многочисленных техник и материалов в процессе выполнения творческих проектов, современных и классических методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся дает возможность подготовить профессионально развитых, конкурентоспособных выпускников.
В ходе исследования подтвердилось предположение о том, что при сочетании традиционных и современных методов преподавания с применением информационно-коммуникационных технологий и индивидуальной работы студенты достигнут высокопрофессиональных результатов в обучении основам декоративной композиции.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследовательской работы и сделан вывод, что применение современных методов преподавания и инновационных технологий способствует развитию творческих способностей, предоставляет возможности для повышения качества знаний, умений и навыков студентов и подготовит конкурентоспособных выпускников.
Список литературы:
- Астраханцева С.В. Методические основы преподавания ДПТ : учеб.-метод. пособие для студ. вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 345 с.
- Громков М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
- Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г.П. Скальницкой. – М. : Гардарики, 2005. – 382 с.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
- Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества : учеб. пособие для вузов. – М., 2006. – 490 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Агар, 1998. – 250 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 448 с.
дипломов
Оставить комментарий