Статья опубликована в рамках: CVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 декабря 2024 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМИОТИКИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные факторы, обусловившие формирование семиотики как науки, областью исследования которой являются знаки и знаковые системы, среди которых естественные языки занимает важнейшее место; анализируются особенности выдвигаемых учёными-семиотиками концепций, основу которых составляет триединая идея «мышление – язык – действительность»; выявляется специфика лингвосемиотического подхода к исследованию природы языка как знаковой системы.
ABSTRACT
The article examines the main factors that determined the formation of semiotics as a science, which studies signs and sign systems, among which natural languages occupy a key place; it analyzes the characteristics of the concepts put forward by semioticians, with the basis on the triune idea of «thinking – language –reality»; the article reveals the specifics of the linguo-semiotic approach to the study of the nature of language as a sign system.
Ключевые слова: семиотика, естественные языки, система знаков, языковое мышление, лигвосемиотика.
Keywords: semiotics, natural languages, sign system, linguistic thinking, linguo-semiotics.
Необходимость рассмотрения основных исторических предпосылок, обусловивших становление семиотики, объясняется потребностью современной науки найти источники существующих сегодня концептуальных теорий, изучающих природу знака в различных культурных областях человеческого существования. Эту потребность подтверждают мысли, изложенные в трудах многих известных учёных. Белорусский философ В. Ф. Берков говорит об этой проблеме, что «значительная часть вопросов, которые решались и решаются в рамках науковедения, носят философский характер» [4, с. 396]. На наш взгляд, изучение философских аспектов, обусловивших возникновение и развитие семиотики, позволит более глубоко осмыслить её научные концепции и законы.
Определяя сущность семиотики с точки зрения протекающих в ней информационно-знаковых процессов, Н. Б. Мечковская отмечает: «Семиотика открывает единую знаковую (заместительную) основу информационных процессов в природе и обществе. Семиотика показывает онтологическое единство любых информационных процессов, обусловленное использованием в них знаков (т. е. заместителей вещей, признаков, действий и представлений, понятий, идей)» [6].
Семиотика выступает в качестве объединяющего начала, образующего неразрывную философскую цепь: «сознание – язык – реальный мир», хотя, по мнению ведущих современных учёных, занимающихся вопросами семиотики, как наука она ещё не закончила своё формирование и находится в процессе активного самоопределения. Это подтверждается рядом проблемных вопросов, рассмотрению которых посвящена данная работа.
Изначально идеи семиотики возникли благодаря философскому поиску древних мыслителей, которые были первыми, кто обратил внимание на знак, как на объект, состоящий из структурных компонентов. Представители различных философских направлений искали объяснение таким понятиям, как «сущность знака», «вещь», «название», «виды знаков», «знаковая структура» и др. и впервые предприняли попытки охарактеризовать природу знака и его познавательную роль. Семиотика прошла длительный путь, прежде чем получила своё современное определение: «общая теория, рассматривающая природу знаков и знаковых систем, виды знаков и знаковую ситуацию (семиозис), основные операции над различными знаками» [5, с. 106], которое указывает, что её категории и понятия затрагивают непосредственно философскую область – человеческое познание и деятельность.
Любая развитая философская система в процессе своего исторического развития, так или иначе, контекстуально выражала идеи семиотики. Проблема изучения знака как структурированного объекта возникла ещё в античной философии, где, по утверждению Н. Ф. Алефиренко «большую популярность приобрела «теория именования», пытавшаяся разъяснить сущность связи между «вещью», «предметом» и звучащим словом» [2, с. 356]. Адепты этой теории трактовали её по-разному: одни доказывали, что наименование определяется характером предмета, а другие считали, что «наименования предметы получают по условному соглашению, по обычаю, сознательно, произвольно, т. е. без связи с природной сущностью предметов» [3, с. 356]. Современные исследователи соотносят вопросы этого спора со взглядами Гераклита Эфесского, идеи которого были восприняты стоиками, и Демокрита. Позже достаточно подробно данную проблему рассматривал афинский философ Платон в диалоге «Кратил» (диспут философов Сократа, Гермогена и Кратила о смысле и значении имён). Учёный конкретизировал понятие «слово», указав, что оно является знаком, для выражения содержания мысли. Он также полагал, что слово – это отражение сути того предмета, который оно обозначает, а имя (название) – это всегда неразрывная связь с той вещью, которую оно называет. Говоря о происхождении слов, к которым он относил понятия «имя», «название», Платон, сравнивал язык с инструментом. Цитируя философа, Агеев в своей работе «Семиотика» пишет: «…имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок – орудие распределения нити» [1, с. 256]. Позже идеи Платона, Сократа и др. были развиты в древнегреческой материалистической философии учёными Демокритом, Эпикуром, Гераклитом и др., которые подтверждали постулат условности имени и отрицали причинную связь между словом и представлением. Философия Древней Греции обращалась к изучению языка, состоящего из знаков (слов и высказываний), видя в нём сущность высшего разума.
