Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2025 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Трудовое право и право социального обеспечения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Еряшева Е.Р., Киселева Л.А. CРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОМИССИЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XCIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(92). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 160-164.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

CРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОМИССИЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Еряшева Елизавета Романовна

студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь,

Республика Беларусь, г. Минск

Киселева Людмила Алексеевна

ст. преподаватель кафедры гражданского и хозяйственного права, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Республика Беларусь, г. Минск

В современных условиях динамично развивающегося рынка труда эффективное разрешение трудовых споров становится особенно актуально. В этом контексте комиссии по трудовым спорам (далее – КТС) представляют собой важный инструмент для защиты прав работников и обеспечения справедливости в трудовых и тесно связанных с ними отношениях.

Формирование состава КТС предполагает включение лиц, обладающих необходимым уровнем знаний и опытом в сфере трудового права, а также способностью к объективной оценке обстоятельств дела и вынесению непредвзятых решений при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

В Беларуси, согласно ч. 1 ст. 235 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ), КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя [3]. Представители нанимателя назначаются приказом руководителя, а представители профсоюза формируются по решению профсоюзного комитета об избрании, что фиксируется в протоколе. При этом членом КТС от профсоюза может быть любой работник, являющийся членом профсоюза. Исходя из содержания ст. 235 ТК РБ, возможность создания КТС по соглашению между нанимателем и коллективом без участия профсоюза не предусматривается. В Республике Беларусь КТС не может быть создана в организации, в которой отсутствует профсоюз.

В России КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя. В соответствии с ч. 2 ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) представители работодателя назначаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Представителей работников выбирают на общем собрании (конференции) работников или делегируют через представительный орган с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников [4].

В обеих странах количественный состав КТС не фиксируется в законодательстве и устанавливается по соглашению сторон. Это обстоятельство позволяет гибко подходить к формированию комиссии, исходя из численности работников и специфики трудовых споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 235 ТК КТС могут создаваться в подразделениях организации на основе письменного соглашения между профсоюзом и нанимателем или коллективного договора [3]. В России, согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ, КТС в структурных подразделениях образуются по решению общего собрания работников и рассматривают индивидуальные трудовые споры в пределах своих полномочий, что подчеркивает их локальный характер [4].

Cрок деятельности комиссии, согласно статье 235 ТК РФ, составляет один год. В союзном государстве же вопрос о сроке существования КТС не имеет однозначного регулирования, что может приводить к неопределенности в функционировании данного органа.

Согласно законодательству о труде России КТС формирует руководящий состав, избирая председателя, заместителя и секретаря из числа своих членов, законодательство Республики Беларусь устанавливает руководящий состав из председателя и секретаря, а также регламентирует ограничения, направленные на обеспечение беспристрастности: недопустимость одновременного занятия должностей председателя и секретаря представителями одной стороны на заседании КТС. Кроме того, обязанности председателя и секретаря на каждом заседании возлагаются поочередно на представителей сторон.

КТС в обеих странах обладают схожими, но не идентичными функциями по разрешению трудовых споров. Например, в Беларуси их компетенция охватывает широкий круг вопросов, включая нормы и оплату труда, выдачу средств индивидуальной защиты, выплату компенсаций, перевод на другую работу и др. В России КТС рассматривают споры, касающиеся предоставления льгот по трудовому договору, изменений условий договора и дисциплинарных взысканий и т.д. Таким образом, КТС в Беларуси и в России имеет широкий круг полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 242 ТК РБ и ст. 386 ТК РФ, работник наделен правом обратиться в КТС в течение трех месяцев с момента, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Своевременность обращения важна для защиты прав трудящихся и предотвращения ухудшения ситуации. В случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить, что свидетельствует о гибком подходе к защите прав работников [5, с. 6].

Стоит отметить, что наниматель (работодатель) в качестве работника не имеет права обращаться в данную комиссию для разрешения индивидуальных трудовых споров. Данное положение обусловлено тем, что члены КТС находятся в подчинении руководителя организации, что может оказывать влияние на объективность рассмотрения споров и результат рассмотрения споров по существу.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС России и Беларуси включает несколько ключевых этапов: принятие заявления работника, подготовка дела для дальнейшего рассмотрения, привлечение всех участников разбирательства (свидетелей, специалистов, представителей сторон), вынесение решения и его исполнение. В случае невыполнения решения предусматриваются меры принудительного исполнения со стороны компетентных органов [2, c. 85].

Все заявления регистрируются в специальном журнале, где указывается ключевая информация: дата подачи заявления, ФИО работника, его подавшего, а также суть спора. КТС обязана рассмотреть спор в течение установленного срока – 10 дней.

