Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никульшин К.В. ПЕРСПЕКТИВА ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К РИМСКОМУ СТАТУТУ МУС // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(53). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕРСПЕКТИВА ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К РИМСКОМУ СТАТУТУ МУС

Никульшин Константин Владимирович

аспирант Сургутского государственного университета,

РФ, г. Сургут

THE PROSPECT OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE ROME STATUTE OF THE ICC

Konstantin Nikulshin

рh.D. student of the Surgut State University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает вопрос вхождения России в международное обязательство в рамках Римского Статута МУС. Сначала оценивается юрисдикция МУС в рамках Римского Статута и исполнение международных договорных обязательств, а затем оценивается, насколько Римский статут впишется в этой установленной схеме, насколько будут способствовать этому национальные правовые стандарты.

ABSTRACT

This paper examines issues related to Russia's entry into international obligations under the ICC Rome Statute. The first point is the estimation of jurisdiction of the ICC under the Rome Statute and the implementation of international treaty obligations. The second point is the entrance of the Rome Statute in the established pattern of ICC and the contribution of national legal standards to this process.

 

Ключевые слова: Римский Статут, имплементация, уголовное право, МУС, специальный трибунал, Римский Статут МУС.

Keywords: Rome Statut, implementation, Criminal Law, International Criminal Court(ICC или ICCt), ad hoc, Rome Statute of the International Criminal Court.

 

Мысль о том, что безнаказанность лиц, совершивших международные преступления, недопустима, неоднократно являлась предметом обсуждения государств с момента разгрома Гитлеровской коалиции. Поэтому для привлечения к судебной ответственности лиц, совершивших наиболее тяжкие международные преступления, предлагалось создать постоянный международный трибунал. Для привлечения к ответственности и наказании лиц, совершивших международные преступления в бывшей Югославии и Руанде, в 1993 и 1994 годах Организацией Объединенных Наций создано два уполномоченных международных трибунала. При этом некоторые видные деятели-юристы считают, что пример Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии является крайне показательным, поскольку не достиг целей своего создания [1]. По окончании специальных международных трибуналов 1993 и 1994 годов проводились переговоры по созданию постоянного международного трибунала, в целях привлечения к ответственности лиц, совершивших наиболее тяжкие международные преступления. И, как следовало ожидать, после длительных переговоров, 01 июля 2002 года вступил в силу Римский Статут Международного Уголовного Суда, принятый в Риме в 1998 году 120 странами на Дипломатической конференции. Это достижение стало возможным благодаря многолетнему упорному сотрудничеству государств, что является важной исторической вехой на пути обеспечения наказания преступников, совершивших наиболее тяжкие международные преступления.

Римским статутом учреждается международный уголовный суд, отправляющий правосудие в отношении наиболее опасных международных преступников [7].

Под юрисдикцию Суда подпадают преступления, совершенные после вступления в силу Статута – это преступления агрессии, геноцид, преступления против человечности и военные преступления (ст. 5, 11). 1 сентября 2000 года была проведена Ассамблея стран-участниц, подписавших Римские соглашения, где был утвержден документ, называемый «Элементы преступлений», который дополняет преступления, предусмотренные Римским статутом. Этот документ призван оказать помощь Суду в правильной квалификации упомянутых преступлений. Римский Статут имеет прямое действие лишь в отношении стран-участниц Римских соглашений, либо если имеется согласие на отправление правосудия Международным Уголовным Судом в отношении указанных преступлений. В силу статей 25, 26 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц, при этом Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступлений [7].

По просьбе стран-участниц Римского Статута или Прокурора, юрисдикция МУС распространяется на те государства, на территории которых были совершены преступления, либо обвиняемый является гражданином страны-участницы Римских соглашений.