Большое значение для семиотики имели мысли Аристотеля о природе имени и глагола как языковых знаков, определяющих характер языковых процессов. Аристотель, в противовес платоновским идеям, придерживался противоположного взгляда на категорию «имя» («название») и утверждал, что они не связаны с природой вещей, а возникают в результате «соглашения» [3]. Развивая семиотические идеи в трактате «Первая аналитика», Аристотель подчеркивал, что «обозначаемое именами и глаголами не является ни истиной, ни ложью, и что только в процессе связной или сегментированной (разбитой на логические части) мысли становится понятно, что именно есть истина, а что – ложь» [3]. Открытые Аристотелем закономерности функционирования знака, составили основу логико-семиотических исследований на последующие столетия.
Учёные эпохи Средневековья в основу своих взглядов на семиотику положили два главных постулата, выведенных древнегреческими философами: во-первых, слово и предложение (языковые единицы) – это знаки; во-вторых, между этими языковыми единицами и теми понятиями, которые они обозначают, существует условная связь.
Философская мысль еврейских и арабских учёных XI–XII вв., развивавших учение пророческой Каббалы и мистического значения её букв и чисел (один из наиболее ярких представителей – Авраам бен Самуэль Абулафия), позже получит развитие в средневековой Европе, учёные которой с интересом воспримут идею знакового универсализма (фетишизм).
Исследование трудов учёных эпохи Средневековья показало, что основой своих философских поисков они избирали идею символичности, утверждая, что ключ к верному восприятию действительности – это нений символьный знак. Поэтому философские и религиозные тексты, по их мнению, следовало не воспринимать буквально, а обращаться к толкователям, которые при помощи учения способны отыскать скрытые смыслы и символический подтекст. По мысли идеалиста Вильгельма Гегеля, различные философские категории носят характер непроизвольного движения и что понимание значения и смысла этих категорий следует искать в символах Ветхого завета. На основе анализа работ Гегеля, Пауль Тиллих сделал заключение, что диалектическая идея учёного «повлияла на мировую историю более глубоко, чем любой другой структурный анализ» [10, с. 329].
На наш взгляд, многие вопросы, раскрывающие основы семиотики как науки с её терминированной лексикой, были во многом определены трудами римского философа Боэция (VI в.) – признанного учителя и знатока христологических (богословское учение о Христе) и тринитарных (представление о Боге, как о Троице) проблем, которые составили важную часть современной семиотической парадигмы. Боэций был первым философом, который создал латинскую терминологию бытия, необходимую для комментирования выступлений на Вселенских соборах и при пояснении трактатов Аристотеля. В своих трудах учёный отмечал, что имена – это главные знаки, которые имеют первостепенное значение.
Получившие развитие в философии Средневековья традиции номинализма обогатили историю семиотики логикой, что позволило науке расширить собственные научные концепции. Логик Уильям Оккам сумел объединить десять основных категорий, выведя из них три (отношение, качество, субстанция), логично определявших семиозис: «Точно так же, как произносимое слово по условному соглашению подставляется вместо вещи, так и акт сознания по своей собственной природе и без всякого условного соглашения подставляется вместо вещи, к которой оно относится» [7, с. 110]. Позже это определение станет основой научных исследований Чарльза Сандерса Пирса – первого теоретика семиотической науки. Оккам уделял много внимания и проблеме условности знака и указывал на то, что знак имеет два значения: во-первых, «обозначает всё то, что, будучи познанным, приводит к познанию чего-то иного» [7, с. 102]; и во-вторых, знак обозначает «то, что приводит к познанию чего-то иного и предназначено для того, чтобы по природе быть подставляемым вместо него или быть добавленным… в высказывании» [7, с. 201].