Как по российскому, так и по белорусскому законодательству заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законодательство о труде Республики Беларусь не регламентирует форму и содержание заявления в КТС. Работник, подающий заявление в КТС, указывает на конкретные факты нарушения его прав и законных интересов, а также прикладывает, в случае наличия, письменные доказательства, подтверждающие факт нарушения [1, c. 880]. В российском законодательстве также отсутствует четкая регламентации содержания заявления в КТС, что, в свою очередь, замедляет процесс разрешения индивидуальных трудовых споров, поскольку у комиссии возникает необходимость требования дополнительных разъяснений и доказательств.

В Республике Беларусь закреплена обязанность работника присутствовать лично при рассмотрении спора в КТС (ч. 2 ст. 237 ТК РБ). Основанием рассмотрения спора без участия работника является письменное заявление работника о рассмотрении спора без его участия. В России требования к участию работника в заседании КТС более гибкие, что подтверждается ч. 3 ст. 387 ТК РФ, согласно которой, трудовой спор в КТС рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

В Беларуси при неявке на заседание КТС работника, а в России – работника (его представителя), заседание откладывается, а повторная неявка без уважительной причины может привести к снятию заявления с рассмотрения с возможностью повторного обращения в течение установленного законодательством срока. При отсутствии представителя нанимателя заседание КТС проводится без него.

По законодательству Беларуси присутствие всех членов КТС на заседании при рассмотрении конкретного спора не обязательно. Однако при этом требуется участие равного количества представителей от нанимателя и от профсоюза.В Российской Федерации заседание КТС признается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих интересы работодателя, и не менее половины членов, представляющих интересы работников (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).Таким образом, в Республике Беларусь обеспечивается принцип паритетности не только при формировании КТС, но и в процессе рассмотрения спора.

В Республики Беларусь решение КТС принимается по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (ч. 1 ст. 238 ТК РБ), что свидетельствует о примирительном принципе работы КТС. В случае, если согласие не достигнуто, в протоколе фиксируются предложения каждой из сторон. В Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 388 ТК РФ члены КТС принимают решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании, что обеспечивает свободу мнения каждого члена и способствует объективности при принятии решений [4]. Таким образом, белорусская модель обеспечивает конструктивное взаимодействие сторон, но может замедлить процесс принятия решений, тогда как российская модель позволяет принимать решения быстрее.

Основным отличием оформления протокола на заключительном этапе рассмотрения спора в России и Беларуси является количество подписей: в России достаточно подписи председателя или его заместителя (ч. 6 ст. 387 ТК РФ), а в Беларуси необходимы подписи как председателя, так и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 237 ТК РБ).

Кроме того, белорусское законодательство о труде включает специальные гарантии для членов КТС, что отражает стремление государства защищать права работников, участвующих в разрешении трудовых конфликтов, тогда как в российском трудовом законодательстве такие гарантии отсутствуют [1, c. 885].

Таким образом, в ходе проведения сравнительно-правового анализа КТС в Республике Беларусь и Российской Федерации были выявлены как общие цели, включая защиту прав работников и разрешение трудовых конфликтов, так и значительные различия в их организации и процедурах рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Обе страны признают важность КТС, способствуя мирному разрешению конфликтов и снижению нагрузки на судебные органы. Эффективная деятельность КТС играет ключевую роль в укреплении социальных гарантий и поддержании стабильности на рынке труда. В связи с этим, дальнейшее совершенствование механизмов работы комиссий в обеих странах представляется необходимым для повышения уровня защиты прав работников, улучшения социального климата и снижения числа трудовых конфликтов.

 

Список литературы:

  1. Постатейный комментарий Трудового кодекса Республики Беларусь от 29.06.23 № 273-3 / [под общ.ред.Г.А. Василевича, А.А. Греченкова]. - Минск : Регистр Медиа, 2024. - 1359 с.
  2. Томашевский К.Л. Комиссия по трудовым спорам: порядок формирования, компетенция, процедура и сроки рассмотрения споров // Отдел кадров: профессиональный ежемесячный журнал / учредитель: ОДО "Профигруп". - 2020. - № 8. - С. 81-91.
  3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (ред. от 08.07.2024 №25-З) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/219260/#M104247/ (дата обращения: 19.03.2025).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru /12125268 / (дата обращения:18.03.2025).
  5. Трудовой кодекс РФ. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров: [постатейный комментарий к гл. 60 - 61]. - Москва: [б. и.], 2023. - 80 с. - (Труд и зарплата; № 6-2023).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий