Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 сентября 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АКУСТИЧЕСКИ НЕПОДГОТОВЛЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
SPECIAL FEATURES OF THE SOUND ENGINEERING OF CONCERT-ENTERTAINMENT EVENTS IN ACOUSTICALLY UNPREPARED AREA
Mikita Kastsiukevich
master of Arts, post-graduate student of the Belarusian State University of Culture and Arts
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей звукорежиссуры концертно-зрелищных мероприятий в акустически неподготовленных помещениях. В фокусе рассмотрения автора – качество звука при проведении концертно-зрелищных мероприятий, анализ возможных проблем в работе звукорежиссера и пути их решения для создания художественного звукового образа.
ABSTRACT
The purpose of this article is to identify the features of the sound engineering of concert-entertainment events in acoustically unprepared area. Particular attention is paid to the quality of sound during concert-entertainment events as well as to the analysis of possible problems in the sound engineer's work, and the ways of solving them in order to create an artistic soundscape.
Ключевые слова: акустика; звук; звукорежиссура; концертно-зрелищные мероприятия.
Keywords: acoustics; sound; sound engineering; concert-entertainment events.
Звукорежиссура является ключевым звеном в формировании восприятия звука зрителями на концертно-зрелищном мероприятии. Современная звуко-техническая база позволяет озвучить концерты любого характера, качество проведения которых зависит как от визуальной, так и от звуковой информации. К концертно-зрелищным мероприятиям относятся эстрадные программы, концерты классической и народной музыки, театрализованные шоу-постановки, мюзиклы и т. д. Важным элементом качественного звука на любом мероприятии является акустика помещения, которая должна оказывать благоприятное влияние на звукоусиление. Примером лучших концертных залов во всем мире с точки зрения акустики являются: концертный зал «Альберт-холл» в Лондоне (Великобритания), Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США), Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (США), концертный зал в Копенгагене (Дания), Большой театр в Москве (Россия), новая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Россия), Концертный зал в Берлине (Германия), Оперный театр в Сиднее (Австралия) и др.
Однако часто звукорежиссеру приходится работать в акустически неподготовленных для звукоусиления помещениях: торговых центрах (акции и розыгрыши с элементами эстрадной программы), спортивных сооружениях (церемонии открытия и закрытия спортивных состязаний), выставочных комплексах (презентации, шоу аниматоров) и др. Частой проблемой таких помещений является слишком большое время реверберации, что снижает коэффициент разборчивости речи – одного из параметров акустики помещения, определяющих степень чистоты и ясности звука [1, с. 24]. Именно на примере таких акустических условий можно определить особую значимость работы звукорежиссера. Учитывая физические свойства звука и возможности настройки звукового оборудования, звукорежиссер качественно оказывает влияние на результат общего звучания того или иного мероприятия. К слову, в концертных залах еще на этапе строительства производится расчет акустики для обеспечения в них комфортного звучания музыки.
Пространство и время определяют пути формирования звука. Пространство устанавливает границы распространения звука, а время – длительность звучания. Эти понятия относятся как к целому музыкально-звуковому произведению, так и к отдельному звуку, в частности, к количеству колебаний звуковой волны в секунду (частота). Важно отметить, что акустически подготовленное помещение для проведения концертно-зрелищных мероприятий – это пространство с оптимальным, специально рассчитанным временем реверберации, которое зависит от материалов внутренней его отделки. Это могут быть разного рода поверхности: отражающие (камень, бетон, керамическая плитка), поглощающие (ткань, специальные акустические панели, ковровые покрытия) или преломляющие звук (деревянные конструкции, лепнина, любые неровности). В зависимости от правильного соотношения количества таких поверхностей друг с другом – формируется звуковое поле, которое оказывает позитивное влияние на прослушивание музыки в таком помещении.
Одним из параметров наличия хорошей акустики помещения является относительно ровная амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), которая связана со временем реверберации на определенных частотах. Линейность АЧХ помещения формирует однородность звукового поля [3, с. 142]. В худших вариантах представления акустики в помещении могут возникать частотные провалы или пики. Это объясняется проявлением нелинейных свойств воздушной среды. Для того чтобы избежать влияния относительной неровности АЧХ помещения, необходимо выявить проблемные зоны и расставить аппаратуру таким образом, чтобы свести к минимуму отражения от твердых поверхностей, сохранив достаточный уровень прямого звука. Возникновение неизбежных частотных пиков и резонансов помещения после расстановки аппаратуры можно исправить настройкой эквалайзера. Однако высокую гулкость помещения эквалайзером бывает трудно откорректировать. Поэтому для сохранения ясности звука в помещениях с завышенной реверберацией при настройке аппаратуры приходится существенно снижать уровень звукового давления. Но в таком случае возникает воспрос, который заключается в том, что при наличии невысоких уровней звукового давления бывает сложно раскрыть характер исполнения музыки. Особенно остро эта проблема возрастает в узких и одновременно длинных помещениях. Техническим решением такого вопроса можно считать установку дополнительных акустических систем (громкоговорителей) вдоль помещения. При настройке акустических систем, удаленных от главной акустической системы, необходимо произвести обязательную компенсацию уровня задержки звука на основных громкоговорителях, учитывая расстояние до вспомогательных.
Специфика работы звукорежиссера заключается в том, чтобы в любых условиях не потерять художественность звукового образа [4, с. 248]. В помещениях с завышенным уровнем реверберации необходимо выбирать правильный акустический баланс между естественной реверберацией помещения и добавлением искусственной – для создания пространства в звуке [5, с. 53]. Например, озвучивая небольшой инструментальный, акустический коллектив, в состав которого входят гитара, бас-гитара, перкуссия и вокал – можно пространственно выделить только вокал, добавив немного искусственной реверберации. Остальные инструменты будут окружать солиста в общей звуковой картине.
Громкоговорители, микрофоны, микшерный пульт и приборы обработки звука составляют общую цепь звукоусилительного тракта – это путь прохождения сигнала от источника звука до слушателя [5, с. 53]. Структурная схема цепи звукоусилительного тракта, с последовательным прохождением в нем звукового сигнала представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурная схема цепи звукоусилительного тракта
Известно, что чем больше микрофонов используется в звукоусилении – тем большая может быть вероятность возникновения эффекта положительной обратной связи (создание замкнутой петли звука в звукоусилительном тракте с характерным, нарастающим свистом или гулом) [2, с. 53]. Такой эффект может возникать из-за близкого расположения микрофона от акустической системы, а также в результате неоднородности акустики помещения. Наиболее громкие инструменты в меньшей степени следует подзвучивать микрофонами. В настройке баланса громкостей необходимо отталкиваться от самого громкого инструмента. Чаще всего это может быть барабанная установка или медные духовые инструменты. Например, если акустические барабаны можно заменить электронными, то их громкость можно регулировать в диапазоне от 0 Дб и выше, в зависимости от задачи. Возможность замены некоторых акустических инструментов электронными помогает избежать многих проблем в качественном звукоусилении (излишняя громкость, эффект положительной обратной связи и т. д.).
При использовании микрофонов в звукоусилении существует проблема возникновения эстетического несоответствия звука с образом первичного звукового поля (естественного звучания инструмента). Такой феномен может возникать в результате неточного тембрового представления инструмента во вторичном звуковом поле, возникающем после звукоусиления. В зависимости от того, насколько качественно захватываемая микрофоном акустическая волна будет преобразована в электрические колебания, зависит дальнейшее усиление и воспроизведение этого звука. В условиях проблемной акустики помещения звукорежиссер может выстраивать баланс между прямым звуком от инструмента и усиленным сигналом, при этом, оставив в спектре усиленного сигнала только те частоты, которых не хватает для полного представления тембра. Например, группа медных духовых инструментов (тромбон, труба и саксофон) в относительно небольшом помещении будет хорошо слышна без усиления по отображению нижней середины спектра частот (примерно от 150 до 800 Гц). При этом, верхняя граница средних частот (800 – 5000 Гц) будет неясной на фоне одновременно звучащих барабанов и гитар. Поэтому именно такой спектр частот звукорежиссер может дополнить, усилив звучание группы медных духовых с помощью одного или нескольких микрофонов.
Современная техника звукоусиления предлагает звукорежиссеру большой выбор разных типов микрофонов, в зависимости от поставленных задач. Это динамические, конденсаторные, электретные, пьезоэлектрические, микрофоны пограничной зоны (ПЗМ). В условиях живого звука в небольших или проблемных помещениях чаще всего применяются динамические микрофоны. Они обладают достаточным динамическим запасом для самых громких инструментов, таких как, например, барабаны и медные духовые инструменты. Поскольку этот тип микрофонов не обладает большой чувствительностью, то их удобно применять в любых акустических условиях. Располагая динамический микрофон непосредственно перед резонатором инструментов, особенно громких, можно избежать влияния акустики помещения и проникновения в него посторонних звуков, в том числе, и звучания других одновременно играющих инструментов. Принцип разделения звуков отдельных инструментов и применения схемы точечного микрофонного съема предоставляет звукорежиссеру значительно больше возможностей индивидуальной настройки звука каждого инструмента. Настроить тембр инструмента позволяет эквалайзер. Частотная корректировка при помощи этого прибора так же позволяет избежать возникновения эффекта положительной обратной связи.
Важным критерием комфортного исполнения для музыкантов является мониторинг звука. Чтобы исполнители слышали себя, применяются дополнительные акустические системы. Однако избыток громкости таких систем может привести к хаосу в звуке. Расстановка мониторов должна быть произведена таким образом, чтобы избежать нежелательных отражений звука. Сегодня так же широко применяются современные системы мониторинга в виде ушных мониторов. Это беспроводной передатчик с наушниками, которые могут быть у каждого исполнителя. Применение такой индивидуальной системы мониторинга позволяет избежать таких проблем, как высокий уровень звукового давления в помещении и неразборчивость звучания отдельных инструментов.
Таким образом, акустика помещения для проведения концертно-зрелищных мероприятий оказывает существенное влияние на качество звука, что определяет главную особенность звукорежиссуры таких мероприятий. При этом, звукорежиссер выбирает различные пути решения проблем в определенных акустических условиях в зависимости от поставленных задач с помощью техники звукоусиления и применения электронных технологий. Современный звукорежиссер объединяет в себе навыки специалиста в таких областях знаний как электроакустика, архитектурная акустика, музыкальное искусство, психология и эстетика. Учитывая все эти знания, он определяет стратегию работы в сложившихся акустических условиях. Ведь каким бы великолепным не было исполнение музыкантов, впечатление об их искусстве может испортить плохой звук. Но благодаря профессионализму звукорежиссера, даже в сложных акустических условиях на концертно-зрелищных мероприятиях достигается максимально комфортное для зрителей качество звукоусиления. Опытные звукорежиссеры ставят своей главной целью быть связующим звеном качественного звучания между артистами и зрителями.
Список литературы:
- Алдошина, И. А. Субъективные и объективные методы оценки разборчивости речи / И. А. Алдошина // Звукорежиссер. – 2002. – № 5. – С. 24–32.
- Бормотов, Г. И. Объективные измерения тракта звукопередачи и его звеньев в звукорежиссуре / Г. И. Бормотов // Актуальные вопросы реализации в ВУЗе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: сборник трудов XLII научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников (Самара, 3 февраля, 2015 г.). – Самара, 2016. – С. 53–58.
- Гришко, А. К. Методы субъективной оценки качества звучания электроакустических систем / А. К. Гришко, М. В. Бойцова // НиКа. – 2006. – № 1. – С. 141–143.
- Гурылева, М. А. Художественно-эстетический аспект вопросов панорамирования звуковых источников в создании стереообразов / М. А. Гурылева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 92. – С. 244–250.
- Бунькова, А. Д. Звуковой образ как основополагающее понятие в звукорежиссуре / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков // Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры : монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. –С. 8–28.
дипломов
Оставить комментарий