В эпоху Возрождения, последовавшую за Средневековьем, концепция семиотики как науки о знаках получила более широкое развитие вследствие того, что возросла численность и увеличилась сложность различных областей культуры, содержащих в себе знаково-символьную концепцию (например, нумизматика, фалеристика, языкознание и др.). Появилось книгопечатание с его невероятными возможностями организации художественных текстов, предоставленных не только к изучению, но и к научному исследованию. Усиливающаяся взаимосвязь литературы, языка и философии, естественным образом привела к формированию новых взглядов на общую теорию семиотики.
Одним из наиболее заметных событий стало появление нового семиотического направления – семиотика пространства, основанная, в первую очередь, на законе линейного пространства (идея членения и восприятия), относящегося к области изобразительного искусства. Разработал и ввёл этот закон в изобразительное искусство Леонардо да Винчи. Он презентовал его как универсальный метод художественного выражения – максимально простой метод, не противоречащий Законам божьим. Эпоха европейского Возрождения, таким образом, стала временем, когда учёные впервые обратили внимание не на буквенные знаки выражения, а на неязыковые символы, что послужило причиной разграничения семиотики и логики. С наступлением Нового времени в XVII–XVIII вв., ряд учёных предприняли попытки создать общий для деятелей научного мира язык (интернациональный). Пионером в этом направлении был Раймунд Луллий. В историю семиотики его имя вошло благодаря созданному им аппарату – своего рода прообраза счётной машины, создающей истинные комбинации понятий, не зависящих от субъекта. Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте, исследуя область семиотики, расширяет традиционную идею о том, что знаки – это не только слова и выражения, но что знаками также являются элементы созерцания. В конце XVII века семиотический подход к изучению знака и знаковой системы достаточно чётко проявился в работах философа и математика Готфрида Лейбница. Разъяснив концепцию «универсального исчисления», Лейбниц сформулировал основные принципы математической логики и семиотики. Джон Локк, учёный-теоретик, автор материалистической гносеологии и семиотики, систематизировал основные аспекты данных научных направлений. Интересна мысль Локка, назвавшего высшим актом познания интуитивное постижение истинности как достижение гармонии между идеями. Учёный дал научное определение слова как единицы языка, введя термин «знак». К этому времени уже были достигнуты действительно значительные результаты в области знаково-символьных исследований: создана Грамматика Пор-Рояля и введена алгебраическая буквенная запись Франсуа Виета, разработана универсальная пазиграфия (универсальная письменность без звуковой формы) Лейбница, предприняты попытки создать мнемонический знаковый язык (Джордано Бруно). Возникло в это время и учение о рационализме, родоначальником которого назван Рене Декарт, отвергавший божественную идею происхождения языка.
С точки зрения философии, «отцом» семиотики, решающей философски обусловленные задачи, является Георг Гегель, который впервые в XVIII в. теоретически обосновал необходимость выведения семиотики в отдельную научную отрасль. При этом Гегель указывал на разность задач семиотики и философии, отмечая, при этом, что узко-научные семиотические проблемы во многом обусловлены не только концепциями философии, но и логики, психологии и др. наук. Гегель был первым, кто осуществил конкретную аналитическую характеристику сущности языкового знака и его значения. В отличие от Сократа, который рассматривал только имена, Гегель раскрыл способность языка выражать одновременно нечто противоречивое, а также быть в движении (развиваться), претерпевая метаморфозы. Теоретическая база, созданная Гегелем, позволила филологии выделится в отдельное научное поле и начать своё существование отдельно от философии. На наш взгляд, именно после идей Гегеля филология вышла за рамки философии и начала автономное существование. Продолжили идеи учёных Нового времени немецкие философы Готлоб Фреге, создавший основы семантики как части семиотики, и Вильгельм Гумбольдт, определивший язык как живое подвижное явление, как творческий процесс. В основу своих исследований Гумбольдт положил гегелевский анализ языка, исключив из него, при этом, диалектический аспект. Деятельность Гумбольдта, его прогрессивные идеи способствовали развитию языкознания в целом, а также стали предтечей нового лингвистического направления – лингвистического структурализма.