Любая страна, не связанная Статутом, без ограничений, вправе принять юрисдикцию Суда, заявив об этом. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций может дать поручение Прокурору провести расследование согласно системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом Организации Объединенных Наций, Главой VII. В течение вновь возобновляемого периода продолжительностью в 12 месяцев Совет Безопасности Организации Объединенных Наций может также обратиться с просьбой не начинать или не продолжать расследование или судебное разбирательство.

Многие международные и неправительственные организации работают над тем, чтобы способствовать скорой имплементации Римского статута во внутреннее законодательство стран-участниц. Некоторыми из них даже предлагаются принципы и типовые законы, служащие целям оказания взаимопомощи государствам в этом направлении.

Существует несколько важных положений, которые необходимо соблюдать с той целью, чтобы построить всестороннюю и эффективную систему уголовного преследования, в которой государствам принадлежит ведущая роль:

  • принять Римский статут как можно быстрее, поскольку универсальная ратификация сделает более действенным и эффективным принцип дополнительности;
  • воздержаться от применения временного положения (ст. 124) и от заявлений, которые могут быть приравнены к оговоркам, поскольку последние не допускаются (ст. 120);
  • оказывать друг другу и Международному Уголовному Суду взаимопомощь в связи с судопроизводством, касающимся преступлений, которые подпадают под юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Для этого потребуется ввести в действие или внести поправки в законодательство для обеспечения сотрудничества с Международным Уголовным Судом, что включает передачу обвиняемых в совершении таких преступлений (ст. 89 Статута, озаглавленная «Передача лиц Суду») [6; 3].

Что касается возможных изменений национальной конституции, международная практика свидетельствует о том, что ратификация Римского статута государством не порождает проблем для сохранения его конституционного строя. В то же время, Римский статут содержит целый ряд правовых стандартов, которые национальным органам власти, придется принять за образец и пересмотреть свое внутреннее законодательство, к примеру касающееся иммунитета лиц, занимающих государственные должности; обязанности государств передавать своих граждан Международному уголовному суду по просьбе Суда; взаимодействия между международным и национальным судами, как это сформулировано в конституции, и т. д. Но следует подчеркнуть, что при решении вопроса о соответствии национальной конституции Римскому Статуту Международного Уголовного Суда государства свободны в выборе подхода, который отвечает их правовой системе. Международный опыт говорит о том, что в настоящее время существует несколько способов имплементации норм Римского статута в национальное конституционное право:

  • внесение поправок общего плана в конституцию, чтобы юрисдикция МУС установилась на конституционном уровне;
  • внесение более частных поправок для того, чтобы установить некоторые конституционные нормы в соответствие с Римским статутом;
  • специальное толкование Римского статута, которое обеспечит его соответствие национальной конституции без внесения в нее поправок.

Углубление и расширение отношений РФ с Международным уголовным судом (МУС) не исключает возможности того, что РФ когда-нибудь ратифицирует Римский статут. Россия, как и многие страны, подписала, но не ратифицировала Римский Статут.

Не существует строгих правил, которым необходимо следовать с тем, чтобы ратифицировать Римский Статут или присоединиться к нему. Важно, чтобы государство в соответствии со своими национальными правилами для присоединения к международным соглашениям, заявило о своем согласии на обязательность для него данного договора. Для этого, в частности, потребуется одобрение парламента страны.

Процесс присоединения к многостороннему международному договору можно кратко охарактеризовать следующим образом. Текст договора принимается на международной конференции, где представлены государства-участники. Затем договор остается открытым для подписания государствами-участниками в течение определенного периода времени, к примеру, 12 месяцев. После этого государства-участники проставляют свой апостиль в книге договора, обозначая тем самым свое согласие на обязательность для него данного договора. Подписание договора не делает его положения обязательными для исполнения, хотя государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор «его объекта и цели» в период между подписанием и ратификацией (См. Венскую конвенцию о праве договоров 1969 г., ст. 18.). Многосторонними являются договоры, участниками которых становятся более двух государств, часто они являются открытыми для всех государств [5].