Вопросами создания семиотики как науки о знаках и знаковых системах занимались не только философы, но и лингвисты. В рамках структурной лингвистики важными для дальнейшего развития науки о знаках стали идеи основоположника структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра, определившего ряд принципиальных основ данного направления. Де Соссюр, исследуя вопросы отношений знака, высказывал мысль о том, что должна существовать наука, изучающая функционирование знаков внутри жизни общества: «Язык есть система знаков, выражающих идеи, и, следовательно, его можно сравнить с письмом, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т. п.» [8]. Выявляя характеристики понятия «языковой знак», де Соссюр отмечал, что основное его качество – абсолютная произвольность, но при этом, однако, языковой знак – обязательный атрибут любого конкретного языкового коллектива: «Если по отношению к изображаемой им идее означающее (т. е. знак) представляется свободно выбранным, то, наоборот, по отношению к языковому коллективу, который им пользуется, оно не свободно, оно навязано» [8]. Де Соссюр занимался также исследованием вопросов системности и знаковости природы языка, лежащих в основе законов его развития. Язык, по мнению учёного, предстает перед нами как некая абстрактная знаковая система, в то время как любой текст, являясь результатом творчества отдельного человека, имеет характер конкретной знаковой системы. Учёного-лингвиста, интересовали все концептуальные аспекты, определяющие понятия «язык», «единицы языка», «речь», «элементы речи» и др.: «Язык, отличный от речи, составляет предмет, доступный самостоятельному изучению. Мы не говорим на мёртвых языках, но мы отлично можем овладеть их механизмом. Что же касается прочих элементов речевой деятельности, то наука о языке вполне может обойтись без них; более того, она вообще возможна лишь при условии, что эти прочие элементы не примешаны к её объекту» [9].
Таким образом, открытые античными философами закономерности зарождающейся семиотики во многом определили тип языкового мышления европейского Средневековья, обусловленный христианской символикой и семантикой. Канонизированное мировоззрение, с его глубокой тягой к символичности, создало предпосылки для проявления знаковости во всех областях человеческого существования – от особенностей мышления и нравственных установок до проявления во всех областях науки и культуры. Антиподом схоластического мировоззрения Средневековья стала гуманистическая философия эпохи Возрождения и Нового времени, получившая дальнейшее развитие и в современных научных исследованиях.
Список литературы:
- Агеев, В. Н. Семиотика / В. Н. Агеев. – М. : Издательство «Весь Мир», 2002. – 256 с.
- Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Гнозис, 2005. – 326 с.
- Аристотель. Первая аналитика / Аристотель // Пер. Н. Н. Ланге. – Издательство : (тип.) В. С. Балашева и К°, 1894 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003666912/. – Дата доступа: 02.12.2024.
- Берков, В. Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В. Ф. Берков. – Минск : РИВШ, 2012. – 396 с.
- Кавинкина, И. Н. Основы семиотики: пособие / И. Н. Кавинкина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 106 с.
- Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечковская // Курс лекций: Учебное пособие для студентов. – М. : Академия, 2007.
- Оккам, У. Избранное / У. Оккам // Ред. и вст. ст. А. В. Аполлонова. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 222 с.
- Соссюр, Ф де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр; переводчик А. М. Сухотин; под редакцией Р. О. Шор. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – Серия «Антология мысли» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/516045. – Дата доступа: 15.01.2024.
- Соссюр, Ф де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр // Пер. с франц. под ред. A. A. Холодовича [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/doc4605748_439264667. – Дата доступа: 15.01.2024.
- Tillich, Paul. Systematic Theology, Volume 1. – University of Chicago Press. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://people.bu.edu/wwildman/tillich/stguide/stguide0.htm. – Дата доступа: 10.02.2024.
дипломов
Оставить комментарий