После подписания международного соглашения государство ратифицирует договор, направляя письмо депозитарию (то есть Генеральному секретарю ООН или государству-депозитарию (государствам-депозитариям)), как правило, по завершении национальных юридических процедур, необходимых для ратификации договора.

Что касается России, в соответствии с национальными юридическими процедурами Римский Статут Международного Уголовного Суда вносится в Парламент на ратификацию Президентом [4; 2] (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

При этом необходимо одобрение верхней палаты Парламента простым большинством голосов. Без одобрения верхней палаты Парламента Римский Статут Международного Уголовного Суда не может быть направлен Президенту для подписания и обнародования, и этим нарушается процедура его принятия. Одновременно это означает приостановление процесса ратификации Римского Статута Международного Уголовного Суда [4; 2] (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Например, с точки зрения внутреннего права Словении, ратификация международных договоров осуществляется парламентом, который принимает соответствующие законы, и правительством, которое принимает соответствующие постановления. В США ратификация международных договоров осуществляется президентом только с совета и согласия сената, который принимает соответствующую резолюцию. Часто в международной практике правительство имеет право заключать международные соглашения, не требующие их ратификации парламентом.

В случае принятия юрисдикции Международного Уголовного Суда, потребуется привести в действие или внести поправки в законодательство для обеспечения сотрудничества с МУС, что включает передачу обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных Римским Статутом МУС, пересмотр норм, касающихся иммунитета лиц, занимающих государственные должности; обязанности государств передавать своих граждан Международному уголовному суду по просьбе Суда; взаимодействия между международным и национальным судами, как это сформулировано в конституции, и т. д. Все это потребует принятия общих и частных поправок для того, чтобы привести некоторые конституционные нормы в соответствие с Римским статутом;

Римский статут налагает обязательства на народы, которые ратифицируют его, при этом могут возникать правовые коллизии. Не только Россия, но и каждая страна, подписавшая Статут Международного уголовного суда (Римский статут), стоит перед выбором того, как выполнить эти обязательства, как и когда она сможет присоединиться к Международному Уголовному Суду. Для того, чтобы сделать это, Президент и Парламент, должны объявить Римский Статут Международного уголовного суда (Римский статут) самоисполнимым путем его ратификации, либо Парламент должен принять федеральный закон о ратификации Римского Статута Международного Уголовного Суда, внесенный на рассмотрение Президентом, предусматривающий способы и порядок выполнения международных обязательств РФ в рамках Римского Статута Международного уголовного суда (Римский статут). Первый вариант предпочтительнее, поскольку государство сможет избежать потенциальных сбоев при выполнении своих международных обязательств в рамках Римского Статута Международного уголовного суда (Римский статут). Тем не менее, дальнейшее внутреннее правовое регулирование в форме издания национальных законодательных актов все еще может быть полезным для установления детальных процедур исполнения международных обязательств в рамках Римского Статута Международного уголовного суда (Римский статут), даже если Римский Статут является самоисполнимым. При этом, законодательную силу для определения критериев самоисполнимости Римского статута должны устанавливать договаривающиеся стороны [7].

Как видно, сложность в принятии Римского статута состоит в том, что для его ратификации необходимо внести конституционные поправки общего и частного характера, чтобы признать юрисдикцию МУС на конституционном уровне, а также заручиться многопартийной политической поддержкой в Парламенте (порог 2/3). Все это делает практически невозможным вхождение России в международно-правовое обязательство в рамках МУС.

 

Список литературы:

  1. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы. СПб., 2003. 252 с.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. 585 с.
  3. Колодкин Р.А. Иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции // Юрист-международник. 2005. № 3. С. 2–10.
  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
  5. Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений (системный подход). – М.: Международные отношения, 1975. 175 с.
  6. Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. – М.: Волтерс Клувер, 2005. 416 с.
  7. Текст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года. 72 с. http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий